Напоминание

Использование инновационных технологий на уроках учителей начальной школы


Автор: Кудрявцева Марина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей№3
Населённый пункт: ХМАО-Югра,г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий на уроках учителей начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Использование инновационных технологий на уроках учителей начальной школы

Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный

процесс специально организованной деятельности учащихся. Одна из таких - технология

развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над

тем, каким образом человек получает знания. Пирамида обучаемости показывает, что

обучащиеся удерживают в памяти:

70 % от того, что они обсуждают с другими,

80 % от того, что основано на личном опыте,

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают

95 % от того, чему они обучают сами.

Увеличить качество обучаемости возможно, если использовать технологию РКМЧП. В

основе технологии лежит модель, состоящая из трех фаз: вызов (актуализация знаний,

вызвать интерес к теме, мотивировать ученика), осмысление (осмыслить и соотнести с

уже имеющимися знаниями), рефлексия (обобщение полученной информации).

Приемы

критического мышления: разбивка на кластеры, обучение сообща, зигзаг, корзина идей,

понятий, имен, составление маркировочной таблицы «ЗУХ» (знаю, узнал

новое, хочу

узнать подробнее), инсерт, чтение с остановками, фишбоун, синквейн.

Приемы, которые используют учителя начальной школы:

Инсерт или пометки на полях. Для работы берется любой текст, используются условные

знаки- «!»- знакомая информация, « + » – новая информация, « – » – думал иначе, « ? » –

непонятно. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных значков и предложить им

по мере чтения ставить их карандашом на полях текста или каждого абзаца.

Данный

п р и е м способствует

развитию

систематичности

мышления,

развитию

умения

классифицировать поступающую информацию, развитие умения выделять новое, главное,

существенное. Хорошо применим на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Такая

работа требует

от

ученика

не

привычного

пассивного

чтения,

а

активного

и

внимательного, а это 90 % знаний.

Прием составления кластера.

Слово

кластер

в

переводе

означает

пучок,

созвездие.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-

либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует

стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в

свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для

стимулирования

мыслительной

деятельности. Н а

ст адии

о с м ы с л е н и я-для

структурирования

учебного

материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов

того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации

индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Применяется на уроках

русского языка, окружающего мира, литературного чтения. И это 70-80% знаний.

Прием корзина идей, понятий, имен. Прием организации групповой индивидуальной

работы обучающихся на этапе вызова. Он позволяет выяснить, что знают или думают по

обсуждаемой теме. Дети обмениваются информацией по следующей процедуре: вопрос -

индивидуальная работа (запись известного в тетрадь,1-2 мин)-обмен информацией в паре

или группе- 3 мин- называние по кругу одного сведения или факта, не повторяя ранее

сказанного(список

идей)-все

сведения

записываются

учителем

кратко

в

корзине

идей(правильные

и

неправильные).

В

ходе

урока

возвращение

к

этой

корзине

и

исправление ошибок в информации, составление логических цепочек. Применяется на

уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, математики. А это

90 % знаний.

Прием написание синквейна. В переводе с французского слово «синквейн» означает

стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В

чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в

кратких

выражениях

резюмировать

учебный

материал,

информацию,

что

позволяет

рефлектировать

по

какому-либо

поводу.

Это

форма

свободного

творчества,

но

по

определенным

правилам.

Правила

написания

синквейна

таковы:

на

первой

строчке

записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй

строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей

строчке

записываются

три

глагола,

описывающих

действия,

относящиеся

к

теме

синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого обучающийся высказывает свое отношение к теме.

Это

может

быть

крылатое

выражение,

цитата

или

составленная

учеником

фраза

в

контексте

с

темы.

Последняя

строчка

-

это

слово-резюме,

которое

дает

новую

интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Применяется на

многих уроках. Позволяет достичь 80 % знаний.

Использование этой технологии на уроках и во внеурочной деятельности дает следующие

результаты:

1. Рост успеваемости

2.Рост качества знаний

3.Повышение познавательной активности

4. Привитие любви к предмету

5. Обучающиеся и учитель - партнеры

6. Усвоение учебного материала любой степени сложности

7.Обучающийся - не пассивный наблюдатель, а заинтересованный участник учебного

процесса.

Свое выступление мне хочется закончить словами Льва Семеновича Выготского: «Один

шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». Подсчитано, в среднем за период

обучения в начальной школе ребенок посещает 3264 урока. Каждый урок - новый шаг в

обучении. Я стремлюсь к тому, чтобы на каждом уроке ребенок сделал 100 шагов в

развитии. Только тогда обучение будет успешным.



В раздел образования