Автор: Бахметьева Татьяна Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №83" г.о. Самара
Населённый пункт: Самарская область, г. Самара
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: "Использование балансировочных подушек для физического развития детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Использование балансировочных подушек для физического развития детей старшего
дошкольного возраста.
Бахметьева Т.С.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с №83 «Рябинка»,
г.о. Самара.
Важность развития равновесия в дошкольном возрасте обусловлена тем, что она является
основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в
разнообразную деятельность.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также
от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела
расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. Равновесие развивается в
упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в
упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение
тела.
Для формирования равновесия, мы, в нашем детском саду решили использовать
балансировочные подушки. Мы приобрели балансировочные подушки клиновидной
формы, с одной стороны имеют гладкую поверхность, с другой покрыта массажными
шипами, что позволяет использовать ее для коррекционной ходьбы, воздействуя на стопы
и массажируя их.
Тренировка с их применением воздействует на весь организм, вовлекая в работу большое
количество мышц. Прежде всего задействуется «мышечный корсет» (глубокие мышцы
живота и спины), развивается поверхностная скелетная мускулатура.
Выполнение упражнений на подушках способствует активизации вестибулярного
аппарата, развитию способности ориентироваться в пространстве.
Предлагаем вашему вниманию сценарий занятия для старших дошкольников, в ходе
которого формируются интерес к физкультуре, осознанное отношение к здоровью.
Задачи:
1. Развивать волевые действия:
различать направление своих движений, их скорость и длительность, а также
степень усилия при совершенствовании движений;
менять характер движений, опираясь на контроль всех своих ощущений.
2. Развивать двигательные способности детей:
Упражнять в освоении основных движений на балансировочных подушках, уделяя
внимание согласованной работе всех частей тела;
Развивать мышечную силу, способствовать растяжению и укреплению мышц и
связок, ловкость, выносливость, умение соотносить движения с музыкой;
Формировать
умения
и
навыки
при
подбрасывании
мяча
вверх
с
хлопком
и
спрыгивании
со
скамейки
с
зажатым
между
ног
мячом,
способствовать
самостоятельному выполнению заданий;
Учить детей овладевать нетрадиционными способами оздоровления:
закаливающее носовое дыхание, релаксация;
3. Воспитывать желание проявлять волю, терпение во время выполнения упражнений.
Оборудование: балансировочные
подушки
по
количеству
детей,
музыкальное
сопровождение.
***
Дети входят в зал и выстраиваются в круг.
Инструктор: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Инструктор: Я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие, в страну
волшебных облаков, где мы сможем покататься на мягких, пушистых облаках! Вы
согласны?
Ответ детей.
Инструктор: Тогда в путь! С собой нужно взять только улыбку и веселое настроение!
Игра: «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
1.
Вводная часть.
Под музыку дети идут «змейкой» между балансировочными подушками, выполняя
ходьбу:
- Обычная ходьба;
- Ходьба на носках, прямые руки вверх;
- На пятках, руки за голову;
- С высоким подниманием коленей, прямые руки в стороны;
- Бег, с захлестыванием голеней;
- Обычный бег.
- Ходьба, возле балансировочных подушек.
Дыхательное упражнение: «Радуга, обними меня!»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы,
осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч;
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот
и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы
обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
2.
Основная часть.
Инструктор: Вот мы и прибыли в страну волшебных облаков. Облачка встречают нас.
Дети встают ногами на балансировочные подушки.
Комплекс общеразвивающих упражнений на балансировочных подушках.
1.
И.П.- стоя на подушке, прямые руки на поясе;
1-2 – наклон головы вниз – прямо; 3 – 4 – наклон головы назад – прямо; 5-6 – наклон
головы к правому плечу – прямо; 7-8 – наклон головы к левому плечу – прямо.
2.
И.П.- стоя на подушке, прямые руки опущены вниз;
1.2
– поднимание плеч вверх – вниз.
3.
И. П. – стоя на подушке, руки в стороны;
1-2 – присед, руки в стороны, вернуться в и.п.
4.
И.П- стоя на подушке, руки в стороны;
1.2-
Согнуть правую ногу в колене, вернуться в и.п.; 3-4- согнуть левую ногу в
колене, вернуться в и.п.
5.
И.П. – сидя на подушке, прямые ноги вытянуты вперед, руки в упоре сзади;
1.2
– наклон вперед, ноги прямые, дотянуться до носков ног, задержаться на 1-2
секунды, вернуться в и.п.
6.
И.П.- сидя на подушке, ноги согнуты в коленях, обхватив их руками;
1-2- руки прямые в стороны, прямые ноги немного подняв вверх, задержаться
на 1-2 секунды, вернуться в и.п.
7.
И.П – лежа на спине, подушка под лопатками, руки опущены вниз;
1-8- подняв прямые ноги вверх, медленное опускание.
8.
И.П.- лежа грудью на подушке, прямые ноги вытянуты, пятки соединены вместе,
прямые руки опущены вниз;
1.2-
Поднятие верхней части туловища вверх, прямые руки отведены назад, задержаться
на 10 секунд, вернуться в и.п.
Игровое упражнение: «Чей краб быстрее?»
Цель: предупреждение нарушения осанки, укрепление мышц спины, живота, бедер.
Балансировочные подушки раскладываются в ряд.
1.
Дети поочередно становятся в положение в упоре сзади на руках и стопах и боком,
как «крабы», передвигаются над подушками, не опуская на них таз.
2.
Дети передвигаются над подушками в упоре на руках и стопах, не опуская на
подушки грудь.
Игровое упражнение:» Хромой заяц».
Балансировочные подушки раскладываются в ряд.
Прыжки на правой и левой ноге «змейкой», между подушками.
Игровое упражнение на равновесие: «Не упади».
Ходьба по балансировочным подушкам, расстояние между подушками – 40-45 см.,
руки в стороны, переступая одной ногой с одной подушки на другую. На сигнал –
свисток, остановиться, поставив правую ногу на левую, стараясь удержать равновесие.
Пальчиковая гимнастика: «Белочка».
Подвижная игра: «Островки» (с балансировочными подушками).
Цель:
развивать
чувство
равновесия,
умение
ориентироваться
в
пространстве,
тренировка выносливости.
Дети встают врассыпную по залу, каждый перед своей балансировочной подушкой. С
началом музыки – перемещения по залу бегом, подскоками, прыжками, галопом. Когда
музыка прекращается, все бегут к своей подушке, встают на нее, закрыв глаза, или,
стоя на подушке на одной ноге, руки в стороны, сохраняя равновесие.
3.
Заключительная часть.
Релаксация: «Полет на облаках»
Дети, лежа спиной на балансировочной подушке, с закрытыми глазами, под музыку,
представляют свой полет в воздухе!
Инструктор: Вот и закончилось наше путешествие в страну волшебных облаков, и
нам пора возвращаться обратно.
Дети под музыку отправляются друг за другом на выход.