Авторы: Кириллова Аделя Ринатовна, Гордиенко Юлия Витальевна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимнази №3"
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Исследование влияния внеурочной деятельности кружков и секций в 6-7 классах на эффективность обучения
Раздел: среднее образование
В
связи
с
появлением
нового
федерального
го сударственного
образовательного
стандарта
в
школе
стало
необходимым
проведение
дополнительных занятий по 5 направлениям: спортивно-оздоровительном,
духовно-нравственном,
общеинтеллектуальном,
общекультурном,
социальном.
Учащиеся,
посещающие
художественную,
музыкальную,
спортивные
школы
вынуждены
в
обязательном
порядке
посещать
дополнительные занятие, что могло вызвать утомляемость и, в связи с этим,
снижение успеваемости.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что на данный момент по
федеральному государственному образовательному стандарту 2 поколения
учатся с 1 по 8 класс . Учащиеся посещают как дополнительные занятия по 5
направлениям внеурочной деятельности, так и сторонние кружки и секции,
что может значительно повлиять на их успеваемость как в положительную
сторону,
так
и
в
отрицательную.
Несмотря
на
увеличение
нагрузки
вне
учебных занятий, посещение дополнительных занятий, секций и кружков
ведет к улучшению успеваемости учащихся. Увеличение нагрузки, казалось
бы, должно негативно сказываться на физическом и умственном состоянии
учащихся,
что
может
привести
к
систематическому
невыполнению
домашнего
задания,
недосыпу,
и,
как
следствие
этого,
не
усвоению
школьного учебного материала.
Целью
данного
исследования
является
выявление
влияния
посещения
дополнительных занятий на повышение интереса учащихся 6-7 классов к
обучению.
Объектом
исследования
стали
дополнительные
занятия,
внеурочная
деятельность, секции и кружки, посещаемые учащимися 6-7 классов.
Предмет
исследования:
влияние
совместного
посещения
дополнительных
занятий по внеурочной деятельности с секциями и кружками одновременно
на усвоение ими учебной программы.
В
связи
с
вышесказанным
возникает
следующая
гипотеза:
активное
использование
в
образовательном
процессе
различных
форм
и
видов
внеурочной деятельности в совмещении их с кружками и секциями создают
благоприятные условия для развития познавательного интереса, знаний и
умений по предмету и повышению успехов школьников 6-7 классов.
Перед нами, как перед исследователями, встали следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы построения внеурочной и кружковой
деятельности учащихся 6-7 классов;
- проведение опытно-эксперементального исследования влияния внеурочной
и кружковой деятельности на процесс обучения учащихся 6-7 классов;
- проведение анкетирования учащихся и их родителей, обработка результатов.
Исследование
проведено
на
базе
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«гимназия
№3»
Вахитовского
района
города
Казани,
а
также
общеобразовательной
школы
–интерната
«Лицей
имени
Н.И.Лобачевского
Федерального
государственного
автономного
образовательного
учреждения
высшего
образования
Казанского
(Приволжского) Федерального университета.
Участие
в
исследовании
приняли
учащиеся
6-7
классов,
посещающие
дополнительные
занятия
по
внеурочной
деятельности,
а
также
художественные,
музыкальные,
спортивно-оздоровительные школы? Всего
участие приняло 121 человек. Исследование проводилось с 1 по 30 октября.
Для исследования были выбраны методы анкетирования и педагогического
эксперимента
.
Данные
методы
наиболее
полно
раскрывают
проблему
и
имеют преимущество перед другими по ширине охвата лиц, участвующих в
исследовании. В анкетировании приняли участие 118 человек из 121. Так, по
результатам анкетирования учащихся 6-7 классов, выяснилось, что большая
часть
посещает
кружки
помимо
дополнительных
занятий
по
внеурочной
деятельности.
Результаты анкетирования показали, что помимо дополнительных занятий по
программе
внеурочной
деятельности
кружки
и
секции
посещают
91
обучающийся, что составляет 82%. 18% не посещают кружки и секции ввиду
нехватки
времени
–
38%,
запрета
родителей
–
42%
и
большого
объема
домашнего задания – 19%. Несмотря на то, что большая часть детей, не
посещающих кружки и секции, не делает этого из-за запрета родителей, 71%
из 21 человека не имеет желания посещать их, но тем не менее лишь 5% от
общего числа обучающихся считает, что кружки и секции не нужны детям.
При этом 19% начали посещение кружков лишь в этом году, 40% занимаются
в секциях от 2 до 3 лет, а 22% - от 3 лет. В среднем учащиеся тратят на
занятие в кружках и секциях от 4 до 8 часов в неделю, – 81% - и наиболее
«загруженным» днем считается четверг (в этот день дети либо посещают
сразу несколько кружков, либо один, но приходят домой поздно). У 65%
детей есть достижения и успехи в посещаемых ими кружках и секциях 12%
успехов не имеют, 4% не знают, есть ли у них достижения. В последнем
вопросе анкеты мы попросили учащихся рассказать о своих достижениях,
если они есть. Так, посещающие музыкальную школу, занимали призовые
места на соревнованиях, принимали участие в концертах в БКЗ, выступали в
различных
мероприятиях
города.
Один
ученик,
по сещающий
художественную
школу,
считает
достижением
то,
что
нарисованная
им
картина висит в школе искусств в выставочном зале. Остальные учащиеся,
посещающие
школу
искусств,
а
также
имеющие
успехи
в
прикладном
искусстве,
рассказывали
о
различных
конкурсах,
где
занимали
призовые
места.
Для чёткого понимания ситуации нами был произведен эксперимент: нам
было
необходимо
доказать,
что
увеличение
нагрузки
за
счёт
посещения
дополнительных занятий по внеурочной деятельности, кружков и секций
создает благоприятные условия для развития ученика, для активного участия
его в образовательном процессе.
Как
мы
уже
говорили
ранее,
анкетирование
показало,
что
большинство
учащихся считают наиболее загруженным днем - четверг. В четверг на уроках
русского языка была проведена самостоятельная работа в начале уроков по
теме
«Суффиксы
причастий
прошедшего
времени»,
в
6
классе
по
теме
«Диалектизмы».
Самостоятельную работу выполнили 117 человек, из них 48 учащихся 6
класса, 59 учащихся 7 классов. По результатам самостоятельной работы
оценку
«отлично»
получили
28
человек,
оценку
«хорошо»
-
56,
«удовлетворительно» - 22 человека, «неудовлетворительно» - 11.
Так как четверг является наиболее загруженным днём, мы обратили внимание
на
психолого-эмоциональное
состояние
учащихся
в
четверг,
а
также
проверили, какое количество учеников не выполнили домашнее задание. Со
среды
на
четверг
таких
учеников
оказалось
больше,
чем
с
четверга
на
пятницу.
Для
того,
чтоб
понять,
как
большая
нагрузка
действует
на
психоэмоциональное состояние детей, а также на выполняемость домашнего
задания, мы провели подобную четвергу самостоятельную работу.
Результат
самостоятельной
работы,
проведенной
в
пятницу
показали
положительную
динамику
в
отличие
от
самостоятельной
работы,
проведенной в четверг: из 120 человек, написавших самостоятельную работу
в пятницу, оценку «5» получили
- 47, оценку «4» - 44 ученика, «3» - 15
человек, «2» -7 человек. Данный эксперимент проводился в течении двух
недель: учащиеся выполняли самостоятельную работу в четверг и пятницу ,
результаты работ существенно отличались, была замечена положительная
динамика. Также помимо самостоятельной работы нами было произведено
сравнение качества выполняемой домашней работы. Так, со среды на четверг
не выполнивших домашнее задание было на 30% больше, чем с четверга на
пятницу, несмотря на загруженность учащихся именно в четверг.
Мы отобрали несколько учеников с каждого класса для проведения с ними
беседы по поводу результатов самостоятельной работы.
В ходе беседы с ними
выяснилось, что часть не может объяснить положительную динамику оценок, а
часть считает, что оценки улучшились, потому что «перегрузилась информацией
голова».
Мы сами попытались найти ответ на вопрос, чем может быть мотивирован такой
рост оценок, и пришли к выводу, что при меньшем количестве дополнительных
занятий
вне
уроков
учащиеся
чувствуют
себя
расслабленно,
нежели
при
активном посещении кружков и секций в день. Ученик, который в среду не
занимается
дополнительно,
вечером
на
подсознательном
уровне
не
меняет
пассивность
на
активность
при
подготовке
к
урокам,
выполняя
домашнее
задание неправильно, не углубляясь в суть самого задания, в суть правила,
необходимого
для
выполнения
задачи.
Некоторые
учащиеся,
получившие
отрицательную отметку за выполнение домашнего задания и самостоятельную
работу в четверг, признались, что к самостоятельной работе не готовились вовсе,
а домашнюю работу списали либо у одноклассников, либо с сайта с готовыми
заданиями.
Мы считаем, что увеличение положительных отметок в пятницу произошло из-
за
того,
что
наибольшее
количество
учащихся,
активно
задействованных
в
кружках и секциях в четверг, не смогли сменить активность на пассивность,
запустив тем самым механизм активной подготовки к урокам, в том числе и к
самостоятельным работам. Запуск механизма активной подготовки к урокам
зависит от того, насколько загруженным будет день учащегося: если с утра
ученик начнет работу в школе, затем продолжит ее на дополнительных занятиях
по внеурочной деятельности, а далее посетит кружок или секцию, то произойдет
привыкание к активному образу жизни именно в этот день, поэтому данный
учащийся продолжит активную работу и дома при подготовке к урокам для
следующего дня.
Дополнительное
образование
является
неотъемлемой
частью
общего
образования. Дополнительное образование, включая кружки и секции, имеет ряд
положительных сторон: получение новых знаний, развитие самостоятельности
личности, развитие физических и умственных способностей ребёнка, помощь в
выборе будущей профессии, всесторонне развитие личности. По сравнению с
основным образованием, дополнительное имеет ряд преимуществ: возможность
допрофессиональной
подготовки
учащихся,
уделение
общего
внимания
на
интересы общества, а также быстрое на это реагирование и индивидуальный
подход.
Вышеперечисленное
является
лишь
малой
частью
преимуществ
дополнительного образования над общим. В результате опроса выяснилось, что
большинство учащихся посещают кружки и секции, связанных с танцевальным
и прикладным искусством, музыкой, спортом, художественным творчеством и
т.д.
Мы можем с уверенностью заявить, что дополнительное образование, кружки и
секции – это динамичное многоуровневая гибкая система, которая берёт за свою
основу индивидуальный подход к каждой личности. Благодаря подобному виду
деятельности ученик получает:
1. Смену вида деятельности;
2. Смену стиля общения;
3. Смену круга общения;
4. Смену обстановки.
Конечно,
мы
не
можем
оставить
без
внимания
отрицательные
моменты:
необходимость дополнительного времени, однако данные факты нельзя до конца
назвать отрицательными, потому что школьнику необходима смена обстановки;
а также дополнительная нагрузка к школьной программе.
Стоит
отметить,
что
положительных
сторон
в
данных
видах
деятельности
наблюдается
больше.
Чем
отрицательных.
Опираясь
на
вышесказанное
суждение
о
дополнительном
образовании
В.А.
Березина,
С.С.
Гриншпун,
а
также
проанализировав
результаты
анкетирования
и
педагогического
эксперимента, мы вновь пришли к выводу о том, что активная деятельность
учащихся
в
образовательном
и
дополнительном
учебных
процессах
одновременно,
приводит
учебному
к
улучшению
понимания
учащимися
школьного учебного материала.
Таким образом, мы доказали нашу гипотезу о том, что посещение кружков
дополнительного образования, кружков и секций одновременно положительно
влияет на успеваемость учащихся.