Напоминание

"Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии."


Автор: Гусманова Любовь Ивановна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: КОУ "Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Cургутский район, п. Солнечный,
Наименование материала: По дорогам сказок
Тема: "Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии."
Раздел: начальное образование





Назад




1.

Пояснительная записка.

Программный материал для конспекта занятия был отобран с учетом

решения задач отраженных в Стратегии развития образования ХМАО-Югры

до 2020 г., который направлен на повышение качества образования через

формирование

и

развитие

личности

с

ограниченными

возможностями

здоровья, обладающей набором необходимых компетенций.

«Игра

для

детей

способ

познания

окружающего,

игры

имеют

большую

педагогическую

ценность

они

развивают

у

детей

смекалку,

выдержку,

самообладание,

чувство

юмора,

организованность».

Н.К.

Крупская.

Форма занятия: нетрадиционная – «Квест – игра».

Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения,

эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу

всей

группы,

позволяет

обучающимся

раскрыть

свои

способности,

«раскрепоститься».

Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и

способов деятельности.

Постановка

цели

определена

при

планировании

квест

-

игры.

Учитывались

возрастные

особенности

и

возможности

обучающихся

начального общего образования.

Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного

интереса к литературному чтению;

Задачи:

- уточнить и закрепить знания детей о знакомых сказках, их содержании,

характерных особенностях персонажей;

- развивать читательский интерес.

-

способствовать

развитию

речи,

памяти,

внимания,

воображения,

сообразительности при отгадывании загадок, а также быстроты и ловкости;

- развивать коммуникативные навыки общения;

- воспитывать любовь к чтению.

Выбранные

методы

соответствовали

задачам

занятия,

характеру

учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся.

Словесные

методы: инструкции,

рассказ,

вопросы,

художественное

слово.

Наглядный

метод: демонстрация

наглядных

пособий:

Маршрутный

лист каждой команде для путешествия по станциям, материал для станций:

«Поляна Загадок» - текст загадок для ведущего и картинки героев сказок;

«Почта» - телеграммы с текстами; «Ретпорт» - портреты писателей и героев

сказок;

«Шифровальная»

-

картинки

с

предметами

из

одной

сказки;

«Реставрационная»

-

пазлы

с

иллюстрациями

из

сказки;

«Кинотеатр»

-

фрагменты

из

мультфильмов.

Выставка

книг

«Волшебный

мир

сказок».

Большая

книга

сказок

с

недостающими

листами.

Отрывки

листа

за

выполненное задание на станции, по количеству станций.

Метод

контроля

и

стимулирования

в

виде

похвалы,

поощрения,

получения фрагмента потерянного листа из Книги сказок.

Метод степени творческой самостоятельности (организация поисковой

деятельности).

Форма работы с детьми: групповая.

Содержательный этап: для проведения квестированной игры выбран

сюжет,

в

котором

путешествие

к

намеченной

цели

проходит

через

преодоление ряда преград и трудностей.

Мотивационный этап: мотивация проходила через поставленную проблему:

найти потерянные листы из большой Книги Сказок.

Все

задания

в

игре

связаны

одной

сюжетной

линией.

Вариант

игры

представлен

в

получении

карты

-

путеводителя,

где

указывалось

место

нахождения

большой

Книги

Сказок.

Во

время

путешествия

дети

сталкиваются

с

различными

игровыми

заданиями,

выполнив

которые

переходят от одной остановки к другой.

На

каждой

остановке

получают

фрагмент

картинки,

за

правильно

выполненное задание.

Квест–игра проходила через игровые ситуации в нескольких помещениях

школы

интерната

для разнообразия

смены

деятельности

(кабинеты,

музыкальный зал, холлы, библиотека).

Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных

задач,

где

проявлялась

их

заинтересованность,

организованность

и

внимательность.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий и включения в

игру

подвижных

упражнений

у

ребят

не

проявлялось

признаков

утомляемости.

Планируемые

результаты: ребёнок

выражает

положительные

эмоции

(радость,

интерес,

восхищение)

от

встречи

со

сказочными

героями,

прослушивании музыкальных произведений. Учится высказывать свою точку

зрения, отличать сказочные ситуации от реальных. Знает и узнаёт знакомые

сказки.

Учится

сравнивать,

анализировать,

обобщать.

В

процессе

игры

созданы

условия

для

формирования

умения

приходить

на

помощь

товарищам,

соблюдать

правила

игры,

проявлять

заботу

друг

о

друге,

налаживать межличностные отношения с детьми в команде.

Дети

достигли

и

получили

результат,

так

как

полностью

смогли

реализовать поставленные задачи. Задания выполнены правильно на всех

этапах игры.

Проводя

анализ можно

сказать,

что

все

игровые

ситуации

были

построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение.

Логичность

построения

позволила

провести

игру,

не

выходя

за

рамки

запланированного времени.

Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей. Их активность

была высокой.

Считаю, что выбранная форма организации квеста была достаточно

эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический.

Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы

педагогической этики и такта, побуждала их к проявлению инициативы и

самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Содержание

и

использованные

тексты

занятия

было

адаптировано

для

обучающихся данной нозологической категории.

Внеклассное мероприятие для обучающихся начального общего образования.

Дата проведения

17.10.2017г.

Предмет

Занятие педагога - библиотекаря

Тема занятия

По дорогам сказок.

Форма проведения

Квест - игра

Цель

Создание условий для формирования у детей познавательного интереса к литературному чтению.

Задачи

1.

Уточнить

и

закрепить

знания

детей

о

знакомых

сказках,

их

содержании,

характерных

особенностях

персонажей.

2.

Развивать

читательский

интерес.

Способствовать

развитию

речи,

памяти,

внимания,

воображения,

сообразительности, ассоциативного мышления при отгадывании загадок, а также быстроты и ловкости;

Развивать коммуникативные навыки.

3.Воспитывать любовь к чтению.

Методы и приемы работы

Словесный: объяснение, вопросы. Практический. Частично – поисковый. Наглядные методы: изобразительная

наглядность, демонстрация слайдов. Методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.

Технологии

Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

Предварительная работа

- подбор музыкального материала;

- подготовка наглядности;

- чтение сказок, слушание аудиозаписей со сказками, отгадывание загадок про героев сказок.

Оборудование

Маршрутный лист каждой команде для путешествия по станциям, материал для станций: «Поляна

Загадок» - текст загадок для ведущего и картинки героев сказок; «Почта» - телеграммы с текстами; «Ретпорт» -

портреты

писателей

и

героев

сказок;

«Шифровальная»

-

картинки

с

предметами

из

одной

сказки;

«Реставрационная» - пазлы с иллюстрациями из сказки; «Кинотеатр» - фрагменты из мультфильмов. Выставка

книг «Волшебный мир сказок». Большая книга сказок с недостающими листами. Отрывки листа за выполненное

задание на станции, по количеству станций.

Для награждения:

книжки-малышки. Для рефлексии: картинка к

сказке «Морозко»: пень, распустившиеся цветы, нераспустившиеся цветы.

Участники

Задания дифференцированы по возрастным категориям.

I команда – 1 классы;

II команда – 2 классы;

III – команда – 3-4 классы.

Ход мероприятия.

№ п\п

Этапы мероприятия

Деятельность педагога-библиотекаря

Деятельность обучающихся

1.

О р г а н и з а ц и я

н а ч а л а

мероприятия.

-

Здравствуйте

ребята

и

уважаемые

гости!

Сегодня

мы

собрались

здесь,

чтобы

поговорить

о

сказках

и

проверить

Обучающиеся

садятся

для

слушания сказок.

Готовность к мероприятию.

- Психологический настрой,

создание проблемной ситуации.

Цель:

активизировать

п о з н а в а т е л ь н у ю ,

р е ч е в у ю ,

творческую деятельность детей

по

материалам

развития

действия,

на

событийной стороне.

насколько хорошо, вы знаете и любите сказки.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие по сказкам

Мы отправимся сейчас!

Педагог открывает книгу «Волшебная книга сказок» для

чтения сказки вслух, и видит чистую страницу.

(И таких страниц

должно

быть

столько

сколько

предполагается

команд)

(Приложение 1).

Разыгрывается проблемная ситуация:

-Что нам делать и как вернуть страницы в книгу сказок?

- Но для того, чтобы найти эти страницы нужно выполнить

задания,

за

которые

вы

будете

получать

части

страницы.

Выполнив

все

задания

правильно

и

быстро,

вы

соберете

«Волшебную страницу» для книги.

О б у ч а ю щ и е с я

с а м и

п р е д л а г а ю т

н а й т и

э т и

страницы в книгу.

2.

Основная часть.

У м е н и е

о с у щ е с т в л я т ь

кооперативно

соревновательное

общение со сверстниками, слушать

собе седника,

обо сновывать

и

доказывать своё мнение.

1.

Цель: развивать способность

о т г а д ы в а т ь

з а г а д к и ,

мышление

детей.

Закрепить

знание о героях сказки.

Вводный инструктаж:

- Участники, вы будете путешествовать по станциям, где для вас

приготовлены задания. Я думаю, что вы хорошо справитесь и

тогда

получите

кусочки

картинки. А

в

конце

кто

составит

картинку – тот и победитель. Путешествие начинается! Получите

свои маршрутные листы (Приложение 2.) и в путь.

1. Поляна Загадок.

Задание: Угадай сказочного персонажа.( для обучающихся 3-4 классов)

1.

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

2.

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»)

3.

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

1.Каждая

команда

получает

М а р ш р у т н ы й

л и с т,

г д е

у к а з ы в а е т с я

м а р ш р у т

путешествия.

Проводит ся

инструктаж

по

правилам

поведения в школе и в своей

команде.

Каждая

команда

д о л ж н а

о т г а д а т ь

з а г а д к и .

З а

п р а в и л ь н о е

в ы п о л н е н и е

задания выдается фрагмент от

потерянного

листа

из

книги

сказок.

2.

Цель:

уточнить

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку! («Гуси-лебеди»)

4.

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Покатился по деревне,

И женился на царевне. («По щучьему веленью»)

5.

Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака. (Дюймовочка)

6.

К лесу передом стоит,

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка –

На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

Задание: Угадай сказочного персонажа. (для обучающихся 1, 2, 4б, 7б классов)

1.

На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. («Колобок»)

2.

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)

3.

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой… («Маша и медведь»)

4.

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)

5.

Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)

Задание дифференцировано по

уровню сложности.

О б у ч а ю щ и е с я

ч и т а ю т

п р е д с т а в л е н и я

д е т е й

о

загадках, закрепить знания о

х а р а к т е р н ы х

п р и з н а к а х

сказочных героев.

3.

Цель: актуализировать знания

детей

о

детских

писателях,

героях

сказок.

Воспитывать

культуры

поведения,

доброго

отношения

друг

к

другу,

умения действовать в команде:

преодолевать

т руд н о с т и ,

договариваться,

советоваться

для

до стижения

о б щ е го

результата.

4.

Цель:

вызвать

интерес

к

проблеме,

эм о ц и о н а л ьн о

в о в л е ч ь

в

с и т у а ц и ю ,

использовать

свой

личный

2. Почта.

Представьте

себе,

что

герои

сказок

могли

бы

присылать

вам

телеграммы (Приложение 3).

- «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна».

Ответ: Вторая сестрица («Сказка о царе Салтане».)

- «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул»

Ответ: Медвежонок («Три медведя»)

- «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да

проклятое племя корчить!»

Ответ: Балда («Сказка о попе и работнике его Балде».)

-

«Все

закончилось

благополучно,

только

мой

хвост

остался

в

проруби»

Ответ: Волк («Лиса и волк»)

- «Спасите, нас съел серый волк»

Ответ: Козлята («Семеро козлят»)

- «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»

Ответ: Мышка («Курочка Ряба»)

- «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».

Ответ: Старик («Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть

медведя. Скоро буду дома»

Ответ: Маша («Маша и медведь»)

- «Помогите, мой брат превратился в козленочка»

Ответ: Алёнушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке»

Ответ: Иван-царевич («Царевна-лягушка»)

3. Ретпорт. (портрет)

Пункт « Ретпорт» (зашифровано слово на карте, на двери комнаты

слово портрет).

Оборудуется темная комната, в которой на стенах размещены

портрет писателей и героев сказок. Ответственный включает

фонарик и освещает по очереди портреты писателей и героев

сказок. Если вы узнали, говорите «Стоп».

телеграмму

и

должны

узнать

героев,

от

которых

пришли

телеграммы,

назвав

героя

и

сказку.

З а

п р а в и л ь н о е

выполнение задания выдается

фрагмент

от

потерянного

листа из книги сказок.

Выполняется

в

команде.

В

о б о р уд о в а н н о й

т е м н о й

комнате, в которой на стенах

р а з м е щ е н ы

п о р т р е т ы

писателей

и

героев

сказок.

Дети отгадывают и называют

писателей

и

героев

сказки.

Если

ребенок

узнал,

говорит

«Стоп».

Обучающимся

предлагается

лист, на котором изображены

опыт.

5.

Цель: закрепить знания детей

видеть

целостный

образ

в

отдельных частях.

6.

Цель:

развивать

быстроту

р е а к ц и и ,

а к т и в н о с т ь ,

самостоятельность мышления,

учить

называть

сказку

по

короткому

фрагменту

и з

мультфильма.

4. Шифровальная.

Задание: угадать Кто я? Откуда?

Предлагаются

картинки

с

предметами

из

одной

сказки.

Дети

должны отгадать название сказки.

(Приложение 4).

5.Реставрационная.

Собрать из пазлов картинку и назвать сказку, героев сказки.

6.Кинотеатр.

Узнать по фрагментам из мультфильмов, какие это сказки?

предметы

из

одной

сказки.

Дети называют эти предметы и

говорят из какой это сказки.

Каждой команде дается пазлы-

картинки.

Дети

собирают

целостную картинку, называют

героев

сказки

и

название

сказки.

Дети узнают по фрагментам из

мультфильмов,

какие

это

с к а з к и ?

З а

п р а в и л ь н о е

выполнение

задания,

команда

получает следующий фрагмент

картинки.

3.

Заключительная часть.

Подвести

итог;

оценить

деятельность

каждого обучающегося на занятии.

Рефлексия.

Коррекция

эмоциональной

сферы,

развитие умения открыто выражать свои

чувства.

Самооценка

на

основе

критерия успешности.

Все команды после путешествия идут в библиотеку, где собирают

фрагменты

картинки

и

называют

сказку.

Прикрепляют

полученный лист в книгу сказок.

Библиотекарь

благодарить

ребят

за

помощь

в

восстановлении

книги «Волшебный мир сказок».

Вспомнить

сказку

«Морозко».

Помочь

Настеньке,

чтобы

пень

зацвел. Если тебе понравилось участвовать в путешествии, то

возьми распустившийся цветок закрепи на пне, если тебе

неинтересно, то цветок возьми нераспустившийся.

(Приложение 4.)

Награждение всех участников игры книжками-малышками.

Обучающиеся

подводят

итог

путешествия по маршрутному

листу, рассказывают, с какими

трудностями

встретились

на

пути, что было интересно.

Обучающийся

о ц е н и в а е т

у ч а с т и е

в

и г р е :

е с л и

понравилось, то прикрепляют

распустившийся

цветок,

если

н е

п о н р а в и л о с ь

т о

нераспустившийся.

Дети благодарят за подарок.

_____________/____________________

Приложение 1.

Приложение 2.

Маршрутный лист. 1 команда.

Поляна

Загадок

Ретпорт

Почта

Реставрационная

Кинотеатр

Шифровальная

Библиотека

Маршрутный лист. 2 команда.

Почта

Кинотеатр

Реставрационная

Ретпорт

Шифровальная

Поляна

Загадок

Библиотека

Маршрутный лист. 3 команда.

Почта

Кинотеатр

Реставрационная

Ретпорт

Шифровальная

Поляна

Загадок

Библиотека

Приложение 3.

Приехать никак не могу: «Пуще

прежнего старуха вздурилась»

Приложение 4.

Шифровальная.

Угадай, кто я и откуда?

Приложение 5

Рефлексия.



В раздел образования