Автор: Кочешков Леонид Валерьевич Должность: учитель географии Учебное заведение: МКОУ Островская СОШ Населённый пункт: Курганская область, Юргамышский район, с. Губерля Наименование материала: Статья Тема: Свободная дискуссия на уроках географии Раздел: среднее образование
Тема:
Свободная дискуссия на уроках географии.
Автор:
Кочешков Леонид Валерьевич.
Аннотация:
Статья содержит информацию о выявлении различных точек зрения среди
учащихся на уроках географии в 8,9,10,11 классах, с помощью проблемных
вопросов.
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее
многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при
необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и
формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную
историческую проблему. В любом случае, в дискуссионном уроке должен
присутствовать характерный признак - конфликт, при котором каждый
участник защищает свою позицию.
Дискуссии способствуют развитию у учащихся основных коммуникативных
умений. В целом, дискуссия является такой формой занятия, на которой
развивается мышление и устная речь учащихся, при этом они овладевают
ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается их
интерес к предмету.
По характеру проведения выделяют следующие типы дискуссий:
Направленная дискуссия. При ней ход обсуждения полностью определяется
и осуществляется ведущим, обычно учителем. Такой тип дискуссии
проводится при изучении новой темы и не требует необходимости острого
столкновения мнений, эмоционального дискуссионного спора.
Свободная дискуссия. Проводится при минимальном участии ведущего. На
обсуждение выносятся острые проблемные вопросы, и участники дискуссии
в основном сами ведут обсуждение.
Комбинированная . Определяется как комбинация направленной и
свободной дискуссии. В практике работы чаще проводится именно данный
тип дискуссии.
Примеры проблемных вопросов на уроках географии:
Класс : 8
Тема урока : «Экологическая ситуация в России»
Проблемы для дискуссии :
(Вопросы для обсуждения)
1)
Сформулируйте возможные пути выхода из экологического кризиса.
2)
Какую роль играет мониторинг в рациональном природопользовании?
3)
В условиях научно – технического прогресса сохраняется зависимость
человека от природы, почему?
Класс : 9
Тема урока : «Лесная промышленность»
Проблемы для дискуссии :
(Вопросы для обсуждения)
1) Почему в России ярко выражено варварское отношение к заготовке
древесины, назовите возможные пути решения проблемы.
2) Какие факторы определяют размещение центров лесной
промышленности России?
3) Как лесная промышленность влияет на экологическую ситуацию в
России? Каковы возможные пути решения этой проблемы?
Класс : 10
Тема урока : «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана
окружающей среды»
Проблемы для дискуссии :
(Вопросы для обсуждения)
1) Пользуясь данными справочников, определите, на сколько лет хватит
мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти,
природного газа и железной руды при современном их уровне добычи.
Какие проблемы возникают в связи с этим?
2) Назовите причины явлений:
А) В наше время «нагрузка» на землю возрастает, а обеспеченность
земельными ресурсами уменьшается.
Б) Рост водопотребления создает реальную угрозу возникновения
дефицита пресной воды.
3) Подумайте, почему взаимодействие общества и природы нужно
рассматривать не как биологическую, а прежде всего общественную,
социальную проблему?
Класс : 11
Тема урока : «Глобальные проблемы человечества»
Проблемы для дискуссии :
(Вопросы для обсуждения)
1) Сформулируйте географические аспекты энергетической и сырьевой
проблем человечества. Каковы, по – вашему, возможные пути их
решения?
2) Используя материалы учебника и ваши знания по географии,
сформулируйте вашу точку зрения на тему «проблемы здоровья и
долголетия человека».
3) Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и
правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного
человека, в том числе и от вас лично?