Автор: Шипова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Особенности "народных песен" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ «НАРОДНЫХ ПЕСЕН» В ПОЭМЕ
Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»(1863-1876) - вершина творчества Николая
Алексеевича Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение,
грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных
сословий
тогдашней
России,
правдивости,
яркости
и
многообразию
типов.
Поэме
Некрасов отдал тринадцать лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском
народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение 20-ти лет.
Казалось бы, проблема некрасовского фольклоризма имеет давние корни в
отечественном
литературоведении.
«Народные
песни»
Некрасова
-
этот
термин
уже
прочно устоялся в отечественном некрасоведении.
Поэт многократно обращался к фольклорным мотивам и образам. Поэму о
народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Действительно, в «Кому на
Руси жить хорошо» в той или иной степени «задействованы» все основные жанры
фольклора: сказка, былина, песня, легенда, сказание и другие.
Некрасов
усиливает
лиризм
поэмы
с
помощью
песни.
Об
этой
особенности
академик П.Н. Сакулин писал: «Он (Некрасов) составил из народа многоголосный хор и,
искусно дирижируя, заставляет выступать то солистов, то хор». Можно сказать, что поэма
не столько читается, сколько поется. Песня – постоянный спутник и яркий выразитель
жизни
и
чаяний
народных.
Ее
поют
в
одиночку,
исполняют
хором.
Несомненно,
в
основном поэма написана именно «народным» стилем. В связи с этим автор широко
использует в ней фольклор.
Фольклорно-сказочный
материал
вошел
в
сюжетную
основу
поэмы.
Так,
говорящая пеночка вмешивается в спор мужиков и обещает выкуп за птенчика, — образ
сказочный. Сказочный образ также скатерть-самобранка, хотя применение ее в поэме
Некрасова совершенно оригинальное: она должна кормить и одевать мужиков во время
их странствований.
В дальнейшем собственно фольклорный материал
Некрасов особенно широко
использует в части «Крестьянка». Однако, различные фольклорные жанры использованы
далеко
не
в
равной
степени.
Особенно
широко
представлены
здесь,
во-первых,
похоронные
причитания
(по
сборнику
Барсова
«Причитанья
Северного
края»),
во-
вторых,
свадебные
причитания
невесты,
в-третьих
—
лирические
семейно-бытовые
песни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому
что именно в этих произведениях наиболее ярко и эффективно отразились настроения,
чувства и думы крестьянства.
Типичность
положения
невесток
в
патриархальной
семье
подчеркивается
Некрасовым
«с
помощью
широкого
использования
народных
песен
и
причитаний.
Некрасов
включает,
иногда
без
сомнения,
песенный
материал,
заимствованный
из
сборников Рыбникова, Барсова, а также слышанных от крестьян и записанных им самим.
В главе II «Песни» песенный материал подается именно в виде песен, иллюстрирующих
положение
замужней
женщины.
Песни-причитания
отражают
характерные
черты
народной жизни. Поэтому поет их Матрена Тимофеевна и хором подпевают странники
(они тоже знают эту песню). Некрасов приводит песни «Велел родимый батюшка»,
«Снится
мне»,
«Мой
постылый
муж»
и
др.
все
с
той
же
целью:
подчеркнуть
общеизвестность положения женщин в семье. Основной мотив женских песен – мотив
воли как обязательное условие счастья».
Глава IV «Демушка» в значительной степени построена на основе похоронных
причитаний
Ирины
Федосовой
(из
сборника
Барсова).
Часто
Некрасов
использует
конкретный текст
причитания; но важен здесь именно текст, который сам по себе
позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом
о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде.
В главах «Последыш» и «Пир на весь мир» мы увидим целый ряд «песен», но
песни эти не фольклорные, а созданные самим Н.А. Некрасовым по типу фольклорных.
Как раз этим песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их даже
можно назвать пропагандистскими. Таковы, например, песни «Веселая», «Барщинная»,
«Голодная», «Солдатская», «Соленая
и др.
Отчасти, пожалуй, сюда же может быть
отнесена одна из песен Гриши - «Русь» («Ты и убогая, ты и обильная»).
Важно отметить, что в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить
хорошо»
Некрасов
дает
подробный
комментарий
к
своим
«народным
песням»,
помогающий осуществить их фольклористический анализ.
Так, песня о вопиющей крестьянской бедности и крепостническом произволе бар
«Веселая» представлена как плясовая. Налицо диссонанс: трагическое содержание и
частый
темп
исполнения
произведения.
Подобный
прием
характерен
фольклорной
традиции: например, как частая исполнялась антикрепостническая народная песня «Как
за барами житье было привольное». А вот «Барщинная» песня характеризуется поэтом
как протяжная, печальная – ее «родную» хором грянули вахлаки, так как они сами
ощутили все ужасы подневольной жизни. «Голодную» «так песню отчеканили, что сразу
наши
странники
запомнили
ее».
Вахлаки,
указывает
Некрасов,
пропели
свою
«Голодную» «не голосом – нутром», более того крепостные инсценируют трагическое
содержание
песни,
где
голод
приобретает
сказочно-гиперболическую
форму
и
уничтожает все гуманное в человеке.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть «Солдатская» песня. Тем самым поэма
сближается
с
народным
творчеством.
Солдатский
казачий
фольклор
рассказывал
о
военных действиях правдиво и сурово.
Поэт использовал не только современные ему крестьянские песни, но обращался
также (для передачи старинной были) к историческому эпосу. Песня «Крестьянский
грех» написана в духе былинных стихов. В песне «Адмирал-вдовец по морям ходил…»
совершенно ясен былинный характер: используются повторения («по морям ходил, по
морям ходил, корабли водил»), внутренние рифмы (ходил – водил), былинный оборот
(Гой ты, староста!»). В основе рассказа лежит часто встречаемый в народном творчестве
сюжет легенды об уничтоженном завещании, по которому якобы даровалась крестьянам
воля.
В песне «Бурлак» поэт указывает на богатырские силы, таящиеся в народе. Эти
песни
явились
основанием
для
появления
четвертой
–
«Русь»,
в
которой
Гриша
выступает в роли организатора народных сил на борьбу против тех, кто продолжает
делать
Россию
убогой,
забитой,
бессильной.
Добросклонов
поэтизирует
«искру
сокрытую». Неисчислимая «рать подымается», и Гриша – певец ее силы».
Удельный вес фольклорных элементов и, в частности, народно-песенного стиля в
поэме «Кому на Руси жить хорошо» резко возрастает от начала к концу. Некоторые
тексты «народных песен» вошли в некрасовскую поэму в их первозданном виде. Другие
поэт
подвергал
корректировке,
но
не
произвольной,
а
учитывающей
эволюцию
народнопоэтического
творчества.
«В
отдельных
же
случаях
Некрасов
создавал
собственные песни, которые по духу были истинно народными: они представляли собой
как бы взятый а его имманентном развитии тип этого фольклорного жанра».
Поэт использует фольклорный материал для различных целей. С одной стороны,
сам
фольклор
является
элементом
быта
и
именно
для
показа,
для
более
полного
изображения
быта
включается
в
произведения
Некрасова.
С
другой
стороны,
фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской аудитории.
Некрасов доносит до читателя «песни» через своих героев. Например, в поэме
«Кому на Руси жить хорошо» этот герой – Григорий. Как поэт он раскроется через песни,
и в песнях же он найдет возможность указать путь к счастью. В сердце юноши Некрасов
вложил свои чувства, в его уста – свои песни. Так, в песне «Русь» звучит вера Некрасова
в будущее страны и народа. Гриша исполняет не только новые песни, но и поет гимн,
гимн благородный, гимн лучезарный. Еще в начале XIX в. «гимном стали называть
торжественную
песнь,
воспевающую
национальное,
государственное
или
классовое
единство». Гимн Добросклонова посвящается воплощению народного счастья.
Пожалуй, в русской литературе нет другого поэта, который с таким мастерством
приобщил читателя к устно-поэтической традиции, который так много нового внес в
поэтическую речь.
Как справедливо заметила М.И. Цветаева, «для того, чтобы поэт сложил народную
песню, нужно, чтобы народ вселился в поэта. Народная песня: не отказ, а органическое
совпадение, сращение, созвучие данного «я» с народом».
Н.А. Некрасов оставил своим потомкам яркие образцы реалистического эпоса,
социальной
сатиры,
народной
песни,
пленяющие
нас
яркими
образами
русского
крестьянства, чарующими картинами природы, сочным красочным народным языком.
Его произведения - это подлинная русская поэзия, являющаяся одной из лучших страниц
в наследии нашей национальной культуры.
Шипова Т.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 49 города Краснодара