Напоминание

"Я ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ"


Автор: Зайнеева Разиде Атнагуловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: пгт Аксубаево
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Я ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




пгт Аксубаево , Республика Татарстан МБДОУ «Детский сад «Радуга» Воспитатель: Зайнеева Разиде Атнагуловна
ПРОЕКТ «Я ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»

Актуальность.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению. как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить о сновы физиче ского, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Цель:
1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Развитие потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье. 3. Обучение детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
Задачи:
– прививать любовь к физическим упражнениям; – познакомить детей с правилами правильного питания; – продолжать знакомить с правилами гигиены; – воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и своё состояние.
Возраст детей, на которых рассчитан проект
: 5-6 лет.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа

по проекту:
комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно- речевая, изобразительная, ручной труд, театрализованная, игровая, физическая).
Участники

проекта:
дети, воспитатели группы, инструктор по ФИЗО, родители.
Тип проекта:
практико-ориентированный, групповой.
Форма

поведения:
занятия, экскурсии, походы, самостоятельная деятельность детей, игры, занятия с инструктором ФИЗО, работа с родителями.
Продолжительность:
долгосрочный проект.
Результаты:
снижение пропусков детей по болезни, фотовыставка, макет спортивной площадки, физкультурно-театрализованное развлечение. 1

Этапы работы с детьми над проектом

«Я хочу быть здоровым
» Этапы Формы работы с детьми и родителями Задачи Время проведения Месяц 1 2 3 4 I 1. Анкетирование родителей Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье Сентябрь 2. Поход в осенний лес Помочь участникам испытать радость, эмоциональный подъём от созерцания красоты природы Сентябрь 3.Родительское собрание. «Здоровый ребёнок» Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни Октябрь 5. Спортивные игры Формирование глубокого, ритмичного вдоха- выдоха, развитие координаций движений, укрепление мышц позвоночника Октябрь 6. Консультация «Здоровье – дело престижное» Познакомить родителей с зональным массажем ног Октябрь 7. Рекомендация родителям, «Какую обувь покупать детям» Научить, как правильно подбирать обувь Конец октября II 1. Изготовление нестандартного оборудования Создание необходимой развивающей среды Начало ноября 2. Заучивание пословиц Знакомство с пословицами о спорте и физкультуре Ноябрь 2
3. Занятие с детьми «Страна волшебная - здоровье» Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Воспитывать желание заботится о своём здоровье. Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке. Середина ноября 4. Игры, которые нас лечат Способствовать всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию Ноябрь 5. Консультация для родителей «Какими видами спорта можно заниматься дома» Знакомство с видами спорта, которыми можно заниматься дома Ноябрь 6. Занятие с детьми «Вода – наш лучший друг» Раскрыть значение воды в укреплении здоровья человека. Конец ноября 7. Консультация для родителей «Уход за волосами, зубами и телом» Показать необходимость гигиенических процедур в семье Ноябрь 3
8. Гигиена тела. Правила личной гигиены. Учить детей заботиться о своём здоровье, дать детям элементарное представление о микробах. Закрепить знания детей о значении воды в укрепление здоровья человека. Ноябрь 9. Круглый стол с родителями «Физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ» Ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребёнка в семье Начало декабря III 1. Занятие – развлечение «Быть здоровым хорошо» Приобщение детей к ценностям ЗОЖ; формирование представлений о влиянии на работу образа жизни человека. Учить заботиться о своём здоровье, помощь оценить радость жизни: воспитывать привычки ЗОЖ. Середина января 2. Викторина с родителями «Спорт – это жизнь» Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях Конец января 3. Экскурсия на стадион Воспитание стремления заниматься спортом и приобщение к месту проведения спортивных соревнований Конец января 4
4. Занятие с детьми «Осанка – зеркало здоровья» Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутым результатам Начало февраля 5. Занятие с инструктором Л.Ф.К. Развитие координации движений, равновесия, укрепление стопы ног Начало февраля (8– 21) 6. Консультация для родителей «Больше внимания осанке» Знакомство родителей с причинами нарушения осанки Середина февраля 7. Поход в зимний лес (на лыжах) Обучение детей катанию на лыжах Конец февраля 8. Семейный час «Спортивное развлечение с родителями и детьми» Побуждать родителей совместному участию в спортивных соревнованиях Начало марта IV 1. Занятие с детьми (лепка человека) Закрепление знаний о частях тела человека Середина марта 2. Разработка пакета рекомендаций о здоровом образе жизни Привлекать детей к созданию советов и рекомендаций для героя (Бабы-Яги) Март 3.Досуг «Жизнь – это движение» Формировать у детей первоначальных основ по сохранению и укреплению здоровья. Закреплять в речи обобщающие понятия. Воспитывать ответственность за своё здоровье, помочь осознать необходимость следить за своим здоровьем, уметь замечать нездоровье. Уточнить представление о строении человеческого тела. Конец марта 5
4. Изготовление макета спортивной площадки Развитие творческого воображения Начало апреля 5. Занятие с детьми «Зачем человек ест» Познакомить детей с правилами правильного питания Середина апреля 6. Презентация проекта «Я хочу быть здоровым» Подготовка к презентации проекта: распределение ролей между детьми, изготовление костюмов, атрибутов, пригласительных билетов Начало мая 6

Приложения

Занятие «Страна волшебная – здоровье»

Программное содержание:
 Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.  Воспитывать желание заботится о своём здоровье.  Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке.
Методические

приёмы
: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка.
Материал
: Картинки с изображением 2 гномов: один гном весёлый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребёнка альбомный лист и карандаши.
Словарная

работа
: уточнить и закрепить слова: здоровье, здоровяк, редко болеющий.
Предварительная

работа
: привитие детям гигиенических навыков, беседа с детьми о пользе зарядки, чтение художественной и познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы. Вот сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране – здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого – Растяпа (обращаю внимание детей на персонажей). Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа? Ответы детей. А почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей) Да, я согласна с вашим мнением. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. У него румяные щёки, крепкая стройная фигура, я думаю, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку. И он, конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья. Вы со мной согласны? Или кто-то думает по-другому? Поделитесь своим мнением, или добавьте, может я что-то упустила и не сказала о Здоровяке. А как вы думаете, Растяпа ведёт такой - же образ жизни или нет? А почему? 7
Правильно, по нему видно, что он растяпа. Давайте с вами поможем стать ему, таким как Здоровяк. Итак, начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример. Я правильно говорю? Давайте проведём оздоровительную минутку.
Физ. минутка «Божья коровка»
Слова 1. Вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились (Дети кружатся) 2.Божьи коровки, покажите ваши головки, носики, ротики, крылышки – ручки, ножки, животики. (Показывают названные части тела). 3. Божьи коровки, поверните на право головки, божьи коровки поверните налево головки. (Повороты головой вправо, влево). 4. Ножками притопните, крылышками хлопните. (Топают ногами. Хлопают руками). 5.Друг к другу повернулись и мило улыбнулись (поворачиваются, улыбаются, садятся). Воспитатель: Дети, какого человека мы называем здоровым? Если человек болен. Ему нездоровится, то, как он выглядит? Какие вы молодцы ребята! Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей). Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье – эта сила и ум. Что здоровье – это волшебная страна, это красота, это то. Что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье – это когда ты весел, когда у тебя всё получается, когда у тебя нет температуры, и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Я думаю. Что мы с вами помогли Растяпе и не хотелось бы, чтобы у него оставалось такое не красивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, но и внешний вид ему поменять тоже необходимо. Правда? Сейчас каждый из вас придумает нового гнома, собственного и нарисует его. Это может быть гном-мальчик или гном – девочка. Придумайте его сами и нарисуйте, но уже опрятного, красивого, здорового (самостоятельная деятельность детей). Анализ занятия и рисунков.
Досуг «Жизнь – это движение»

Цель:
Формировать у детей первоначальных основ по сохранению и укреплению здоровья. Закреплять в речи обобщающие понятия. Воспитывать ответственность за своё здоровье, помочь осознать необходимость следить за своим здоровьем, уметь замечать нездоровье. Уточнить представление о строении человеческого тела.
Материал:
строительный набор, два письма, плакат с изображением скелета человека. 8

Ход досуга
Воспитатель: Сегодня я получила два письма. Они адресованы вам. Вот, что написано в первом письме: «Здравствуйте дети! Сейчас я живу у своей бабушки в деревне, приехал к ней в гости. Сплю я долго, сколько захочу. Потом бабушка кормит меня чем-нибудь вкусненьким, и я так наедаюсь, что мне хочется полежать. Лёжа я долго смотрю телевизор. Недалеко от дома бабушки есть лес. Но туда мне ходить не хочется: надо ведь одеваться, спускаться по ступенькам с крыльца и целых десять минут идти до леса. А потом ещё и обратно возвращаться! На футбол я тоже не хожу – вдруг упаду. Ведь так себе плохо чувствую: голова болит и живот тоже, синяки под глазами. До свидания Фырка!» Теперь послушайте второе письмо: « Здравствуйте, друзья! Пишу вам из деревни, где живёт моя тётя. Мне здесь очень нравится. Встаю я рано, умываюсь, делаю зарядку. После завтрака я с соседскими детьми катаюсь на велосипеде, купаюсь на речке. После обеда я немного отдыхаю, а потом помогаю тёте ухаживать коровой зорькой. А вечером я читаю интересные книжки, рисую, играю с тётей настольные игры. После ужина я выхожу на крылечко подышать свежим воздухом, а потом ложусь спать. Что-то я давно не получал писем от своего друга Фырки. Если что-то о нём узнаете, напишите мне, пожалуйста. До свидания Здрасик» Воспитатель: Чьё письмо вам больше понравилось? А почему? Дети: Фырка всё время лежит, а это вредно. Здрасик хорошо отдыхает и станет здоровее, потому, что у него правильный режим: надо больше двигаться как Здрасик. Воспитатель: Правильно, все знают, что после сделанной зарядки чувствуешь себя бодрым. Но удовольствие доставляют и любое движение. Особенно трудно усидеть на одном месте детям. Попробуйте представить свои любимые движения и продолжайте фразу: «Когда я двигаюсь, я чувствую……» Дети: Удовольствие, лёгкость, радость, гибкость, уверенность, свободу, силу, смелость, здоровье. Воспитатель: Вот сколько замечательных слов вы подобрали! Теперь давайте устроим небольшую разминку с помощью кирпичиков….. «Ворота». Поочередно проползти под воротами, из кирпичиков. Выполнить прыжки на одной ноге, огибая столбики, собранные из кирпичиков. Разминка удалась! Теперь поиграем. Игра «Кто больше знает о себе?» Дети делятся на две команды. Воспитатель задаёт вопросы по очереди: «Что умеют делать руки?». Команды по очереди называют действия. Затем отвечают на вопрос: «Что умеют делать ноги?» Выигрывает та команда, которая называет больше действий. 9
Воспитатель: Теперь не называйте, а показывайте движения, изображайте какое-либо действие. Каждый ребёнок показывает выбранное им действие, движение: прыгает; рисует в воздухе, хлопает в ладоши, делает вид, что завязывает шнурок, ест, пьёт, имитирует движения лыжника, пловца и т.д. Остальные дети отгадывают, то, что он изображает. Воспитатель: Проведём небольшой эксперимент – игру. (Каждое занятие выполняет по одному ребёнку от команды). Первое задание: как можно быстрее добежать на прямых ногах до кубика. Второе задание: поднести ко рту яблоко, не сгибая руки в локте. Третье задание: поднять с пола игрушку, не сгибая спины. Воспитатель: Скажите, удобно Вам было бегать на прямых ногах? Дети: Очень неудобно. Воспитатель: Можно ли поднести ко рту яблоко, не сгибая при этом руку? Дети: Невозможно. Воспитатель: Легко ли было доставать игрушку с пола, не сгибая спины? Дети:Трудно. Воспитатель: Вот видите, насколько необходимы те части нашего организма, те органы, которые обеспечивают движение нашего тела, позволяют сгибаться рукам и ногам, спине. Что же обеспечивает наше движение? Каким образом? Дети: У нас под кожей находятся мускулы. Они прикреплены к костям. Мускулы всё время работают, то сжимаются, то разжимаются. Поэтому двигаются руки, ноги, туловище. Воспитатель: Что является опорой нашего тела? Дети: скелет. Воспитатель: Из чего состоит скелет? Дети: Из разных костей. Воспитатель: Как называются места соединения костей? Дети: Места соединения костей называются суставами. Воспитатель: Какие суставы вы знаете? Дети: Колено, плечо, локоть. Воспитатель: Покажите на плакате все эти суставы. ( Показ детей). Двигаться можно по- разному. Если внимательно приглядеться к животным, то у них можно научиться. А чему можно у них научиться догадайтесь сами. Силе можно научиться у ……(слона, медведя) Скорости можно научиться у….(зайца, гепарда) Быстрой реакции можно научиться у …(кошки) Выносливости можно научиться у …..(лошади, ослика) Прыгучести можно научиться у…… (кузнечика, кенгуру) Гибкости можно научиться у ……(змеи) Воспитатель: Молодцы всё верно! В заключении давайте покажем разные виды движения, свойственные животным, в весёлом танце «Весёлые путешественники».
Занятие-развлечение «Быть здоровым хорошо»
10

Ц е л ь :
Приобщение детей к ценностям ЗОЖ; формирование представлений о влиянии на работу образа жизни человека. Учить заботиться о своём здоровье, помощь оценить радость жизни: воспитывать привычки ЗОЖ. Воспитатель. Ребята, какое настроение у вас сегодня? - отличное настроение, т.к. все вы здоровы и веселы. -А что такое здоровье? (ответы детей). - Как вы, дети, чувствуете себя, когда болеете? -А когда вы здоровы? Вывод: Здоровье – радость, богатство человека. Болезнь – это горе, слёзы, беда. Звучит музыка - Ребята, а какой бы стране вы хотели жить, болезни или здоровья? (ответы детей). -Хотите, чтобы нас приняли в страну здоровья? Нам надо пройти нелёгкий путь, чтобы встретиться с жителями страны здоровья. А вы знаете, что в пути могут встретиться препятствия! если мы их преодолеем, то нас встретит гном Здоровячок. А путешествовать мы будем с цветком - семицветик. Лепестки у него волшебные. Итак, в путь! Отрываем лепесток. - Ребята! Какое главное чудо на земле? (ответы детей). - Это человек! Как много может каждый из вас! Что же вы можете? - Петь, смеяться, бегать, прыгать, танцевать, придумывать разные истории. Мы можем огорчаться, радоваться, видеть, как плывут по небу белые облака. - У каждого у нас есть: что? - Две руки, две ноги, голов, глаза, уши, спина, живот. - всё это – части тела.
Игра «Собери человека»
- Внутри нашего тела трудится семейка органов. Загадки. 1. Маленький кулачок, двигатель с левой стороны, который перегоняет кровь по всему телу? (сердце). Послушаем, как работает наше сердце. 2. Без чего не может прожить человек и пяти минут? (без воздуха). - Мы дышим, и в этом помогают нам лёгкие. Сделаем вдох и выдох. (Показываю гармошку). Растягиваю и оттягиваю: так же, ребята, работают наши лёгкие. 3. А куда же попадает яблоко, когда мы его откусываем? (ответы детей). - Конечно в желудок. Здорового человека легко узнать: у него стройная фигура, лёгкая походка, красивые глаза. Как хорошо быть здоровым! Отрываем лепесток. - А что, ребята, надо сделать, чтобы быть стройным, красивым и не встречаться с болезнью. - больше двигаться, гулять, свежим воздухом дышать. - Соблюдать гигиену тела, дружить с водой, правильно питаться. 11
- Уметь радоваться, сохранить доброе настроение, не ссориться, не произносить некрасивые слова. Чтение стихотворения «Доброе утро». (Дети передают мяч друг другу, глядя в глаза). Отрываем лепесток.
Появляются

Волчонок

и

Зайчонок.

Инсценировка.

Волчонок

и

Зайчонок играют. Вдруг Волчонок находит окурок.
Волчонок. Посмотри, Зайка, что я нашел. Я знаю, это сигареты. Мой папа, Волк, тоже курит. (Предлагает Зайке закурить). Зайчонок. Ой, что ты! Разве не знаешь, что курить – здоровью вредить! Это очень опасно! Волчонок. Да ну! (Наклоняется к Зайке) Я тебе по секрету скажу. Я уже несколько раз курил, и ничего со мной не произошло. Зайчонок. Нет! Нет! Я совсем не хочу пробовать, это очень опасно! Волчонок. Ну и не надо! Я пойду к ребятам, и мы с ними сейчас закурим. (Подходит к детям). Закурим, ребята? (Подмигивает). Воспитатель. Что ты! Что ты, Волчонок! Наши дети не хотят дружить с чёрными братьями. (Вывешиваем картину) А почему? Послушайте, что расскажут ребята. Каким бывает человек, если он курит, пьёт? (ответы детей).
Появляются два шара.
Проведём опыт с шарами. На кого они похожи? Один продолжает улыбаться, а другой на глазах у детей уменьшается. Ой, что это с ним? Какой он? Вот что происходит с теми, кто курит, пьёт. А как вы понимаете пословицу: «Курить да пить – здоровью вредить». Отрываем лепесток.
Решение кроссворда
Решив кроссворд, узнаём, кем будет мальчик. (Выносим картинку с изображением спортивного инвентаря). Правильно назовём спортивный инвентарь и прочитаем слово «Физкультурник». А кого можно называть физкультурником? (ответы детей). Отрываем лепесток. А знаете ли вы, ребята, песню физкультурника? (Исполнение песни). Физкульт-ура! Отрываем лепесток.
Звучит музыка
А сейчас вы будете художниками. Нарисуйте, пожалуйста: 1. Мой любимый спортинвентарь. 2. Полезный для меня продукт. (Дети прикрепляют на фланелеграф). Мы с вами можем, и будем жить, занимаясь спортом, и кушать только полезные продукты. Отрываем лепесток.
А сейчас – реклама!
12
Давным-давно жили гномы, они собирали золото, но однажды они нашли шоколад. Они хотят, чтобы вы тоже попробовали, ведь он… (появляется гном Здоровячок). Гном. Здравствуйте, дорогие мои ребята! Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Я угощаю вас шоколадом и принимаю в страну Здоровья.
Дети читают стихи.
Если хочешь стать умелым, Ловким, быстрым, сильным, смелым, Научись любить скакать, Мячик, санки, лыжи, палки. Никогда не унывай, В цель снежком попадай! В санках с горки быстро мчись И на лыжи становись. Вот здоровья в чём секрет: Будь здоров! Физкульт: Привет! Р. Абдуллин
Занятие «Вода – наш лучший друг».

Цель:
раскрыть значение воды в укреплении здоровья человека.
1.Воспитатель
: Природа подарила людям еще и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, сгорбившись, с кривым позвоночником. Три раза в день, а иногда и больше, мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища. – Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? (Нет, нужен сон, отдых.) И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать. И еще есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это – доктор Любовь. – Будем дружить с ними? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода. Итак: В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся! (Заучивание слов.)
II. Беседа по теме.
– Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.) – Зачем она это делает? – А как другие животные ухаживают за собой? (Картинки: слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга и др.) Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома. Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются. Вспомним сказку «Мойдодыр». 13
Чтение отрывка стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются утята...» – Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело? – А зачем моется человек? – Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются гельминты и т. д.) – В каких местах на теле человека больше всего скапливается грязь? – Как вы заботитесь о чистоте тела?
III. Оздоровительная минутка.

IV. Советы доктора Воды.
• Раз в неделю мойся основательно. • Утром, после сна, мойте руки, лицо, шею, уши. • Каждый день мой ноги и руки перед сном. • Обязательно мойте руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте и, конечно же, перед едой.
V. Анализ ситуации.
Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой... (позор)». – Как же не быть грязнулей?
Вывод.
Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие.
Занятие «Гигиена тела. Правила личной гигиены»

Цель:
Учить детей заботиться о своём здоровье, дать детям элементарное представление о микробах. Закрепить знания детей о значении воды в укрепление здо ровья человека.
I. Повторение правил доктора Воды.

II. Беседа по теме.
Послушайте «Сказку о микробах». Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно, если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи, вот микробам раздолье: и на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!» 14
– Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел? – Что помогает нам победить микробов? (Вода.) С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек. – Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной? – Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.) – Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы. – Когда следует мыть руки? – Как надо правильно мыть руки? (При обсуждении этого вопроса прикрепите большой лист бумаги и отметьте фломастером каждый шаг.) • Сильно намочите руки. • Пользуйтесь мылом. • Намыливайте руки с обеих сторон. • Намыливайте руки между пальцев. • Полощите руки чистой водой. • Вытирайте руки насухо полотенцем. (Попросите некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.) Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с другой рукой.
III. Заучивание слов:
От простой воды и мыла У микробов тают силы.
IV. Оздоровительная минутка.

V. Задание:
Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» – они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» – они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер придумал «Вредные советы»: Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо, Так зачем же тратить силы, Время попусту терять? Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет. К старости сама собою Облысеет голова. – Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти вредные советы. Это красивый человек? Выскажите свое мнение об этих советах. Составьте небольшой рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.
VI. Итог.
Как правильно мыть руки и лицо? 15

Родительское собрание «Здоровый ребёнок»



Сообщение воспитателя на тему:

«Пропаганда здорового образа жизни в семье»
Человеческое дитя – здоровое... развитое... Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Воспитание детей – большая радость, и большая ответственность, и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, чтобы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка должна быть приоритетной в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающая роль в формировании личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является
правильно

организованный

режим

дня,
который оптимально сочетает 16
периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
У детей важно

формировать интерес к оздоровлению собственного организма.
Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях (на которых у детей формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координация движений), а также в игровой деятельности детей. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься им должны уже сейчас, когда ребёнок ходит в д/с. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребёнка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Для этого родителям надо хорошо ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в д/с. Тогда мы вместе добьемся более высоких результатов в физическом развитии наших детей.
Воспитатель
читает стихотворение В.Крестова «Тепличное создание»: Болеет без конца ребенок. 17
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть. -Ведь я его с пеленок Всегда в тепле держать стремлюсь. В квартире окна даже летом Открыть боится – вдруг сквозняк, С ним- то в больницу, то в аптеку, Лекарств и перечесть нельзя. Не мальчик, словом, а страданье. Вот так, порой, мы из детей Растим тепличное создание, А не бойцов – богатырей. Воспитатель: Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и закаленными и здоровыми. Есть ли ключи к решению этой задачи? Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для здоровых людей. Что это такое?
Сценка: В зале появляются дети в спортивной форме. (Материал

прилагается).
Мы проводим утреннюю гимнастику ежедневно. Длительность зарядки 5- 6минут. Существуют различные виды утренней гимнастики. Очень полезна ритмическая гимнастика. С сообщением из опыта работы по использованию разных видов утренней гимнастики перед вами выступит Батыршина Гулюза Салаховна - инструктор по физкультуре.
Сообщение

инструктора

по

физкультуре

«Использование

разных

видов

утренней

гимнастики

как

средство

повышения

интереса

к

физкультуре

у

дошкольников»

(
Во время выступления демонстрируются снаряды, с которыми можно делать утреннею гимнастику: ленточки, обручи, скакалки, мячи и т.д)
Воспитатель:
А научить наши пальчики двигаться и писать закорючки, крючочки, точки и, конечно же, слова поможет пальчиковая гимнастика. (Демонстрация пальчиковых игр)
«Закаливание – залог здоровья»
В начале нашей встречи разговор пойдет о закаливании и профилактике заболеваний. Результаты анкеты показывают, что родителями группы проводятся различные виды закаливания с детьми. (Зачитываются ответы на вопросы анкеты.) Родителям предлагается поделиться опытом по проведению закаливающих процедур, профилактических мер по предупреждению болезней. ( В выступлении говориться о статистике заболеваний детей группы, о том, как проводится закаливание, соблюдается режим проветривания. Выступающий вносит свои предложения по улучшению работы, сообщает, как одеты дети, есть ли в шкафах детей сменное белье). Вопросы, дополнения, предложения родителей, их просьбы, пожелания. 18
Практика показывает, что один из наиболее перспективных и, самое главное, простых методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек. При систематическом и правильном применении он дает хорошие результаты.
Медсестра

проводит

с

родителями

практикум

по

знакомству

с

биологически активными зонами.

Воспитатель: О благотворном действии прогулок на свежем воздухе

писал А.С.Пушкин.
«Друзья мои! Возьмите посох свой, Идите в лес, бродите по долине. И в долгу ночь глубок ваш будет сон…» Ежедневные прогулки детей дошкольного возраста могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2-х раз в день по 1-2 часов, летом неограниченно.
Много тревог и волнений вызывает болезнь ребенка.
Есть таблетки и лекарство, которые, обычно, назначает врач и есть народные средства лечения. Какие из средств помогают вам вылечить ребенка от кашля, насморка? Итак, наши рецепты в копилку полезных советов (зачитываются ответы из анкет). Обмен опытом. «Острое блюдо» воспитатель раздает на подносе вопросы (ромашка - на лепестках вопросы): 1.Чем запивать лекарства? Что значит принимать его до еды, после еды? Ответ: принимать лекарство до еды – это значит на пустой желудок, то есть не раньше, чем спустя 2-3 часа после еды, не позже, чем за 15-20 минут до завтрака, обеда, ужина. Если лекарство рекомендуется принимать после еды, выпивать его сразу же в течение 30 минут после еды, но не позже. 2.Как предупредить кариес зубов? Нельзя давать перед сном конфет, печенье. 3.Какую одежду лучше использовать с учетом гигиенических и оздоровительных средств? Детскую одежду обычно шьют из гигроскопичных, то есть хорошо впитывающих и испаряющих влагу тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани. Шерстяные ткани из-за большой пористости немного теплее льняных, из них можно сшить праздничную одежду, в которой ребенок может находиться непродолжительное время. Главное – одевать детей по сезону, не перегревая. 4. Какие существуют меры по профилактике близорукости? Постоянно следить за посадкой, не разрешать подолгу смотреть телевизор, не должно быть у детей длинных челок, желательно достаточное количество витаминов. 19
5. Возможна ли радиация, исходящая от телевизора? Все телеаппараты могут испускать рентгеновские лучи, излучение происходит на расстоянии 10см от телевизора и то незначительное. Не рекомендуется смотреть детям телепередачи, сидя на полу, так как излучение, направлено вниз, а при неисправном телевизоре может вызвать серьезные повреждения глаз. 6. Что необходимо для сохранения слуха ребенка7 Беречь его уши от холода, содержать их в чистоте, предупреждая тем самым воспаления и нарывы в ухе, из-за которых может понизиться или вовсе пропасть слух. Не допускать проникновения в уши воды,
охранять
слух ребенка от сильных и резких звуков.
Музыкальная пауза.

«На Руси еще никто чаем не подавился» - гласит русская поговорка.
Сегодня нам представилась возможность дегустировать различные виды целебного чая.
Конкурс: «Что это значило»
Самому остроумному вручается рукавичка из фланели для закаливающих процедур.
Решение родительского собрания.
(приложение к собранию)
Памятка для родителей

«Здоровый ребенок»
1. Кашель, охриплость. В отвар сушеного винограда добавить небольшое количество сока репчатого лука, выпить. 2. Для повышения иммунитета. Взять по 0,5 кг моркови и свеклы (в сыром виде) мелко порезать и залить кипятком, чтобы вода покрывала овощи на 2 пальца. Варить на медленном огне до готовности свеклы. Процедить, в отвар положить изюма и кураги. Довести до кипения и кипятить 3–4 минуты. Снять с огня, добавить 1 столовую ложку меда и настаивать в прохладном месте 12 часов. Пить по 0,5 стакана 3 раза в день в течение месяца. 3. Бронхит. 2–3 листа мать-и-мачехи сварить в 0,5 л молока, добавить на кончике ножа свежее свиное сало. Настой пить вечером перед сном по кофейной ложке. 4. Насморк. Как только начинается насморк: в стакане теплой воды развести 1 чайную ложку соды и в каждую ноздрю закапывать, сода размягчает слизь и та легко отделяется, а вместе со слизью вымываются и микробы.
Анкета для родителей
Ответьте, пожалуйста, на вопросы (нужное подчеркнуть). 1. Часто ли болеет Ваш ребенок? а) Да; б) нет. 2. Каковы причины болезней Вашего ребенка? а) Недостаточное физвоспитание в детском саду; б) недостаточное физвоспитание в семье; в) наследственность, предрасположенность. 20
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно определить, правильно ли развивается Ваш ребенок? а) Да; б) нет; в) частично. 4. На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и детском саду? а) Соблюдение режима дня; б) рациональное и калорийное питание; в) полноценный сон; г) достаточное пребывание на свежем воздухе; д) здоровая гигиеническая среда; е) благоприятная психологическая атмосфера; ж) наличие спортивных площадок, физоборудования; з) закаливающие мероприятия. 5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка? а) Облегченная одежда во время прогулки, в группе; б) контрастные воздушные ванны; в) хождение босиком; г) систематические проветривания помещения; д) прогулки в любую погоду; е) ежедневное полоскание горла водой комнатной температуры; 6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье Вашего ребенка дома? а) Да; б) нет; в) частично. 7. Нужна ли Вам помощь детского сада? а) Да; б) нет; в) частично. 8.Какие виды профилактики заболеваний ребенка используйте дома постоянно, в связи с эпидемией гриппа? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________ 9.Какими средствами народной медицины Вы пользуйтесь во время болезни ребенка? _____________________________________________________________ Приглашение на собрание 21
Папы и мамы! Бабушки и дедушки! Если вы хотите видеть своих детей и внуков неуклюжими, сутулыми, хилыми и неразвитыми, то не приходите на родительское собрание «Здоровый ребенок», которое состоится «___.»______ 20 г. в 16.30. Воспитатели группы «Солнышко» МБДОУ «Радуга»
Рекомендации родителям о том,

какую обувь покупать детям
1. Покупая ботинки, следует мерить их стоя, так как при нагрузке размер стопы увеличивается в длину и в ширину на 0,5–1 см. Стопа должна не только входить в обувь, но также иметь в ней соответствующую свободу и пространство. 2. Не рекомендуется покупать подержанную обувь, а также без конца чинить старую. 3. Обувь должна соответствовать времени года и образу жизни ребёнка, его возрасту и индивидуальной форме стопы. 4. Продольная ось обуви должна проходить по второму пальцу, её подошва не должна быть искривлена. 5. Обувь не должна изменять естественной установке крайних пальцев (мизинца и большого) босой стопы, занимаемой ими при нагрузке. Внутренний край стопы должен составлять одну прямую линию. 6. Ботинок должен иметь закрытый и твёрдый задник. В области возвышения пальцев подошва должна быть эластичной. 7. Желательно, чтобы детская обувь была крепкой, водоупорной, из гибкого и эластичного материала. Ориентировочные сроки контрольных проверок, не пора ли сменить обувь? До 4 лет Каждые 4–3 недели До 10 лет Каждые 8–12 недель 12–15 лет Каждые 16–20 недель Свыше 15 лет Каждые пол года
Какие пищевые продукты помогают стать закалённым?
1. Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению иОРВИ. 2. Напиток «защиты» – морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи. 3. Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода: она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Все соки обладают общеукрепляющим действием, 22
стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки – это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов. Чтобы повысить защитные силы организма, рекомендуется
прием

витаминов.
Слово «витамин» происходит от латинского «вита», что значит «жизнь». Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1–2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость не менее чем в 2 раза.
Физические упражнения для исправления осанки
1. И. п.: лечь на спину, руки в стороны. Опираясь на затылок, руки и таз, прогнуться в груди – вдох, вернуться в и. п. – выдох. 2. И. п.: встать на колени, руками взяться за голени, ближе к пяткам. Сильно прогнуться назад в грудной части, подавая таз вперед, а голову опуская назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох. 3. И. п.: лечь на живот, руки за головой согнуты в локтях, ладонями к шее, стопы подсунуть под неподвижный предмет. Поднять туловище вверх – назад, как можно выше разводя локти, наклоняя голову назад, сильно прогибаясь в грудной части – вдох, вернуться в и. п. – выдох. 4. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать глубокий вдох, наклониться назад как можно ниже, разводя локти, прогибаясь в грудной части и отводя голову назад. Вернуться в и. п. – выдох. Темп медленный. 5. И. п.: сесть на стул (табурет), руки согнуть в локтях, ладони положить на затылок. Сильно прогнуться в грудной и поясничной частях, опуская голову назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Темп медленный. 6. И. п.: лечь на живот, руки согнуть в локтях у груди, кистями опереться о пол. Разгибая руки, поднять туловище, не отрывая бедер от пола, сильно прогнуться в грудной части и наклонить голову назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Темп медленный. 7. И. п.: лечь на спину, руками опереться о пол у головы. Согнуть ноги в коленях, расставив их на ширине таза – вдох. Опираясь руками и ногами о пол, сделать мостик. Вернуться в и. п. – выдох. Темп медленный. 8. И. п.: поставить два стула спинками внутрь, сесть, ноги развести в стороны шире плеч, туловище наклонить до горизонтального положения. Руки разведены в стороны, лежат на спинках стульев. Покачивание вверх-вниз с прогибанием в грудной части и подниманием головы. Темп средний. Дыхание произвольное. 23
9. И. п.: стать спиной к стене, ноги на ширине плеч. Наклониться назад – вдох, сильно прогнуться в грудной части, опираясь согнутыми руками о стену до касания ее лбом. Темп медленный. Вернуться в и. п. – выдох.
Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4–7 лет

Вводная часть.
Обычная ходьба. Продолжительность ходьбы 40–60 сек. Проверяя осанку перед зеркалом голову не опускать, встать прямо, плечи опустить и отвести назад. Грудную клетку развернуть. Дети выполняют упражнения в соответствии со стихотворением: Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы проходим на носках И пойдём на пятках, А затем – как все ребята И как мишка косолапый.
Основная часть.

1. «Куры».
И. п. – наклониться пониже, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову; вдох – основная стойка, руки к плечам; выдох – наклон вперёд, произнести «тах-тах-тах», похлопывая себя при этом по коленям. Повторять упражнение 3–5 раз.
2. «Самолёт».
И. п. – основная стойка; вдох – поднять голову, развести руки в сторону, ладонями вверх; выдох – поворот в сторону с произношением «ж-ж-ж»; пауза – и. п.
3. «Насос».
И. п. – основная стойка; вдох – и. п.; выдох – наклон в сторону с произношением звука «с-с-с», руки скользят вдоль туловища. Это очень просто – покачай насос и ты, Вправо, влево руками скользя. Назад и вперёд наклониться нельзя. Повторить упражнение 4–6 раз.
4. «Большой и маленький дома».
И. п. – основная стойка; вдох – встать на носки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки; выдох – присесть, обхватив руками колени, опустить голову с произношением звука «ш-ш-ш»; пауза – ходьба по залу. Повторить 4–6 раз. У медведя дом большой, А у зайки маленький. Мишка наш пошёл домой, Да и крошка заинька.
5.

«Цветы».
И. п. – основная стойка; дети по команде взрослого поворачивают голову направо, налево, наклоняют вперёд, отводят назад; при чтении последней строки стихотворения дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой. Каждый бутончик наклониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти 24
Спрятались быстро в цветочном букете. Повторить упражнение 6–8 раз.
6. «Ёж».
И. п. – лёжа на спине, прямые руки вытянуты над головой. Вдох – и. п.; выдох – обхватив руками колени, прижать их к груди. Пауза – потянуться. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся – Ёжик сладко потянулся. Повторить упражнение 4–6 раз
7. «Трубач».
И. п. – сидя, кисти сжаты, имитировать держание трубы. Поднося руки ко рту, дети произносят стихотворение: Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу.
Заключительная часть.

«Катаемся на лыжах».
Ходьба по залу: выполнять шаг лыжника, одна рука впереди, вторая сзади; через каждые 15–20 шагов выполнять спуск с горы произнося «ух-х-х». Мы идём сейчас на лыжах То быстрее, то потише. Пусть высокая гора – Не боится детвора! Продолжительность 30–50 сек. Ходьба с правильной осанкой, упражнение на восстановление дыхания и расслабление.
МОДЕЛЬ КРУГЛОГО СТОЛА С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ:

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ДОУ»

(старшая группа)

Ц е л ь :
ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и ДОУ.
Задачи:
пополнить знания родителей о литературе по организации физического воспитания детей в условиях семейного быта и ДОУ, которая дает рекомендации о том, как растить детей здоровыми, закаленными, физически крепкими.
Предварительная

работа:
беседа с родителями, в ходе которой обсуждаются следующие вопросы: 1. Какие естественные факторы природы (воздух, вода, солнечное облучение) используете вы для проведения закаливающих процедур? 2. Как вы регулируете соблюдение режима дня в семье? 3. Как вы выбираете и организовываете нужные для ребенка физические упражнения? 4. Какие новинки методической литературы вы используете, чтобы ответить для себя на данные вопросы?
Ход и содержание
25

Воспитатель.
Цель физического воспитания детей – последовательное физическое совершенствование, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Необходимо добиваться того, чтобы дети обладали крепким здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития. Правильное разностороннее физическое формирование обеспечивает своевременное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для повседневной практической деятельности, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал шагом в укреплении его здоровья? На этот главный вопрос отвечают авторы многих к н и г, п р е д л а г а я ко н к р е т н ы е р е ко м е н д а ц и и п о о р г а н и з а ц и и здоровьесберегающей ежедневной деятельности дошкольника, направленной на становление его личности. В нашей групповой библиотечке, созданной родителями для обмена информацией по проблеме физического развития ребенка в семье и ДОУ, находятся книги, рассказывающие о том, как воспитывать детей физически крепкими, гармонично развитыми. Многие из родителей самостоятельно изучают методическую литературу, содержащую подробные специальные сведения по отдельным вопросам физического воспитания детей. Они хотят обменяться своим опытом с другими родителями.
Мама
(из семьи Петрянкиных). Хочу познакомить Вас с книгой В. Р. Дружининой, Т. М. Параничевой «Режим дня ребенка-дошкольника». В ней рассказывается о том, что для обеспечения нормального физического развития необходимо соблюдение гигиенического режима, то есть рациональное, в соответствии с возрастными особенностями детей, распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Прочитав данную книгу, я убедилась, что в семье, так же как и в детском саду, надо выполнять основное требование режима – точность во времени и правильное чередование режимных процессов, смену одних видов деятельности другими. Важно не только вовремя накормить и уложить спать малыша. Время пребывания его дома должно быть, так же как и в детском саду, заполнено интересными играми, различными занятиями, выполнением посильных трудовых поручений, развлечениями.
Воспитатель
. Вы заметили, что говорится об организации сна детей в семье и ДОУ?
Мама
(ребенка). Отмечается положительное влияние достаточного по времени и спокойного сна на физическое и психическое здоровье ребенка. Ни в коем случае нельзя сокращать сон ребенка из-за его капризов или планов взрослых. Это является трудной, а порой невыполнимой задачей для нас: хочется сходить в театр, провести время в кругу друзей. Хотя авторы предупреждали о негативных результатах невнимательного отношения родителей к этому вопросу, но нам это сначала казалось неважным. Однако понаблюдав, мы заметили, что наш ребенок в таких ситуациях плохо засыпал: приходилось его уговаривать, подолгу сидеть с ним в детской комнате. 26
Придерживаясь рекомендаций авторов книги, я стала устраивать ему теплый душ перед сном. В результате чего наш сын стал спокойно засыпать.
Воспитатель
. Авторы утверждают, что продолжительность сна ребенка 4–5 лет составляет 11–12 часов в сутки. Для того чтобы сон обеспечивал полноценный отдых, необходимо соблюдать определенные правила и создавать благоприятные гигиенические условия. Важно, чтобы дети ложились в постель, засыпали и просыпались в установленное время. Если процедура приготовления ко сну носит постоянный характер (уборка игрушек и пособий, умывание, пожелание спокойной ночи всем членам семьи и т. д.), она действует на ребенка успокаивающе, он быстро засыпает, сон его глубок и спокоен. Перед сном можно почитать ему книгу, рассказать интересную сказку, поиграть в спокойные игры, не возбуждающие его нервную систему. Используйте этот отрезок времени для беседы с ребенком. В помещении, где малыш спит, нужно создать тихую обстановку. Перед тем, как уложить его спать, нужно обязательно проветрить помещение.
Мама
(ребенка). Большой интерес представляют собой предостережения авторов от стремления взрослых одеть ребенка потеплее, особенно в холодное время года. На самом деле, укутанный в теплую одежду, он лишается возможности быстро и активно двигаться, а значит, более подвержен простудам. В книге даны подробные рекомендации по подбору одежды детей в соответствии со временем года, погодой, возрастом, ростом. Прочитав ее, я перестала кутать своего ребенка, начала следить за тем, чтобы он ходил в облегченной одежде в детском саду и дома.
Воспитатель
. В связи с этим я бы хотела познакомить вас с методическим пособием Т. Л. Богиной «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». Основное внимание авторы уделяют формированию здорового образа жизни, рекомендуют закаливать детей в процессе повседневной жизни (мыть руки до локтя, умываться), проводить специальные процедуры закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Одним из главных условий закаливания является как можно большее пребывание дошкольников на воздухе. Совместные с родителями прогулки, экскурсии, игры и спортивные развлечения на свежем воздухе укрепляют здоровье детей, развивают физические способности. Необходимо устраивать вечерние прогулки, после которых у ребенка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, дети быстро засыпают и спят более глубоко. Очень важна правильная организация самой прогулки. Во время пребывания на воздухе в любое время года ребенок должен двигаться, периодически отдыхая. При этом он должен быть одет в соответствии с погодными условиями.
Мама
(из семьи Гурьяновой). Я могу включиться в диалог? Мне очень нравится книга О. Б. Казиной «Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы». В ней говорится о том, что дома дошкольнику нужно предоставить возможность разнообразно двигаться, развивать силу, ловкость, выносливость. Развитие движений должно стать в семье традицией. Необходимо проводить подвижные игры, физические упражнения, спортивные развлечения в 27
различное время дня. Мы это знали и раньше, но на страницах книги нашли подробные конспекты подвижных игр, которые смогли организовать с ребенком во время семейных прогулок. В них мы смогли принимать участие то в качестве судьи, то в качестве организатора (постройка снежной крепости и др.), то как исполнители отдельных ролей («Найди, где спрятано», «Прятки», «Ловишки»). В течение дня мы стали чаще обращать внимание на то, как ребенок сидит, ходит, бегает и т. д. Поэтому пригодились упражнения из комплекса гимнастики для профилактики нарушений осанки. Мы узнали также, что полезно учить детей проверять правильность осанки перед зеркалом во время утренней гимнастики или сразу же после нее. Формированию правильной осанки способствуют прогулки (пешие, на лыжах, велосипедные), подвижные игры, катание на коньках, плавание. В нашей семье двое детей, мы вместе плаваем в бассейне и очень любим велосипедные прогулки. Наша дочь научилась ставить свой велосипед в определенное место, а прыгалки, мячи и кегли она складывает в корзинку, чтобы не приходилось их долго искать по всей квартире. Также я хочу предложить вашему вниманию книгу Н. И. Бочаровой «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Пособие для родителей и воспитателей». Из нее вы узнаете, как правильно организовать семейные пешие и лыжные прогулки и походы, интересно проводить совместный летний отдых. Нашей старшей дочери было всего три месяца, когда она начала с нами путешествовать. Мы размещали ее в специальном рюкзаке, который фиксировался у взрослого за плечами. Самостоятельно дети участвовали в путешествиях уже с трех - четырехлетнего возраста. Начинали мы с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. В дальнейшем организовывали однодневные туристические прогулки в лес. Если это кому-то интересно, я с удовольствием расскажу подробнее.
Воспитатель
. Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Но надо следить за тем, чтобы дети систематически проделывали утреннюю гимнастику. Для этого родителям нужно ознакомиться с комплексами упражнений, которые они выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьемся более высоких результатов.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СПОРТ – ЭТО ЖИЗНЬ»

Вопрос 1.
В переводе с греческого название этого вида спорта означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Правильный ответ: акробатика.
Вопрос 2.
Изобретатель снаряда для этого вида спорта – американец Рагалло. Аппарат напоминает парус или греческую букву «дельта». Правильный ответ: дельтапланеризм. 28

Вопрос 3.
Спортивная игра с мячом, напоминающая русскую лапту. Ее появление относится к началу XIX века. В игре принимают участие две команды по девять человек каждая. Правильный ответ: бейсбол
Вопрос 4.
Современное зимнее двоеборье. Название этого вида спорта означает в переводе с греческого «двойное состязание». Правильный ответ: биатлон.
Вопрос 5.
Командная спортивная игра. Проводится на поле размером 61х30 м, площадка огорожена бортами высотой 100–122 см. Одновременно на площадке в составе каждой команды может находиться 6 игроков: вратарь и 5 полевых игроков. Смена игроков проводится в любое время и неограниченное число раз. Правильный ответ: хоккей.
Вопрос 6.
От слова, которое в переводе с итальянского означает «удар», родилось название этого спортивного снаряда. Правильный ответ: батут.
Вопрос 7.
Зародился этот вид спорта в Швейцарии в конце XIX века, а в 1924 году вошел в спортивную программу зимних Олимпийских игр. Это скоростной спуск. Скорость спуска достигает более 100 км/ч. Соревнуются только мужчины. Правильный ответ: бобслей.
Вопрос 8.
Спортивная игра с мячом двух команд по 6 человек в каждой. Соревнования состоят из трех или пяти партий. Появился вид спорта в США в 1895 г. Правильный ответ: волейбол.
Вопрос 9.
Одно из толкований названия этого вида спорта «пустая рука». Правильный ответ: каратэ.
Вопрос 10.
В каком виде спорта великий ученый Пифагор стал олимпийским чемпионом? Правильный ответ: в греко-римской борьбе.
Вопрос 11.
В какой спортивной игре не используется мяч? Правильный ответ: бильярд.
Вопрос 12.
Входит ли сноубординг в число олимпийских видов спорта? Правильный ответ: да.
Вопрос 13.
Императрица Екатерина II пригласила в Россию из Парижа «профессора мячиковых игр» для обучения придворных одной спортивной забаве. Как называлась эта популярная в то время игра? Правильный ответ: волан.
Вопрос 14.
Чем пионербол отличается от волейбола? Правильный ответ: мяч можно брать в руки
Вопрос 15.
Какой вид оздоровительной аэробики произошел от реабилитационных упражнений для лежачих больных? Правильный ответ: пилатес.
Вопрос 16.
Национальная спортивная игра якутов, по которой проводятся международные соревнования – это… 29
Правильный ответ: перетягивание палки.
Консультация для родителей и педагогов

Тема: «Игра в системе оздоровительной

и воспитательной работы с детьми»
Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения – вырастить ребенка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым как в художественном, так и эстетическом плане. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением работы с детьми. Первым и основным видом деятельности ребенка раннего возраста является совместная игра с членами семьи в домашних условиях и с детьми в коллективе. Игра как вид деятельности в коллективе для дошкольника – это важный фактор в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти. В дошкольном возрасте с развитием речи растут возможности познания окружающего мира, способность к усвоению знаний на основе словесных объяснений и наглядных представлений правил игры. Основой развития ребенка являются чувственное познание и наглядно-образное мышление. Формирование пространственного представления играет большую роль в психическом развитии ребенка и служит основой для овладения математическими понятиями. В игре у детей развиваются продуктивные виды деятельности, совершенствуется внимание, тренируется воля, личностные отношения, формируются нравственность и внутренняя оценка ситуации, поступка. Дети в коллективной игре учатся умению подчиняться общим правилам игры, строить свои отношения со сверстниками и с незнакомыми взрослыми, что способствует формированию психологической готовности к школьному обучению. Ориентировочно-познавательное действие становится основной единицей нервно-психического развития (НПР) ребенка. Ребенок от хаотических действий в период бодрствования, использования различных вариантов и целенаправленных проб в сюжетной и сюжетно-ролевой играх подходит к зрительной ориентировке и практическому применению приобретенных знаний в жизни. В дошкольном возрасте проявляется стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию, лепке, рукоделию, компьютерным играм и др.). Умение ребенка решать задачу методом зрительной 30
ориентировки и практического подбора деталей конструктора или предметов другой предложенной игры является важным показателем его НПР. В старшем дошкольном возрасте развивается воля, совершенствуется внимание. Ребенок способен оценить ситуацию, выделить позитивные побуждения и отвергнуть безнравственные предложения. Воспитание детей предусматривает привлечение их к обсуждению целей и задач планируемого игрового праздника, оформления помещения для его проведения. Установление положительного эмоционального контакта между детьми при выполнении заданий легкого варианта поддерживает интерес к празднику, доступные задания игрового характера способствуют достижению успеха. В быту, играх и занятиях, организованных в дошкольном учреждении, дети овладевают простыми счетными операциями и математическими понятиями. Это еще одна ступень в становлении ребенка, его умственном развитии, формировании абстрактного мышления. Развитие ловкости базируется на развитии способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и пере страивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ребенок овладевает новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что развивает функциональные возможности двигательного анализатора. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но особенно важно включать новые элементы, новые движения. Лучше всего развивают ловкость физические упражнения, при выполнении которых ребенок должен многократно, быстро и эффективно выполнить разнообразные движения. Игры в мяч, прыжки через скакалку, челночный бег, метание с поворотами при изменении пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение, прекрасно развивают быстроту, выносливость, прыгучесть и являются важными средствами развития ловкости. Столь же эффективно изменение способа выполнения упражнения, усложнение задания посредством дополнительных движений, зеркального выполнения упражнения. Например это могут быть, упражнения со скакалкой (прыжки на двух ногах, поочередно на одной ноге, скакалка вращается вперед, назад, прыжки на месте и при беге вперед), упражнения с мячом (отбивание от пола, земли, стенки, броски вверх, отбивание ногой, броски в кольцо, фиксированное на соответствующей возрасту ребенка высоте) и т. д. Мячи могут быть маленькими, большими, прыгучими, легкими, набивными. Способствует развитию ловкости создание непривычных условий выполнения упражнений при использовании естественных особенностей места проведения физкультурного занятия, а также использование различных устройств и снарядов. Разнообразие нагрузок повышает требования к координации движений, которые сводятся к точности и взаимной согласованности движений при внезапном изменении обстановки. В игре развитию ловкости способствуют интенсивность движений, сложность задания и количество повторений одного задания. 31
Силу у дошкольников развивают в пределах необходимой гармонии всех физических качеств. Совершенствуется это качество как необходимый компонент для развития быстроты, выносливости, ловкости детей при выполнении физических упражнений. С целью развития силы у дошкольников можно рекомендовать различные упражнения: отжимание в упоре; приседание на двух ногах; прыжки на месте и в длину с места; ходьба гусиным шагом; ходьба с подниманием на носки; упражнения с набивными мячами; прыжки на песке; бег с прыжками вверх через 2–3 шага и др. Чередование упражнений в различных сочетаниях поддерживает интерес детей к занятиям, развивает группы мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Первыми выполняют упражнения для рук и плечевого пояса, затем – упражнения для ног, туловища и отдельных мышечных групп. Завершаются физкультурные занятия силовыми играми, позволяющими при относительной усталости детей использовать положительный эмоциональный фактор. Силовые упражнения должны занимать по времени не более трети всего физкультурного занятия. Несколько упражнений выполняют по 4–5 раз. Оцениваются силовые качества путем контрольного тестирования. Движение является результатом сочетания возбуждения и рационального расслабления в мышцах. Отсутствие расслабления ведет к скованности движений, к напряженности. В упражнениях, требующих выносливости, выполнения скоростных движений, отсутствие рационального расслабления приводит к излишней трате сил и способствует более быстрому проявлению утомления и снижению скорости. Движения, применяемые для развития способности к произвольному (рациональному) расслаблению мышц, представлены четырьмя группами: – свободное раскачивание руками в плечевых и локтевых суставах; – движения в плечевом поясе за счет поворотов туловища; – потряхивания руками, поочередное встряхивание ногами; – расслабленное «падение» туловища, поднятых рук и ног. Упражнения повторяют 5–6 раз; между ними предусматривают минутный отдых. Основой различных методик овладения произвольным расслаблением мышц в покое являются самовнушение, самоуказания, самоприказы. В дошкольном возрасте детей следует учить выполнять движения легко и свободно. Равновесие – это способность к сохранению устойчивости положения тела в условиях разнообразных движений (динамическое равновесие) и поз (равновесие в статических положениях). Для развития равновесия используются упражнения с уменьшением площади опоры (на носках, одной ноге), ограничения ширины дорожки, обозначенной спортивными снарядами и предметами, а также изменение положения центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании мячей и других предметов. Частая смена положения центра тяжести тела, переходы от динамической работы мышц тела к спокойной статической позе, остановка после ходьбы или бега, перешагивание через препятствия тренируют ощущение положения тела в пространстве, развивают умение удерживать правильную позу. 32



Литература, рекомендуемая для работы с родителями:
Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОУ. Доронова, Т. Н. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4–7 лет. Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие. Доскин, В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. Утробина, К. К. Занимательная физкультура в детском саду. Зенина, Т. Н. Родительские собрания в детском саду.
Литература, используемая при работе с детьми:
И.М.Хамитов. Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чистякова, М. И. Психогимнастика в детском саду. Голанов, А. С. Игры, которые лечат. Моргунова, О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: практическое пособие. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). Давыдова, М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников. Кузнецова. Оздоровительные мероприятия в ДОУ. Красикова, И. С. Сколиоз: профилактика и лечение. 33


В раздел образования