Напоминание

"Языковое сознание студентов среднего профессионального образования и влияние на него СМИ"


Автор: Любова Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ВГПГК"
Населённый пункт: Г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Языковое сознание студентов среднего профессионального образования и влияние на него СМИ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Языковое сознание студентов среднего профессионального образования

и влияние на него СМИ

Языковое

сознание

как

компонент

когнитивной

базы

человека

представляет

собой

совокупность

сведений

о

языке,

которыми

владеет

человек.

Изучение языкового сознания того или иного региона является базой

для разработки различного рода мероприятий по поддержанию и повышению

речевой культуры жителей. Определив состояние языкового сознания, можно

правильно выстроить работу по его совершенствованию.

Языковое

сознание

учащихся,

в

частности

получающих

среднее

профе ссиональное

образовании,

во

многом

формируется

ч е р е з

средства

массовой

коммуникации,

т.е.

чтение

газет

и

журналов,

просмотр

телепередач. Поэтому большинство речевых проблем, возникающих у них, -

следствие нахождения учащихся в подобной языковой среде.

В

2010

году

в

Воронеже

вышла

коллективная

монография,

посвященная

описанию

языкового

сознания

воронежцев

и

представляющая

собой результаты исследований за последние 8 лет. В работе представлены

результаты

теоретических

исследований,

материалы

общественных

дискуссий, экспериментальных исследований в области языкового сознания

воронежцев

-

сведения

о

культуре

речи

разных

профессиональных

и

возрастных

групп

горожан,

а

также

анализ

вопросов,

задаваемых

специалистам

телефонной

«Службы

русского

языка»

и

ведущим

воронежской радиопрограммы «Территория слова».

В

ходе

проведенного

нами

небольшого

эксперимента

первокурсникам

ВГПГК

был

предложен

диктант,

включающий

50

слов.

По

итогам

его

проверки

сделаны

следующие

выводы.

На

фоне

общего

низкого

уровня

грамотности

наблюдаются

такие

особенности:

чаще

студенты

делают

ошибки в словах, которые называют реалии, отсутствующие в их лексиконе.

Такими

словами

являются

«адъютант»,

«труженик»,

«периферия»,

«колоннада»,

«аккомпанемент»

и

др.

В

то

же

время

отмечаем

безошибочное

написание

в

100

случаев

лишь

одного

слова

«жюри»,

что

объясняется

частым

употреблением

этой

лексемы

в

средствах

массовой

информации

в

связи

с

наличием

огромного

количества

конкурсов

и

соревнований,

в

котором принимает участие и жюри.

Кроме

того,

ряд

экспериментов,

в

частности

проведенный

и

нами,

показал,

что

для

освоения

и

восприятия

школьниками

и

студентами

групп

среднего

профессионального

образования

особенно

труден

слой

абстрактной

лексики.

В

качестве

примера

можно

привести

слова

«ирония»,

«авторитет»,

«идеал». В ходе проведенного в 2010 году эксперимента воронежскими учеными

были

выявлены

ложные

значения,

существующие

в

языковом

сознании

старшеклассников.

Ирония

-

судьба,

легкомыслие,

любовь

(явная

отсылка

к

хорошо

всем

известному фильму «Ирония судьбы, или с легким паром»).

Авторитет

-

популярное

лицо,

сознание

своей

власти,

человек

с

перспективным будущим.

Идеал - кумир.

Одна

из

проблем,

с

которой

сталкиваются

учителя,

педагоги,

-

это

отсутствие

привычки

самостоятельно

наводить

справки

о

правильном

употреблении

того

или

иного

слова.

Современные

школьники

и

студенты

групп

среднего

профессионального

образования

практически

не

пользуются

словарями.

Также

у

них

отсутствует

мотивация

к

этому,

т.е.

нет

мотивов,

побуждающих

к

изучению,

соблюдению

норм,

к

пополнению

своего

словарного

запаса,

к

языковому

совершенствованию.

Речевая

культура

формируется

бытийно

-

ее

формируют

в

человеке

окружающие

люди,

прежде

всего

родители,

учителя,

педагоги,

коллеги,

СМИ.

И

если

дети

не

будут слышать, к примеру, нецензурную лексику дома, с экрана, в школе или

детском саду, то, соответственно, они не будут использовать подобные слова

и в

своей

речи.

Именно

поэтому

нужно

создать

речевую

элиту

в

обществе,

представители которой стали бы образцами для школьников и студентов.

Одной

из

существенных

задач

филологов

на

сегодняшний

день

является разработка механизма наблюдения и контроля за уровнем речевых

навыков

учащихся.

Также

необходимо

пояснить,

что

сейчас

речь

радио

и

телевидения далеко не всегда является эталоном хорошего русского языка. В

целях формирования их языковой компетентности следует активнее вводить

в словарный запас студентов групп среднего профессионального образования

слова, которые называют реалии, находящиеся вне их языкового сознания, но

необходимые

для

их

общекультурного

развития.

Таким

образом,

можно

компенсировать

несколько

ущербное

влияние

СМИ

на

языковое

сознание

студентов.



В раздел образования