Напоминание

Влияние сюжетно - ролевой игры на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста


Автор: Орел Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №52
Населённый пункт: Ростовская обл. г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Влияние сюжетно - ролевой игры на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольное детство- яркая, неповторимая страница в жизни

каждого человека. Время первоначального становления личности,

формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в

этот период, начинается процесс социализации, устанавливается связь

ребенка с ведущими сферами. Происходит приобщение к общественным

ценностям.

Согласно ФГОС, при построении педагогического процесса

основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют с

детьми путем интеграции естественных для дошкольников деятельности,

главных из которых является – игра, она формирует мир ребенка, создает

зону ближайшего развития, остается ведущим видом детской деятельности,

как средство всестороннего развития ребенка.Это наиболее доступный для

детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний труда, и в

то же время, средство развития других видов.

На выпуске ребенка из детского сада на этапе завершения

дошкольного образования, педагоги дошкольных учреждений,

руководствуются следующими целевыми ориентирами:

- ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах

– игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,

конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по

совместной игре.

- ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в

разных видах деятельности, прежде всего в игре.

- дошкольник должен владеть разными видами и формами игры, различать

условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и

социальным нормам.

В настоящее время, современные дети, сейчас играют в совершенно

различные и не чему не воспитывающие игры, поэтому, недостаточно

уделяется место сюжетно –ролевой игре. Которое ведет к недоразвитию

эмоционально- волевой и коммуникативной сфере, и как следствие этого

возникновения, конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема

межличностных конфликтов и их негативного разрешения приобретает

сегодня особую значимость. Проблеме игры детей дошкольного возраста

посвящены многочисленные исследования таких выдающихся ученых как

(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.Т. Кудрявцев,

Д.И.Фельдштейн и др.) (с.247) они говорили, что игра возникает в ответ на

потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в

обществе, игра является социальной по своему происхождению и по

содержанию.

Отличительной особенностью сюжетно- ролевой игры является

то, что ее создают сами дети, а игровая деятельность носит ярко

выраженный самостоятельный, творческий характер. Каждый ребенок

свободен в выборе воплощения в образ. Объединяясь в сюжетно – ролевую

игру, дети сами выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила,

следуя за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Тем самым игра,

развивает у ребенка: воображение, творчество, образное мышление,

коммуникативные навыки, воспитывает доброжелательное отношение между

детьми, обогащает способы их игрового взаимодействия. Большое влияние

сюжетно – ролевая игра оказывает на развитие у детей способности

взаимодействовать с другими людьми, во- первых, воссоздавая в игре

взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия,

во – вторых в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт

взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения,

согласовывать их с другими людьми. В сюжетно- ролевой игре дошкольники

воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и

деятельности взрослых, тем самым формируются моральные качества:

ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при

достижении общей цели, умение справедливо решать споры и конфликты в

коллективе.

Следовательно задача детского сада- это обогащать жизненный опыт

детей, который , происходит через, создание условий для комфортного

обеспечения пребывания ребенка в дошкольном учреждении, через:

предметно- развивающую среду, через различные источники информации,

экскурсии, посещение музеев и театров, встречи с интересными людьми,

прогулки, наблюдения, беседы, обсуждения событий, родителей.

Таким образом, сюжетно- ролевая игра идеальное поле для

приобретения социальных навыков. Такие игры, помогают решить многие

воспитательные задачи: дети учатся налаживать отношения с людьми,

понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного

поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт

взаимодействия с другими людьми, который поможет им в налаживании

контактов со сверстниками, в игровой деятельности. Так, сюжетно- ролевая

игра способствует социальному развитию, обогащает жизненный опыт,

готовит почву для успешной деятельности ребенка к реальной жизни.

Представляющий совокупность обязательных требований к дошкольному

образованию является – Федеральный Государственный Образовательный

Стандарт. Одним из основных принципов Стандарта является реализация

Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста,

прежде всего в форме игры.

Игра формирует мир ребенка, создает зону ближайшего развития ,

является своеобразной его практической деятельностью, а также средством

всестороннего развития, поэтому в педагогическом процессе дошкольного

образовательного учреждения она занимает ведущее место. Игровая

деятельность способствует физическому, интеллектуальному и психическому

развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно- волевых качеств,

творческих способностей, решаются задачи по развитию и

совершенствованию всех видов игр с учетом возрастных особенностей детей.

Важным компонентом психолого- педагогических условий

развития игровой деятельности в дошкольном учреждении является

передача детям социального опыта игры ,обучение игровым умениям и

навыкам, с помощью организации специальных обучающих игр и

определение дальнейшего пути совершенствования и развития игровой

деятельности. В организованных играх, в единой развивающей

образовательной и воспитательной взаимосвязи, продолжают

обогащаться представления детей о социальном мире, развиваются

коммуникативные навыки ребенка, расширяется круг интересов,

кругозор целостной картины мира, развиваются навыки игрового

взаимодействия, что является стимулом и основой для полноценной,

вариативной самостоятельной игровой деятельности дошкольника.

Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями

происходит в игре через разные источники информации: экскурсии,

посещение музеев и театров, встречи и с интересными людьми,

художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно- творческая

деятельность, беседы, обсуждения событий и т.д.

При этом важно, своевременно в содержание детских игр вносить

элементы новизны и разнообразить игровые сюжеты. Дети активно

развиваются в том случае, если отражают новые приобретенные знания и

впечатления в своих играх. Педагог дошкольного учреждения обеспечивает

взаимосвязь между обогащением жизненного и игрового опыта ребенка,

помогает ребенку перевести полученные знания и впечатления в условный

план игры. Активность детей и их личностное становление зависит во

многом от вида игр. В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) преобладают игры с

составными динамическими игрушками, через игрушку ребенок познает

форму, цвет и т.д. Для детей дошкольного возраста (от 3 лет до 7 лет) ряд

видов деятельности, таких как игры с правилами, сюжетно-ролевые игры,

театрализованные игры, дидактические - форма интеллектуальной

деятельности.

Классификация детских игр, основана на системообразующем принципе.

Критерий инициативы дошкольников, побуждающей к игре, позволяет

выделить три класса игр:

- игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные игры)

- игры обучающие, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их

с образовательной и воспитательной целью.

- игры, идущие от исторической инициативы этноса, народные,

традиционные, которые могут возникать в детской сфере по предложению

взрослого или более старших, уже знающих эти игры.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в

виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют

собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

это:

- ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности – игре, общении, конструировании, познавательно-

исследовательской деятельности.

- ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в

разных видах деятельности, прежде всего игре.

- ребенок должен владеть разными формами и видами игры, различать

условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и

социальным нормам.

Таким образом, каждый вид игры в дошкольном возрасте отвечает своим

целям и задачам. Процесс самораскрытия ребенка в игре, ориентация на его

индивидуальные особенности являются основой высокого качества

реализации социального заказа общества дошкольному образованию.



В раздел образования