Автор: Винтёнкина Анна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: п.Ключи 1 Усть-Камчатского района
Наименование материала: занятие
Тема: "Путешествие в страну математики"
Раздел: дошкольное образование
«Путешествие в страну математики»
Цели:Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его
на два меньших числа.
• Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
• Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.
• Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Раздаточный материал
• полоска бумаги шириной 3 см, две мерки из картона: карандаш. Лист
картона для измерения меркой. Заготовки домиков по количеству детей, круги
по 9 шт одного цвета.
Задачи: Образовательные: Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа. Совершенствовать навыки счета в
пределах 20. Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной
меры. Воспитательные: воспитывать интерес к математическим знаниям,
самостоятельность. Развивающие: продолжать развивать умение
ориентироваться на листе бумаги.
Ход занятия.1.
-
Ребята, наше сегодняшнее задание будет необычном.
Мы с вами отправимся в путешествие в страну Математики. На чем можно
отправиться в путешествие? (ответы детей)
-А чтобы узнать на чем мы поедем, отгадайте загадку: Черный дом по
рельсам мчится,Только пар над ним клубится. (паровоз)- Что нам нужно
приобрести,чтобы попасть в вагон? (БИЛЕТЫ)-Возьмите билеты и назовите
что там на них, (цифры).А теперь давайте свами встанем по порядку согласно
своего номера на билете
-Чтобы поезд тронулся нужно выполнить задания.-
Посчитай до 20
-Поехали. А пока мы едем давайте познакомимся с соседями,поиграем в
игру «Назови соседей».Я буду называть и показывать цифры,а вы покажите
соседей этой цифры.-Кто соседи у цифры7;8;5;9. (садимся за стол)
-Какое число называется предыдущее(
Число, меньшее на один)
?
Последующее
. (большее на один)
?почему?
-А вот и первая станция «Засели домик».-Сколько этажей в доме?
Сколько квартир в каждом этаже?
2 часть. «Допиши номера домов»На доске 20 картинок с изображением
домов. У 15 домов написаны цифры.
Воспитатель предлагает детям дать номера остальным домам (от 16 до
20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество
десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает дома.
Воспитатель предлагает детям пересчитать дома в обратном
порядке (от 20 до 1).
ФИЗМИНУТКА
3. Игровое упражнение
«Составим команду спортсменов». У детей наборы кругов
одного цвета. Воспитатель читает стихотворение. На каждое названное животное дети кладут на
стол по одному кругу. (НЕЗАБЫВАЕМ ЧТО ВЫКЛАДЫВАТЬ НАЧИНАЕМ СЛЕВА НА ПРАВО)
Бег – прекрасная игра. Ускоритель – номера. Приготовились. На старт!Первым номером гепард!
Номер два. Ну и ну! Скачет антилопа гну. Страус-третий. Он в галопе. Не уступит антилопе! А за
ним быстрее ветра. По четвертой скачет зебра. Номер пятый – лев бежит. Шесть. Жираф за ним
бежит. Семь. Легко бежит гиена.Есть характер у спортсмена!Номер восемь. Лошадь мчится.А
девятая – волчица.Мы на этом кончим счет.Победителям почет.
Воспитатель уточняет у
детей: «Сколько всего кругов? (Всего 9 кругов)Как разделить девять спортсменов на
две команды?» Воспитатель показывает таблицу с кругами и вместе с детьми
перечисляет варианты раскладывания числа 9 на два меньших числа. Воспитатель
предлагает детям составить число 9 из двух меньших чисел. Дети в пустые клеточки
добавляют нужное количество кругов другого цвета и рассказывают, как они
составили число 9 из двух меньших чисел
. Воспитатель делает вывод: « Число девять можно
составить по-разному (перечисляет все варианты). Девять кругов тоже можно по-разному
разделить на группы (перечисляет все вариант (перечисляет все варианты).
Игровое упражнение «Расселим жильцов»
На каждом этаже две квартиры. На одном этаже может жить только 9
жильцов. Ваша задача расселить жильцов.
- Назовите соседей 9?(8 и 10)
- Назовите числа, которые меньше 9?
- Назовите числа, которые больше 9?
4. - Ребята, сегодня мы с вами, будем измерять высоту (вагона- лист
картона А4) с помощью условной мерки. Посмотрите, у каждого из вас на
столе лежит полоска бумаги. Точно такая же у меня в руках.
(Детям раздаются мерки. Одной группе детей мерка длиной 4 см, другой
6см. Заранее о различие не предупреждать.)- Я предлагаю вам сравнить ваши
полоски. У всех ли они одинаковые?
- Посмотрите, моя полоска тоже такого же размера (сравнить с полосками
некоторых детей)
- Ребята, обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам,
способ измерения полоски меркой. Приложим мерку так, что бы края мерки
и полоски совпали, с помощью карандаша, проводим линию по
краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии, отмеченной на
полоске.
- А теперь, я предлагаю вам, самостоятельно измерить высоту, не
забывая о том, что измерение начинается с края полоски. Края полоски
и мерки должны совпасть, при следующем измерении
мерка прикладывается к линии отмеченной карандашом.
- Приступаем к заданию. А я пока закончу измерение своей полоски.
4. Самостоятельная работа детей
- Ребята, сколько раз ваша мерка полностью уложилась на полоске
бумаги.
- Моя мерка уложилась полностью ---раза.
(Задать вопрос ребёнку у которого мерка уложилась раз)
- Сколько раз твоя мерка полностью уложилась?
(Ответ: « раз»)
- ----? А у меня только----.
- Полоски были одинаковые? (Обратится к детям, с которыми ранее
сравнивалась полоска)
- У кого-нибудь ещё мерка уложилась ----- раз? Назовите сколько раз
мерка легла.
- А у кого-нибудь мерка уложилась полностью три раза? Покажите
цифру « ».
- Полоски были одинаковые. Я видела, что все измеряли правильно. А
почему у одних получилось ---, у других ----?
(Высказывания детей)
- Правильно, мерки были разными.
(Пригласить к доске одного человека из тех у кого получилось--- и одного,
у кого получилось ----)
- Ребята, давайте убедимся, что мерки не одинаковые. Я попрошу
подойти ко мне двоих человек, один, у кого мерка уместилась ----раза и
одного у кого мерка уложилась -----раз.
- Способом наложения мы с вами убедились, что мерки разные.
- Сколько раз уложилась твоя мерка? (обратиться к ребёнку с
меньшей меркой)
(--- раз)
- А у тебя?
(---раза)
- Посмотрите как интересно! Маленькая мерка уложилась ---- раз,
большая – четыре раза.
5. Итог. - Ребята, какое число мы научились составлять из двух меньших? - В
пределах какого числа мы научились считать? - С помощью чего измеряем
высоту предметов?