Напоминание

Неполные квадратные уравнения


Автор: Самолюк Анжелика Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п. ОРОТУКАН"
Населённый пункт: Магаданская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Неполные квадратные уравнения
Раздел: среднее образование





Назад





УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ НА ТЕМУ: «Неполные квадратные уравнения» ЦЕЛИ:
обучающие:
 обобщение и систематизация знаний по теме «Неполные квадратные равнения»;  ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;  усиление прикладной и практической направленности изученной темы;  установление внутрипредметных и межпредметных связей изученной темы;
развивающие:
 расширение кругозора учащихся;  пополнение их словарного запаса;  развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам;  развитие личностных качеств учащихся их коммуникативных характеристик;
воспитательные:
 воспитание чувства коллективизма, товарищества;  ответственности за порученное дело;  воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;  воспитание патриотизма, гордости за достижения нашей страны и соотечественников.  ТИП УРОКА: деловая игра(две группы по 7 человек-экипажи кораблей) ОБОРУДОВАНИЕ: 1. таблица «Неполные квадратные уравнения» 2. наглядно-дидактическое пособие «Космос» 3. дидактический материал - разноуровневые карточки 4. карты готовности к полету (для каждого ученика) 5. звездочки (красная,голубая) 6. таблица «Траектории полета» 7. фонограмма 8. два флажка на каждый стол 9. сигнальные карточки ХОД УРОКА:

Организационный момент:
1. приветствие учащихся; проверка их готовности к уроку; 2. сообщение темы урока: «Неполные квадратные уравнения» 3. сообщение целей и задач урока: учащиеся должны показать, как они умеют применять знания и умения, полученные при изучении темы «Неполные квадратные уравнения»; 4.назначение капитанов экипажей консультантов групп; плана путешествия. ПЛАН ПУТЕШЕСТВИЯ 1. Зачисление в отряд космонавтов. 2. Заполнение карты готовности к полету. 3. Космическое путешествие. 4. Возвращение на Землю. 5. Разбор полетов. I. Повторение теоретического материала. Организация разгадывания кроссворда по группам. Помощь учителя – сигнальной карточкой – красной стороной.
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ
:
«Неполные квадратные уравнения»

По вертикали:

1.
Уравнение вида ах 2 +вх+с=0, а=о называется…
3.
Числа а, в, с- ……квадратного уравнения.
По горизонтали:

2
. х – это…….. величина.
4.
Квадратное уравнение, где в=0 или с=0 называется – ….
5.
Произведение равно нулю, тогда и только тогда, когда хотя бы один из ….. равен нулю.
6.
Неполное квадратное уравнение вида ах 2 =0 равносильно уравнению х 2 =0 и поэтому имеет единственный …, равный нулю.
7.
Степень уравнения ах 2 +вх+с=0, а=о.
Кроссворд размещен на бумаге. Вывешиваются оба на доску. Проверка учителем. Все учащиеся зачислены в отряд космонавтов; имеют необходимый запас теоретических знаний. Каждая группа – это экипаж.
Условия состязания.

1.Быть внимательным и сообразительным.

2.Не оставлять ни одного вопроса без ответа.

3.На каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.

4.Не подглядывать, не подслушивать, не проникать в мысли соседа.

II Заполнение карты готовности к полету.
Космонавты должны не только много знать, но и многое уметь. Каждому участнику полета необходимо заполнить карту готовности к полету. Работа (под копирку) в двух вариантах. Карта готовности к полету В-1 ученика___________________ уравнение а в с Х 2 +2х-3=0 5х 2 =3х 9х 2 +1=0 6 1 -2 2 0 -18
Карта готовности к полету В-2 ученика___________________ уравнение а в с Х 2 -3х-4=0 3х 2 =7х 4х 2 +9=0 2 7 3 3 0 -5 Через 10 минут командиры экипажей сдают верхний лист учителю. Учитель открывает карту с ответами (кодоскоп): некоторые задания прокомментировать.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
( 1мин.) Урок посвящен одной из самых ярких и выдающихся страниц в истории нашей Родины – первому полету человека в космос. Это был наш соотечественник Юрий Гагарин, который совершил полет 12 апреля 1961 г. Это знаменательное событие не только в истории нашей страны. Оно имело грандиозное значение для всего человечества. ( обратить внимание на фото, плакат). III Космическое путешествие. Экипажи к полету готовы. Теперь им предстоит работа на орбите. Каждый экипаж выбирает свою траекторию полета. Необходимо выбрать каждому члену экипажа уровень задания. Номер задания – угаданная буква. Групповая работа: команды должны получить высказывание. Предусмотрена работа консультантов. «Полет – это математика» В.Чкалов.

ДЕШИФРАТОР

Решение неполных квадратных уравнений
1. 2х 2 -18=0 2. 2х 2 =10 3. 0,64-у 2 =0 III гр. 4. х 2 +1=0 5. 12+4х 2 =0 6. 4у 2 +3у=0 7. 4х 2 +3=0 8. (х-1)(х+1)=2(х-3) 9. 3х-12х 2 =0 II гр. 10. - 5 3 х 2 =0 11. 6у 2 +24=0 12. -5у 2 +8у+8=8у+3 13. 10-3х 2 =х 2 +10-х 14. 1-2у+3у 2 =у 2 -2у-2у+1 15. 3х(2х+3)=2х(х+4,5)-2 I гр. 16. (х+2)(х-1)=0 17. (х-3) 2 -9=0 18. 20-(х-5)(х-4)=-х 2
м

э

л

а

е

п

т

и

о

к

0;
4 1
0;-
4 3
-0,8;

0,8

0

-1;

1

0;

9

Нет

корней

-2;

1

-√5;

√5

0;

6
IV Экипажи, которые завершили работу на орбите
возвращаются на Землю.
Учитель обращает внимание на траектории полетов: 1. окружность – облет вокруг Земли; 2. эллипс – облет вокруг Земли; 3.
парабола
- можно полететь к Луне; (будем учиться строить) 4. гипербола – можно полететь к звездам

V Разбор полетов
Каждый командир докладывает о проделанной работе; оценивает работу отдельных членов экипажа; называет тех, кто может самостоятельно отправиться в полет Подведение итогов работы. - О каком событии говорят коэффициенты уравнения 12х 2 +4х+1961=0 ? Тетради сдать на проверку Рефлексия. Кому понравился сегодняшний урок, кто получил удовлетворение от самостоятельной работы, кто узнал что-то новое для себя, возьмите красную звездочку, а кто считает, что он трудился не в полную силу, часто обращался к консультантам - голубую. И поставьте на ту траекторию, уровень полета которой вам соответствует.
Дополнительное задание по теме:
(Слово – предмет, который будет изучаться в 11 классе – науку о Вселенной - астрономия)


«Неполные квадратные уравнения»

1.
3х 2 -12=0
2.
х 2 +9=0
3.
0,81-у 2 =0
4.
2х 2 -36=0
5.
5х 2 =0
6.
8у 2 -5у=0
7.
- 3 2 х 2 =0
8.
у(у+8)=0
9.
(х+1)(х-2)=0
10.
(х+3) 2 -4=0 н и а о с р м т я 0; 8 5 -1; 2 -2; 2 0 -3; 3 -3√2; 3√2 0; 8 -0,9; 0,9 -1; - 5
Задание на дом:

Разноуровневая домашняя контрольная работа.

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. В-1 на «3» 1. Выпишите коэффициенты а, в, с квадратных уравнений: а) 5х 2 + 7х + 9 = 0; б) х 2 - 4х - 3 - 0. 2. Приведите уравнения к стандартному виду ах 2 + вх + с = 0 (все слагаемые перенесите в левую часть уравнения): а) Зх 2 - 4х = 9; б) х 2 - 2 = 5х. 3. Решите неполные квадратные уравнения (вынесите х за скобку; перенесите число в правую часть уравнения): а) х 2 - 5х = 0; в) х 2 - 9 = 0; г) х 2 - 25 = 0; б) Зх 2 + 18х = 0; д) х 2 + 4 = 0.
Разноуровневая домашняя контрольная работа.
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. В-2 на «3» 1. Выпишите коэффициенты а, в, с квадратных уравнений: а) Зх 2 +11х + 8 - 0; в)- 2 х 2 -7х+1=0 в) -х 2 -7х+1=0 б) х 2 + 6х - 3 = 0; 2. Приведите уравнения к стандартному виду ах 2 +вх + с = 0 (все слагаемые перенесите в левую часть уравнения): а) 5х 2 - 4х = 12; в) 4х 2 - 9 = х 2 - 2х. б) х 2 + 8х = Зх - 1; 3. Решите неполные квадратные уравнения (разложите на множители; свободный член перенесите в правую часть уравнения): а) х 2 - 17х - 0; в) 2х 2 - 5х = 0; д) 4х 2 - 36 = 0; б) 6х 2 + 18х = 0; г) х 2 - 49 = 0; е) х 2 + 16 = 0.

Разноуровневая домашняя контрольная работа.
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. В-3 на «4» 1. Выпишите коэффициенты а, в, с квадратных уравнений: а) 0,1х 2 + х - 8 = 0; в) 2х 2 + 1 =0. б) - х 2 + 6х =0 2. Приведите уравнения к стандартному виду ах 2 +вх + с =0: а) (2х + 7)(х - 9) = Зх(х - 1); б) (5х - 2) 2 - (3 - х)(х + 3) = 9 + 3х. 3. Решите неполные квадратные уравнения: a) 3 1 x + 4х 2 = 0; б) - 9у 2 - 25 =0 в) 0,5а 2 - 2 - 0; г) х + 7x 2 = 10х 2 -4х д) (в- 8)(в + 2) = - 6в е) 3х - (х + 2) 2 - (2х - 5)(4 - х) + 16.
Разноуровневая домашняя контрольная работа.
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. B-4 на «5» 1. Приведите уравнения к стандартному виду ах 2 + вх + с = 0 и выпишите их коэффициенты: а) 4х 2 + 9х - 5 = 5х 2 + 16х - 8; б) 14 - (х 2 - 6х) = 2(1 + Зх - х 2 ); в) (5х - З) 2 - (Зх - 1)(7х + 8) = 20 - 3(1 + 16х); г) х(х + 3)(3 - х) - 0,5(2х + 1) 2 = (1 – х)(1 + х + х 2 ) -7 х 2 2. Решите уравнения: а) 0,15х + Зх 2 = 0; б) 2 - 0,25 х 2 = 0; в) (а – 7)(7 + а) = - За 2 ; г) 0,2(с 2 + 9) - 1 =0,8 + с; д) 1 ,5 (0,8в 2 – 2в + 6) - 3(2 - 6); е) у - 8у(у - 1,5) = 3(1 – у)(у - 5) - (4 + Зу) 2 + 31


В раздел образования