Автор: Купченко Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: открытое занятие
Тема: "В гостях у сказок"
Раздел: дошкольное образование
подготовила и провела: воспитатель ВКК
Купченко Ольга Александровна
Занятие по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе.
Тема: « В гостях у сказок».
Программное содержание:
1.
Образовательные задачи:
учить создавать множества из разных по качеству предметов, разбивать множества на
части и воссоединять их; определять большую (меньшую) часть множества;
совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10);
развивать геометрическую зоркость;
учить ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, в правом нижнем углу и т.п.).
2. Развивающие:
развивать слуховое и зрительное внимание, память;
совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с
числительными;
развивать монологическую речь.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям по математике;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал к занятию: магнитофон, «озеро» с кувшинками (белые и желтые), конверты с
цифрами, доска.
Раздаточный матермал:
разноцветные
листы
квадратной
формы
(платочки),
пеналы
с
геометрическими фигурами, простые карандаши, наборы карточек с цифрами, карточки с
заданиями.
Ход занятия:
Воспитатль вместе с детьми становится в круг:
«В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2, 3
А теперь пойдем налево 4, 5, 6
В центре круга соберемся 7, 8, 9
И на место все вернемся 10.
Улыбнемся, подмигнем
Заниматься мы начнем».
Воспитатель: Я приглашаю вас всех в гости к сказкам. А на чем мы сможем добраться
туда? (ответы детей «На ковре – самолете). Правильно! Давайте все вместе сейчас сядем
на него и отправимся в путь. Звучит спокойная музыка. Ну вот мы и прилетели к сказкам.
Ой! Смотрите, что это? (Дети: сундук). Давайте откроем его и посмотрим что в нем?
Дети: Вот цифра 1.
Воспитатель: Открываем конверт. В конверте загадка. «Смышленность этого мальчишки
спасла его и 6 братишек, хоть ростом мал он да удал, так кто его из вас узнал?»
Дети: Мальчик-с-пальчик.
Воспитатель: А, вот и вопросы от Мальчика –с-пальчика:
Сколько носов у трех котов?
Сколько ушей у двух мышей?
Какая цифра спряталась в слове семь-я?
Какое сейчас время года?
Перечисли зимние месяцы?
Кто стоит справа от тебя?
Какие арифметические знаки вы знаете?
Сегодня четверг, а завтра7
В пустом стакане есть орехи?
У квадрата есть углы?
Червячок короткий, а змея?
Ты низкий, а папа?
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
А вот и второй конверт (дети открывают его, достают письмо).
Воспитатель: (читает) «Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей? Сделался мигом красивой, пригожей? (ответ детей:
Царевна-лягушка).
Воспитатель: задание от Царевны-лягушки: «Озеро с кувшинками. Вопросы к детям»
Каких кувшинок больше белых или желтых? На сколько больше? Как можно
отобразить цифрами на доске? (дети выполняют задание – 1+2=3, 2+1=3, 1+1+1=3
Хорошо, справились и с этим заданием.
Воспитатель: а сейчас следующий конверт (читаетзагадку) «Во дворце она живет и все
время слезы льет. Ах как хочет царь-отец плачу положить конец» Кто это? Как вы
думаете? (ответ детей Царевна-Несмеяна). Задание от Царевны-Несмеяны: «Выложи на
платочках узоры»
Левый верхний угол – солнышко
Нижний правый угол – цветок
Левый нижний угол – грибок
Правый верхний угол – облако
Центр – прямоугольник
Справа от прямоугольника – квадрат
Слева от прямоугольника – треугольник
Сверху от прямоугольника – круг
Снизу от прямоугольника – овал.
Воспитатель: Мне кажется, что такие платочки очень понравятся Царевне-Несмеяне.
Следующий конверт, а в нем задание: «Сколько лет мне, я не знаю. В ступе я с метлой
летаю, теремок мой так хорош, на меня во всем похож. В этом тереме моем ярко печь
горит огнем, теремок на курьих ножках, ждет гостей в нем...? (Бабка – Ёжка)
Игра «По порядку становись!», дети по одной цифре гуляют пока играет музыка и по
команде «По порядку становись!» строятся.
Воспитатель:
Назови соседей числа 3
Назови соседей числа 5
Назови соседей числа 9.
Игра повторяется еще раз, но дети выстраиваются с цифрами в обратном порядке.
И последний конверт, открываем и читаем задание:
«Я богатый – всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь?» (Кощей Бессмертный)
Воспитатель: Ребята! А давайте поможем Кощею сосчитать его богатства в мешках?
Выполняется задание на карточках.
С
заданием
справились.
Время
нашего
путешествия
закончилось,
пора
возвращаться
домой. Садимся на ковер-самолет и полетели назад. (звучит музыка).
Ребята!
Вам
понравилось
наше
путешествие?
А
кому
что
больше
заполнилось,
понравилось? (ответы детей)