Автор: Волошина Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 8 "Зоряночка"
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольский край
Наименование материала: консультация для родителей.
Тема: "Воспитание культуры поведения и общения в детском саду и дома".
Раздел: дошкольное образование
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ № 8 «Зоряночка»
______________ Месикова С.Ю.
Консультация для родителей на тему:
«
Воспитание культуры поведения и общения
в детском саду и дома
».
МБДОУ д/с № 8 «Зоряночка»
Воспитатель:
Волошина Инна Александровна
г. Ессентуки 2018г
Воспитание культуры поведения
и общения
в детском саду и дома.
Уважаемые родители!
Воспитание культуры поведения является неотъемлемой
частью воспитанного, интеллигентного человека и этой
проблемой необходимо заниматься, начиная уже с раннего
детства.
В содержании культуры поведения дошкольников входят
следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно - гигиенические навыки и привычки.
Воспитание культуры поведения у дошкольника не может
рассматриваться только в рамках детского сада. Оно
предусматривает обязательную связь с воспитанием детей
в семье, координацию усилий педагога и родителей. Для
педагогов очень важно найти методы, позволяющие
установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения
единства в воспитании нравственной культуры.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка
на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых
поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности -
значит воспитывать у него умение содержать в порядке
место, где он трудится, занимается, играет; привычку
доводить до конца начатое дело, бережно относится к
игрушкам, вещам, книгам. А также умение и желание
трудиться, проявлять интерес к выполняемой работе,
понимание ее цели и общественного смысла; проявление
волевых усилий в достижении требуемого результата;
взаимопомощь в коллективном труде.
Правила культуры деятельности для дошкольников:
- Не сиди без дела.
- Доводи начатое дело до конца.
- Выполняй работу только хорошо.
- Делай все, что умеешь, сам, не требуя помощи взрослых.
- Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке.
- Всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
- Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком
норм и правил общения с взрослыми и сверстниками,
основанных на уважении и доброжелательности,
использованием соответствующего словарного запаса и
форм общения, а также вежливое поведение в
общественных местах, быту.
Культура общения предполагает умение не только
действовать нужным образом, но и воздерживаться от
неуместных в данной обстановке действий, слов,
жестикуляций. Ребенка надо учить замечать состояние
других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен
понимать, когда можно побегать, а когда нужно
остановиться, потому что в некоторых ситуациях такое
поведение становится недопустимым, т.е. поступать,
руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно
уважение к окружающим в сочетании с простотой,
естественностью в манере говорить и проявлять свои
чувства характеризует такое важное качество ребенка, как
общительность.
Культура общения предполагает и культуру речи. Это
наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение
говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в
младшем возрасте ребенка приучают называть взрослых по
имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение,
учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или
растягивания слов. Не менее важно в это же время научить
ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять
во время разговора, смотреть в лицо говорящему. В
процессе организации педагогом воспитательно -
образовательных мероприятий, культура общения
формируется быстрее. Но не менее важно воспитывать
культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их
самостоятельной деятельности:
играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т.д.
Важную роль здесь играют родители. Родители должны в
первую очередь поддерживать культуру общения дома не
только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая
речь родителей стараются использовать ее, не понимая
хорошие это слова или нет. А взрослые начинают
возмущаться: «Кто тебя научил такие слова говорить, в
детском саду услышал?!».
Культура общения предусматривает так же выполнение
ребенком норм и правил общения с взрослыми и
сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего
словарного запаса и форм общения, а также вежливое
поведение в общественных местах, быту.
Правила культуры общения:
- Пользуйся словами вежливого обращения:
«Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте
добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите
пройти» и др.
- Будь всегда приветлив и вежлив.
- Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
- На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других
общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя
сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
- Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно,
смотри в лицо собеседнику, не перебивай.
- С уважением относись к труду старших и товарищей.
- Уступай место в транспорте взрослым и малышам.
- Подними и подай оброненный кем-то предмет.
- Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.
- Умей признать, что был неправ.
Культурно-гигиенические навыки — важная
составляющая часть культуры поведения. Необходимость
опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела,
прически, одежды, обуви продиктована не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих
отношений.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее
значение не только в выполнении физиологических
потребностей. Она имеет и этический аспект, ведь
поведение за столом основывается не только на уважении к
сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу
.
С дошкольного возраста дети должны усвоить
определенные правила:
- нельзя класть локти на стол во время еды;
- есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно
пережевывая пищу;
- бережно относиться к хлебу и другим продуктам;
правильно пользоваться столовыми приборами.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил
проявляется уважение к окружающим, что любому человеку
неприятно касаться грязной руки или смотреть на
неопрятную одежду.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что
привитые в детстве навыки, в том числе культурно -
гигиенические, приносят человеку огромную пользу в
течение всей его последующей жизни.
Воспитание культуры поведения у дошкольника не может
рассматриваться только в рамках детского сада. Оно
предусматривает обязательную связь с воспитанием детей
в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень
важно найти методы, позволяющие установить тесные
контакты с семьей в целях обеспечения единства в
воспитании нравственной культуры.
С этой целью используются, можно использовать:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- посещение педагогом семей своих воспитанников;
- организовывать «дни открытых дверей», где происходит
детальное ознакомление родителей с условиями жизни их
ребенка в детском саду; - оформление, в раздевальной
комнате, стенда или ширмы, разделы которых в наглядной
форме раскрывали бы общие вопросы воспитания культуры
поведения, ее значение, сущность, необходимость.