Автор: Пронкина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №852
Населённый пункт: Москва, Зеленоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мониторинг как средство оценки качества воспитательной работы"
Раздел: начальное образование
Введение
Исследования, проводимые российскими социологами, показали, что современному обществу требуется не
население вообще, не просто воспроизводство людей как таковых, а качественно новая личность, отвечающая
высоким требованиям современной жизни. Остро востребованным стал профессионально компетентный, творчески
активный, идейно и нравственно убежденный человек, который не только обладает набором универсальных знаний,
навыков, умений
,
но и умеет их грамотно применить в различных жизненных ситуациях. То есть человек, который
умеет адаптироваться в нашем стремительно меняющемся социуме.
В процессе формирования такой личности, по моему мнению, немаловажную роль играет проводимая
учителем воспитательная работа.
Актуальность оценки качества воспитательной работы
Но
не
будем
забывать,
что
спецификой
системы
образования
является
неразрывность
учебного
и
воспитательного процессов. Они представляют собой единое неделимое
целое. Увы, как показывает опыт, не
каждый учитель владеет методиками
воспитательной работы. Поэтому часто встает проблема оценки качества
воспитательной работы каждого учителя и воспитательного процесса в учреждении в целом. На вопрос: «Нужен ли
мониторинг в воспитательном процессе?» Я отвечаю утвердительно, так как именно мониторинг является одним из
ведущих инструментов при определении эффективности воспитательного процесса. В результате, проведенных
диагностик
можно
выявить
реальное
состояние
воспитательной
работы,
проанализировать
изменения,
произошедшие в нём, начать поиск путей и средств дальнейшего его совершенствования.
Данную
методическую
разработку
имеет
смысл
использовать
руководителю
и
администрации
образовательных организаций при начислении стимулирующих надбавок к заработной плате учителей.
1
Целью
проведения
мониторинга
воспитательной
работы
является
вычленение
типичных
для
образовательной организации проблем, которые должны стать предметом управленческих решений, направленных
на побуждение педагогических работников к системной работе в области воспитания.
Оцениваемые формы воспитательной работы
Система мониторинга воспитательной работы педагогов, которая предполагает оценивание следующих форм
воспитательной работы:
1.
Участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, конференциях различного уровня;
2.
Работа с родителями;
3.
Экскурсионная деятельность;
4.
Участие во внеконкурсных (досуговых) мероприятиях внутри класса, района, округа, города;
5.
Организация культурно-досуговой деятельности.
Оценка работы учителя в летний период
Помимо того, что воспитательная работа учителя оценивается в течение учебного года (с сентября по май),
принимается во внимание работа учителя в летний период.
Если педагог работал в городской оздоровительной смене и провел массовое мероприятие, он получает
максимальную стимулирующую надбавку. Если педагог работал в городской
оздоровительной смене, но не
проводил массовых мероприятий, он также получает дополнительную стимулирующую надбавку. В случае, если
педагог не принимал участия в работе летней оздоровительной смене, он не будет иметь дополнительной надбавки.
2
Таблица начисления дополнительной стимулирующей надбавки педагогу за работу в летний период
Форма
воспитательной
работы
Поощрение
педагога
Критерий
начисления
надбавки
Поощрение
педагога
Критерий
начисления
надбавки
Поощрение
педагога
Критерий
начисления
надбавки
Работа
педагога
в летний
период
Не имеет
стимулирующей
надбавки
Не принимал
участия в
работе летней
смены
Имеет
стимулирующую
надбавку
Работал в
летней смены,
но не проводил
массовых
мероприятий
Имеет
максимальную
стимулирующую
надбавку
Работал в
летней смены
и проводил
массовых
мероприятий
3
Механизм проведения мониторинга
Мониторинг воспитательной работы проводится 2 раза в год. Первый раз в начале учебного года, второй раз
в начале календарного года. Таким образом, обозначаются два временных периода, в течение которых оцениваем
воспитательную работу педагогов дополнительного образования:
Первый период: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь;
Второй период: январь, февраль, март, апрель, май.
С механизмом проведения мониторинга и критериями оценки качества учителей необходимо ознакомить на
Педагогическом Совете образовательной организации.
Два раза в год каждый учитель получает для заполнения таблицу (смотри Приложение №1) определения
уровня качества воспитательной работы. В соответствии с критериями оценки учитель проставляет баллы по
каждой форме воспитательной работы (прописывая в таблице названия мероприятий), а затем их суммирует. На
основании заполненных таблиц администрацией делается вывод об уровне воспитательной работы, проведённой
педагогом в течение полугодия. Результаты мониторинга оглашаются и обсуждаются на заседаниях Педагогического
и Управляющего Советов.
4
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Влияние мониторинга на принятие управленческих решений
По результатам мониторинга появляется возможность определения уровня качества воспитательной работы
каждого педагога (высокий, средний или низкий). Администрация, исходя из результатов мониторинга, делает
выводы о том, нужна ли педагогу методическая помощь по определенным вопросам, помогает в устранении
существующих недочётов, повышает уровень педагогического мастерства через привлечение педагога к посещению
семинаров, курсов повышения квалификации, круглых столов.
Методика определения уровней качества воспитательной работы педагога дополнительного образования
Для
объективной
оценки
полученных
результатов
мной
была
разработана
таблица,
которая
по
количеству
набранных баллов позволяет точно определить, на каком уровне учителем проведена воспитательная работа.
5
Стимулирующий коэффициент не
начисляется. Направление педагога на
курсы повышения квалификации/курсы
профессиональной подготовки.
Сопровождение процесса воспитательной
работы наставниками из числа опытных
педагогов, педагогов-организаторов,
оказание методической помощи.
Средний коэффициент стимулирующей
надбавки педагогу, корректировка, методическая
поддержка воспитательной деятельности
Максимальный коэффициент
стимулирующей надбавки учителю
Таблица определения уровня качества воспитательной работы педагога
Формы
воспитательной
работы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Стимулирующие
баллы
начисляются за:
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
Кол-во
баллов
Критерий
оценки
Кол-во
баллов
Критерий
оценки
Кол-во
баллов
Критерий
оценки
1.Участие в
конкурсах
0
баллов
Участвовал в 1
конкурсе/
Не принимал
участия
1 балл
Участвовал в
2- 4-ёх конкурсах
2 балла
Участвовал в
более чем 5-ти
конкурсах
Дипломанты-
1балл
Лауреаты
-2 балла
Всероссийский
конкурс,
международный
конкурс
- 1 балл
6 баллов
5 баллов
4 балла
2.Работа с
родителями
0
баллов
Не проводил
мероприятий
1 балл
Провёл от 1-ого
до 3-ёх
мероприятий
2 балла
Провёл более
4 –ёх
мероприятий
________________
_
2 балла
1 балл
0 баллов
3.Экскурсионная
деятельность
0
баллов
Провёл 1
экскурсию/не
проводил
экскурсий
1 балл
Провёл 2
экскурсии
2 балла
Провёл 3
экскурсии
За экскурсию(и)
за пределы
Зеленограда +1
балл
3 балла
2 балла
1 балл
4. Участие во
внеконкурсныхм
ероприятиях
различного
уровня
0
баллов
Не участвовал в
мероприятиях
1 балл
Участвовал в
мероприятии
(ях) окружного
уровня
2 балла
Участвовал в
мероприятии
(ях) городского
уровня
_______________
3 балла
1 балл
0 баллов
5.Организация
культурно-
досуговой
деятельности
0
баллов
Не проводил
мероприятий
1 балл
Организовал и
провел
мероприятие(ия)
с охватом от 20
до 50 человек
2 балла
Организовал и
провёл
мероприятие
(ия) с охватом
от 50 до 100
человек, более
100 человек
_______________
2 балла
1 балл
0 баллов
Сумма баллов
15 баллов
10 баллов
5 баллов
6
Начну с определения верхней границы количества баллов высокого уровня, проанализировав каждую форму
работы отдельно, с учётом того, что за участие в конкурсах и за экскурсионную деятельность учитель имеет
возможность получить стимулирующие баллы.
1.
«Участие в конкурсах» (с учётом стимулирующих баллов). Вычисляем максимальное количество
баллов, которое можно набрать по данному параметру: участие более чем в 5-ти конкурсах (2 балла) +есть
дипломанты (1 балл)+есть лауреаты (2 балла) + конкурс Всероссийский или международный (1 балл). Получаем:
2+1+2+1=6 баллов.
Таким образом, приходим к выводу, что максимальной
по данной форме воспитательной работы станет
сумма в 6 баллов.
2.
«Работа с родителями» (стимулирующие баллы не начисляются). Если
педагог провел более 4-ёх
мероприятий с родителями, то он получает максимальное количество - 2 балла.
3.
«Экскурсионная
деятельность»
(с
учётом
стимулирующих
баллов).
Вычисляем
максимальное
количество баллов, которое можно набрать по данному параметру: Провёл 3 и более экскурсий (2 балла) +экскурсия
(и) за пределы Зеленограда (1 балл). Получаем: 2+1=3 балла.
Таким образом, приходим к выводу, что верхней границей по данному параметру станет сумма в 2 балла.
4.
«Участие во внеконкурсных (досуговых) мероприятиях различного уровня» (стимулирующие баллы не
начисляются). Максимальное количество баллов педагог может набрать за участие в мероприятии (ях) городского
уровня – 2 балла.
5.
«Организация культурно - досуговой деятельности» (стимулирующие баллы не начисляются). Если
педагогом были организованы и проведены мероприятия (турниры, Олимпиады, праздничные программы и т.д.) с
охватом от 50 до 100 человек и более 100 человек, то он получает максимальное количество баллов-2 балла.
7
Имея максимальные показатели по каждой из оцениваемых форм работы, мы можем вычислить
максимальную сумму, которую может набрать учитель: 6+2+3+2+2=15 баллов. То есть верхняя граница
количества баллов высокого уровня-15 баллов.
Следующим шагом стало определение верхней границы количества баллов среднего уровня. Результат
можно получить, проанализировав каждую форму работы отдельно, с учётом того, что за участие в конкурсах и за
экскурсионную деятельность педагог имеет возможность получить стимулирующие баллы.
1.
«Участие в конкурсах» (с учётом стимулирующих баллов). Вычисляем верхнюю границу среднего
уровня: участие от 2-ух до 4-ёх конкурсах (1 балл) + есть дипломанты (1 балл) + есть лауреаты (2 балла)+ конкурс
Всероссийский или международный (1 балл). Получаем: 1+1+2+1=5 баллов.
Таким образом, приходим к выводу, что верхней границей среднего уровня по данному параметру станет
сумма в 5 баллов.
2.
«Работа с родителями» (стимулирующие баллы не начисляются). Если педагог провел от 1-ого до 3-ёх
мероприятий с родителями, то он получает 1 балл.
3.
«Экскурсионная
деятельность»
(с
учётом
стимулирующих
баллов).
Вычисляем
максимальное
количество баллов, которое можно набрать по данному параметру: Провёл 2 экскурсии (1 балл) +экскурсия (и) за
пределы Зеленограда (1 балл). Получаем: 1+1=2 балла.
Таким образом, приходим к выводу, что верхней границей по данному параметру станет сумма в 2 балла.
4.
«Участие во внеконкурсных (досуговых) мероприятиях различного уровня» (стимулирующие баллы не
начисляются). Если педагог участвовал в мероприятии (ях) окружного уровня, то он получает – 1 балл.
8
5.
«Организация культурно - досуговой деятельности» (стимулирующие баллы не начисляются). Если
педагогом были проведены мероприятия (турниры, Олимпиады, мастер-классы, праздничные программы и
т.д.) с охватом от 20 до 50 человек, он получает 1 балл.
Имея максимальные показатели по среднему уровню по каждой из оцениваемых форм работы, мы
можем
сделать
вывод
о
верхней
границе
количества
баллов
среднего
уровня,
которая
составит
5+1+2+1+1=10 баллов. То есть верхняя граница среднего уровня-10 баллов.
Теперь
перед
нами
стоит
задача:
вычислить
сумму
баллов,
которая
будет
являться
верхней
границей
количества баллов низкого уровня.
Эта сумма баллов
будет складываться из оценки работы педагога по пяти
параметрам:
1.
«Участие в конкурсах» (с учётом стимулирующих баллов).
Педагог не участвовал в конкурсах и
фестивалях или принял участие в одном конкурсе или фестивале (0 баллов)
+есть
дипломанты (1 балл)+есть
лауреаты (2 балла)+ конкурс Всероссийский или Международный (1 балл). Получаем: 0+1+2+1=4 балла. Имеем в
виду
то,
что
даже
один
конкурс
может
быть
самого
высокого
уровня
и
обучающиеся
могут
быть
и
дипломантами и лауреатами.
Таким образом, приходим к выводу, что верхней границей количества баллов низкого уровня по данному
параметру станет сумма в 4 балла.
2.
«Работа
с
родителями»
(стимулирующие
баллы
не
начисляются).
Если
педагог
не
проводил
мероприятий с родителями, он получает 0 баллов.
3.
«Экскурсионная
деятельность»
(с
учётом
стимулирующих
баллов).
Вычисляем
максимальное
количество баллов, которое можно набрать по данному параметру: Провёл 1 экскурсию или не проводил экскурсий
(0 баллов) +экскурсия (и) за пределы Зеленограда (1 балл). Получаем: 0+1=1 балл. Имеем в виду, что даже одна
экскурсия, проведённая педагогом, могла быть выездной.
Таким образом, приходим к выводу, что верхней границей количества баллов для низкого уровня по данному
параметру станет сумма в 1 балл.
9
4.
«Участие во внеконкурсных (досуговых) мероприятии(ях) различного уровня» (стимулирующие баллы
не начисляются). Если педагог не принимал участия в мероприятиях, то он получает – 0 баллов.
5.
«Организация культурно - досуговой деятельности» (стимулирующие баллы не начисляются). Если
педагогом не было организовано мероприятиие, то он получает 0 баллов.
Имея максимальные показатели по низкому уровню по каждой из оцениваемых форм работы, мы можем
сделать вывод о верхней границе количества баллов низкого уровня, которая составит 4 +0+0+0+0=4 балла. То есть
верхняя граница количества баллов низкого уровня - 4 балла.
Итак, мы смогли вычислить числовые диапазоны, которые будут говорить нам о качестве воспитательной
работы, проводимой педагогом, и определит его уровень.
От 15 до 11 баллов (с 10-ти баллов начинается средний уровень) - высокий уровень. Педагог работает на
высоком профессиональном уровне, демонстрирует высокое качество проводимой им воспитательной работы.
От
10
до
5
баллов
-
средний
уровень.
Педагог
проводит
воспитательную
работу,
но
она
требует
корректировки и принятию мер по её улучшению.
От 0 до 4 баллов - низкий уровень. Воспитательная работа, проводимая педагогом, низкого качества.
Педагогу требуется методическая помощь при планировании и реализации воспитательной работы, возможно,
педагогу необходимо повысит свой профессиональный уровень.
Заключение
Необходимо
отметить,
что
проведение
мониторинга
может
вызвать
ряд
проблем:
учителя
могут
не
согласиться с тем, что результат их работы теперь будет оцениваться некой системой баллов, на основании которой
администрация может делать выводы о профессиональной компетентности педагога. Может не понравиться, что его
результат сопоставляется с результатами других педагогов.
10
Но, несмотря на это, мониторинг ставит каждого педагога в такую ситуацию, которая мотивирует его
постоянно
повышать
свой
уровень
педагогического
мастерства.
И
тем
самым
повышать
качество
воспитательной работы, расширять спектр предоставляемых услуг в сфере воспитательной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Таблица для определения уровня качества воспитательной работы педагогов
(заполняется педагогами)
Формы
воспитатель
ной работы
Кол-во
баллов
Критерий оценки
Кол-во
баллов
Критерий
оценки
Кол-во
баллов
Критерий оценки
Стимулирующие
баллы
Баллы по
каждой
форме
работы
1.Участие в
конкурсах
0 баллов
Не участвовал в
конкурсах/
Участвовал в 1-
1 балл
Участие от
2-ух до 4-ёх
конкурсах
2
балла
Участие в более чем в
5-ти конкурсах
Дипломанты-1балл
Лауреаты
-2 балла
11
ом конкурсе
Всероссийский
конкурс,
Международный
конкурс
- 1 балл
Название конкурса
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Названия
конкурсов/фестивалей
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Названия конкурсов/фестивалей
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Фамилии лауреатов,
дипломантов
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
2. Работа с
родителями
0 баллов
Не проводил
мероприятий с
родителями
1 балл
Провёл от 1-
ого до 3-ёх
мероприятий
2
балла
Провёл более чем 4
мероприятия
___________________
Названия мероприятий
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Названия мероприятий
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
12
3.Экскурсион
ная
деятельность
0
баллов
Не проводил
экскурсий/
Провёл 1
экскурсию
1 балл
Провёл 2
экскурсии
2
балла
Провёл 3 и более
экскурсии
За экскурсию(и) за
пределы
Зеленограда +1 балл
Название экскурсии
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Названия экскурсий
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Названия экскурсий
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
4.Участие во
внеконкурсн
ых
(досуговых)
мероприятиях
различного
уровня
0
баллов
Не принимал
участия в
мероприятиях
1 балл
Участвовал в
мероприятиях
окружного
уровня
2
балла
Участвовал в
мероприятиях городского
уровня
Названия мероприятий
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Названия мероприятий
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
13
5.Организация
культурно-
досуговой
деятельности
0
баллов
Не проводил
мероприятий
1 балл
Организация
и проведение
мероприятия
(ий) с охватом
от 20 до 50
человек
2 балла
Организация мероприятия
(ий) от 50 до 100 человек,
более 100 человек
__________________
Названия мероприятий
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Названия мероприятий
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
СУММА БАЛЛОВ
14