Напоминание

Доклад


Автор: Зуева Ольга Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Роговская СШ" - "Салавирская ОШ"
Населённый пункт: д.Салавирь
Наименование материала: Публикация
Тема: Доклад
Раздел: полное образование





Назад




Доклад

на тему

«Особенности межличностных отношений

в коллективе подростков»

Доклад подготовила:

учитель математики

Зуева Ольга Михайловна

Филиал МБОУ «Роговская СШ» - «Салавирская ОШ»

Содержание

стр.

Введение

3

Глава I.

Теоретические

основы

межличностных

отношений

в

коллективе подростков

1.1.

Понятие

коллектива,

отношения

между

индивидом

и

социальной группой

4

1.2. Понятие самооценки, влияние самооценки на общение

1.3.

Социально-психологиче ская

х а р а к т е р и с т и ка

межличностных отношений детей подросткового возраста

10

12

Выводы

19

Заключение

20

Литература

23

2

Введение

Человеку в ходе всей своей жизни приходится вступать в разнообразные

межличностные отношения. Начинаясь в детском саду, продолжаясь в классе,

среди друзей, в различных формальных и неформальных объединениях, они в

итоге оформляются в самые разные социальные общности. Так у индивида есть

возможность проявить и заявить о себе. Как о личности и оценивать себя в

системе отношений с другими. По словам известного немецкого мыслителя 19

века К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех

связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (17.)

В

наше

время

нет

никаких

сомнений

в

том

факте,

межличностное

общение это ― одно из самых необходимых условий существования людей,

оно

оказывает

неоспоримое

воздействие

на

формирование

и

развитие

личности,

всех

ее

психических

функций,

свойств

и

процессов.

Одной

из

значимых жизненных сфер для подростка выступает проблема межличностного

взаимодействия. Оно является очень важным в формировании подростка как

личности. В каждом возрастном периоде происходит социализация человека,

но именно подростковому возрасту выделяется особое место в таких науках,

как

педагогика

и

психология.

По

сложности

он

самый

трудный

из

всех

возрастов, потому что именно в этот период происходит становление личности.

Главным в этом возрасте становится переход от детства к уже сознательной и

взрослой

жизни.

Все

в

личности

перестраивается,

формируются

новые

образования,

идет

развитие

сознательного

поведения

и

закладывается

фундамент

основ

социальных

установок.

Этим

сложным

процессом

преобразования и определяются все основные черты и особенности личности

детей

в

подростковом

возрасте.

Именно

от

того,

как

будет

проходить

межличностное взаимодействие подростков, и будет зависеть формирование

3

будущей личности. (24) В наше время в обществе происходит резкая смена

моральных норм, социальных отношений, ценностей, поэтому актуальность

данной

темы

очень

велика

Высокий

уровень

межличностных

отношений

между учащимися возможен при наличии благоприятного психологического

климата

в

коллективе,

самооценка

подростка

в

социальной

группе

может

находиться в прямой связи с занимаемым статусом в коллективе.

4

Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений в коллективе

подростков.

1.1. Понятие коллектива, отношения между индивидом и социальной

группой

Коллектив (лат. collectivus - собирательный) –это группа объединенных

общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной

совместной деятельности высокого уровня развития.

Психолог

Лазурский

А.Ф.

утверждает,

что

«социальная

психология

рассматривает

коллектив

как

особое

качество

группы,

связанное

с

общей

деятельностью. Это качество являет собой продукт развития групп, которые

существуют внутри определенной системы социальной деятельности. С этой

точки зрения далеко не каждая группа может быть рассмотрена как коллектив,

а

только

та,

которая

сформировала

определенные

психологические

характеристики, возникшие как результат развития ее основной деятельности и

представляющие особое значение для ее членов».(14)

Выделяются

основные

характеристики,

которые

указываются

различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего,

Андреева

Г.М.

считает,

что

«коллектив

это

объединение

людей

во

имя

достижения

ими

какой-то

определенной

и

социально

одобряемой

цели.

Важным признаком коллектива является его цельность. Это выражается в том,

что коллектив выступает как определенная система деятельности со своей

организацией, распределением функций, определенной структурой руководства

и управления». (2)

5

Коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между

его

членами,

которая

обеспечивает

принцип

развития

личности

вместе

с

развитием коллектива. В настоящее время можно выделить несколько моделей

развития коллектива, каждая из которых обозначает особые стадии в этом

движении. Наиболее развернутая концепция развития коллектива принадлежит

А. В. Петровскому, где он считает, что «она представляет группу, состоящую

из трех крат. Каждый из них характеризуется определенным принципом, по

которому строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются сначала непосредственные контакты между

людьми,

которые

основаны

на

эмоциональной

приемлемости

или

неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером

совместной

деятельности;

в

третьем

слое,

который

назван

ядром

группы,

развиваются

отношения,

основанные

на

принятие

всеми

членами

группы

общих

целей.

Этот

соответствует

высшему

уровню

развития

группы

и,

следовательно, его наличие позволяет принять факт, что перед нами коллектив.

Центральное

звено

групповой

структуры

образует

сама

предметная

деятельность

группы,

причем

это

обязательно

социально

позитивная

деятельность. Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи

трех выделенных критериев:

1). Оценка выполнения группой основной общественной функции;

2). Оценка соответствия группы социальным нормам;

3).

Оценка

способности

группы

обеспечить

каждому

ее

члену

возможность для полноценного развития личности.

Второй

слой

групповой

структуры

представляет

собой

фиксацию

отношения

каждого

члена

группы

к

групповой

деятельности,

ее

целям

и

задачам.

6

Третий

слой

фиксирует

межличностные

отношения,

опосредованные

деятельностью.

И

четвертый

слой

групповой

структуры

фиксирует

поверхностные связи между членами группы».(20)

Любое

взаимодействие

людей,

даже

при

их

минимальном

числе,

начинается с распределения функций. Без этого группа не сможет существовать

как

единое

целое.

Группа

может

быть

понята

через

личность,

так

как

человеческая

личность

является

главным

материалом

для

ее

создания.

Психолог А.В. Петровский считает, что «при классификации групп определять

степень

их

развития,

учитывая

характер

межличностных

отношений,

формирующихся

в

зависимости

от

ценностно-ориентационного

единства

группы

(оптимальное

совпадение

целей,

связывающих

личность,

группу,

общество).(20)

Психолог Карпенко Л.А. представляет иерархия реальных контактных

групп следующим образом:

«Диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются не

содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются

только личностно значимыми целями.

Корпорация

взаимоотношения

опосредуются

личностно

значимыми,

целями

но

асоциальным

по

своим

установкам

содержанием

групповой деятельности.

Коллектив – взаимодействия опосредуются личностно значимым и

общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж,

расчет).

Коллектив

представляет

собой

высшую

форму

развития

малой

социальной группы. Последнюю можно охарактеризовать как относительно

7

устойчивое

объединение

людей,

имеющее

общие

социальные

признаки:

систему жизненных ориентаций, норм поведения, культурные и моральные

ценности

и

т.д.

Существуют

различные

формы

коллективных

отношений,

которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива

может быть представлено в виде следующего ряда этапов: номинальная группа,

группа-ассоциация и группа-кооперация». (10.)

Выдающийся советский психолог, основатель "культурно-исторической

теории"

Л.С.

Выготский

определял

социальную

психологию

в

качестве

исследовательской

практики,

направленной

на

выявление

социальной

обусловленности психики отдельного человека (5). Гончарова Е.Б. считает, что

«коллективная» психология

совпадает с традиционным тезисом: “Все в нас

социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека

присущи всем другим членам данной группы. В результате развития своих

членов

развивается

и

сам

коллектив,

причем,

чем

ярче

и

богаче

индивидуальность,

чем

более

высокий

уровень

развития

каждого

члена

коллектива,

тем

более

дееспособным,

человечным

в

общественном

своем

качестве будет и коллектив в целом».(6) Отечественный психолог, специалист в

области истории психологии, социальной психологии и психологии личности

А.В. Петровский считал , что

«необходимо при классификации социальных

групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных

отношений,

формирующихся

в

зависимости

от

ценностно-ориентационного

единства

группы

(оптимальное

совпадение

целей,

связывающих

личность,

группу, общество)». (20).

Нужно

отличать

употребление

понятия

«коллектив»

в

значении

социальная

группа,

часть

социального

пространства,

социальной

среды,

в

которой происходит адаптация, формирование людей, членов общества, от

понятия «коллектив», школьный класс, спортивная команда, отряд в лагере, как

педагогическое

явление,

как

средство

воспитания.

Не

случайно

различные

8

специалисты по педагогике, теории воспитания, рассматривают воспитание в

классном коллективе в рамках воспитания в широкой социальной среде, наряду

с воспитанием в семье, в детских организациях и внешкольных учреждениях, в

неформальных

группах.

Любые

социальные

связи

могут

оказывать

формирующее, воспитательное воздействие. Это известно с давних лет, об этом

знает и этим занимается не только педагогика, но в первую очередь философия

и социология. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская

отмечала,

что

детский

коллектив

«есть

группа,

сплоченная

общими

переживаниями,

общими

интересами,

общей

работой,

общими

взглядами,

дружбой». (13)

Более детально определил сущность коллектива А. С. Макаренко, кото-

рый писал, что «коллектив — это социальный живой организм, который потому

и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность,

соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и

коллектива, а есть просто толпа или сборище». (16)

Разные

авторы,

в

попытках

определить

коллектив,

подчеркивают

его

различные стороны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко,

утверждает,

что

воспитательный

коллектив

это

научно

организованная

система

нравственно

воспитывающей

детской

жизни,

включающей

многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения. В.

Ф.

Харламов

выделяет

в

понятии

«воспитательный

коллектив»

жизнь

и

деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование

межличностных

отношений

в

работе

органов

самоуправления,

которые

характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью,

стремлением

к

общему

успеху

и

богатством

духовных

устремлений

и

интересов.

Другие ученые называют коллектив детским, школьным, ученическим —

речь идет все о том же коллективе детей в образовательном учреждении. Т. А.

9

Ильина

называет

ученический

коллектив

особой

организационной

формой

объединения всех учащихся на основе учебной деятельности. Проблема в том,

насколько

педагогически

эффективен

и

при

каких

условиях

работает

воспитательный

коллектив,

оказывается

ли

в

нем

во

всех

случаях

положительное влияние на воспитание личности, нет ли опасности торможения

развития личности, ограничения свободы, либо насилия над ребенком.(19)

10

1.2 Понятие самооценки, влияние самооценки на общение

Для того чтобы найти правильный подход к коррекции того или иного

типа

межличностного

поведения,

возможно

создающего

конфликтную

ситуацию, при разработке индивидуальных мер воспитания и руководства,

важно определение такого ключевого фактора, как самооценка. В различных

психологических

исследованиях,

как

отечественных,

так

и

зарубежных,

проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее

теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева,

Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной - У. Джемса Э. Эриксон,

К. Роджерса и др. Этими учеными обсуждались такие вопросы, как онтогенез

самооценки,

ее

структура,

функции,

возможности

и

закономерности

формирования.

Психолог Карпенко Л.А. считает, что «самооценка - это, прежде всего,

представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и

осознание себя и собственных качеств,

чувств, достоинств и недостатков,

которое

может

носить

открытый

или

закрытый

характер.

Самооценка

относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной

степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям». (10).

В

работах

Давыдова

В.В.

«самооценка

обладает

определенными

функциями, а именно: регуляторной, на основе которой происходит решение

задачи

какого-либо

личностного

выбора;

защитной,

обеспечивающей

относительную

стабильность

и

независимость

личности;

и,

наконец,

так

называемой функцией развития, играя, таким образом, роль своеобразного

толчка в направлении дальнейшего развития личности.

В

теории,

как

правило,

различают

общую

и

частную

самооценки.

Частной самооценкой будет, например, оценка своей внешности, различных

11

черт характера, присущих личности. В общей, или глобальной самооценке

отражается

одобрение

или

неодобрение,

которое

переживает

человек

по

отношению к самому себе».(8)

Психолог Кондратьев С. В. считает, что «человек может оценивать себя

адекватно или неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения),

требует

особого

внимания.

Самооценка

может

быть

высокой

и

низкой,

различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Если

человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он в действительности

есть, то мы можем говорить о заниженной самооценке. В противоположном же

случае

самооценка

является

завышенной.

Она

может

быть

и

правильной

(адекватной),

когда

мнение

человека

о

себе

совпадает

с

тем,

что

он

в

действительности

собой

представляет.

В

тех

же

случаях,

когда

человек

оценивает себя необъективно, когда его мнение о себе резко расходится с

мнением окружающих, самооценка чаще всего бывает неадекватной. Вообще

неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она присуща, но

также и жизнь окружающих. Конфликтные ситуации, в которых оказывается

человек,

очень

часто

являются

следствием

его

неправильной

самооценки.

Поэтому знать самооценку человека очень важно для установления отношений

с ним, для нормального полноценного общения».(12)

Таким

образом,

самооценка,

являясь

важнейшим

компонентом

целостного

самосознания

личности,

выступает

необходимым

условием

гармонических

отношений

человека

как

с

самим

собой,

так

и

с

другими

людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

По утверждению Поливанова К.Н., «развитие самооценки - это один из

самых важных моментов в развитии личности подростка; в этом возрасте

возникает интерес к себе, к качествам своей личности, возникает потребность

сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих переживаниях

и чувствах. Из-за этого периодически возникают конфликты, порождаемые

12

противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным

положением в коллективе.

С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.

Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к

конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как обидчивость,

подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности,

напротив, может сформировать чувство неуверенности, тревожности, привести

к безынициативности. Для развития подростка недостаточно самооценки. Ему

необходимо ее соотнесение с оценкой, которую он заслужил среди друзей,

учителей, родителей и др».(23)

Самооценка является очень сложным личностным образованием. В ней

отражается то, что человек узнаёт о себе от других, и также его собственная

активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

13

1.3 Социально-психологическая характеристика межличностных

отношений детей подросткового возраста.

Перед

тем,

как

раскрыть

сущность

такого

аспекта

отношений,

как

межличностные,

нам

бы

хотелось

остановиться

на

самом

понятии

“отношение”.

По мнению В.А. Лабудинской «отношение - это психологическая связь

человека с окружающим его миром вещей и людей».

«Отношение - это система связей человека с миром и другими людьми,

выступающая как составная часть сознания и самосознания личности» ( П.П.

Горностая , Т.М. Титоренко ) (7)

«Отношение

-

результат

взаимодействия

человека

со

средой,

субъективная сторона отражения действительности.(Давыдов В.В.) (8, с. 335).

Н.С.

Глуханюк

считает,

что

«отношение

-

это

эмоционально-волевая

установка личности на что-либо, то есть выражение ее позиции».

14

«Отношение - это готовность индивида к определенному субъективно-

оценочному и сознательно-избирательному взаимодействию с предметами и

субъектами окружающего его мира» ( М.И. Кондаков ) (12, с. 135).

«Отношение

-

это

усвоенная

постоянная

тенденция

особым

образом

воспринимать людей, либо ситуации и относиться к ним» (10, с. 232).

Анализируя

понятие

«отношения»,

предоставленные

в

словарях

педагогических и психологических наук, можно сказать, что отношения - это

есть связь либо система связей человека с действительностью. Каждое понятие

характеризует отношения, как отдельную часть системы отношений человека.

Системный подход в изучении отношений человека осуществил В.Н.

Мясищев,

реализованный

в

его

концепции

о

личности

и

межличностных

отношениях

[18,

с.17].

Отношения

человека,

по

мнению

В.Н.

Мясищева

формируются и развиваются в деятельности. «Отношения человека основаны

на опыте и выражаются в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою

очередь они формируются в процессах деятельности» [18, с.21].

Таким образом, на основе анализа понятия «отношения», можно сказать,

что

«взаимоотношение

-

это

специфический

вид

отношений

человека

к

человеку,

в

котором

имеется

возможность

непосредственного

(или

опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного

ответного личностного отношения».

Гончарова Е.Б. считает, что «в социальных группах оптимально могут

сочетаться

личные,

коллективные

и

общественные

цели

и

ценности.

Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной

или

нескольким

социальным

группам

или

связано

с

ними.

Не

вызывает

никаких

сомнений,

что

характер

этой

связи

отнюдь

не

является

простым,

ясным.

С

одной

стороны,

установки

человека

связаны

с

социальными

установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит.

15

С

другой

стороны,

изменение

влияния

престижа,

лидерства

мнений,

отвержение членских групп теми, кто занимает в них низкий статус, а также

влияние внешних групп на уровень притязаний, показывает, что социальные

установки часто бывают связаны с так называемыми нечленскими группами.

В

качестве

признания

этого

факта

сформировавшийся

термин

«референтная группа», который был употреблен американским психологом и

социологом

Г.

Хайменом

в

работе

«Архивы

психологии»

(1942),

и

используемый для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит

свои

установки.

Одновременно

с

этим

стала

развиваться

и

общая

теория

референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов

отношений между индивидом и социальной группой».(6.) Также в работах

Гончаровой Е.Б. была выявлена закономерность: «чем ближе по уровню своего

развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия

возникают в ней для проявления лучших сторон личности и торможения того,

что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего

развития отстоит от коллектива, тем больше возможностей она предоставляет

для

проявления

в

системе

взаимоотношений

худших

сторон

личности

с

одновременным торможением лучших устремлений.

У межличностных отношений ребёнка со сверстниками, возникающих

стихийно

или

организуемых

взрослыми,

есть

отчетливо

выраженные

возрастные социально – психологические характеристики.

Фаза индивидуализации человека может характеризоваться уточнением и

развитием представлений о самом себе, то есть формированием образа «Я». По

сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание,

ширятся

контакты

со

сверстниками.

В

ходе

участия

в

работе

различных

общественных

организаций,

кружков

по

интересам,

спортивных

секций

подросток выходит на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых

отношений

сочетается

с

интенсивным

формированием

личностных

16

взаимоотношений, у которых с этого периода времени появляется особенное

значение. Межличностные отношения среди подростков – одна из главных

тенденций переходного возраста. Потребность в общении со сверстниками,

которых

не

могут

заменить

родители,

возникает

у

детей

очень

рано

и

с

возрастом

только

усиливается.

Уже

у

дошкольников

отсутствие

общества

сверстников

отрицательно

сказывается

на

развитии

коммуникативных

способностей

и

самосознания.

Поведение

же

подростков

по

своей

сути

является коллективно-групповым». (6)

У психолога Петровского А.В. «во-первых, общение сверстников -это

очень

важный

канал

информации;

по

нему

подростки

узнают

многие

необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают

взрослые,

например,

подавляющую

часть

информации

по

вопросам

пола

подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать

его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых,

это

специфический

вид

межличностных

отношений.

Групповая

игра

и

другие

виды

совместной

деятельности

вырабатывают

необходимые

подростку

навыки

социального

взаимодействия,

умения

подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права,

соотносить

личностные

интересы

с

общественными.

Вне

общества

сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и

статус

надо

заслужить

и

уметь

поддерживать,

ребенок

не

в

состоянии

вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание

групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не

только облегчает подростку отделение от взрослых, но и дает ему чрезвычайно

важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости». (21)

17

По утверждениям Васильевой З.И. «психология общения в подростковом

возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей:

обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо

группу, общественность. Обособление чаще всего проявляется в протесте над

контролем старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.

Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной

автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако кроме

спокойного

умиротворенного

уединения

существует

мучительное

и

напряженное

одиночество

тоска,

субъективное

состояние

душевной

и

духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в

общении, человеческой близости.

Чувство

одиночества

и

неприкаянности,

связанное

с

возрастными

трудностями становления личности, порождает у подростков жажду общения и

группирования

со

сверстниками,

в

обществе

которых

они

находят

или

надеются

найти

то,

в

чем

им

отказывают

взрослые:

спонтанность,

эмоциональное

тепло,

спасение

от

скуки

и

признание

собственной

значимости». (4)

Напряженная потребность в общении превращается у многих ребят в

непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть

вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая

потребность у юношей.

Поэтому, Выготский Л.С. замечает, что «при сходстве внешних контуров

социального

поведения

глубинные

мотивы,

скрывающиеся

за

юношеской

потребностью

в

общении,

индивидуальны

и

многообразны.

Один

ищет

в

обществе

сверстников

подкрепления

самоуважения,

признания

своей

человеческой

ценности.

Другому

важно

чувство

эмоциональной

сопричастности,

слитности

с

группой.

Третий

получает

недостающую

информацию

и

коммуникативные

навыки.

Четвертый

удовлетворяет

18

потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и

переплетения

не

осознаются.

Типичная

черта

подростковых

групп

чрезвычайно

высокая

комфортность.

Отстаивая

свою

независимость

от

старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям

собственной группы и ее лидеров.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более выборочными и

стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища»

повышается роль нравственного компонента во взаимных оценках. Морально-

волевые

характеристики

партнера

становятся

важным

основанием

индивидуальных предпочтений. Статус личности становится все более и более

связанным с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. При этом

высшую

оценку

получают

сверстники,

которые

отличаются

готовностью

и

умением

быть

хорошим

товарищем.

Доброта,

как

и

в

начальной

школе,

остаётся одним из ведущих оснований межличностного выбора».(5)

Исследования

показали,

что

«предпочитаемые»

и

«изолированные»

подростки

в

классах

отличаются

разными

системами

ориентаций.

«Предпочитаемые»

в

большей

степени

ориентированы

на

совместную

деятельность.

Когда

они

осознают

угрозу

утраты

статуса,

их

стратегия

поведения состоит в том, чтобы становиться активными и деятельность их

приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.

(9)

По мнению Поливановой К.Н. «поведение учеников с неблагоприятным

положением в классе сфокусировано главным образом на взаимоотношениях со

сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в

группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать

отношения со сверстниками». (23). В свою очередь Петровский А.В. считает

«значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их

19

нарушения,

сопровождающиеся

стойкими

состояниями

тревоги

и

психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Как «популярные», так и «непопулярные» школьники отличаются по

уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые

подходы

к

анализу

конфликтов.

Они

анализируют

ситуации

достаточно

объективно

и

рассматривают

их

даже

несколько

отстранённо.

Восприятие

событий

у

«непопулярных»

ограничено

рамками

конкретной

конфликтной

ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный

результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

Обострённая потребность в индивидуализации личности в сочетании с

максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и

продемонстрировать

свою

индивидуальность,

может

осложнять

процессы

группового развития. «Индивидуализация рождает напряжённую потребность,

которая

была

бы

одновременно

самораскрытием

и

проникновением

во

внутренний мир другого» (21).

20

Выводы

Воспитание

в

коллективе

с

помощью

педагогически

организованной

деятельности

детей,

отношений

в

контактной

группе

является

ценным

практическим

и

научным

достижением

педагогики.

Внутригрупповое

взаимодействие, сплоченность, ценностно-ориентационное единство группы —

все эти аспекты жизни и деятельности групп, в том числе классных, школьных

коллективов исследовались и изучаются в странах Северной Америки, Европы

и Азии. Уникальный опыт коллективного воспитания А. С. Макаренко изучает

весь мир.

Уровень

развития

коллективных

отношений

может

определить

специфику

процессов

индивидуализации

человека.

В

классах,

где

взаимоотношения построены на доверии, помощи друг другу, ответственности

за себя и других, проявления самобытности, невзирая на статус членов группе

встречают поддержку и всячески способствуют интеграции личности в группе.

Обогащённой оказывается не только личность, которая проявляет творческую

инициативу,

смелость

отказаться

от

отрицательных

традиций,

но

и

сам

коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления

индивидуальности

пресекаются

без

учета

их

нравственного

содержания.

Необычность

одноклассника

воспринимается

как

нежелательное

явление

и

несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным

типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за

счет деиндивидуализации других.

Развитие самооценки является одним из важнейших моментов в развитии

личности подростка. У него возникает интерес к себе, к качествам своей

личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться

в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты,

порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его

объективным положением в коллективе.

21

Заключение

Межличностное

общение

это

не

только

необходимый

компонент

деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но

и есть условие нормального функционирования их общности.

Особенно

бурное

его

развитие

происходит

у

подростков.

У

них

развиваются две разные системы общения, которые затрагивают и ребят одного

возраста, ровесников, и взрослых. У этих систем одна роль, но им приходится

часто противоречить друг другу по основным нормам и содержанию. Изучение

межличностных

отношений-

гораздо

сложная

и

непростая

задача.

Можно

проследить особую нить между формированием личности и ее статусом в

группе.

Переживание

и

осознание

–это

психологические

компоненты

в

отношении человека к его положению в группе. Они связаны один с другим, но

являются разными по отношению к окружающему. Мы можем сделать вывод,

что роль самооценки очень важна для формирования личности. Все это влияет

не только на само поведение, но и деятельность. Если у подростка, который

находится в обществе, самооценка неустойчива., если его постоянно плохо

оценивают

и

его

потребности

в

собственном

уважении

и

уважении

окружающих не реализуются, то назревает конфликт внутри его личности,

который

впоследствии

может

вылиться

в

межличностный.

Устранив

эту

проблему, подростку можно подыскать группу, где его оценят в соответствии с

его

собственной

самооценкой.

Это

и

поспособствует

удовлетворению

в

существующей

потребности

уважения,

подросток

будет

себя

чувствовать

свободно в такой группе.

В своей работе мы уделиляем внимание такому серьезному вопросу как

влияние взаимоотношений между подростками, их непосредственные контакты

в ходе совместной деятельности, разной по направленности, на формирование

22

уровня самооценки школьника. От чего бы не зависел статус школьника в

коллективе, у него будет преобладающее влияние на развитие поведения и

самосознания.

Если

коллектив

ставит

подростка

в

положение

изоляции,

вследствие этого он и начинает игнорировать и цели и нормы поведения.

Изоляция является одной из причин ухода детей из школы и попадания в

нехорошие

компании.

Учителю

в

этом

случае

необходимо

очень

четко

представлять все межличностные отношения в классе, чтобы уметь вовремя

реагировать и действовать в направлении их позитивного развития

Так же важно и нужно:

-

Создавать

и

развивать

в

классе

свою

особую

систему

традиций

и

ценностей. Дети очень любят и обратную связь По окончанию выбранных

учебных периодов, можно предложить им написать личные записочки, где они

бы смогли поделиться тем, что их волнует, получить ответы на какие то свои

наболевшие вопросы, все то, что им трудно произнести вслух. И на основе

анализа этих писем учителю можно будет планировать свою воспитательную

работу

- в классе может стоять так называемый «ящик пожеланий»,из писем в

нем можно будет узнавать желаемую тематику внеклассных мероприятий. их

нужно проводить как можно больше

- с ребятами, которых коллектив не принимает по каким то причинам,

нужно

вести

особую

работу.

Всячески

пытаться

привлекать

их

к

общей

деятельности, находить такие дела, в ходе выполнения которых они могли бы

проявить и раскрыть себя в самом лучшем свете, где они раскрывали бы свои

лучшие способности; за выполненные конкретные поручения не скупиться на

похвалу, причем в присутствии всего класса.

Работая

на

уроках

можно

делить

класс

на

небольшие

группы,

распределяя их таким образом, чтобы в каждой из них находились и «сильные»

23

и «слабые» ученики. Работа должна быть спланирована так, чтобы сильные

помогали слабым, могли их поддержать в выполнении заданий; так же должна

быть общая цель и мотивация ее достигнуть, момент соревнования.

Если учитель работает с подростком в индивидуальном порядке, то тогда

очень важно дать понять ребенку, что диалог безопасен для него и вам можно

доверять, поскольку без доверия даже в самой трудной ситуации подросток

никогда не обратится за помощью к взрослому человеку. Так же очень важно

наличие чувство юмора, оно очень облегчает взаимопонимание и контакт

Очень

важно

владеть

различными

методиками

коммуникативными

приемами по контактному взаимодействию и развиваться в этом направлении

для

того,

чтобы

в

нужный

момент

суметь

оказать

помощь,

которая

будет

отличаться наибольшей эффективностью в этом случае.

Стиль

педагогического

руководства,

которым

обладает

педагог,

очень

сильно влияет на хороший психологический климат в классе, и следовательно

повышает уровень благополучных межличностных отношений. Мы склонны

считать, что самый лучший – это демократический стиль и руководства, и

педагогического общения. Он помогает развивать хорошие прочные отношения

дружбы, уверенности в себе, формирует и повышает чувство собственного

достоинства. С ним легче проявлять самостоятельность, творчески развиваться.

У детей формируется уважение к другим людям. Это лучший фундамент для

общения

в

диалоге,

в

основе

которого

лежит

совместная

творческая

деятельность

взрослого

наставника

и

ребят.

На

этом

фоне

и

возрастает

укрепление

коллектива

и

межличностные

отношения

могут

развиваться

и

совершенствоваться, при этом повышая статус каждого его участника.

24

Список используемой литературы

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для

студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 320с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2009. 294с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике.

–СПб. Питер Ком, 2009. 128с.

4. Васильева З. И. Изучение особенностей старших школьников // Вопросы

психологии. N5, 2013. 34-38с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 2004..

6. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности

подростков // Вопросы психологии. 2010. №6. 132-134с.

7. Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности:

Словарь-справочник. Рута, 2011. – 320с.

8. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная

и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. — М.:

Просвещение, 2009. — 288с.

9. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников:

Методические рекомендации // Калининград: Изд-во КГУ,2010. - 44с.

10. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.:

Просвещение, 2013. 24с.

11. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском

коллективе. М.Академия,2009 – 347с.

12. Кондратьев С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. –

Инфра-М, 2017 – 191с..

13. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 т.-М.: Педагогика,2008. т 2.

198-199с.

14. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии.-М.:Наука,2007. – 445с.

25

15. Лутошкин А.Н. "Как вести за собой".// Вопросы психологии. 2011, № 9 М.:

Просвещение - 206с.

16. Макаренко А.С. Соч.: В 7т.-М. Педагогика,2008. т 5.

17. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1. С. 214.

18.. Мясищев В.Н. Эволюция в межличностных отношениях: учебное пособие

для студентов пед. инст. - М.: Просвещение, 2010. - 405 с.

19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.

В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии-2-е изд. — М.: Просвещение,

ВЛАДОС, 2014. − 573с.

20. Петровский А.В. Личность.Деятельность.Коллектив.-М.:Знание,2008.- 479с.

21. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное

пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2015. - 112с.

22. Платонов К.К. Занимательная психология. Спб.: Питер Пресс, 2010. - 288 с.

23. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений.-М.:Изд.центр Академ,2010.-184с.

24. Учителям и родителям о психологии подростка. Под редакцией проф.

Аракелова Г.М.: Высшая школа, 2011. – 129с.

25. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.:

Просвещение, 2008. 194с.

26

27



В раздел образования