Напоминание

"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"


Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: город Урай, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проектная деятельность как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями»

Введение

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и

навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться.

Познавательно-исследовательские

игры

дают

ребенку

опыт

экспериментальной

деятельности с различными природными материалами, способствуют развитию

сенсорной

системы

ребенка:

зрения,

обоняния,

слуха,

температурной

чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего

развития высших психических функций.

Решение

задач

сенсорного

развития

через

овладение

на в ы ка ми

экспериментальной

деятельности

успешно

осуществляется

в

проектной

деятельности. Ведь метод проектирования ориентирован на уникальные отношения

«ребенок – взрослый», которые строятся на сотрудничестве в деятельности, на

равноправном

общении;

на

преодолении

трудностей

вместе

с

взрослыми

и

сверстниками; поиске ответов на сложные вопросы; приобретении способности

сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции

удивление,

радость

успеха,

гордость

в

случае

успешного

решения

задачи,

одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к

активному поиску нового.

Толчком для разработки проекта «Мыльная история» был случай, произошедший

в группе: однажды, умываясь, Лера заплакала: «Мыло попало в глаза. Щиплет.

Больше никогда не буду умываться с мылом».

У остальных детей возник интерес, почему каждый день, находясь дома, в

детском саду, в гостях, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом», стираем вещи,

используя

мыло.

Эти

процедуры

вошли

в

нашу

жизнь

как

нечто

само

собой

разумеющееся. А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло? Как оно

появилось в нашей жизни? Какие виды мыла существуют, какими свойствами оно

обладает? Как еще можно использовать мыло? И мы решили вместе выяснить эти и

другие вопросы, связанные с мылом и его использованием.

В связи с этим, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным

материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей,

имеющемуся опыту, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы

детского сада.

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 3 недели (среднесрочный).

Цель: формирование у детей представлений о мыле, о его необходимости в

жизни

человека;

создание условий для формирования у детей навыков исследовательской

деятельности и развития у них познавательных и творческих способностей.

Задачи:

- познакомить с историей происхождения мыла;

- сформировать представления о разновидностях мыла, его назначении;

- привлечь родителей к сотрудничеству и помочь организовать опыты дома;

- раскрыть значение мыла в жизни человека

- развивать любознательность, творческое мышление;

Предполагаемый результат

Педагог:

Практическое подтверждение эффективности метода проектов;

налаживание тесного сотрудничества с детьми и родителями.

Дети:

Ознакомление со свойствами и значением мыла в жизни человека;

активное участие в опытах и экспериментах;

способность к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.

Родители:

Активное включение в совместную проектную деятельность.

План реализации проекта

этапы

мероприятия

ответственные

I.

Подготови-

тельный

Беседа «История возникновения мыла».

Интервью с сотрудниками детского сада «Каким мылом

вы пользуетесь чаще всего?».

Конкурс загадок, пословиц о мыле, гигиене, чистоте.

Экскурсия в магазин бытовой химии.

«Магазин мыла» в группе.

Воспитатель

Дети

Родители

Родители

Воспитатель

II.

Практи-

ческий

Подготовка и проведение экспериментов по изучению

свойств мыла: «Как отмыть гуашь?», «Мыльные

пузыри», «Рисуем мылом».

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай по

запаху», «Найди такой же по форме», «Помоги кукле

Даше».

Чтение произведений о мыле.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

III.

Заключи-

тельный

Открытое занятие «Мыльные фантазии».

Презентация мыла.

Выставка «Мыло своими руками».

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Реализация плана.

I. Подготовительный этап

История возникновения мыла

Работу по реализации проекта я начала с беседы об истории возникновения

мыла. Саму историю нашла в Интернете и рассказала ее детям: «Существует

легенда,

что

с

горы

Сапо

(Sapo)

в

древнем

Риме,

где

совершались

жертвоприношения, зола и животный жир, вытопившийся при сжигании животных

на костре, смывались дождевой водой в реку Тибр. Женщины, приходившие на

берег реки стирать бельё, заметили, что в тех местах, где в воду попадали горные

стоки, вода становилась пенистой, а бельё легче отстирывалось. Таким образом,

согласно

легенде,

люди

узнали

мыло.

От

названия

горы

и

происходит

слово

«мыло». По-латински слово "sapo" значит «мыло».

Детям история очень понравилась и они решили подробнее узнать, что же такое

мыло. Дети вымыли руки водой без мыла и рассмотрели их в микроскоп. Заметили,

что поры на коже забиты остатками грязи и жиром. Затем тщательно вымыли руки

с мылом и снова рассмотрели их под микроскопом. Оказалось, что поры хорошо

очистились.

Итак, в ходе тщательного исследования, мы вместе с детьми выяснили, что мыло

может быть твердым или жидким. Что в соединении с водой его используют либо

как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло);

либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное).

Принцип

действия:

частицы

мыла

обладают

обволакивающими

свойствами.

Мыльной пеной захватываются частички грязи и смываются водой. Обмытое тело

начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода проникает в

организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.

Дети вспомнили, что после ванны дышится легче и приятней.

Интервью с сотрудниками детского сада: «Каким мылом Вы пользуетесь чаще

всего и почему?»

Затем, с моей подачи дети провели интервью с сотрудниками детского сада. Мы

посетили медсестру, машиниста по стирке белья, работников столовой и детей

подготовительной группы №11.

Ольга Александровна (медсестра) сказала:

- Руки приходится мыть с мылом очень часто и от этого они становятся сухими, а

крем-мыло смягчает кожу, руки становятся более мягкими.

Наталья Юрьевна (прачечная):

-

Много

лет

работаю

и

убедилась,

что

для

стирки

белья

больше

подходит

хозяйственное мыло, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает

грязь.

Татьяна Кузьминична (столовая):

- Мы пользуемся моющими средствами, где кроме мыла добавлены чистящие

средства (например, сода, песок), для того чтобы лучше вымыть кастрюли, котлы,

жарочные листы.

Дети подготовительной группы:

- Любим мыть руки детским мылом, особенно нравится жидкое мыло, так как

это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.

Сбор информации о мыле

Детям и родителям было предложено собрать различные произведения, загадки,

пословицы, поговорки о мыле, чистоте, гигиене. Мы договорились с мамой Димы о

посещении магазина бытовой химии, где она работает продавцом-консультантом.

Там Ольга Владимировна рассказала о том, какие виды мыла имеются у них в

отделе, мы рассмотрели разнообразие сортов, ассортимент.

А мама Василисы – Лариса Витальевна оформила альбом загадок, пословиц и

поговорок о мыле, гигиене, чистоте.

В

группе

также

был

организован

«Магазин

мыла»,

где

были

представлены

различные виды мыла, которые мы собирали вместе с детьми и родителями. Здесь

дети рассматривали, обследовали мыло, задавали интересующие вопросы.

II. Практический этап.

В ходе ознакомления с мылом мы провели различные эксперименты и опыты, в

результате

которых

исследовали

разнообразные

свойства

мыла,

возможные

способы его применения:

Смывание с рук гуаши простой водой, с разными видами мыла; мытье игрушек,

стирка

одежды

кукол.

Результат:

грязь,

гуашь

хорошо

и

быстро

смывает

хозяйственное мыло; мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.

Из

какого

мыла

(жидкого,

твердого)

быстрее

и

лучше

изготовить

мыльные

пузыри. Результат: из жидкого, т.к. оно быстрее растворяется в воде.

Как еще можно использовать мыло? Результат: мылом можно рисовать, писать

секретные письма, играть в дидактические игры.

Большое оживление и интерес вызвали у детей фокусы с мылом.

В свободной и в специально организованной деятельности играли с детьми в

такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Узнай по описанию» и

др.

В

них

дети

закрепляли

знания

о

различных

формах,

цвете,

развивали

тактильные ощущения, внимание, память.

Ознакомление с художественной литературой

Кроме

этого,

заучивали

с

детьми

скороговорки,

стихи,

связанные

с

мылом.

Например:

Скороговорка: Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила, мыло Мила уронила

Стихотворение «Мыло бывает разным - преразным» М.Яснова Мыло бывает

разным-преразным:

Синим, зеленым, оранжевым, красным…

Но не пойму, отчего же всегда

Черной-пречерной бывает вода?

Читали стихотворения : Ю.Тувим « Письмо ко всем детям по одному очень

важному делу», Л.Квитко «Свежая сорочка», Н.Радченко «Для чего нам нужно

мыло», М.Яснов «Вода и мыло», К.Чуковский «Мойдолыр».

В группе совместно с родителями проводился конкурс загадок и поговорок о

мыле, чистоте, на котором дети с родителями разделились на две команды и

загадывали друг другу загадки как известные, так и придуманные самостоятельно.

А также давали пояснения поговоркам: «Мыло серо, да моет бело», «Хоть лыком

шит, да мылом мыт», «Мило не мыло, а беленькое личико», «Умывайся мылом, да

не поддавайся сплетням».

Кроме

того,

по

утрам

часто

проводили

с

детьми

пальчиковую

гимнастику:

«Мышка мылом мыла лапки», «Кто зубы не чистит, не моется мылом», «Большая

стирка».

III. Заключительный этап

На заключительном этапе я провела открытое занятие «Мыльные фантазии», на

котором дети изготовили мыло своими руками, придумали ему название.

Спустя 3 дня, когда мыло затвердело, состоялась презентация «Да здравствует

мыло душистое», где дети представили свое мыло, рассказали о его ингредиентах,

особенностях, его применении.

Затем была организована выставка для родителей «Мыло своими руками».

В результате реализации данного проекта я отметила, что

Дети:

Всегда

перед

едой

моют

руки

с

мылом,

причем

без

напоминания,

все

без

исключения.

Пополнились знания о свойствах мыла, его многообразии и значении в жизни

человека.

Стали дарить мыло в качестве подарка родным, друзьям.

Родители:

Увеличилось количество родителей, принявших участие в реализации проекта.

Изъявили желание продолжать проектную деятельность, т.к. им было интересно

участвовать в жизни группы.



В раздел образования