Напоминание

"Детские страхи и тревожность"


Автор: Чупкова Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Детский сад комбинированного вида №45
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Детские страхи и тревожность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тревожность

это

психологическая

особенность

,

проявляющаяся

в

повышенной

склонности

испытывать

беспокойство

в

разных

ситуациях

.

Следует

отличать

ее

от

тревоги

эпизодического

проявления

беспокойства

.

Но

основой

тревожности

является

страх

и

тревога

.

Если

родители

своим

поведением

вольно

или

невольно

провоцируют

появление

страха

,

то

у

малыша

повышается

уровень

тревожности

.

Например

,

в

2

года

у

малыша

появляется

страх

перед

засыпанием

,

он

боится

,

что

родители

исчезнут

.

Как

же

не

допустить

появление

тревожности

у

детей

?

И

,

если

она

все

-

таки

появилась

,

как

помочь

своему

малышу

?

Причины

возникновения

тревожности

у

детей

2-3

лет

:

1)

конфликты

между

членами

семьи

;

2)

эмоционально

неустойчивое

состояние

матери

;

3)

непоследовательность

в

наказании

ребенка

(

например

,

наказать

,

а

через

5

минут

дать

конфету

);

4)

авторитарный

стиль

воспитания

;

5)

насилие

и

др

.

Тревожному

малышу

особенно

нужна

любовь

родителей

,

их

ласка

и

внимательное

отношение

.

Необходимо

внимательно

следить

за

малышом

,

чтобы

не

пропустить

симптомы

:

1)

при

плаче

у

малыша

вздрагивает

все

тело

;

2)

при

крике

синеет

носогубной

треугольник

;

3)

малыш

медленнее

сверстников

осваивает

моторные

навыки

,

отстает

в

речевом

развитии

;

4)

отказывается

от

общения

с

другими

детьми

,

проявляет

агрессию

;

5)

занят

однообразной

деятельностью

,

отказывается

играть

в

другие

игры

.

Как

помочь

ребенку

при

тревожности

?

Работу

с

тревожными

детьми

,

по

рекомендации

специалистов

,

нужно

проводить

в

трех

направлениях

:

1)

повышать

самооценку

малыша

;

2)

обучать

ребенка

умению

управлять

собой

в

сложных

для

него

ситуациях

;

3)

снимать

мышечное

напряжение

малыша

.

Тревожный

малыш

не

уверен

в

себе

,

сомневается

,

что

может

сделать

что

-

то

сам

.

Он

совсем

маленький

и

очень

зависит

от

своих

родителей

,

но

он

имеет

много

индивидуальных

потребностей

.

Не

мешайте

малышу

познавать

мир

.

Если

ему

не

мешать

,

а

помогать

из

ребенка

формируется

самостоятельная

личность

.

А

это

и

уверенность

в

собственных

силах

.

Если

родители

поддерживают

ребенка

,

то

он

учится

сам

себя

поддерживать

.

Нельзя

тревожного

ребенка

заставлять

играть

с

детьми

,

если

он

не

хочет

.

Пусть

займется

привычным

делом

,

не

давите

на

него

.

Хвалите

малыша

даже

за

незначительные

достижения

,

при

этом

старайтесь

не

давать

похвале

оценку

(

оценка

дается

не

ему

,

а

его

действиям

).

И

последнее

.

Как

бы

ни

было

вам

тяжело

ваша

награда

найдет

вас

со

временем

!

Детские

страхи

в

период

от

1

года

до

3

лет

В

этом

возрасте

интенсивно

развиваются

сознание

и

речь

,

координируются

движения

,

совершенствуются

исследовательские

формы

поведения

,

появляется

настойчивость

в

преодолении

трудностей

.

К

2

годам

происходит

осознание

своего

"

я

",

понимание

различий

между

девочками

и

мальчиками

,

отношений

"

взрослый

-

ребенок

-

родитель

".

В

эмоционально

спокойной

и

жизнерадостной

семье

у

детей

к

концу

первого

года

жизни

заметно

уменьшаются

,

если

они

были

,

нерезко

выраженные

признаки

невропатии

-

следствие

тех

или

иных

нарушений

во

время

беременности

и

родов

.

Ребенок

меньше

беспокоится

по

ночам

,

крепче

спит

,

не

так

реагирует

на

шум

,

яркий

свет

,

перемену

обстановки

.

Всего

этого

не

происходит

в

тех

семьях

,

где

родители

конфликтуют

между

собой

,

считая

,

что

ребенок

слишком

мал

,

чтобы

осознать

их

отношения

.

Безусловно

,

дети

не

понимают

,

но

эмоционально

воспринимают

конфликт

,

испытывая

острое

чувство

беспокойства

всякий

раз

,

когда

неожиданно

меняется

поведение

взрослых

.

Нужно

помнить

,

что

эмоциональное

напряжение

матери

в

конфликтной

ситуации

сразу

передается

ребенку

,

неблагоприятно

отражаясь

на

его

самочувствии

.

Если

мать

годовалого

ребенка

очень

расстроена

,

находится

в

подавленном

настроении

,

не

улыбается

и

почти

не

разговаривает

с

ним

,

но

часто

приходит

в

возбужденное

состояние

и

тоскливое

настроение

,

то

не

удивительно

,

что

малыш

капризничает

,

отказывается

от

пищи

,

беспокойно

спит

днем

и

ночью

,

становится

вялым

,

менее

жизнерадостным

.

Как

только

улучшается

настроение

матери

,

он

заметно

успокаивается

и

начинает

жить

своей

эмоциональной

жизнью

.

До

2

лет

интересы

ребенка

целиком

сосредоточены

на

близких

людях

,

на

семье

,

и

пока

нет

особой

потребности

в

общении

со

сверстниками

.

При

стабильности

семейных

отношений

эмоциональное

развитие

ребенка

находится

в

безопасности

,

уменьшая

вероятность

появления

беспокойства

и

способствуя

более

адекватному

формированию

его

"

я

".

В

немалой

степени

это

позволяет

понять

известную

педантичность

детей

от

1

до

2

лет

,

выполняющую

одновременно

роль

стабилизирующего

фактора

в

процессе

формирования

"

я

"

и

своеобразного

ритуала

,

предохраняющего

от

чувства

беспокойства

(

тревоги

),

которое

возникает

,

как

мы

знаем

,

в

ситуациях

неопределенности

,

непредсказуемого

изменения

отношений

с

близкими

людьми

.

Уже

к

двум

годам

дети

довольно

чутко

различают

симпатии

родителей

,

плачут

от

обиды

и

вмешиваются

в

разговор

взрослых

,

не

в

силах

перенести

отсутствие

внимания

, "

прилипают

"

к

родителям

,

следуют

по

пятам

,

не

позволяя

долго

разговаривать

с

кем

-

либо

.

Налицо

ревность

-

желание

безраздельно

обладать

объектом

любви

и

привязанности

,

в

качестве

которого

первично

выступает

мать

.

Беспокойство

из

-

за

недостатка

ее

чувств

в

полной

мере

отражается

во

сне

,

наполняя

ужасами

исчезновения

матери

и

отсутствия

помощи

при

опасности

.

Таким

образом

,

ночное

беспокойство

выступает

в

качестве

тонкого

индикатора

дневного

неблагополучия

ребенка

,

отсутствия

уверенности

в

прочности

и

незыблемости

семейного

эмоционального

окружения

.

Когда

нервно

и

соматически

ослабленного

ребенка

отдают

в

ясли

,

часто

нарушается

его

эмоциональный

контакт

с

матерью

.

Более

выражено

беспокойство

при

помещении

в

ясли

у

единственных

и

чрезмерно

опекаемых

детей

,

матери

которых

сами

раньше

испытывали

страх

одиночества

.

Беспокойство

ребенка

еще

больше

усиливается

,

если

в

семье

конфликтные

отношения

,

и

сама

мать

находится

в

состоянии

длительного

эмоционального

стресса

.

Осознавая

свое

"

я

",

отделяя

себя

от

окружающих

,

ребенок

2

лет

уже

не

так

односторонне

фиксирован

на

матери

.

Он

все

больше

нуждается

в

общении

с

другими

членами

семьи

.

Вот

почему

дети

этого

возраста

становятся

заметно

общительнее

и

легче

вступают

в

контакт

с

незнакомыми

людьми

,

однако

в

семье

договориться

становится

все

труднее

.

Недаром

возраст

2-4

лет

называют

возрастом

упрямства

.

Фактически

же

речь

идет

о

развитии

волевых

качеств

,

противостоящих

неуверенности

в

себе

и

нерешительности

в

действиях

и

поступках

.

Те

родители

,

которые

беспощадно

воюют

с

ребенком

,

все

время

ограничивают

его

самостоятельность

или

оберегают

от

любых

,

даже

"

неопасных

опасностей

",

рискуют

помешать

развитию

активности

на

самых

ранних

этапах

,

что

в

дальнейшем

способствует

появлению

страхов

.

Если

пропустить

время

для

стыковки

эмоциональной

и

волевой

сторон

развивающейся

психики

ребенка

,

то

они

будут

существовать

независимо

друг

от

друга

.

Поведение

такого

ребенка

:

тих

, "

забит

"

дома

и

агрессивен

со

сверстниками

;

или

дома

"

тиран

",

а

вне

дома

пугается

любых

контактов

с

посторонними

людьми

,

а

потому

играет

всегда

один

.

Естественно

,

что

предоставлять

самостоятельность

надо

как

можно

раньше

,

когда

малыш

только

начинает

ползать

.

Убрав

все

опасные

предметы

,

родители

должны

разрешать

ему

свободно

передвигаться

по

квартире

.

Самостоятельность

всячески

поощряется

, "

нет

"

произносится

только

в

самых

необходимых

случаях

,

но

зато

соблюдается

неукоснительно

.

И

у

самих

родителей

нет

испуганного

выражения

лица

,

тревожных

возгласов

,

панических

криков

,

драматических

реакций

и

беспрерывных

запретов

.

Они

спокойны

,

потому

что

знают

:

все

мелкие

предметы

,

которые

ребенок

может

проглотить

,

уже

убраны

(

потребность

все

"

пробовать

на

язык

"

естественна

в

этом

возрасте

).

Жизнерадостное

восприятие

жизни

родителями

,

теплое

эмоциональное

общение

с

детьми

,

уважение

растущей

потребности

в

независимости

и

своевременная

похвала

укрепляют

волевую

сферу

детей

,

что

,

в

свою

очередь

,

уменьшает

вероятность

появления

страхов

.

В

2-3

года

у

детей

,

тем

не

менее

,

созревают

новые

страхи

.

Главным

персонажем

страшных

сновидений

чаще

всего

оказывается

Волк

.

Его

зловещий

образ

часто

появляется

после

слушания

сказок

,

в

том

числе

о

Красной

Шапочке

.

Волк

снится

чаще

детям

,

боящимся

наказания

со

стороны

отца

.

Кроме

того

,

Волк

ассоциируется

с

физической

болью

,

которая

возникает

при

воображаемом

укусе

острыми

зубами

.

Последнее

весьма

существенно

,

если

учесть

характерный

для

детей

данного

возраста

страх

перед

уколами

и

болью

.

Вот

почему

двухлетние

и

трехлетние

дети

всерьез

просят

иногда

родителей

убить

Бабу

Ягу

и

Волка

,

чтобы

защитить

от

ночных

кошмаров

.

Обычно

роль

защитника

поручается

отцу

,

если

он

достаточно

сильный

в

представлении

ребенка

.

Подобные

просьбы

нельзя

считать

пустым

капризом

и

игнорировать

,

так

как

Волк

и

Баба

Яга

,

живущие

в

подсознании

ребенка

,

всегда

свидетельствуют

о

каких

-

то

тревожащих

обстоятельствах

его

жизни

,

связанных

,

как

правило

,

с

отношениями

со

взрослыми

в

семье

.

Перенесенный

и

не

осознаваемый

ребенком

днем

ужас

или

страдание

превращают

ночь

в

борьбу

с

воображаемыми

чудовищами

,

порождаемыми

фактически

родителями

.

Если

ребенок

просыпается

ночью

от

страха

и

его

удается

успокоить

,

убаюкать

,

то

травмирующее

влияние

кошмарных

сновидений

выражено

меньше

.

Заметим

,

что

уже

со

второго

полугодия

жизни

некоторые

эмоционально

чувствительные

и

беспокойные

дети

нуждаются

в

том

,

чтобы

их

иногда

перед

сном

укачивали

,

убаюкивали

,

нежно

пели

песни

,

ласково

гладили

и

обнимали

.

В

этом

и

состоит

умение

матери

создавать

малышу

эмоциональный

комфорт

и

безопасность

,

когда

он

нуждается

в

этом

больше

,

чем

когда

-

либо

.

Чтобы

ночью

ребенок

спал

спокойно

,

без

страшных

сновидений

,

он

должен

знать

,

что

ему

ничто

не

угрожает

,

что

его

любят

и

всегда

защитят

.

День

его

должен

быть

наполнен

движениями

,

играми

,

радостью

,

смехом

,

новыми

,

но

не

чрезмерными

впечатлениями

.

В

таком

случае

и

сон

будет

легкий

,

светлый

.

Не

надо

укладывать

малыша

слишком

рано

или

слишком

поздно

.

Иначе

он

перевозбудится

и

у

него

нарушится

естественный

биоритм

сна

.

Время

засыпания

должно

быть

всегда

одно

и

то

же

,

но

продолжительность

самого

сна

меняется

с

возрастом

в

сторону

укорочения

.

Проблемы

страхов

у

детей

не

существует

у

тех

родителей

,

которые

уверенно

и

в

то

же

время

гибко

ведут

себя

по

отношению

к

детям

,

учитывают

особенности

их

темперамента

,

зарождающиеся

склонности

и

интересы

,

считаются

с

их

"

я

".

Страхов

в

первые

годы

всегда

меньше

и

они

быстрее

сходят

на

нет

,

если

мать

рядом

с

ребенком

,

в

семье

доминирует

отец

,

родители

не

ведут

"

войну

"

с

упрямством

,

развивают

,

а

не

подавляют

или

заглушают

тревогой

формирующееся

"

я

"

ребенка

,

сами

родители

уверены

в

себе

и

способны

помочь

детям

в

преодолении

воображаемых

и

реальных

опасностей

.



В раздел образования