Напоминание

"Почему не каждому дается грамота?"


Автор: Пушкарева Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс №59
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Почему не каждому дается грамота?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Почему не каждому дается грамота?

Какая область мозга «отвечает» за письмо и чтение?

Оказывается,

центр

речи

у

большинства

людей

находиться

в

левом

полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами,

зрительная

образами.

Поэтому

у

народов,

письменность

у

которых

представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая

половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличи от европейцев ,

пострадает при неполадках с права ( допустим при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются

известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков.

Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы

учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более

«древняя» автоматизированная область правого полушария никоим образом

не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям «объяснятся»

с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах,

бересте, глиняных изделиях).

Логопеды

обращают

внимания

иногда

на

«зеркальный»

характер

письма

ребенка.

При

этом

буквы

перевернуты

в

другую

сторону

как

при

изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р»

выдающейся

частью

написаны

в

другую

сторону…

Зеркальное

письмо

наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении

ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные

перевороты букв – характерная особенность левшей.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме

и

папе

вряд

ли

это

удастся,

нужна

помощь

специалиста

квалифицированного логопеда.

Занятия

проводятся

по

определенной

системе:

используются

различные

речевые

игры,

разрезная

или

магнитная

азбука

для

складывания

слов,

выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как

произносить

определенные

звуки

и

какой

букве

при

письме

этот

звук

соответствует.

Обычно

логопед

прибегает

к

противопоставлениям,

«отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от

звонкого. Тренировка ведется путем

повторения слов, диктанта, подбора

слов по заданным звукам, анализа звука-буквенного состава слова. Понятно,

что

используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания

букв: «О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц. Стремиться

наращивать

скорость

чтения

и

письма

не

следует

ребенок

должен

основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Техника чтения –

следующий этап упорной работы.

Психоневролог

может

помочь

логопедическим

занятиям,

порекомендовав

определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга

препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия - это состояния,

для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и

родителей.

Список литературы.

1.

Городилова В. И. Чтение и письмо : Обучение, развитие и исправление

недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – СПб. : Дельта ; М. :

Аквариум, 2015. – 383 с.

2.

Елецкая О. В. Развитие и коррекция грамотности : Алфавит ; Глас. и

соглас. буквы ; Заглав. буква : Логопед. тетр. / О. В. Елецкая, Н. Ю.

Горбачевская. – М. : Шк. Пресса, 2015. – 96 с.

3.

Нарушения письменной речи // Логопедия. – М., 2018. – С. 439-484.

4.

Пинюгина

Е.

В.

Коррекционно-логопедическая

работа

по

предупреждению

дисграфии,

дислексии

у

детей

с

фонетико-

фонематическим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2014. - №

3. – С. 29-36.

5.

Чиркина Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //

Дефектология. – 2015. - № 1. – С. 89-91.

6.

Брехунова

Г.

Н.

Послушные

буквы:

программа

профилактики

дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед.

– 2017. - № 4. – С. 76-80.

7.

Вренева Е. Готовим к школе детей с системным недоразвитием речи :

[упражнения для детей с дисграфией и дислексией] // Здоровье детей. –

2017. - № 16. – С. 37-41.

8.

Овсянникова С. А. Особенности формирования устной речи, навыков

языкового

анализа

и

синтеза

у

детей

с

разным

типом

течения

дисграфии / Овсянникова С. А., Обнизова Т. Ю. // Логопедия. – 2017. -

№ 3. – С. 11-19.



В раздел образования