Автор: Чупкова Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Детский сад комбинированного вида №45
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Как развить речь ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Как развить речь ребенка»
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в
творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они
учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач,
поставленных в игровой форме.
Игровые
действия
в
играх
и
упражнениях
всегда
включают
в
себя
обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным
условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными
участниками.
Кроме
этого,
играя
с
ребенком,
вы
создаете
эмоциональную
связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в
детский сад, на прогулке, в транспорте.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно
любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки,
настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и
картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, -
дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не
только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него
есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" -
"Корень, ствол, ветки, листья..." К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили
названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих
цветов
(розовый,
малиновый,
темно-зеленый,
светло-коричневый
и
т.
д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему
самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего
сделан?
Для
чего
нужен?"
Можно
просто
спросить:
"Какой
он?"
Так
вы
побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию
связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." -
"А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева?
Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире -
ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать
значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.
На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой,
сезонными
изменениями
в
природе,
растениями,
птицами,
животными,
людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать,
оформлять
в
форме
беседы.
Новые,
незнакомые
ребёнку
слова
следует
объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Вот примеры нескольких игр.
1.
Отгадай предмет по его частям. В эту игру можно играть в
двух вариантах.
Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам
игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель,
овощи,
животные,
транспорт
и
т.д.
Ребёнок,
не
показывая
свою
карточку
другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета.
Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает
одно очко.
Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот
вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например,
по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все
кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать
предметы. Попробуйте!
2.
Отгадай предмет по описанию.
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно
не
только
найти
правильные
определения
предметов,
но
и
правильно
согласовать по родам прилагательные и существительные, а так, же знать такие
понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.
3.
Шаги. (Кто быстрее доберется до...)
С
помощью
этой
нехитрой
игры
с
элементами
соревнования
можно
заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в
общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на
расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые
слова".
Каждый
ребенок
может
сделать
шаг,
лишь
назвав
какое-нибудь
вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят
на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику,
фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты»,
«Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы
готовите,
какие
действия
при
этом
совершаете.
Не
ограничивайтесь
примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые
слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической
работы
по
темам
«Весна»,
«Лето»,
«Осень»,
«Растения
сада»,
«Цветы»,
«Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые
навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в
памяти ребёнка на всю жизнь.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы
почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида №45 г. Сочи
Консультация для родителей.
«Как развить речь ребенка»
Воспитатель:
Чупкова Татьяна Геннадьевна
2018 г.