Напоминание

Инклюзивное образование в начальной школе


Автор: Гладкова Валентина Петровна
Должность: учитель начальнах классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №3
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инклюзивное образование в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Деловая

игра

«Инклюзивное

образование:

проблемы

и

пути

решения»

Сценарий проведения

Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательных

учреждений, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностями

здоровья.

Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедрения и

реализации инклюзивного образования в современном образовательном

учреждении, формирования профессионального взгляда на проблему создания

безбарьерной образовательной среды инклюзивной школы.

Предварительная работа: изучение теоретических материалов по

проблеме инклюзивного образования.

Время работы: 2-2,5 часа.

Критерии оценивания:

- соблюдение регламента игры на всех этапах;

- содержание идей, предложений, инноваций;

- наиболее яркое выступление (практическое задание);

- умение вести дискуссию отвечать на вопросы.

Методы активного обучения:

- неимитационные (дискуссия);

- игровые методы (игровое проектирование);

- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);

- решение ситуативных задач, мозговой штурм.

Правила игры:

1. Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы.

2. Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать,

сбивать с мысли, задавать вопросы).

3. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам

неверной.

4. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.

5. Педагоги делятся на три команды.

В то же время в содержании деловой игры прослеживаются элементы

тренинга.

Сценарный ход проведения деловой игры

Вступление ведущего.

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику

современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который

подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к

различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ

к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается

моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к

образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно

создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом

командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В

такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и

ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Принцип

инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей

учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать

такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и

наиболее включающей.

Этот принцип означает, что:

1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную

жизнь школы по месту жительства;

2) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую

потребности каждого;

3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью,

обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешными,

ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот

процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.

Сегодня Вам предлагается принять участие в деловой игре, позволяющей

рассмотреть проблему реализации инклюзивного образования с разных точек

зрения для того, чтобы иметь полное представление о возможных проблемах и

способах их решения на практике.

Ведущий.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Китайская пословица

Ведущий. Предлагает участникам игры разделиться на три команды

(деление участников на три группы (игровая жеребьевка), придумывание

названия).

Ведущий. Я предлагаю первое игровое задание

Разминка

Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово

“инклюзия”?

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

и - индивидуальность…

н - новизна…

к - комплексный подход…

л - личность…

ю - юридическая грамотность….

з - законность…

и - индивидуальная программа развития ребенка…

я - Я-Концепция.

Ведущий: Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но

каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно

поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке,

называемой

«Я»,

пытаемся

понять «Какую

роль

я

могла

бы

сыграть

в

инклюзивном

образовании»,

«Кем

я

вижу

себя

в

инклюзивном

образовании»

1 этап

Задание группам: все члены группы одновременно должны изображать

на листе ватмана представление о себе; о своей роли для сотрудничества между

педагогами и родителями; возможно использование различных символов, схем,

знаков и др.

После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем

присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для

комментария своего рисунка. Рисунок оценивают и остальные группы:

рефлексия, обратная связь (понравился / не понравился, с чем согласны / с чем

не согласны….).

2 этап

Ведущий. Каждой группе предлагается одна ситуация и время на ее

обсуждение (5 мин), по окончании которого необходимо озвучить свой вариант

разрешения ситуации. Остальные участники присоединяются к обсуждению

предложенного варианта. Четвертая ситуация предлагается для решения всеми

группами.

Педагогические ситуации

1-я ситуация

В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако,

выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно

с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?

2-я ситуация

Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между

нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-

инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу

проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?

3-я ситуация

Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного

мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки,

сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от

участия в нем своего ребенка. Что должен предпринять педагог, чтобы

разрешить опасения матери?

4-я ситуация

Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с

ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-

инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический

коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту.

Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в

сложившейся ситуации?

3 этап

Ведущий. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут

реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя

начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования,

обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися

детьми, так и особых образовательных потребностей.

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях общей

образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и

педагогов общего образования перед рядом, неразрешимыми пока еще

проблемами: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать

формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной нагрузки

для ребенка (т.к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать

предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и,

наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-

развивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов.

Каждой команде предлагается заполнить таблицу: «Преимущества

инклюзивного образования»:

Преимущества инклюзии

Для детей с ограниченными

возможностями здоровья

Для обычных учеников

Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

- Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень

социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в

инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных

школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе

целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с

особенностями находится в естественной пропорции по отношению к

остальным ученикам в целом.

- В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки

коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем,

что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального

взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в

качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции,

свойственной этому возрасту.

- В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более

насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение

навыков и академических достижений. В некоторых исследованиях делается

предположение, что образовательные программы для детей-инвалидов в

инклюзивных школах имеют в целом более высокий стандарт, чем в

сегрегационных образовательных учреждениях (специальных школах), и дети в

таких школах тратят больше времени на решение академических задач, и,

соответственно, имеют более высокие академические результаты.

- Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за

счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети

«переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над

заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что

у них с детьми-инвалидами много общего.

- В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без

особенностей становится более обычным делом. В исследованиях установлено,

что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со

своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно явно это в

тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места

жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со

своими одноклассниками вне школы. Обнаружено также, что учителя играют

ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Преимущества инклюзии для обычных учеников

Дети без особенностей развития, или обычные ученики, также получают

преимущества при инклюзивном образовании.

- Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с

особенностями в развитии не является фактом, несущим угрозу или

представляющим опасность для их успешного обучения.

- Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в

классе в научной литературе признаются несостоятельными. Более того, в

одном исследовании обнаружено, что время, которое на уроке уделялось детям

с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель

затратил на обычных учеников. Более того, дети-инвалиды вовсе не были

«причиной» непродуктивной траты времени на уроке. Причинами потери

времени на уроке, как выяснилось, стали административные вмешательства,

переход от одного вида активности на уроке к другому виду, и действия детей

без инвалидности.

- Обычные ученики могут получить преимущества при инклюзивном

подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и

совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым

детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии

образования; например, использование информационных технологий очень

часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети

получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все

остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в

то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с

инвалидностью.

- Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в

инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при

таком обучении. В одном исследовании приводятся такие аргументы в пользу

этого утверждения, что деньги, полученные из «специальных программ», могут

быть использованы как для поддержки обучения не только детей с

инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть

использованы различными способами, например, для организации внеклассной

активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса

дополнительными техническими средствами обучения, которые могут

использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.

- Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей

будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала.

Очень часто дополнительное финансирование направляется непосредственно

для обеспечения сопровождения особых детей, привлечения специальных

педагогов и парапомогающих специалистов. И в том, и в другом случае,

присутствие в классе других взрослых создаёт дополнительные преимущества

для всех учеников класса.

- Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение

своих

сверстников

получают

преимущества

в

том,

что

эти

подходы

способствуют повышению их самооценки и качества овладения

академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое

формирование «Я-концепции», собственных принципов, социального знания и

поведения. Более того, обнаружено, что дети, участвующие в обучении с

использованием этого метода, показывали лучшее владение академическими

навыками в определённой области, нежели их сверстники, не участвующие в

таком тьюторстве.

- Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в

инклюзивном классе, имеют возможность научиться языку Брайля или

жестовой речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них

контексте, и обретение этих навыков более доступно для детей, обучающихся в

инклюзивном классе, нежели для тех, кто не учился вместе с детьми-

инвалидами.

- В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих

одноклассников с инвалидностью.

Этап 4

Ведущий. Профессионализм педагога складывается еще из системы

профессиональных знаний. Поэтому следующим игровым заданием будет

разгадывание кроссворда.

Задание «Разгадай кроссворд». Каждая группа получает конверты с

педагогическими кроссвордами, в которых зашифрованы слова, определяющие

знания педагога в области инклюзивного образования.

По вертикали:

1. . Общий способ получения опережающей информации об изучаемом

объекте или процессе (Диагностика).

2. Болезненное отклонение от нормального состояния или процесса

развития (Патология).

3. Функциональные последствия нарушений или изменений в работе

человеческого организма (Инвалидность).

По горизонтали:

1 Персональный путь реализации личностного потенциала каждого

ученика в образовании (Маршрут)

2. Персональный сопровождающий ученика с особенностями развития в

инклюзивной школе (Тьютор).

3. Полное включение детей с разными возможностями во все позитивные

аспекты школьной жизни, которые доступны обычным детям

(Инклюзия).

Рефлексия

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать

свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Ведущий: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел

доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

“Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам

думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец,

подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и

культуру каждого народа;

- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё

и чужое мнение;

- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.__

Кроссворд

3

2

1

1

2



В раздел образования