Напоминание

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.


Автор: Супруненко Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия № 70"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 4 классе. Учитель начальных классов Супруненко Е.П.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных

единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.

Тип урока: урок – повторения.

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании

безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока:

- закрепить последовательность действий при написании безударных падежных окончаний

имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством

выполнения различных упражнений.

- формировать у обучающихся способность к рефлексии;

- учить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен

существительных;

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:

-осознавать роль языка в жизни людей и красоте природы;

- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока;

-работать по плану.

Познавательные:

-строить рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи

-оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

Предметные:

различать существительные 1,2,3 склонения;

правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного

числа.

Оборудование: учебник Русский язык В.П. Канакина, проектор, компьютер, карточки для

работы.

Ход урока

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Мотивация.

- Улыбнитесь друг

другу, мне, гостям.

Улыбка украшает

человека, рассеивает

мрачные мысли,

разгоняет серые

тучи.

-Что ещё может

делать улыбка?

- Пусть хорошее

настроение всегда

будет с вами.

Дети улыбаются,

отвечают на

вопрос.

Актуализация

опорных

знаний

Физминутка

Работа над

решением

поставленных

задач

–Закройте глаза и

представьте себе,

что вы устроились

удобно в кресле,

перед вами

появляется

завораживающая

картина и вы

слышите:

Чародейкою Зимою

3 склонение

ж.р. –

(ответы детей),

Рефлексия.

Околдован, лес

стоит –

И под снежной

бахромою,

Неподвижною,

немою

Чудной жизнью он

блестит.

Ф. И. Тютчев.

- Что вы

почувствовали,

представили?

- Оказывается, в

зимнем лесу можно

побывать, не выходя

из класса.

- Что нам помогает

представить зимний

лес? (появляется

картинка)

- Какое слово «

лишнее»? Почему?

-Расскажите, что мы

уже знаем об имени

существительном?

- Какое задание

можно выполнить с

этими словами?

Молодцы.

- Я предлагаю вам

определить род и

склонение у имени

сущ.

Фантазия –ж.р., 1

скл.

Желание – ср.р., 2

скл.

(появляется слово

на доске)

На

доске: Фантазия,

желание,

воображение,

захотеть.

3

склонение

ж.р. –

(разобрать по

составу,

определить

род,склонение)

(1 скл – ж.р..м.р. –

а, -я; 2 скл. – м.р. -

,с.р. – о, - е; 3

склонение- ж.р. –

ь.

Чтобы правильно

писать окончания

Правописание

безударных

окончаний имен

существительных

Повторить

правила

написания

безударных

Воображение – ср.р.

, 2скл.

- А зачем у

существительного

уметь определять

род и склонение?

- Сформулируйте

тему урока?

- Какова цель будет

нашего урока?

Поиграем в игру

«Верю - не верю»

- Я буду называть

признаки имени

существительного.

Среди них есть как

верные, так и

неверные

утверждения.

- Ваша задача: если

утверждение верное,

то ставьте -1, а если

неверным, то - 0.

- Верите ли вы, что

имена

существительные 1

склонения имеют в

родительном падеже

окончание – и,

- Верите ли вы, что

существительное на

полке имеет

окончание – е.

- Верите ли вы, что

имена

существительные 2

склонения имеют в

предложном падеже

окончание – и.

- Верите ли вы, что

имя

окончаний в

именах

существительных

1

1

0

0

1

1

Проверка

(фиксируется на

доске).

Если выполнил

правильно ставит +

+; 1 ошибка - +

(у Софии на столе

они лежат)

(записи

вывешиваем на

доску)

Поставить сущ. в

нач.форму и

определить

склонение

определить падеж

применить слова-

помощникиземля

– 1 скл.,конь - 2

скл., печь – 3

существительное в

печали имеет

окончание – е.

- Верите ли вы, что

словом - подсказкой

для имен

существительных 1

склонения с

безударными

окончаниями может

быть слово земля?

- Верите ли вы, что

имена

существительные 3

склонения в

родительном, в

дательном и

предложном падеже

имеет окончание –и.

- Поменяйтесь

карточками,

проверяем.

- Кто выполнил

задание без ошибок?

- Кто совершил 1

ошибку? 2 ошибки?

Давайте вспомним

алгоритм: Как

проверить

написание

безударных

окончаний имен

существительных.

София мне помогает

скл.,)

Дети смотрят на

экран, слушают

музыку и глазами

следят за

снежинками.

(работаем

устно)Используя

алгоритм дети

доказывают

(организуется в

форме

индивидуальной

работы.

Обучающиеся

самостоятельно

выполняют

проходя уровени

сложности

задания)

1 задание – 1

ребенок у доски

2 задание - с места

3 задание -

зачитывают с

места

Для глаз.

- Прочитайте

предложение.

Вставьте

пропущенные

окончания.

Лес стоит в снежном

убор… словно в

сказк….

- Какое окончание в

слове уборе?

Почему?

Какое окончание в

слове сказке?

Почему?

- В тяжёлые

снеговые шубы

нарядила зима

сосны и ели, даже о

веточках не

позабыла – им

приготовила

пуховые варежки. А

нам приготовила

задания. (картинка)

1. Работа

индивидуальная (на

карточках).

У каждого на парте

Смотрят на доску

и на карточке

ставят оценку

Карточки сдают

учителю

лежит карточка с

заданиями.

Работаем

самостоятельно.

Проверка задания

проводится

поэтапно.

Кто выполнил

задание без ошибок

поставьте + +;

1 ошибку - +

(проставить все 3

задания)

Вот и закончилась

наша виртуальная

прогулка по

зимнему лесу.

- Что мы сегодня

вспомнили?

- что для этого надо

сделать?

- Оцените

значимость своей

работы на уроке и

поставьте себе

отметку:

+ !- знаю и умею

применять, могу

помочь товарищу

+ - знаю и умею

применять

! - знаю, но не

всегда могу

применить

? - не уверен в своих

знаниях.

Оценим и свою

выполненную

работу за урок.

Посчитайте сколько

плюсов вы

заработали.

Если:

7 – 8 + - 5

5 – 6 + - 4

4 + - 3

- А я пожелаю вам

хорошо отдохнуть в

каникулы. Может

быть кто - нибудь из

вас побывает и

отдохнет в

настоящем зимнем

лесу.

- Спасибо. Урок

окончен.

Карточка № 1

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Ф.И.

_________________

Вставьте пропущенные буквы.

Определи падеж, склонение

На белой скатерт… снегов видны следы

рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая

белка.

Составить и записать предложения из

каждой строчки. Определить склонение

и падежи имён существительных в ед.

ч., дописать окончания.

Тропинк.., узкой, дети, еловой, по,

пришли, к рощ…;

____________________________________

____

____________________________________

____

недалеко, от, остановились, они,

полянк…;

____________________________________

____

____________________________________

____

Составьте связный текст из

2 – 4 предложений на тему «Что

увидели дети в зимнем лесу».

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

___________________________________

Ф.И.

____________________________________

_____

Вставьте пропущенные буквы.

Определи падеж, склонение

На белой скатерт… снегов видны следы

рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая

белка.

Составить и записать предложения из

каждой строчки. Определить склонение

и падежи имён существительных в ед. ч.,

дописать окончания.

1.Тропинк.., узкой, дети, еловой, по,

пришли, к рощ…;

_____________________________________

___

_____________________________________

___

2.недалеко, от, остановились, они,

полянк…;

_____________________________________

____

_____________________________________

____

Составьте связный текст из

2 – 4 предложений на тему «Что увидели

дети в зимнем лесу».

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

___________________________________

Ф.И.

_____________________________________

______

Карточка № 2

Поставить сущ. в

начальную форму и

определить

склонение

Определить падеж

Применить слова-

помощники: земля

1 скл., конь - 2

скл., печь – 3 скл.,)



В раздел образования