Напоминание

"Как развить речь ребенка"


Автор: Чупкова Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Детский сад комбинированного вида №45
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Как развить речь ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Как развить речь ребенка»

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в

творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они

учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач,

поставленных в игровой форме.

Игровые

действия

в

играх

и

упражнениях

всегда

включают

в

себя

обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным

условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными

участниками.

Кроме

этого,

играя

с

ребенком,

вы

создаете

эмоциональную

связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в

детский сад, на прогулке, в транспорте.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно

любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки,

настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и

картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, -

дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не

только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него

есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" -

"Корень, ствол, ветки, листья..." К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили

названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих

цветов

(розовый,

малиновый,

темно-зеленый,

светло-коричневый

и

т.

д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему

самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего

сделан?

Для

чего

нужен?"

Можно

просто

спросить:

"Какой

он?"

Так

вы

побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию

связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." -

"А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева?

Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире -

ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать

значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.

На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой,

сезонными

изменениями

в

природе,

растениями,

птицами,

животными,

людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать,

оформлять

в

форме

беседы.

Новые,

незнакомые

ребёнку

слова

следует

объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Вот примеры нескольких игр.

1.

Отгадай предмет по его частям. В эту игру можно играть в

двух вариантах.

Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам

игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель,

овощи,

животные,

транспорт

и

т.д.

Ребёнок,

не

показывая

свою

карточку

другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета.

Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает

одно очко.

Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот

вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например,

по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все

кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать

предметы. Попробуйте!

2.

Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно

не

только

найти

правильные

определения

предметов,

но

и

правильно

согласовать по родам прилагательные и существительные, а так, же знать такие

понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.

3.

Шаги. (Кто быстрее доберется до...)

С

помощью

этой

нехитрой

игры

с

элементами

соревнования

можно

заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в

общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на

расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые

слова".

Каждый

ребенок

может

сделать

шаг,

лишь

назвав

какое-нибудь

вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят

на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику,

фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты»,

«Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы

готовите,

какие

действия

при

этом

совершаете.

Не

ограничивайтесь

примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые

слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической

работы

по

темам

«Весна»,

«Лето»,

«Осень»,

«Растения

сада»,

«Цветы»,

«Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые

навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в

памяти ребёнка на всю жизнь.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы

почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад комбинированного вида №45 г. Сочи

Консультация для родителей.

«Как развить речь ребенка»

Воспитатель:

Чупкова Татьяна Геннадьевна

2018 г.



В раздел образования