Напоминание

Особенности "народных песен" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"


Автор: Шипова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Особенности "народных песен" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ «НАРОДНЫХ ПЕСЕН» В ПОЭМЕ

Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»(1863-1876) - вершина творчества Николая

Алексеевича Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение,

грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных

сословий

тогдашней

России,

правдивости,

яркости

и

многообразию

типов.

Поэме

Некрасов отдал тринадцать лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском

народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение 20-ти лет.

Казалось бы, проблема некрасовского фольклоризма имеет давние корни в

отечественном

литературоведении.

«Народные

песни»

Некрасова

-

этот

термин

уже

прочно устоялся в отечественном некрасоведении.

Поэт многократно обращался к фольклорным мотивам и образам. Поэму о

народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Действительно, в «Кому на

Руси жить хорошо» в той или иной степени «задействованы» все основные жанры

фольклора: сказка, былина, песня, легенда, сказание и другие.

Некрасов

усиливает

лиризм

поэмы

с

помощью

песни.

Об

этой

особенности

академик П.Н. Сакулин писал: «Он (Некрасов) составил из народа многоголосный хор и,

искусно дирижируя, заставляет выступать то солистов, то хор». Можно сказать, что поэма

не столько читается, сколько поется. Песня – постоянный спутник и яркий выразитель

жизни

и

чаяний

народных.

Ее

поют

в

одиночку,

исполняют

хором.

Несомненно,

в

основном поэма написана именно «народным» стилем. В связи с этим автор широко

использует в ней фольклор.

Фольклорно-сказочный

материал

вошел

в

сюжетную

основу

поэмы.

Так,

говорящая пеночка вмешивается в спор мужиков и обещает выкуп за птенчика, — образ

сказочный. Сказочный образ также скатерть-самобранка, хотя применение ее в поэме

Некрасова совершенно оригинальное: она должна кормить и одевать мужиков во время

их странствований.

В дальнейшем собственно фольклорный материал

Некрасов особенно широко

использует в части «Крестьянка». Однако, различные фольклорные жанры использованы

далеко

не

в

равной

степени.

Особенно

широко

представлены

здесь,

во-первых,

похоронные

причитания

(по

сборнику

Барсова

«Причитанья

Северного

края»),

во-

вторых,

свадебные

причитания

невесты,

в-третьих

лирические

семейно-бытовые

песни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому

что именно в этих произведениях наиболее ярко и эффективно отразились настроения,

чувства и думы крестьянства.

Типичность

положения

невесток

в

патриархальной

семье

подчеркивается

Некрасовым

«с

помощью

широкого

использования

народных

песен

и

причитаний.

Некрасов

включает,

иногда

без

сомнения,

песенный

материал,

заимствованный

из

сборников Рыбникова, Барсова, а также слышанных от крестьян и записанных им самим.

В главе II «Песни» песенный материал подается именно в виде песен, иллюстрирующих

положение

замужней

женщины.

Песни-причитания

отражают

характерные

черты

народной жизни. Поэтому поет их Матрена Тимофеевна и хором подпевают странники

(они тоже знают эту песню). Некрасов приводит песни «Велел родимый батюшка»,

«Снится

мне»,

«Мой

постылый

муж»

и

др.

все

с

той

же

целью:

подчеркнуть

общеизвестность положения женщин в семье. Основной мотив женских песен – мотив

воли как обязательное условие счастья».

Глава IV «Демушка» в значительной степени построена на основе похоронных

причитаний

Ирины

Федосовой

(из

сборника

Барсова).

Часто

Некрасов

использует

конкретный текст

причитания; но важен здесь именно текст, который сам по себе

позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом

о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде.

В главах «Последыш» и «Пир на весь мир» мы увидим целый ряд «песен», но

песни эти не фольклорные, а созданные самим Н.А. Некрасовым по типу фольклорных.

Как раз этим песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их даже

можно назвать пропагандистскими. Таковы, например, песни «Веселая», «Барщинная»,

«Голодная», «Солдатская», «Соленая

и др.

Отчасти, пожалуй, сюда же может быть

отнесена одна из песен Гриши - «Русь» («Ты и убогая, ты и обильная»).

Важно отметить, что в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить

хорошо»

Некрасов

дает

подробный

комментарий

к

своим

«народным

песням»,

помогающий осуществить их фольклористический анализ.

Так, песня о вопиющей крестьянской бедности и крепостническом произволе бар

«Веселая» представлена как плясовая. Налицо диссонанс: трагическое содержание и

частый

темп

исполнения

произведения.

Подобный

прием

характерен

фольклорной

традиции: например, как частая исполнялась антикрепостническая народная песня «Как

за барами житье было привольное». А вот «Барщинная» песня характеризуется поэтом

как протяжная, печальная – ее «родную» хором грянули вахлаки, так как они сами

ощутили все ужасы подневольной жизни. «Голодную» «так песню отчеканили, что сразу

наши

странники

запомнили

ее».

Вахлаки,

указывает

Некрасов,

пропели

свою

«Голодную» «не голосом – нутром», более того крепостные инсценируют трагическое

содержание

песни,

где

голод

приобретает

сказочно-гиперболическую

форму

и

уничтожает все гуманное в человеке.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть «Солдатская» песня. Тем самым поэма

сближается

с

народным

творчеством.

Солдатский

казачий

фольклор

рассказывал

о

военных действиях правдиво и сурово.

Поэт использовал не только современные ему крестьянские песни, но обращался

также (для передачи старинной были) к историческому эпосу. Песня «Крестьянский

грех» написана в духе былинных стихов. В песне «Адмирал-вдовец по морям ходил…»

совершенно ясен былинный характер: используются повторения («по морям ходил, по

морям ходил, корабли водил»), внутренние рифмы (ходил – водил), былинный оборот

(Гой ты, староста!»). В основе рассказа лежит часто встречаемый в народном творчестве

сюжет легенды об уничтоженном завещании, по которому якобы даровалась крестьянам

воля.

В песне «Бурлак» поэт указывает на богатырские силы, таящиеся в народе. Эти

песни

явились

основанием

для

появления

четвертой

«Русь»,

в

которой

Гриша

выступает в роли организатора народных сил на борьбу против тех, кто продолжает

делать

Россию

убогой,

забитой,

бессильной.

Добросклонов

поэтизирует

«искру

сокрытую». Неисчислимая «рать подымается», и Гриша – певец ее силы».

Удельный вес фольклорных элементов и, в частности, народно-песенного стиля в

поэме «Кому на Руси жить хорошо» резко возрастает от начала к концу. Некоторые

тексты «народных песен» вошли в некрасовскую поэму в их первозданном виде. Другие

поэт

подвергал

корректировке,

но

не

произвольной,

а

учитывающей

эволюцию

народнопоэтического

творчества.

«В

отдельных

же

случаях

Некрасов

создавал

собственные песни, которые по духу были истинно народными: они представляли собой

как бы взятый а его имманентном развитии тип этого фольклорного жанра».

Поэт использует фольклорный материал для различных целей. С одной стороны,

сам

фольклор

является

элементом

быта

и

именно

для

показа,

для

более

полного

изображения

быта

включается

в

произведения

Некрасова.

С

другой

стороны,

фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской аудитории.

Некрасов доносит до читателя «песни» через своих героев. Например, в поэме

«Кому на Руси жить хорошо» этот герой – Григорий. Как поэт он раскроется через песни,

и в песнях же он найдет возможность указать путь к счастью. В сердце юноши Некрасов

вложил свои чувства, в его уста – свои песни. Так, в песне «Русь» звучит вера Некрасова

в будущее страны и народа. Гриша исполняет не только новые песни, но и поет гимн,

гимн благородный, гимн лучезарный. Еще в начале XIX в. «гимном стали называть

торжественную

песнь,

воспевающую

национальное,

государственное

или

классовое

единство». Гимн Добросклонова посвящается воплощению народного счастья.

Пожалуй, в русской литературе нет другого поэта, который с таким мастерством

приобщил читателя к устно-поэтической традиции, который так много нового внес в

поэтическую речь.

Как справедливо заметила М.И. Цветаева, «для того, чтобы поэт сложил народную

песню, нужно, чтобы народ вселился в поэта. Народная песня: не отказ, а органическое

совпадение, сращение, созвучие данного «я» с народом».

Н.А. Некрасов оставил своим потомкам яркие образцы реалистического эпоса,

социальной

сатиры,

народной

песни,

пленяющие

нас

яркими

образами

русского

крестьянства, чарующими картинами природы, сочным красочным народным языком.

Его произведения - это подлинная русская поэзия, являющаяся одной из лучших страниц

в наследии нашей национальной культуры.

Шипова Т.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 49 города Краснодара



В раздел образования