Авторы: Комиссарова Татьяна Юрьевна, Короткова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель,воспитатель.
Учебное заведение: МАДОУ № 85 "Детский сад "Колокольчик" комбинированного вида
Населённый пункт: г.Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Дидактическая
игра
как
средство
формирования
элементарных
математических представлений у детей раннего возраста»
Существуют три основных вида игр для дошкольников: игры с предметами,
настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используют игрушки и реальные предметы. Играя с
ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
При
помощи
таких
игр
дети
знакомятся
со
свойствами
предметов
и
их
признаками:
цветом,
величиной,
формой
и
качеством.
В
игре
решаются
задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По
мере
овладениями
детьми
новыми
знаниями,
задания
постепенно
усложняются, дети определяют предмет по одному какому-либо качеству,
объединяют
предметы
по
одному
признаку
(цвет,
форма,
качество,
назначение
и
др.).
В
играх
с
куклой
у
детей
формируются
культурно-
гигиенические
навыки
и
нравственные
качества.
В
дидактических
играх
широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет,
форма, назначения, величина, материал, из которого они сделаны.
Настольно-печатные игры
Это интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам. Различны
и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение
среди
разных
картинок
двух
совершенно
одинаковых.
Затем
задание
усложняется, ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам,
но и по смыслу.
Подбор
картинок
по
общему
признаку
(классификация).
Здесь
требуется
некоторое обобщение, установление связи между предметами.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся
также
как
и
с
предметами.
Это
игра
направленна
на
развитие
памяти,
запоминания и припоминания. Также в таких играх у детей формируется
знание у детей о количественном и порядковом счёте, о пространственном
расположении картинок на столе, умении рассказать о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить
детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей
составлять
целый
предмет.
Усложнением
здесь
служат,
увеличение
количества
частей,
усложнения
содержания
сюжета
картинок.
В
раннем
возрасте
картинки
разрезаются
на
2-4
части.
Наличие
целой
картинки
облегчает решение задач. Поэтому для детей раннего возраста необходимо
наличие целой картинки для рассматривания, прежде чем он будет выполнять
задание и складывать целую картинку из её частей.
Описание рассказа о картинке с показом действий, движений. В таких играх
педагог ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и
воображение,
творчество.
В
таких
играх
ребёнку
приходиться
не
только
проговаривать,
но
имитировать
движения,
подражать
голосу.
Ребёнку
предоставляется возможность перевоплощаться.
Словесные игры
Такие игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляя знания о них,
так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания.
Дети
самостоятельно
решают
разнообразные
мыслительные
задачи:
описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по
описанию, находят признаки сходства и различия, группирую предметы по
различным свойствам,
признакам и др. В раннем возрасте такие игры
направлены
в
основном
на
развитие
речи,
воспитание
правильного
звукопроизношения,
уточнения,
закрепления
и
активизации
словаря.
От
правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры
зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с
ровесниками и взрослыми.