Автор: Чупкова Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Детский сад комбинированного вида №45
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Детские страхи и тревожность"
Раздел: дошкольное образование
Тревожность
–
это
психологическая
особенность
,
проявляющаяся
в
повышенной
склонности
испытывать
беспокойство
в
разных
ситуациях
.
Следует
отличать
ее
от
тревоги
–
эпизодического
проявления
беспокойства
.
Но
основой
тревожности
является
страх
и
тревога
.
Если
родители
своим
поведением
вольно
или
невольно
провоцируют
появление
страха
,
то
у
малыша
повышается
уровень
тревожности
.
Например
,
в
2
года
у
малыша
появляется
страх
перед
засыпанием
,
он
боится
,
что
родители
исчезнут
.
Как
же
не
допустить
появление
тревожности
у
детей
?
И
,
если
она
все
-
таки
появилась
,
как
помочь
своему
малышу
?
Причины
возникновения
тревожности
у
детей
2-3
лет
:
1)
конфликты
между
членами
семьи
;
2)
эмоционально
неустойчивое
состояние
матери
;
3)
непоследовательность
в
наказании
ребенка
(
например
,
наказать
,
а
через
5
минут
дать
конфету
);
4)
авторитарный
стиль
воспитания
;
5)
насилие
и
др
.
Тревожному
малышу
особенно
нужна
любовь
родителей
,
их
ласка
и
внимательное
отношение
.
Необходимо
внимательно
следить
за
малышом
,
чтобы
не
пропустить
симптомы
:
1)
при
плаче
у
малыша
вздрагивает
все
тело
;
2)
при
крике
синеет
носогубной
треугольник
;
3)
малыш
медленнее
сверстников
осваивает
моторные
навыки
,
отстает
в
речевом
развитии
;
4)
отказывается
от
общения
с
другими
детьми
,
проявляет
агрессию
;
5)
занят
однообразной
деятельностью
,
отказывается
играть
в
другие
игры
.
Как
помочь
ребенку
при
тревожности
?
Работу
с
тревожными
детьми
,
по
рекомендации
специалистов
,
нужно
проводить
в
трех
направлениях
:
1)
повышать
самооценку
малыша
;
2)
обучать
ребенка
умению
управлять
собой
в
сложных
для
него
ситуациях
;
3)
снимать
мышечное
напряжение
малыша
.
Тревожный
малыш
–
не
уверен
в
себе
,
сомневается
,
что
может
сделать
что
-
то
сам
.
Он
–
совсем
маленький
и
очень
зависит
от
своих
родителей
,
но
он
имеет
много
индивидуальных
потребностей
.
Не
мешайте
малышу
познавать
мир
.
Если
ему
не
мешать
,
а
помогать
–
из
ребенка
формируется
самостоятельная
личность
.
А
это
и
уверенность
в
собственных
силах
.
Если
родители
поддерживают
ребенка
,
то
он
учится
сам
себя
поддерживать
.
Нельзя
тревожного
ребенка
заставлять
играть
с
детьми
,
если
он
не
хочет
.
Пусть
займется
привычным
делом
,
не
давите
на
него
.
Хвалите
малыша
даже
за
незначительные
достижения
,
при
этом
старайтесь
не
давать
похвале
оценку
(
оценка
дается
не
ему
,
а
его
действиям
).
И
последнее
.
Как
бы
ни
было
вам
тяжело
–
ваша
награда
найдет
вас
со
временем
!
Детские
страхи
в
период
от
1
года
до
3
лет
В
этом
возрасте
интенсивно
развиваются
сознание
и
речь
,
координируются
движения
,
совершенствуются
исследовательские
формы
поведения
,
появляется
настойчивость
в
преодолении
трудностей
.
К
2
годам
происходит
осознание
своего
"
я
",
понимание
различий
между
девочками
и
мальчиками
,
отношений
"
взрослый
-
ребенок
-
родитель
".
В
эмоционально
спокойной
и
жизнерадостной
семье
у
детей
к
концу
первого
года
жизни
заметно
уменьшаются
,
если
они
были
,
нерезко
выраженные
признаки
невропатии
-
следствие
тех
или
иных
нарушений
во
время
беременности
и
родов
.
Ребенок
меньше
беспокоится
по
ночам
,
крепче
спит
,
не
так
реагирует
на
шум
,
яркий
свет
,
перемену
обстановки
.
Всего
этого
не
происходит
в
тех
семьях
,
где
родители
конфликтуют
между
собой
,
считая
,
что
ребенок
слишком
мал
,
чтобы
осознать
их
отношения
.
Безусловно
,
дети
не
понимают
,
но
эмоционально
воспринимают
конфликт
,
испытывая
острое
чувство
беспокойства
всякий
раз
,
когда
неожиданно
меняется
поведение
взрослых
.
Нужно
помнить
,
что
эмоциональное
напряжение
матери
в
конфликтной
ситуации
сразу
передается
ребенку
,
неблагоприятно
отражаясь
на
его
самочувствии
.
Если
мать
годовалого
ребенка
очень
расстроена
,
находится
в
подавленном
настроении
,
не
улыбается
и
почти
не
разговаривает
с
ним
,
но
часто
приходит
в
возбужденное
состояние
и
тоскливое
настроение
,
то
не
удивительно
,
что
малыш
капризничает
,
отказывается
от
пищи
,
беспокойно
спит
днем
и
ночью
,
становится
вялым
,
менее
жизнерадостным
.
Как
только
улучшается
настроение
матери
,
он
заметно
успокаивается
и
начинает
жить
своей
эмоциональной
жизнью
.
До
2
лет
интересы
ребенка
целиком
сосредоточены
на
близких
людях
,
на
семье
,
и
пока
нет
особой
потребности
в
общении
со
сверстниками
.
При
стабильности
семейных
отношений
эмоциональное
развитие
ребенка
находится
в
безопасности
,
уменьшая
вероятность
появления
беспокойства
и
способствуя
более
адекватному
формированию
его
"
я
".
В
немалой
степени
это
позволяет
понять
известную
педантичность
детей
от
1
до
2
лет
,
выполняющую
одновременно
роль
стабилизирующего
фактора
в
процессе
формирования
"
я
"
и
своеобразного
ритуала
,
предохраняющего
от
чувства
беспокойства
(
тревоги
),
которое
возникает
,
как
мы
знаем
,
в
ситуациях
неопределенности
,
непредсказуемого
изменения
отношений
с
близкими
людьми
.
Уже
к
двум
годам
дети
довольно
чутко
различают
симпатии
родителей
,
плачут
от
обиды
и
вмешиваются
в
разговор
взрослых
,
не
в
силах
перенести
отсутствие
внимания
, "
прилипают
"
к
родителям
,
следуют
по
пятам
,
не
позволяя
долго
разговаривать
с
кем
-
либо
.
Налицо
ревность
-
желание
безраздельно
обладать
объектом
любви
и
привязанности
,
в
качестве
которого
первично
выступает
мать
.
Беспокойство
из
-
за
недостатка
ее
чувств
в
полной
мере
отражается
во
сне
,
наполняя
ужасами
исчезновения
матери
и
отсутствия
помощи
при
опасности
.
Таким
образом
,
ночное
беспокойство
выступает
в
качестве
тонкого
индикатора
дневного
неблагополучия
ребенка
,
отсутствия
уверенности
в
прочности
и
незыблемости
семейного
эмоционального
окружения
.
Когда
нервно
и
соматически
ослабленного
ребенка
отдают
в
ясли
,
часто
нарушается
его
эмоциональный
контакт
с
матерью
.
Более
выражено
беспокойство
при
помещении
в
ясли
у
единственных
и
чрезмерно
опекаемых
детей
,
матери
которых
сами
раньше
испытывали
страх
одиночества
.
Беспокойство
ребенка
еще
больше
усиливается
,
если
в
семье
конфликтные
отношения
,
и
сама
мать
находится
в
состоянии
длительного
эмоционального
стресса
.
Осознавая
свое
"
я
",
отделяя
себя
от
окружающих
,
ребенок
2
лет
уже
не
так
односторонне
фиксирован
на
матери
.
Он
все
больше
нуждается
в
общении
с
другими
членами
семьи
.
Вот
почему
дети
этого
возраста
становятся
заметно
общительнее
и
легче
вступают
в
контакт
с
незнакомыми
людьми
,
однако
в
семье
договориться
становится
все
труднее
.
Недаром
возраст
2-4
лет
называют
возрастом
упрямства
.
Фактически
же
речь
идет
о
развитии
волевых
качеств
,
противостоящих
неуверенности
в
себе
и
нерешительности
в
действиях
и
поступках
.
Те
родители
,
которые
беспощадно
воюют
с
ребенком
,
все
время
ограничивают
его
самостоятельность
или
оберегают
от
любых
,
даже
"
неопасных
опасностей
",
рискуют
помешать
развитию
активности
на
самых
ранних
этапах
,
что
в
дальнейшем
способствует
появлению
страхов
.
Если
пропустить
время
для
стыковки
эмоциональной
и
волевой
сторон
развивающейся
психики
ребенка
,
то
они
будут
существовать
независимо
друг
от
друга
.
Поведение
такого
ребенка
:
тих
, "
забит
"
дома
и
агрессивен
со
сверстниками
;
или
дома
"
тиран
",
а
вне
дома
пугается
любых
контактов
с
посторонними
людьми
,
а
потому
играет
всегда
один
.
Естественно
,
что
предоставлять
самостоятельность
надо
как
можно
раньше
,
когда
малыш
только
начинает
ползать
.
Убрав
все
опасные
предметы
,
родители
должны
разрешать
ему
свободно
передвигаться
по
квартире
.
Самостоятельность
всячески
поощряется
, "
нет
"
произносится
только
в
самых
необходимых
случаях
,
но
зато
соблюдается
неукоснительно
.
И
у
самих
родителей
нет
испуганного
выражения
лица
,
тревожных
возгласов
,
панических
криков
,
драматических
реакций
и
беспрерывных
запретов
.
Они
спокойны
,
потому
что
знают
:
все
мелкие
предметы
,
которые
ребенок
может
проглотить
,
уже
убраны
(
потребность
все
"
пробовать
на
язык
"
естественна
в
этом
возрасте
).
Жизнерадостное
восприятие
жизни
родителями
,
теплое
эмоциональное
общение
с
детьми
,
уважение
растущей
потребности
в
независимости
и
своевременная
похвала
укрепляют
волевую
сферу
детей
,
что
,
в
свою
очередь
,
уменьшает
вероятность
появления
страхов
.
В
2-3
года
у
детей
,
тем
не
менее
,
созревают
новые
страхи
.
Главным
персонажем
страшных
сновидений
чаще
всего
оказывается
Волк
.
Его
зловещий
образ
часто
появляется
после
слушания
сказок
,
в
том
числе
о
Красной
Шапочке
.
Волк
снится
чаще
детям
,
боящимся
наказания
со
стороны
отца
.
Кроме
того
,
Волк
ассоциируется
с
физической
болью
,
которая
возникает
при
воображаемом
укусе
острыми
зубами
.
Последнее
весьма
существенно
,
если
учесть
характерный
для
детей
данного
возраста
страх
перед
уколами
и
болью
.
Вот
почему
двухлетние
и
трехлетние
дети
всерьез
просят
иногда
родителей
убить
Бабу
Ягу
и
Волка
,
чтобы
защитить
от
ночных
кошмаров
.
Обычно
роль
защитника
поручается
отцу
,
если
он
достаточно
сильный
в
представлении
ребенка
.
Подобные
просьбы
нельзя
считать
пустым
капризом
и
игнорировать
,
так
как
Волк
и
Баба
Яга
,
живущие
в
подсознании
ребенка
,
всегда
свидетельствуют
о
каких
-
то
тревожащих
обстоятельствах
его
жизни
,
связанных
,
как
правило
,
с
отношениями
со
взрослыми
в
семье
.
Перенесенный
и
не
осознаваемый
ребенком
днем
ужас
или
страдание
превращают
ночь
в
борьбу
с
воображаемыми
чудовищами
,
порождаемыми
фактически
родителями
.
Если
ребенок
просыпается
ночью
от
страха
и
его
удается
успокоить
,
убаюкать
,
то
травмирующее
влияние
кошмарных
сновидений
выражено
меньше
.
Заметим
,
что
уже
со
второго
полугодия
жизни
некоторые
эмоционально
чувствительные
и
беспокойные
дети
нуждаются
в
том
,
чтобы
их
иногда
перед
сном
укачивали
,
убаюкивали
,
нежно
пели
песни
,
ласково
гладили
и
обнимали
.
В
этом
и
состоит
умение
матери
создавать
малышу
эмоциональный
комфорт
и
безопасность
,
когда
он
нуждается
в
этом
больше
,
чем
когда
-
либо
.
Чтобы
ночью
ребенок
спал
спокойно
,
без
страшных
сновидений
,
он
должен
знать
,
что
ему
ничто
не
угрожает
,
что
его
любят
и
всегда
защитят
.
День
его
должен
быть
наполнен
движениями
,
играми
,
радостью
,
смехом
,
новыми
,
но
не
чрезмерными
впечатлениями
.
В
таком
случае
и
сон
будет
легкий
,
светлый
.
Не
надо
укладывать
малыша
слишком
рано
или
слишком
поздно
.
Иначе
он
перевозбудится
и
у
него
нарушится
естественный
биоритм
сна
.
Время
засыпания
должно
быть
всегда
одно
и
то
же
,
но
продолжительность
самого
сна
меняется
с
возрастом
в
сторону
укорочения
.
Проблемы
страхов
у
детей
не
существует
у
тех
родителей
,
которые
уверенно
и
в
то
же
время
гибко
ведут
себя
по
отношению
к
детям
,
учитывают
особенности
их
темперамента
,
зарождающиеся
склонности
и
интересы
,
считаются
с
их
"
я
".
Страхов
в
первые
годы
всегда
меньше
и
они
быстрее
сходят
на
нет
,
если
мать
рядом
с
ребенком
,
в
семье
доминирует
отец
,
родители
не
ведут
"
войну
"
с
упрямством
,
развивают
,
а
не
подавляют
или
заглушают
тревогой
формирующееся
"
я
"
ребенка
,
сами
родители
уверены
в
себе
и
способны
помочь
детям
в
преодолении
воображаемых
и
реальных
опасностей
.