Автор: Антонова Елена Юрьевна
Должность: преподаватель архитектурных дисциплин
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "СПАСК"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проведение урока в форме круглого стола по предмету МДК.01.04 р.2 Ландшафтная архитектура
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка урока.
Тема урока: «Французский регулярный и английский пейзажный парки.».
Цель проведения открытого урока – демонстрация активных методов обучения на
примере круглого стола.
Тип урока: смешанная форма семинара, форма – круглый стол.
Цели урока:
обучающая:
- сопоставление двух основных исторических стилевых направлений в ландшафтной
архитектуре;
- поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и
передача;
- владение современными информационными технологиями;
развивающая:
- формирование у студентов аналитического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности;
- развитие культуры речи;
- развитие навыков работы в коллективе;
воспитательная:
- развитие интереса к будущей профессиональной деятельности;
- формирование положительного отношения к учебной дисциплине;
- развитие самостоятельности и творческих способностей студента;
- формирование эмоционально-эстетического восприятия мировой культуры;
- формирование нравственных черт характера личности: терпимости,
доброжелательности, разумной требовательности, ответственности за результаты работы
коллектива.
Формирование компетенций:
учебно-познавательная компетенция:
- элементы логической, методологической деятельности;
- целеполагание, планирование, анализ, самооценка;
- приемы решения учебно-познавательных проблем;
социокультурная компетенция:
- познание и опыт деятельности в области общечеловеческой культуры;
- духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;
- культурологические основы социальных, общественных явлений и традиций;
коммуникативная компетенция:
- умение представлять свой коллектив, свою группу в ситуациях межкультурного
общения, в режиме диалога культур;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения; умениями искать и находить компромиссы;
- владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог);
информационная компетенция:
- владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками,
энциклопедиями, Интернетом;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать
необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное,
необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию;
- владеет навыками использования информационных устройств;
- применять для решения учебных задач информационные технологии.
Оборудование:
- стандартное оборудование учебной аудитории;
- демонстрационный комплекс на базе интерактивной доски с комплектом
демонстрационных материалов.
Участники: студенты группы, преподаватель.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КРУГЛОГО СТОЛА
Подготовительный этап: студенты собирают и обобщают материал, готовят презентацию и
вопросы сопернику.
Этапы проведения круглого стола:
первый этап: каждая команда представляет презентацию (5 баллов),
второй этап: команды задают друг другу 6 - 10 вопросов (до 5 баллов за правильный ответ
и по 2 балла дополнительно за качественный вопрос). Вопросы сопернику задаются по его
теме, таким образом студенты готовятся не только по своей теме, но и по теме соперника;
третий этап: команды отвечают каждая на 6-9 вопросов преподавателя, выбирая вопросы
из категории 5, 10, 15 баллов. При этом, если команда не отвечает, может ответить
соперник, зарабатывая дополнительные баллы.
Завершающий этап: анализ урока-круглого стола, обсуждение выступлений,
выявление неточностей и подсчет баллов.
2. ПЛАН УРОКА:
1.
Организационный момент: объявление темы урока, его содержания, критериев
оценки – 5 мин;
2.
Представление командами презентаций по темам «Французский регулярный
садово-парковый стиль» и «Английский пейзажный садово-парковый стиль» - 35 мин;
3.
Ответы команд на вопросы друг друга (по 8 вопросов) – 20 мин;
4.
Ответы команд на вопросы преподавателя (по 8 вопросов на 5, 10 или 15 баллов) –
20 мин;
5.
Ответы команд на общий вопрос преподавателя – 3 мин;
6.
Подведение итогов преподавателем, объявление победителя, оценка работы
студентов – 7 мин.
3. ХОД УРОКА.
3.1 Команды представляют презентации на заданные темы, подготовленные
самостоятельно. В данном случае в презентациях должны быть отражены не только
вопросы собственно архитектуры, но истории, культуры ,искусства, духовной жизни.
Представление сопровождается пояснениями. Количество представляющих не
регламентировано. За презентацию команда может заработать 0т 3 до 5 баллов
(презентации прилагаются).
3.2 Команды задают друг другу по 8 вопросов по тематике соперника. Вопросы должны
иметь однозначный ответ. Вопросы предварительно согласовываются с преподавателем и
при необходимости корректируются. За правильный ответ команда получает 4 - 5 баллов в
зависимости от полноты ответа. За интересный вопрос команда может получить
дополнительно 2 балла.
3.3 Команды отвечают на вопросы преподавателя по своей теме (приложение 1). Вопросы
выбираются из категорий 5, 10 и 15 баллов. Если команда не знает ответа, может отвечать
соперник, принося дополнительные баллы команде. Если ответ частично совпадает с
правильным, баллы могут снижаться. Если команда не знает точного ответа (например,
фамилии), но рассуждает в правильном направлении, по усмотрению преподавателя может
присуждаться 2-4 балла. Вопросы могут иллюстрироваться.
В конце преподаватель задаёт общий вопрос (до 10 баллов), на который может ответить
первая вызвавшаяся из команд, посовещавшись. При возможности дополнений другая
команда может заработать 2-4 балла. Если ответ неверный может ответить другая команда.
В ходе ответов на вопросы эксперты оценивают активность студентов.
3.4 Выступления экспертов с анализом игры, подведение итогов. Студентам, активно
участвующим в подготовке презентаций, ответах на вопросы, преподаватель выставляет
оценки по дисциплине.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация круглых столов даёт возможность проведения более глубокого анализа
предложенной темы, охватывая не только материал изучаемой дисциплины, но и материал
смежных дисциплин, соприкасающихся с ней. В процессе проведения круглых столов
решаются задачи расширения кругозора и контроля усвоения изученного материала.
Форма круглого стола прекрасно подходит для уроков гуманитарных дисциплин, таких как
история архитектуры, история искусства и подобных. При проведении круглых столов по
дисциплине ПМ.01МДК.01.04 Р.2 Ландшафтная архитектура мы сравнивали не только
стилистические особенности садово-парковой архитектуры Франции и Англии, но и
других эпох – Ренессанса и Средневековья, Античности и Древнего Египта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Вопросы преподавателя.
Французский регулярный садово-парковый стиль.
5 баллов.
1.
Какой великий французский ландшафтный архитектор считается
основоположником французского стиля? -- Андре Ленотр
2.
Какой известный французский дворцово-парковый ансамбль вдохновил Людовика
XIV на создание Версаля? – Во-ле-Виконт.
3.
Какой основной принцип регулярной ландшафтной композиции? – Симметрия.
10 баллов.
1.
Элементы, играющие основную роль в формировании композиции французского
сада? Не менее 5. За каждый последующий - 2 дополнительных балла. -- Партер
правильной геометрической формы. Боскет. Боулингрин. Кенконс. Широкие аллеи.
Далекие перспективы. Гигантские водные партеры. Радиальные аллеи и тд.
2.
Образ какого бога древнегреческого античного пантеона олицетворял « короля-
солнце» в Версале? ---образ Аполлона.
3.
Как называются «зеленые кабинеты», создаваемые при помощи высоких живых
изгородей? –Боскеты
15 баллов.
1.
Назовите трех мастеров – потомственного «садовника короля», архитектора и
художника, объединивших свои усилия при создании ансамбля Во-ле-Виконт? –
Андре Ленотр, Луи Лево и Андре Лебрен .
2.
Символическое значение лучевых композиций Версальского парка? ---
Олицетворяли Людовика XIV, «короля-солнце».
3.
Перечислите 5 самых знаменитых версальских боскетов. За каждый последующий
– 2 дополнительных балла. -- Боскет «Обелиск», Грот Аполлона, Боскет Звезды,
Боскет Королевы, Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель), Боскет
«Триумфальная Арка», Боскет «Энкелад» и другие.
Английский пейзажный садово-парковый стиль.
5
баллов.
1.
Продолжите утверждение английского поэта Александра Попа . «Искусство садов –
это пейзажная ………» -----Живопись. Дополнительно – рассказать о влиянии
романтизма в живописи и литературе на развитие пейзажного стиля в
ландшафтной архитектуре.
2.
Какая порода деревьев была очень любима в Англии в качестве одиночной посадки
и как такая посадка называется? ---- Ливанский кедр. Солитер. Дополнительно –
рассказать о понятии «солитерная посадка».
3.
В какой стране пейзажный тип парка был известен задолго до появления его в
Европе? Расскажите, каково было влияние садово-паркового искусства этой страны
на европейское. --- Китайское садово- парковое искусство. Дополнительно
рассказать об особенностях СПИ Китая .
10 баллов.
1.
Английский профессор, впервые сформулировавший понятие пейзажного парка и
разработавший 4 принципа его построения? ---Хемфри Рептон. Дополнительно –
рассказать об особенностях творчества Х.Рептона.
2.
Какие особенности климата Англии способствовали быстрому развитию
пейзажного парка в этой стране? ----Мягкий климат с обилием осадков и влажным
воздухом, благоприятствующий созданию обширных лугов.
3.
Как назывался прием неожиданности, вызванный восхищением внезапно
открывшейся прекрасной перспективой? – «Ах-ах». Раскрыть принципы
ландшафтного приема.
15 баллов.
1.
Как назывался пейзажный сад, созданный в Версале для Марии-Антуанетты? –
деревушка Амо. Рассказать о ландшафтно-планировочных особенностях этой
части Версаля.
2.
Какое идейное и художественное направление в культуре XVIII века,
противоположное классицизму и Просвещению, оказало большое влияние на
формирование пейзажного стиля в садово-парковом искусстве? Расскажите о
нем. – Романтизм. Культ природы, чувств и естественного в человеке.
3.
Каким настроением были проникнуты первые пейзажные парки и с помощью
каких элементов оно достигалось? --- Настроение печали. Появлением таких
элементов, как надгробные урны, могилы, мрачные руины, плакучие формы
деревьев и кустарников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Презентации «Французский регулярный парк» и «Английский пейзажный парк».
POWER POINT 2013 диск прилагается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Видеозапись открытого урока. Диск прилагается.