Автор: Самолюк Анжелика Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ п. ОРОТУКАН" Населённый пункт: Магаданская область Наименование материала: конспект урока Тема: Неполные квадратные уравнения Раздел: среднее образование
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ НА ТЕМУ:
«Неполные квадратные уравнения»
ЦЕЛИ:
обучающие:
обобщение и систематизация знаний по теме «Неполные квадратные
равнения»;
ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;
усиление прикладной и практической направленности изученной темы;
установление внутрипредметных и межпредметных связей изученной
темы;
развивающие:
расширение кругозора учащихся;
пополнение их словарного запаса;
развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам;
развитие личностных качеств учащихся их коммуникативных
характеристик;
воспитательные:
воспитание чувства коллективизма, товарищества;
ответственности за порученное дело;
воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;
воспитание патриотизма, гордости за достижения нашей страны и
соотечественников.
ТИП УРОКА: деловая игра(две группы по 7 человек-экипажи кораблей)
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.
таблица «Неполные квадратные уравнения»
2.
наглядно-дидактическое пособие «Космос»
3.
дидактический материал - разноуровневые карточки
4.
карты готовности к полету (для каждого ученика)
5.
звездочки (красная,голубая)
6.
таблица «Траектории полета»
7.
фонограмма
8. два флажка на каждый стол
9. сигнальные карточки
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
1.
приветствие учащихся; проверка их готовности к уроку;
2.
сообщение темы урока: «Неполные квадратные уравнения»
3.
сообщение целей и задач урока: учащиеся должны показать, как они умеют
применять знания и умения, полученные при изучении темы «Неполные
квадратные уравнения»;
4.назначение капитанов экипажей консультантов групп; плана путешествия.
ПЛАН ПУТЕШЕСТВИЯ
1. Зачисление в отряд космонавтов.
2. Заполнение карты готовности к полету.
3. Космическое путешествие.
4. Возвращение на Землю.
5. Разбор полетов.
I. Повторение теоретического материала.
Организация разгадывания кроссворда по группам. Помощь учителя –
сигнальной карточкой – красной стороной.
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ :
«Неполные квадратные уравнения»
По вертикали:
1. Уравнение вида ах
2
+вх+с=0, а=о называется…
3. Числа а, в, с- ……квадратного уравнения.
По горизонтали:
2 . х – это…….. величина.
4. Квадратное уравнение, где в=0 или с=0 называется –
….
5. Произведение равно нулю, тогда и только тогда, когда
хотя бы один из ….. равен нулю.
6. Неполное квадратное уравнение вида ах
2
=0 равносильно уравнению х
2
=0
и поэтому имеет единственный …, равный нулю.
7. Степень уравнения ах
2
+вх+с=0, а=о.
Кроссворд размещен на бумаге. Вывешиваются оба на доску. Проверка
учителем.
Все учащиеся зачислены в отряд космонавтов; имеют необходимый запас
теоретических знаний. Каждая группа – это экипаж.
Условия состязания.
1.Быть внимательным и сообразительным.
2.Не оставлять ни одного вопроса без ответа.
3.На каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.
4.Не подглядывать, не подслушивать, не проникать в мысли соседа.
II Заполнение карты готовности к полету.
Космонавты должны не только много знать, но и многое уметь. Каждому
участнику полета необходимо заполнить карту готовности к полету.
Работа (под копирку) в двух вариантах.
Карта готовности к полету В-1
ученика___________________
уравнение
а
в
с
Х
2
+2х-3=0
5х
2
=3х
9х
2
+1=0
6
1
-2
2
0
-18
Карта готовности к полету В-2
ученика___________________
уравнение
а
в
с
Х
2
-3х-4=0
3х
2
=7х
4х
2
+9=0
2
7
3
3
0
-5
Через 10 минут командиры экипажей сдают верхний лист учителю.
Учитель открывает карту с ответами (кодоскоп): некоторые задания
прокомментировать.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. ( 1мин.)
Урок посвящен одной из самых ярких и выдающихся страниц в истории нашей
Родины – первому полету человека в космос. Это был наш соотечественник
Юрий Гагарин, который совершил полет 12 апреля 1961 г. Это знаменательное
событие не только в истории нашей страны. Оно имело грандиозное значение
для всего человечества. ( обратить внимание на фото, плакат).
III Космическое путешествие.
Экипажи к полету готовы. Теперь им предстоит работа на орбите.
Каждый экипаж выбирает свою траекторию полета.
Необходимо выбрать каждому члену экипажа уровень задания. Номер задания –
угаданная буква. Групповая работа: команды должны получить высказывание.
Предусмотрена работа консультантов.
«Полет – это математика» В.Чкалов.
ДЕШИФРАТОР
Решение неполных квадратных уравнений
1. 2х
2
-18=0
2. 2х
2
=10
3. 0,64-у
2
=0 III гр.
4. х
2
+1=0
5. 12+4х
2
=0
6. 4у
2
+3у=0
7. 4х
2
+3=0
8. (х-1)(х+1)=2(х-3)
9. 3х-12х
2
=0 II гр.
10. -
5
3
х
2
=0
11. 6у
2
+24=0
12. -5у
2
+8у+8=8у+3
13. 10-3х
2
=х
2
+10-х
14. 1-2у+3у
2
=у
2
-2у-2у+1
15. 3х(2х+3)=2х(х+4,5)-2 I гр.
16. (х+2)(х-1)=0
17. (х-3)
2
-9=0
18. 20-(х-5)(х-4)=-х
2
м
э
л
а
е
п
т
и
о
к
0;
4
1
0;-
4
3
-0,8;
0,8
0
-1;
1
0;
9
Нет
корней
-2;
1
-√5;
√5
0;
6
IV Экипажи, которые завершили работу на орбите возвращаются на Землю.
Учитель обращает внимание на траектории полетов:
1.
окружность – облет вокруг Земли;
2.
эллипс – облет вокруг Земли;
3.
парабола - можно полететь к Луне; (будем учиться строить)
4.
гипербола – можно полететь к звездам
V Разбор полетов
Каждый командир докладывает о проделанной работе; оценивает работу
отдельных членов экипажа; называет тех, кто может самостоятельно отправиться
в полет
Подведение итогов работы.
- О каком событии говорят коэффициенты уравнения 12х
2
+4х+1961=0 ?
Тетради сдать на проверку
Рефлексия.
Кому понравился сегодняшний урок, кто получил удовлетворение от
самостоятельной работы, кто узнал что-то новое для себя, возьмите красную
звездочку, а кто считает, что он трудился не в полную силу, часто обращался к
консультантам - голубую. И поставьте на ту траекторию, уровень полета которой
вам соответствует.
Дополнительное задание по теме: (Слово – предмет, который будет
изучаться в 11 классе – науку о Вселенной - астрономия)
«Неполные квадратные уравнения»
1. 3х
2
-12=0
2. х
2
+9=0
3. 0,81-у
2
=0
4. 2х
2
-36=0
5. 5х
2
=0
6. 8у
2
-5у=0
7. -
3
2
х
2
=0
8. у(у+8)=0
9. (х+1)(х-2)=0
10. (х+3)
2
-4=0
н
и
а
о
с
р
м
т
я
0;
8
5
-1;
2
-2;
2
0
-3;
3
-3√2;
3√2
0;
8
-0,9;
0,9
-1;
- 5
Задание на дом:
Разноуровневая домашняя контрольная работа.
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
В-1
на «3»
1. Выпишите коэффициенты а, в, с квадратных уравнений:
а) 5х
2
+ 7х + 9 = 0; б) х
2
- 4х - 3 - 0.
2. Приведите уравнения к стандартному виду ах
2
+ вх + с = 0 (все слагаемые
перенесите в левую часть уравнения):
а) Зх
2
- 4х = 9; б) х
2
- 2 = 5х.
3. Решите неполные квадратные уравнения (вынесите х за скобку; перенесите
число в правую часть уравнения):
а) х
2
- 5х = 0; в) х
2
- 9 = 0; г) х
2
- 25 = 0;
б) Зх
2
+ 18х = 0; д) х
2
+ 4 = 0.
Разноуровневая домашняя контрольная работа.
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
В-2 на «3»
1. Выпишите коэффициенты а, в, с квадратных уравнений:
а) Зх
2
+11х + 8 - 0; в)- 2 х
2
-7х+1=0
в) -х
2
-7х+1=0
б) х
2
+ 6х - 3 = 0;
2. Приведите уравнения к стандартному виду ах
2
+вх + с = 0 (все слагаемые
перенесите в левую часть уравнения):
а) 5х
2
- 4х = 12; в) 4х
2
- 9 = х
2
- 2х.
б) х
2
+ 8х = Зх - 1;
3. Решите неполные квадратные уравнения (разложите на множители; свободный
член перенесите в правую часть уравнения):
а) х
2
- 17х - 0; в) 2х
2
- 5х = 0; д) 4х
2
- 36 = 0;
б) 6х
2
+ 18х = 0; г) х
2
- 49 = 0; е) х
2
+ 16 = 0.