Автор: Гриц Евгения Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №3 г. Благовещенска "Надежда"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Лексико-грамматическое занятие в старщей группе по теме"Зима"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 3
города Благовещенска «Надежда»
Лексико-грамматического занятие в старшей группе по теме: «Зима»
Е.В. Гриц, учитель-логопед
Благовещенск 2018
Тема: «Зима»
Цель: обобщить знания детей о зиме.
Коррекционно-образовательные
задачи:
Упражнять
в
подборе
однородных прилагательных и составление предложений с ними, подбирать
однокоренные слова, упражнять в составлении предложений из слов.
Демонстрационный материал: сюжетные картины по теме.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
Отгадать загадку:
Она пришла такая снежная, укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы. То тихая, то вихрем кружится.
То ласкова - всем очень нравится. То злющая - за нос кусается.
Она художница прилежная, всё разрисует в царство снежное,
Развесит кружево из инея, такая сказочно красивая.
- Почему вы решили, что это зима.
3. Чтение рассказа В. Архангельского «Летят пушистые снежинки»:
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались
снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой!
Вот
цветок
с
шестью
лепестками,
вот
звездочка
с
шестью
лучами,
вот
тончайшая пластинка с шестью гранями.
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются
снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькают крохотные кристаллики
льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились
легкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он
есть всюду в окружающем нас воздушном пространстве. Весной и летом пар
превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. При
сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды
превращаются
в
снежную
пыль.
А
когда
мороз
несильный,
снежинки
скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает
крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного
мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала рыхлый,
потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вы знаете, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и
лучики.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится
плотным.
А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе
ветер. Иногда он приносит с юга оттепели. А когда после оттепели ударит
мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.
Животным
трудно
передвигаться
по
насту,
они
режут
ноги
острой
коркой снега.
4. Вопросы по содержанию.
- Как образуются снежинки?
- Почему снег хрустит под ногами?
- Что такое крупа и хлопья? Как они образуются?
5. Игра «Какой? Какие?». Подбор прилагательных к существительным.
снег (какой?) - … , снежинки (какие?) - … .
6.
Игра:
«Составь
предложение».
Составление
предложений
с
однородными определениями.
- Составьте предложения со словом «Снег».
- Составьте предложения со словом «Снежинка».
7. Физминутка.
А сегодня у зимы новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построим из сугроба.
А какой вышины? - Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? – Вот такой ширины.
Посмотрите, потолки ледяные, высокие - превысокие, кружевные.
Мы по лестнице шагаем, выше ноги, топ-топ!
Двери комнат открываем: слева - хлоп! Справа – хлоп!
Ты хозяйке поклонись-ка : «Здравствуй, зима!»
8. Игра "Доскажи словечко". Согласование падежных окончаний:
Тихо, тихо как во сне падает на землю ... СНЕГ.
С неба все скользят пушинки - серебристые... СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою, каруселью ... СНЕГОВОЮ.
На проселки, на лужок, все снижается ... СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной застелил постелью ... СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят - все сильнее ... СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … СНЕЖКИ.
Снежный ком - на снежный ком, все украсили ... СНЕЖКОМ.
Словно в белый пуховик, мы одели...СНЕГОВИК.
Рядом - снежная фигурка - это девочка - ...СНЕГУРКА.
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой ...СНЕГИРИ.
Какие слова вы добавляли? Какая у них общая часть?
9. Игра: «Подбери слова». Подбор существительных к прилагательным.
"О чем можно сказать?"
морозный - ..., снежный - ..., ледяной - ..., холодная - ..., холодный - ...,
холодное -..., холодные -... .
10. Игра: «Слова перепутались». Составление предложений из слов:
- снег, белый, на, выпал, земля.
- холодная, наступила, снежная, зима.
- из, дети, горку, снега, сделали.
- дорожки, ребята, от, чистят, снег.
- покрылась, широкая, льдом, речка.
11. Итог занятия.