Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: город Урай, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Проектная деятельность как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями»
Введение
Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и
навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться.
Познавательно-исследовательские
игры
дают
ребенку
опыт
экспериментальной
деятельности с различными природными материалами, способствуют развитию
сенсорной
системы
ребенка:
зрения,
обоняния,
слуха,
температурной
чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего
развития высших психических функций.
Решение
задач
сенсорного
развития
через
овладение
на в ы ка ми
экспериментальной
деятельности
успешно
осуществляется
в
проектной
деятельности. Ведь метод проектирования ориентирован на уникальные отношения
«ребенок – взрослый», которые строятся на сотрудничестве в деятельности, на
равноправном
общении;
на
преодолении
трудностей
вместе
с
взрослыми
и
сверстниками; поиске ответов на сложные вопросы; приобретении способности
сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции
–
удивление,
радость
успеха,
гордость
в
случае
успешного
решения
задачи,
одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к
активному поиску нового.
Толчком для разработки проекта «Мыльная история» был случай, произошедший
в группе: однажды, умываясь, Лера заплакала: «Мыло попало в глаза. Щиплет.
Больше никогда не буду умываться с мылом».
У остальных детей возник интерес, почему каждый день, находясь дома, в
детском саду, в гостях, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом», стираем вещи,
используя
мыло.
Эти
процедуры
вошли
в
нашу
жизнь
как
нечто
само
собой
разумеющееся. А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло? Как оно
появилось в нашей жизни? Какие виды мыла существуют, какими свойствами оно
обладает? Как еще можно использовать мыло? И мы решили вместе выяснить эти и
другие вопросы, связанные с мылом и его использованием.
В связи с этим, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным
материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей,
имеющемуся опыту, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы
детского сада.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 3 недели (среднесрочный).
Цель: формирование у детей представлений о мыле, о его необходимости в
жизни
человека;
создание условий для формирования у детей навыков исследовательской
деятельности и развития у них познавательных и творческих способностей.
Задачи:
- познакомить с историей происхождения мыла;
- сформировать представления о разновидностях мыла, его назначении;
- привлечь родителей к сотрудничеству и помочь организовать опыты дома;
- раскрыть значение мыла в жизни человека
- развивать любознательность, творческое мышление;
Предполагаемый результат
Педагог:
Практическое подтверждение эффективности метода проектов;
налаживание тесного сотрудничества с детьми и родителями.
Дети:
Ознакомление со свойствами и значением мыла в жизни человека;
активное участие в опытах и экспериментах;
способность к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.
Родители:
Активное включение в совместную проектную деятельность.
План реализации проекта
этапы
мероприятия
ответственные
I.
Подготови-
тельный
Беседа «История возникновения мыла».
Интервью с сотрудниками детского сада «Каким мылом
вы пользуетесь чаще всего?».
Конкурс загадок, пословиц о мыле, гигиене, чистоте.
Экскурсия в магазин бытовой химии.
«Магазин мыла» в группе.
Воспитатель
Дети
Родители
Родители
Воспитатель
II.
Практи-
ческий
Подготовка и проведение экспериментов по изучению
свойств мыла: «Как отмыть гуашь?», «Мыльные
пузыри», «Рисуем мылом».
Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай по
запаху», «Найди такой же по форме», «Помоги кукле
Даше».
Чтение произведений о мыле.
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
III.
Заключи-
тельный
Открытое занятие «Мыльные фантазии».
Презентация мыла.
Выставка «Мыло своими руками».
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Реализация плана.
I. Подготовительный этап
История возникновения мыла
Работу по реализации проекта я начала с беседы об истории возникновения
мыла. Саму историю нашла в Интернете и рассказала ее детям: «Существует
легенда,
что
с
горы
Сапо
(Sapo)
в
древнем
Риме,
где
совершались
жертвоприношения, зола и животный жир, вытопившийся при сжигании животных
на костре, смывались дождевой водой в реку Тибр. Женщины, приходившие на
берег реки стирать бельё, заметили, что в тех местах, где в воду попадали горные
стоки, вода становилась пенистой, а бельё легче отстирывалось. Таким образом,
согласно
легенде,
люди
узнали
мыло.
От
названия
горы
и
происходит
слово
«мыло». По-латински слово "sapo" значит «мыло».
Детям история очень понравилась и они решили подробнее узнать, что же такое
мыло. Дети вымыли руки водой без мыла и рассмотрели их в микроскоп. Заметили,
что поры на коже забиты остатками грязи и жиром. Затем тщательно вымыли руки
с мылом и снова рассмотрели их под микроскопом. Оказалось, что поры хорошо
очистились.
Итак, в ходе тщательного исследования, мы вместе с детьми выяснили, что мыло
может быть твердым или жидким. Что в соединении с водой его используют либо
как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло);
либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное).
Принцип
действия:
частицы
мыла
обладают
обволакивающими
свойствами.
Мыльной пеной захватываются частички грязи и смываются водой. Обмытое тело
начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода проникает в
организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.
Дети вспомнили, что после ванны дышится легче и приятней.
Интервью с сотрудниками детского сада: «Каким мылом Вы пользуетесь чаще
всего и почему?»
Затем, с моей подачи дети провели интервью с сотрудниками детского сада. Мы
посетили медсестру, машиниста по стирке белья, работников столовой и детей
подготовительной группы №11.
Ольга Александровна (медсестра) сказала:
- Руки приходится мыть с мылом очень часто и от этого они становятся сухими, а
крем-мыло смягчает кожу, руки становятся более мягкими.
Наталья Юрьевна (прачечная):
-
Много
лет
работаю
и
убедилась,
что
для
стирки
белья
больше
подходит
хозяйственное мыло, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает
грязь.
Татьяна Кузьминична (столовая):
- Мы пользуемся моющими средствами, где кроме мыла добавлены чистящие
средства (например, сода, песок), для того чтобы лучше вымыть кастрюли, котлы,
жарочные листы.
Дети подготовительной группы:
- Любим мыть руки детским мылом, особенно нравится жидкое мыло, так как
это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.
Сбор информации о мыле
Детям и родителям было предложено собрать различные произведения, загадки,
пословицы, поговорки о мыле, чистоте, гигиене. Мы договорились с мамой Димы о
посещении магазина бытовой химии, где она работает продавцом-консультантом.
Там Ольга Владимировна рассказала о том, какие виды мыла имеются у них в
отделе, мы рассмотрели разнообразие сортов, ассортимент.
А мама Василисы – Лариса Витальевна оформила альбом загадок, пословиц и
поговорок о мыле, гигиене, чистоте.
В
группе
также
был
организован
«Магазин
мыла»,
где
были
представлены
различные виды мыла, которые мы собирали вместе с детьми и родителями. Здесь
дети рассматривали, обследовали мыло, задавали интересующие вопросы.
II. Практический этап.
В ходе ознакомления с мылом мы провели различные эксперименты и опыты, в
результате
которых
исследовали
разнообразные
свойства
мыла,
возможные
способы его применения:
Смывание с рук гуаши простой водой, с разными видами мыла; мытье игрушек,
стирка
одежды
кукол.
Результат:
грязь,
гуашь
хорошо
и
быстро
смывает
хозяйственное мыло; мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.
Из
какого
мыла
(жидкого,
твердого)
быстрее
и
лучше
изготовить
мыльные
пузыри. Результат: из жидкого, т.к. оно быстрее растворяется в воде.
Как еще можно использовать мыло? Результат: мылом можно рисовать, писать
секретные письма, играть в дидактические игры.
Большое оживление и интерес вызвали у детей фокусы с мылом.
В свободной и в специально организованной деятельности играли с детьми в
такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Узнай по описанию» и
др.
В
них
дети
закрепляли
знания
о
различных
формах,
цвете,
развивали
тактильные ощущения, внимание, память.
Ознакомление с художественной литературой
Кроме
этого,
заучивали
с
детьми
скороговорки,
стихи,
связанные
с
мылом.
Например:
Скороговорка: Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила
Стихотворение «Мыло бывает разным - преразным» М.Яснова Мыло бывает
разным-преразным:
Синим, зеленым, оранжевым, красным…
Но не пойму, отчего же всегда
Черной-пречерной бывает вода?
Читали стихотворения : Ю.Тувим « Письмо ко всем детям по одному очень
важному делу», Л.Квитко «Свежая сорочка», Н.Радченко «Для чего нам нужно
мыло», М.Яснов «Вода и мыло», К.Чуковский «Мойдолыр».
В группе совместно с родителями проводился конкурс загадок и поговорок о
мыле, чистоте, на котором дети с родителями разделились на две команды и
загадывали друг другу загадки как известные, так и придуманные самостоятельно.
А также давали пояснения поговоркам: «Мыло серо, да моет бело», «Хоть лыком
шит, да мылом мыт», «Мило не мыло, а беленькое личико», «Умывайся мылом, да
не поддавайся сплетням».
Кроме
того,
по
утрам
часто
проводили
с
детьми
пальчиковую
гимнастику:
«Мышка мылом мыла лапки», «Кто зубы не чистит, не моется мылом», «Большая
стирка».
III. Заключительный этап
На заключительном этапе я провела открытое занятие «Мыльные фантазии», на
котором дети изготовили мыло своими руками, придумали ему название.
Спустя 3 дня, когда мыло затвердело, состоялась презентация «Да здравствует
мыло душистое», где дети представили свое мыло, рассказали о его ингредиентах,
особенностях, его применении.
Затем была организована выставка для родителей «Мыло своими руками».
В результате реализации данного проекта я отметила, что
Дети:
Всегда
перед
едой
моют
руки
с
мылом,
причем
без
напоминания,
все
без
исключения.
Пополнились знания о свойствах мыла, его многообразии и значении в жизни
человека.
Стали дарить мыло в качестве подарка родным, друзьям.
Родители:
Увеличилось количество родителей, принявших участие в реализации проекта.
Изъявили желание продолжать проектную деятельность, т.к. им было интересно
участвовать в жизни группы.