Автор: Пушкарева Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс №59
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Почему не каждому дается грамота?"
Раздел: дошкольное образование
Почему не каждому дается грамота?
Какая область мозга «отвечает» за письмо и чтение?
Оказывается,
центр
речи
у
большинства
людей
находиться
в
левом
полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами,
зрительная
образами.
Поэтому
у
народов,
письменность
у
которых
представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая
половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличи от европейцев ,
пострадает при неполадках с права ( допустим при кровоизлиянии в мозг).
Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются
известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков.
Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы
учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более
«древняя» автоматизированная область правого полушария никоим образом
не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям «объяснятся»
с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах,
бересте, глиняных изделиях).
Логопеды
обращают
внимания
иногда
на
«зеркальный»
характер
письма
ребенка.
При
этом
буквы
перевернуты
в
другую
сторону
–
как
при
изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р»
выдающейся
частью
написаны
в
другую
сторону…
Зеркальное
письмо
наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении
ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные
перевороты букв – характерная особенность левшей.
Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме
и
папе
вряд
ли
это
удастся,
нужна
помощь
специалиста
–
квалифицированного логопеда.
Занятия
проводятся
по
определенной
системе:
используются
различные
речевые
игры,
разрезная
или
магнитная
азбука
для
складывания
слов,
выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как
произносить
определенные
звуки
и
какой
букве
при
письме
этот
звук
соответствует.
Обычно
логопед
прибегает
к
противопоставлениям,
«отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от
звонкого. Тренировка ведется путем
повторения слов, диктанта, подбора
слов по заданным звукам, анализа звука-буквенного состава слова. Понятно,
что
используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания
букв: «О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц. Стремиться
наращивать
скорость
чтения
и
письма
не
следует
–
ребенок
должен
основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Техника чтения –
следующий этап упорной работы.
Психоневролог
может
помочь
логопедическим
занятиям,
порекомендовав
определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга
препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия - это состояния,
для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и
родителей.
Список литературы.
1.
Городилова В. И. Чтение и письмо : Обучение, развитие и исправление
недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – СПб. : Дельта ; М. :
Аквариум, 2015. – 383 с.
2.
Елецкая О. В. Развитие и коррекция грамотности : Алфавит ; Глас. и
соглас. буквы ; Заглав. буква : Логопед. тетр. / О. В. Елецкая, Н. Ю.
Горбачевская. – М. : Шк. Пресса, 2015. – 96 с.
3.
Нарушения письменной речи // Логопедия. – М., 2018. – С. 439-484.
4.
Пинюгина
Е.
В.
Коррекционно-логопедическая
работа
по
предупреждению
дисграфии,
дислексии
у
детей
с
фонетико-
фонематическим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2014. - №
3. – С. 29-36.
5.
Чиркина Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //
Дефектология. – 2015. - № 1. – С. 89-91.
6.
Брехунова
Г.
Н.
Послушные
буквы:
программа
профилактики
дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед.
– 2017. - № 4. – С. 76-80.
7.
Вренева Е. Готовим к школе детей с системным недоразвитием речи :
[упражнения для детей с дисграфией и дислексией] // Здоровье детей. –
2017. - № 16. – С. 37-41.
8.
Овсянникова С. А. Особенности формирования устной речи, навыков
языкового
анализа
и
синтеза
у
детей
с
разным
типом
течения
дисграфии / Овсянникова С. А., Обнизова Т. Ю. // Логопедия. – 2017. -
№ 3. – С. 11-19.