Автор: Гусманова Любовь Ивановна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: КОУ "Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Cургутский район, п. Солнечный,
Наименование материала: По дорогам сказок
Тема: "Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии."
Раздел: начальное образование
1.
Пояснительная записка.
Программный материал для конспекта занятия был отобран с учетом
решения задач отраженных в Стратегии развития образования ХМАО-Югры
до 2020 г., который направлен на повышение качества образования через
формирование
и
развитие
личности
с
ограниченными
возможностями
здоровья, обладающей набором необходимых компетенций.
«Игра
для
детей
–
способ
познания
окружающего,
игры
имеют
большую
педагогическую
ценность
–
они
развивают
у
детей
смекалку,
выдержку,
самообладание,
чувство
юмора,
организованность».
Н.К.
Крупская.
Форма занятия: нетрадиционная – «Квест – игра».
Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения,
эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу
всей
группы,
позволяет
обучающимся
раскрыть
свои
способности,
«раскрепоститься».
Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и
способов деятельности.
Постановка
цели
определена
при
планировании
квест
-
игры.
Учитывались
возрастные
особенности
и
возможности
обучающихся
начального общего образования.
Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного
интереса к литературному чтению;
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о знакомых сказках, их содержании,
характерных особенностях персонажей;
- развивать читательский интерес.
-
способствовать
развитию
речи,
памяти,
внимания,
воображения,
сообразительности при отгадывании загадок, а также быстроты и ловкости;
- развивать коммуникативные навыки общения;
- воспитывать любовь к чтению.
Выбранные
методы
соответствовали
задачам
занятия,
характеру
учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся.
Словесные
методы: инструкции,
рассказ,
вопросы,
художественное
слово.
Наглядный
метод: демонстрация
наглядных
пособий:
Маршрутный
лист каждой команде для путешествия по станциям, материал для станций:
«Поляна Загадок» - текст загадок для ведущего и картинки героев сказок;
«Почта» - телеграммы с текстами; «Ретпорт» - портреты писателей и героев
сказок;
«Шифровальная»
-
картинки
с
предметами
из
одной
сказки;
«Реставрационная»
-
пазлы
с
иллюстрациями
из
сказки;
«Кинотеатр»
-
фрагменты
из
мультфильмов.
Выставка
книг
«Волшебный
мир
сказок».
Большая
книга
сказок
с
недостающими
листами.
Отрывки
листа
за
выполненное задание на станции, по количеству станций.
Метод
контроля
и
стимулирования
в
виде
похвалы,
поощрения,
получения фрагмента потерянного листа из Книги сказок.
Метод степени творческой самостоятельности (организация поисковой
деятельности).
Форма работы с детьми: групповая.
Содержательный этап: для проведения квестированной игры выбран
сюжет,
в
котором
путешествие
к
намеченной
цели
проходит
через
преодоление ряда преград и трудностей.
Мотивационный этап: мотивация проходила через поставленную проблему:
найти потерянные листы из большой Книги Сказок.
Все
задания
в
игре
связаны
одной
сюжетной
линией.
Вариант
игры
представлен
в
получении
карты
-
путеводителя,
где
указывалось
место
нахождения
большой
Книги
Сказок.
Во
время
путешествия
дети
сталкиваются
с
различными
игровыми
заданиями,
выполнив
которые
переходят от одной остановки к другой.
На
каждой
остановке
получают
фрагмент
картинки,
за
правильно
выполненное задание.
Квест–игра проходила через игровые ситуации в нескольких помещениях
школы
–
интерната
для разнообразия
смены
деятельности
(кабинеты,
музыкальный зал, холлы, библиотека).
Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных
задач,
где
проявлялась
их
заинтересованность,
организованность
и
внимательность.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий и включения в
игру
подвижных
упражнений
у
ребят
не
проявлялось
признаков
утомляемости.
Планируемые
результаты: ребёнок
выражает
положительные
эмоции
(радость,
интерес,
восхищение)
от
встречи
со
сказочными
героями,
прослушивании музыкальных произведений. Учится высказывать свою точку
зрения, отличать сказочные ситуации от реальных. Знает и узнаёт знакомые
сказки.
Учится
сравнивать,
анализировать,
обобщать.
В
процессе
игры
созданы
условия
для
формирования
умения
приходить
на
помощь
товарищам,
соблюдать
правила
игры,
проявлять
заботу
друг
о
друге,
налаживать межличностные отношения с детьми в команде.
Дети
достигли
и
получили
результат,
так
как
полностью
смогли
реализовать поставленные задачи. Задания выполнены правильно на всех
этапах игры.
Проводя
анализ можно
сказать,
что
все
игровые
ситуации
были
построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение.
Логичность
построения
позволила
провести
игру,
не
выходя
за
рамки
запланированного времени.
Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей. Их активность
была высокой.
Считаю, что выбранная форма организации квеста была достаточно
эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический.
Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы
педагогической этики и такта, побуждала их к проявлению инициативы и
самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Содержание
и
использованные
тексты
занятия
было
адаптировано
для
обучающихся данной нозологической категории.
Внеклассное мероприятие для обучающихся начального общего образования.
Дата проведения
17.10.2017г.
Предмет
Занятие педагога - библиотекаря
Тема занятия
По дорогам сказок.
Форма проведения
Квест - игра
Цель
Создание условий для формирования у детей познавательного интереса к литературному чтению.
Задачи
1.
Уточнить
и
закрепить
знания
детей
о
знакомых
сказках,
их
содержании,
характерных
особенностях
персонажей.
2.
Развивать
читательский
интерес.
Способствовать
развитию
речи,
памяти,
внимания,
воображения,
сообразительности, ассоциативного мышления при отгадывании загадок, а также быстроты и ловкости;
Развивать коммуникативные навыки.
3.Воспитывать любовь к чтению.
Методы и приемы работы
Словесный: объяснение, вопросы. Практический. Частично – поисковый. Наглядные методы: изобразительная
наглядность, демонстрация слайдов. Методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Технологии
Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
Предварительная работа
- подбор музыкального материала;
- подготовка наглядности;
- чтение сказок, слушание аудиозаписей со сказками, отгадывание загадок про героев сказок.
Оборудование
Маршрутный лист каждой команде для путешествия по станциям, материал для станций: «Поляна
Загадок» - текст загадок для ведущего и картинки героев сказок; «Почта» - телеграммы с текстами; «Ретпорт» -
портреты
писателей
и
героев
сказок;
«Шифровальная»
-
картинки
с
предметами
из
одной
сказки;
«Реставрационная» - пазлы с иллюстрациями из сказки; «Кинотеатр» - фрагменты из мультфильмов. Выставка
книг «Волшебный мир сказок». Большая книга сказок с недостающими листами. Отрывки листа за выполненное
задание на станции, по количеству станций.
Для награждения:
книжки-малышки. Для рефлексии: картинка к
сказке «Морозко»: пень, распустившиеся цветы, нераспустившиеся цветы.
Участники
Задания дифференцированы по возрастным категориям.
I команда – 1 классы;
II команда – 2 классы;
III – команда – 3-4 классы.
Ход мероприятия.
№ п\п
Этапы мероприятия
Деятельность педагога-библиотекаря
Деятельность обучающихся
1.
О р г а н и з а ц и я
н а ч а л а
мероприятия.
-
Здравствуйте
ребята
и
уважаемые
гости!
Сегодня
мы
собрались
здесь,
чтобы
поговорить
о
сказках
и
проверить
Обучающиеся
садятся
для
слушания сказок.
Готовность к мероприятию.
- Психологический настрой,
создание проблемной ситуации.
Цель:
активизировать
п о з н а в а т е л ь н у ю ,
р е ч е в у ю ,
творческую деятельность детей
по
материалам
развития
действия,
на
событийной стороне.
насколько хорошо, вы знаете и любите сказки.
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие по сказкам
Мы отправимся сейчас!
Педагог открывает книгу «Волшебная книга сказок» для
чтения сказки вслух, и видит чистую страницу.
(И таких страниц
должно
быть
столько
сколько
предполагается
команд)
(Приложение 1).
Разыгрывается проблемная ситуация:
-Что нам делать и как вернуть страницы в книгу сказок?
- Но для того, чтобы найти эти страницы нужно выполнить
задания,
за
которые
вы
будете
получать
части
страницы.
Выполнив
все
задания
правильно
и
быстро,
вы
соберете
«Волшебную страницу» для книги.
О б у ч а ю щ и е с я
с а м и
п р е д л а г а ю т
н а й т и
э т и
страницы в книгу.
2.
Основная часть.
–
У м е н и е
о с у щ е с т в л я т ь
кооперативно
–
соревновательное
общение со сверстниками, слушать
собе седника,
обо сновывать
и
доказывать своё мнение.
1.
Цель: развивать способность
о т г а д ы в а т ь
з а г а д к и ,
мышление
детей.
Закрепить
знание о героях сказки.
Вводный инструктаж:
- Участники, вы будете путешествовать по станциям, где для вас
приготовлены задания. Я думаю, что вы хорошо справитесь и
тогда
получите
кусочки
картинки. А
в
конце
кто
составит
картинку – тот и победитель. Путешествие начинается! Получите
свои маршрутные листы (Приложение 2.) и в путь.
1. Поляна Загадок.
Задание: Угадай сказочного персонажа.( для обучающихся 3-4 классов)
1.
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
2.
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»)
3.
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
1.Каждая
команда
получает
М а р ш р у т н ы й
л и с т,
г д е
у к а з ы в а е т с я
м а р ш р у т
путешествия.
Проводит ся
инструктаж
по
правилам
поведения в школе и в своей
команде.
Каждая
команда
д о л ж н а
о т г а д а т ь
з а г а д к и .
З а
п р а в и л ь н о е
в ы п о л н е н и е
задания выдается фрагмент от
потерянного
листа
из
книги
сказок.
2.
Цель:
уточнить
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку! («Гуси-лебеди»)
4.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Покатился по деревне,
И женился на царевне. («По щучьему веленью»)
5.
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. (Дюймовочка)
6.
К лесу передом стоит,
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка –
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)
Задание: Угадай сказочного персонажа. (для обучающихся 1, 2, 4б, 7б классов)
1.
На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. («Колобок»)
2.
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)
3.
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой… («Маша и медведь»)
4.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)
5.
Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)
Задание дифференцировано по
уровню сложности.
О б у ч а ю щ и е с я
ч и т а ю т
п р е д с т а в л е н и я
д е т е й
о
загадках, закрепить знания о
х а р а к т е р н ы х
п р и з н а к а х
сказочных героев.
3.
Цель: актуализировать знания
детей
о
детских
писателях,
героях
сказок.
Воспитывать
культуры
поведения,
доброго
отношения
друг
к
другу,
умения действовать в команде:
преодолевать
т руд н о с т и ,
договариваться,
советоваться
для
до стижения
о б щ е го
результата.
4.
Цель:
вызвать
интерес
к
проблеме,
эм о ц и о н а л ьн о
в о в л е ч ь
в
с и т у а ц и ю ,
использовать
свой
личный
2. Почта.
Представьте
себе,
что
герои
сказок
могли
бы
присылать
вам
телеграммы (Приложение 3).
- «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна».
Ответ: Вторая сестрица («Сказка о царе Салтане».)
- «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул»
Ответ: Медвежонок («Три медведя»)
- «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да
проклятое племя корчить!»
Ответ: Балда («Сказка о попе и работнике его Балде».)
-
«Все
закончилось
благополучно,
только
мой
хвост
остался
в
проруби»
Ответ: Волк («Лиса и волк»)
- «Спасите, нас съел серый волк»
Ответ: Козлята («Семеро козлят»)
- «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»
Ответ: Мышка («Курочка Ряба»)
- «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».
Ответ: Старик («Сказка о рыбаке и рыбке».)
- «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть
медведя. Скоро буду дома»
Ответ: Маша («Маша и медведь»)
- «Помогите, мой брат превратился в козленочка»
Ответ: Алёнушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке»
Ответ: Иван-царевич («Царевна-лягушка»)
3. Ретпорт. (портрет)
Пункт « Ретпорт» (зашифровано слово на карте, на двери комнаты
слово портрет).
Оборудуется темная комната, в которой на стенах размещены
портрет писателей и героев сказок. Ответственный включает
фонарик и освещает по очереди портреты писателей и героев
сказок. Если вы узнали, говорите «Стоп».
телеграмму
и
должны
узнать
героев,
от
которых
пришли
телеграммы,
назвав
героя
и
сказку.
З а
п р а в и л ь н о е
выполнение задания выдается
фрагмент
от
потерянного
листа из книги сказок.
Выполняется
в
команде.
В
о б о р уд о в а н н о й
т е м н о й
комнате, в которой на стенах
р а з м е щ е н ы
п о р т р е т ы
писателей
и
героев
сказок.
Дети отгадывают и называют
писателей
и
героев
сказки.
Если
ребенок
узнал,
говорит
«Стоп».
Обучающимся
предлагается
лист, на котором изображены
опыт.
5.
Цель: закрепить знания детей
видеть
целостный
образ
в
отдельных частях.
6.
Цель:
развивать
быстроту
р е а к ц и и ,
а к т и в н о с т ь ,
самостоятельность мышления,
учить
называть
сказку
по
короткому
фрагменту
и з
мультфильма.
4. Шифровальная.
Задание: угадать Кто я? Откуда?
Предлагаются
картинки
с
предметами
из
одной
сказки.
Дети
должны отгадать название сказки.
(Приложение 4).
5.Реставрационная.
Собрать из пазлов картинку и назвать сказку, героев сказки.
6.Кинотеатр.
Узнать по фрагментам из мультфильмов, какие это сказки?
предметы
из
одной
сказки.
Дети называют эти предметы и
говорят из какой это сказки.
Каждой команде дается пазлы-
картинки.
Дети
собирают
целостную картинку, называют
героев
сказки
и
название
сказки.
Дети узнают по фрагментам из
мультфильмов,
какие
это
с к а з к и ?
З а
п р а в и л ь н о е
выполнение
задания,
команда
получает следующий фрагмент
картинки.
3.
Заключительная часть.
Подвести
итог;
оценить
деятельность
каждого обучающегося на занятии.
Рефлексия.
Коррекция
эмоциональной
сферы,
развитие умения открыто выражать свои
чувства.
Самооценка
на
основе
критерия успешности.
Все команды после путешествия идут в библиотеку, где собирают
фрагменты
картинки
и
называют
сказку.
Прикрепляют
полученный лист в книгу сказок.
Библиотекарь
благодарить
ребят
за
помощь
в
восстановлении
книги «Волшебный мир сказок».
Вспомнить
сказку
«Морозко».
Помочь
Настеньке,
чтобы
пень
зацвел. Если тебе понравилось участвовать в путешествии, то
возьми распустившийся цветок закрепи на пне, если тебе
неинтересно, то цветок возьми нераспустившийся.
(Приложение 4.)
Награждение всех участников игры книжками-малышками.
Обучающиеся
подводят
итог
путешествия по маршрутному
листу, рассказывают, с какими
трудностями
встретились
на
пути, что было интересно.
Обучающийся
о ц е н и в а е т
у ч а с т и е
в
и г р е :
е с л и
понравилось, то прикрепляют
распустившийся
цветок,
если
н е
п о н р а в и л о с ь
–
т о
нераспустившийся.
Дети благодарят за подарок.
_____________/____________________
Приложение 1.
Приложение 2.
Маршрутный лист. 1 команда.
Поляна
Загадок
Ретпорт
Почта
Реставрационная
Кинотеатр
Шифровальная
Библиотека
Маршрутный лист. 2 команда.
Почта
Кинотеатр
Реставрационная
Ретпорт
Шифровальная
Поляна
Загадок
Библиотека
Маршрутный лист. 3 команда.
Почта
Кинотеатр
Реставрационная
Ретпорт
Шифровальная
Поляна
Загадок
Библиотека
Приложение 3.
Приехать никак не могу: «Пуще
прежнего старуха вздурилась»
Приложение 4.
Шифровальная.
Угадай, кто я и откуда?
Приложение 5
Рефлексия.