Автор: Аутлева Альбина Асланбиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: а.Хакуринохабль
Наименование материала: Статья
Тема: "Поможем детям вместе"
Раздел: начальное образование
Поможем детям вместе
учитель-логопед МБОУ СОШ №1
а.Хакуринохабль
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым и
успешным,
смог
добиться
большего,
нежели
он
сам,
научился
лучше
разбираться
в
людях
и
взаимодействовать
с
ними.
Но
мало
кто
задумывается о том, насколько важную роль во всем этом играет умение
ребенка говорить правильно и красиво. Речь – один из наиболее мощных
факторов и стимулов развития в целом. Речь человека – это его визитная
карточка. Человек, имеющий дефекты звукопроизношения,
неизбежно
ощущает
сложности
в
межличностных
отношениях,
старается
меньше
говорить и в итоге становится более
замкнутым. Речь выдает уровень
образования,
круг
общения
человека,
играет
немаловажную
роль
при
устройстве на работу.
С каждым годом наблюдается неуклонный рост числа детей, имеющих
не только дефекты звукопроизношения, но и крайне бедный словарный
запас. Ребята не могут выражать свои мысли, затрудняются составить
рассказ
по
картинкам,
они
имеют
нарушения
лексико-грамматического
строя речи и общее недоразвитие.
К школьной нагрузке добавляется еще одна проблема – необходимости
коррекции
звукопроизношения.
Чтобы
избежать
насмешек
со
стороны
сверстников и успешно овладеть грамотой, ребенку желательно избавиться
от дефектов речи в дошкольный период.
Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени
и
желания
общаться
со
своими
детьми.
Для
многих
детей
главным
источником
информации
становится
телевизор,
молчаливое
состояние
членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора
оборачиваются
печальными
последствиями
для
овладения
речью
ребенком.
Первые слоги произносятся ребенком уже к 6-7 месяцам, а к
годовалому возрасту в речи уже может быть от 10 до 15 слов. А с 1,5 лет
ребенок пытается связывать слова в небольшие фразы, появляются формы
множественного числа. Если ребенок до 2-х лет не начал разговаривать, это
повод
для
беспокойства.
Необходимо
показать
его
невропатологу,
психиатру. Но занятия
непосредственно с логопедом
целесообразно
начинать с 4-5 лет. К 5 годам у ребенка в активном словаре должно быть
около 3500 слов. Для успешного формирования правильной речи важно,
чтобы среда, в которой он развивается, была эмоционально здоровой. Ведь
в
возрасте
3-5
лет
идет
активное
подражание
речи
и
поведению
окружающих.
Мамы, больше разговаривайте со своими детьми во время всех видов
деятельности, таких как приготовление еды, уборка, игра…
Говорите
спокойно,
в
нормальном
темпе,
с
интонацией,
используя
правильно
построенные фразы, предложения. Задавайте открытые вопросы. Это будет
стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа.
Родители
ошибочно
полагают,
что
у
детей
это
врожденный
дефект.
Дефекты речи не передаются по наследству.
Первоклассники проходят речевое обследование у школьного логопеда.
При
необходимости
детям
предлагаются
такие
задания:
повторение
за
педагогом, ответ по аналогии, составление словосочетаний и предложений,
описание сюжетных картинок, беседа на заданную тему и др.
На занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными
трудностями в области фонетико-фонематического восприятия. Основной
целью занятий является устранение нарушений письма и чтения. Занятия
рассчитаны
на
1-2
года.
Они
проводятся
2-3
раза
по
45
минут.
Необходимость
во
втором
годе
обучения
определяется
в
результате
дополнительного обследования в конце 1-го класса, в начале 2-го класса.
Я думаю, каждый родитель в состоянии создать условия для регулярного
посещения занятий детьми. Чем теснее логопед будет взаимодействовать с
родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.