Автор: Александрова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ Школа №13
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в 5 классе"
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В 5 КЛАССЕ
Презентация учителя музыки МАОУ СОШ № 13
г.Великого Новгорода
Александровой Натальи Геннадьевны
Основная цель введения новых ФГОС – смещение
акцентов в обучении с передачи знаний на
формирование и развитие умений ими
пользоваться.
В современном информационном обществе
воспитание человека с творческим мышлением
особенно актуально. Ведь творчество, это, прежде
всего – свобода, нестандартное видение мира и,
пожалуй, основа любого прогресса.
Личность, способную к творчеству невозможно
представить без хорошо развитого воображения,
фантазии, без владения ассоциативно-образным
мышлением.
Чтобы заработало ассоциативно-образное мышление
ученика, нужно уже с первых занятий начинать
формировать его своеобразный «образный фонд».
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Можем ли мы
"услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи"
позволяет раскрыть обучающимся особенности
импрессионизма как стиля искусства.
На уроке создаются условия для умений
анализировать, сравнивать, делать вывод.
Дидактические задачи:
обучающая: дать начальные представления об
импрессионизме
развивающая: развивать умение сравнивать
музыкальные интонации, характеризующие
различные образы, анализировать музыкальные
примеры, сравнивать их
воспитательная: формирование интереса к
предмету, эстетическое воспитание учащихся
Этапы урока:
1.
Организационный
(этап мотивации)
2. Актуализация опорных знаний и умений
3.Постановка учебной проблемы
4.Формулирование учебной проблемы,
планирование действий
5.Открытие нового знания
6. Первичная проверка понимания
7.Применение новых знаний
8.Рефлексия учебной деятельности
Домашнее задание:
Цели этапа и формируемые УУД
1.
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка
на личностно-значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований
Метапредметные УУД:
личностные:
-
осознание ответственности за общее дело;
регулятивные:
-
осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
-
умение слышать себя и других
2. Актуализация опорных знаний и умений
Активизация мыслительных операций (анализ,
обобщение, классификация и т.д.) и познавательных
процессов(внимание, память).
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-
умение применять знание основных средств
музыкальной выразительности при анализе
прослушанного музыкального произведения;
коммуникативные:
-
участие в диалоге с учителем и ребятами
познавательные:
Анализ и синтез, классификация,
обобщение.
Распознавание существенных признаков и свойств
явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.
3.Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной
деятельности творческого характера учащимися
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-
умение ставить цель, формулировать проблему;
познавательные:
-
умение структурировать знания;
-
сравнивать образцы;
-
находить общее и разное;
анализируют стиль художника., выявляют сходство и различие образов
(опираясь на ранее изученный материал).
коммуникативные:
-
слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли
с помощью разговорной речи во время ответов.
Предметные УУД:
-
правильно владеть художественными, музыкальными терминами.
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных
задач.
Метапредметные УУД:
регулятивные
:
-
сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное;
-
под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
личностные:
-
умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение
при восприятии музыки.
-
устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной
деятельности, обсуждать задание;
-
создание творческого и реалистичного объекта;
-
уметь выражать в своей работе отношение к образам в музыке.
познавательные:
Анализируют стиль художника., выявляют сходство и
различие образов (опираясь на ранее изученный материал). Выделять
существенную информацию из названия картины, выдвигать свои
гипотезы и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного
жизненного опыта.
5.Открытие нового знания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала,
выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
Метапредметные УУД:
познавательные:
-
действия по
исследованию, поиску и отбору необходимой информации,
моделированию изучаемого материала;
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации
к уроку;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую
информацию;
- владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и
определять её последовательность;
-анализировать свою творческую деятельность;
6. Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного
материала, выявление пробелов и неверных представлений, их
коррекция.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-
определять и формулировать деятельность на уроке;
- под руководством учителя, планировать свою деятельность на
уроке и определять последовательность своих действий;
-проводить анализ творческой деятельности .
познавательные:
формируют умение работать с информацией, через конкретно-
чувственное сравнение, обобщение и анализ
коммуникативные:
Участие в совместной деятельности, общение и взаимодействие в
процессе выполнения работы по карточкам, т.е. размышления,
споры, умение приходить к единому мнению.
7.Применение новых знаний
Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне
применения в изменённой ситуации.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-
построение логической цепи рассуждений;
- определять последовательность своих действий на уроке;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- умение проводить анализ своей творческой деятельности;
коммуникативные:
-
слушать и понимать речь других;
-
умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во
время ответов.
Предметные УУД:
-
овладение практическими умениями и навыками для реализации
творческого потенциала.
8.Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Выявление качества и уровня овладения знаниями.
Метапредметные УУД:
личностные
:
-
установление связи между целью деятельности и её
результатом;
регулятивные:
-
давать оценку деятельности на уроке совместно с
учителем и одноклассниками;
коммуникативные:
-
обсуждать творческие работы одноклассников и давать
оценку своей деятельности на уроке;
-
уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои
мысли.
Домашнее задание:
(после слушания пьесы К.Дебюсси «Празднества») :
1. Нарисовать свою картину (эскиз) под
воздействием этой музыки.
2 .Сочинить небольшой рассказ – зарисовку, на
тему этой музыки.
3. Записать музыкальные интонации, которые вы
услышали в пьесе
На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды
музыкально-практической деятельности школьников как основы
формирования УУД.
Наиболее перспективные образовательные
технологии должны включать в себя такую
деятельность педагога, которая целостна по своей
природе, последовательна в наборе действий, а
необходимый результат этой деятельности должен
иметь прогнозируемый характер.
Новая российская школа должны стать важнейшим,
структурообразующим компонентом
общенационального пространства духовно-
нравственного развития личности гражданина России,
средоточием не только интеллектуальной, но также
гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Спасибо за внимание!