Автор: Орел Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №52
Населённый пункт: Ростовская обл. г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Влияние сюжетно - ролевой игры на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Дошкольное детство- яркая, неповторимая страница в жизни
каждого человека. Время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в
этот период, начинается процесс социализации, устанавливается связь
ребенка с ведущими сферами. Происходит приобщение к общественным
ценностям.
Согласно ФГОС, при построении педагогического процесса
основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют с
детьми путем интеграции естественных для дошкольников деятельности,
главных из которых является – игра, она формирует мир ребенка, создает
зону ближайшего развития, остается ведущим видом детской деятельности,
как средство всестороннего развития ребенка.Это наиболее доступный для
детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний труда, и в
то же время, средство развития других видов.
На выпуске ребенка из детского сада на этапе завершения
дошкольного образования, педагоги дошкольных учреждений,
руководствуются следующими целевыми ориентирами:
- ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах
– игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной игре.
- ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, прежде всего в игре.
- дошкольник должен владеть разными видами и формами игры, различать
условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и
социальным нормам.
В настоящее время, современные дети, сейчас играют в совершенно
различные и не чему не воспитывающие игры, поэтому, недостаточно
уделяется место сюжетно –ролевой игре. Которое ведет к недоразвитию
эмоционально- волевой и коммуникативной сфере, и как следствие этого
возникновения, конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема
межличностных конфликтов и их негативного разрешения приобретает
сегодня особую значимость. Проблеме игры детей дошкольного возраста
посвящены многочисленные исследования таких выдающихся ученых как
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.Т. Кудрявцев,
Д.И.Фельдштейн и др.) (с.247) они говорили, что игра возникает в ответ на
потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в
обществе, игра является социальной по своему происхождению и по
содержанию.
Отличительной особенностью сюжетно- ролевой игры является
то, что ее создают сами дети, а игровая деятельность носит ярко
выраженный самостоятельный, творческий характер. Каждый ребенок
свободен в выборе воплощения в образ. Объединяясь в сюжетно – ролевую
игру, дети сами выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила,
следуя за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Тем самым игра,
развивает у ребенка: воображение, творчество, образное мышление,
коммуникативные навыки, воспитывает доброжелательное отношение между
детьми, обогащает способы их игрового взаимодействия. Большое влияние
сюжетно – ролевая игра оказывает на развитие у детей способности
взаимодействовать с другими людьми, во- первых, воссоздавая в игре
взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия,
во – вторых в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт
взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения,
согласовывать их с другими людьми. В сюжетно- ролевой игре дошкольники
воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятельности взрослых, тем самым формируются моральные качества:
ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при
достижении общей цели, умение справедливо решать споры и конфликты в
коллективе.
Следовательно задача детского сада- это обогащать жизненный опыт
детей, который , происходит через, создание условий для комфортного
обеспечения пребывания ребенка в дошкольном учреждении, через:
предметно- развивающую среду, через различные источники информации,
экскурсии, посещение музеев и театров, встречи с интересными людьми,
прогулки, наблюдения, беседы, обсуждения событий, родителей.
Таким образом, сюжетно- ролевая игра идеальное поле для
приобретения социальных навыков. Такие игры, помогают решить многие
воспитательные задачи: дети учатся налаживать отношения с людьми,
понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного
поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт
взаимодействия с другими людьми, который поможет им в налаживании
контактов со сверстниками, в игровой деятельности. Так, сюжетно- ролевая
игра способствует социальному развитию, обогащает жизненный опыт,
готовит почву для успешной деятельности ребенка к реальной жизни.
Представляющий совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию является – Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт. Одним из основных принципов Стандарта является реализация
Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста,
прежде всего в форме игры.
Игра формирует мир ребенка, создает зону ближайшего развития ,
является своеобразной его практической деятельностью, а также средством
всестороннего развития, поэтому в педагогическом процессе дошкольного
образовательного учреждения она занимает ведущее место. Игровая
деятельность способствует физическому, интеллектуальному и психическому
развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно- волевых качеств,
творческих способностей, решаются задачи по развитию и
совершенствованию всех видов игр с учетом возрастных особенностей детей.
Важным компонентом психолого- педагогических условий
развития игровой деятельности в дошкольном учреждении является
передача детям социального опыта игры ,обучение игровым умениям и
навыкам, с помощью организации специальных обучающих игр и
определение дальнейшего пути совершенствования и развития игровой
деятельности. В организованных играх, в единой развивающей
образовательной и воспитательной взаимосвязи, продолжают
обогащаться представления детей о социальном мире, развиваются
коммуникативные навыки ребенка, расширяется круг интересов,
кругозор целостной картины мира, развиваются навыки игрового
взаимодействия, что является стимулом и основой для полноценной,
вариативной самостоятельной игровой деятельности дошкольника.
Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями
происходит в игре через разные источники информации: экскурсии,
посещение музеев и театров, встречи и с интересными людьми,
художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно- творческая
деятельность, беседы, обсуждения событий и т.д.
При этом важно, своевременно в содержание детских игр вносить
элементы новизны и разнообразить игровые сюжеты. Дети активно
развиваются в том случае, если отражают новые приобретенные знания и
впечатления в своих играх. Педагог дошкольного учреждения обеспечивает
взаимосвязь между обогащением жизненного и игрового опыта ребенка,
помогает ребенку перевести полученные знания и впечатления в условный
план игры. Активность детей и их личностное становление зависит во
многом от вида игр. В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) преобладают игры с
составными динамическими игрушками, через игрушку ребенок познает
форму, цвет и т.д. Для детей дошкольного возраста (от 3 лет до 7 лет) ряд
видов деятельности, таких как игры с правилами, сюжетно-ролевые игры,
театрализованные игры, дидактические - форма интеллектуальной
деятельности.
Классификация детских игр, основана на системообразующем принципе.
Критерий инициативы дошкольников, побуждающей к игре, позволяет
выделить три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные игры)
- игры обучающие, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их
с образовательной и воспитательной целью.
- игры, идущие от исторической инициативы этноса, народные,
традиционные, которые могут возникать в детской сфере по предложению
взрослого или более старших, уже знающих эти игры.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
это:
- ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, конструировании, познавательно-
исследовательской деятельности.
- ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, прежде всего игре.
- ребенок должен владеть разными формами и видами игры, различать
условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и
социальным нормам.
Таким образом, каждый вид игры в дошкольном возрасте отвечает своим
целям и задачам. Процесс самораскрытия ребенка в игре, ориентация на его
индивидуальные особенности являются основой высокого качества
реализации социального заказа общества дошкольному образованию.