Напоминание

"Организация методической работы по взаимодействию с семьёй"


Автор: Мазур Валентина Евгеньевна
Должность: заместитель директора по дошкольному образованию
Учебное заведение: дошкольного отделения МБОУ "СКОШ № 119 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация методической работы по взаимодействию с семьёй"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(нарушение интеллекта) № 119 г. Челябинска»

Организация

методической

работы

по

взаимодействию

с

семьей

Подготовила:

Заместитель директора по

дошкольному образованию

Мазур В. Е.

Челябинск, 2018

Семья

социальный

институт

воспитания,

в

ней

осуществляется

преемственность

поколений,

социализация

детей,

что

включает

в

себя

передачу

семейных

ценностей

и

стереотипов

поведения.

Известный

отечественный

психолог

Л.С.

Выготский

писал,

что

семья

является

важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация

происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм –

воспитание.

Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских

садах

имеет

свою

историю.

Еще

до

революции

ряд

таких

известных

педагогов,

как

К.Д.

Ушинский,

П.Ф.

Лесгафт

и

другие,

считали,

что

воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые

авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н.

Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример,

в рамках ее – они не могут включаться в труд, становятся избалованными.

П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного

воспитания,

стоял

на

позициях

сочетания

семейного

и

общественного

компонентов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также

взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла

свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции

дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и других.

Так

в

Законе

«Об

образовании»,

записано,

что

родители

являются

первыми

педагогами.

Они

обязаны

заложить

основы

физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем

возрасте.

В

соответствии

с

этим

меняется

и

позиция

образовательной

организации

с

семьей.

Каждая

образовательная

организация

не

только

воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания

детей. В этой связи образовательная организация должна определить условия

работы

с

родителями,

совершенствовать

содержание,

формы

и

методы

сотрудничества образовательной организации и семьи в воспитании детей с

учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и

запросов

семей.

Педагог

образовательной

организации

не

только

воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед образовательной

организацией в работе с родителями:

1)

изучение

семей

детей

(изучение

интересов,

мнений

и

запросов

родителей, не реализуемых в других социальных институтах);

2)

изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

3)

просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

4)

привлечение

родителей

к

активному

участию

в

деятельности

образовательной

организации,

планировании

и

контроле

деятельности

образовательной

организации

(обе спечение

оптимальных

условий

для

саморазвития

и

самореализации

родителей

в

освоении

ими

различных

социальных

ролей,

расширение средств и методов работы с родителями, изменение

позиции родителей по отношении к деятельности образовательной

организации).

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений

в сотрудничестве с родителями.

Работа

с

родителями

это

сложная

и

важная

часть

деятельности

педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и

навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для

создания

необходимых

условий

правильного

воспитания

детей;

взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Как показывают опыт и научные исследования, воспитатели нередко не

любят

работу

с

родителями

по

ряду

причин.

Они

считают,

что

с

современными родителями работать сложно, так как те или «все знают», или

им

безразличны

вообще

вопросы

воспитания.

Родители

обращаются

к

педагогу

с

вопросами,

как

ребенок

занимался,

как

вел

себя,

пытаются

выяснить какое-либо недоразумение, их интересуют вопросы «здоровья и

поведения» использования физических наказаний. Иногда родители просят

педагога подготовить ребенка к школе в короткие сроки.

По

данным

Т.В.

Кротовой,

причинами

возникающих

трудностей

в

работе

с

родителями

педагоги

считают,

прежде

всего,

социально-

экономические

изменения

в

стране.

Автор

представляет

следующую

классификацию трудностей педагогов.

1.Социально-экономические. Данная группа причин детерминирована

социальной политикой в области образования и не зависит от личностных и

профессиональных качеств педагога.

2.Организационные. Причины, относимые нами к этой группе, связаны

с

недостатком

у

родителей

времени

для

общения,

их

профессиональной

занятостью. Они являются относительно объективными, однако при умении

педагогов заинтересовать родителей темой и содержанием общения, показать

значимость

контактов

для

развития

ребенка,

гибко

спланировать

время

общения возрастает роль профессионального мастерства воспитателя.

3.Профессионально-личностные.

Эта

группа

причин

является

наиболее

обширной

и

связана

с

недостаточным

профессионализмом

педагогов, неумением выстроить грамотное общение с родителями. Такие

причины,

как

«закрытость»

образовательной

организации,

отсутствие

информированности

воспитателей

и

родителей

о

воспитании

в

семье

и

образовательной

организации,

неумение

отобрать

целесообразные

содержание и формы работы, низкий коммуникативный уровень и другие,

являются,

по

нашему

мнению,

следствием

невысокой

профессиональной

компетентности педагогов в сфере общения с родителями. Низкий уровень

педагогической

культуры

родителей

также

связан

с

профессиональными

качествами воспитателей, в задачу которых входит расширение и углубление

знаний и умений родителей в области воспитания ребенка.

Некоторые воспитатели и хотели бы установить контакт с родителями

их воспитанников, но не всегда знают, как его осуществить.

Анализ работы воспитателей с родителями показывает, что наряду с

положительными сторонами сотрудничества образовательной организации и

семьи

имеются

и

существенные

недостатки

в

этой

работе.

Самые

характерные из них:

- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать

соответствующие им содержание и методы;

- содержание родительских собраний недостаточно дифференцировано;

-

воспитатели

при

выборе

форм

сотрудничества

не

учитывают

возможности и условия жизни конкретных семей, их интересы.

Причины этого:

1)недостаточное знание специфики семейного воспитания;

2)неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей

и особенностей воспитания детей;

3) неумение планировать свою работу с детьми и родителями;

4)недостаточный

уровень

развития

коммуникативных

умений

воспитателей.

Анализ

причин

трудностей

педагогов

говорит

о

необходимости

осуществления целенаправленной методической работы по оказанию помощи

воспитателям во взаимодействии с семьей.

Методическая помощь в установлении контакта с родителями состоит

из нескольких этапов:

это диагностика,

планирование,

консультирование,

контроль.

Диагностика строится в двух направлениях: выявление особенностей

воспитания ребенка в семье и работы воспитателя с семьей.

К диагностике работы воспитателя с семьей относится такой метод, как

анализ

документов,

в

частности

планов

образовательной

деятельности

воспитателей.

Анализируя

план

воспитателя

по

работе

с

семьей,

мы

ориентируется на следующие критерии (материал разработан Т.В. Кротовой):

планирование

содержания

мероприятий

на

основе

учета

интересов, нужд, потребностей родителей;

разнообразие планируемых форм работы с семьей;

наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Изучая

и

анализируя

протоколы

родительских

собраний,

обращаем

внимание на следующее:

разнообразие тематики собраний;

отражение

активности

родителей

(вопросы

к

педагогу,

пожелания, предположения со стороны родителей);

учет

мнения

и

пожеланий

родителей

при

организации

дальнейших мероприятий.

После изучения характерных особенностей состояния проблемы нами

намечаются пути педагогического консультирования.

Для установления педагогами контактов с родителями важно дать им

знания

о

роли

семьи

в

воспитании,

работе

с

родителями,

оказать

ее

специфику, обучить педагогов реализовывать эти знания на практике.

Кротова

Т.В.

рекомендует

осуществлять

методическую

работу

по

блокам.

1.

В мотивационный блок включена работа, направленная на осознание

воспитателями

собственных

ошибок

и

трудностей

в

организации

общения с родителями воспитанников, формирование установки на

доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

2.

Когнитивный

блок

включает

в

себя

формирование

у

педагогов

образовательной

организации

системы

знаний

о

семье,

ее

воспитательном

потенциале,

особенностях

семейного

воспитания,

специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания,

методах изучения семьи.

3.

Практический

блок

включает

в

себя

работу,

направленную

на

овладение

воспитателями

практическими

умениями

и

навыками

по

диагностике

особенностей

семейного

воспитания,

организацию

педагогически

целесообразного

общения

с

родителями,

овладение

коммуникативными

умениями,

развитие

культуры

р е ч и ,

наблюдательности, эмпатии, овладении нормами этики и этикета.

Каждый блок содержит разнообразные формы и методы активизации

воспитателей; они взаимосвязаны.

Обучение

взрослых

считается

эффективным

при

соблюдении

ряда

условий:

если оно отвечает их текущим нуждам и более глубокой мотивации;

если оно зависит от их прошлого и настоящего опыта;

если участники активно вовлечены в процесс обучения и управляют им

сами;

если создана атмосфера взаимного уважения;

если имеется возможность сразу применить полученные знания на

практике и испытать при этом чувство успеха.

Следовательно, целесообразным при организации методической работы

с кадрами является использование интерактивных форм и методов обучения,

учитывающих различия участников и их стиль познания. Интерактивные

методы обеспечивают обучение, погруженное в процесс общения людей.

Активизация участников с самой первой минуты помогает им принять на

себя

ответственность

за

обучение

и

изменить

позицию

«пассивных

слушателей» на «вовлеченных участников».

Программа

по

повышению

квалификации

воспитателей

в

общении

семьей реализуется как через традиционные, так и инновационные формы.

Завершающим

этапом

проведения

методической

работы

является

контроль. Он может быть проведен как повторное анкетирование педагогов и

родителей с выявлением положительной динамики.

Выделяются следующие показатели проведенной работы:

появление

интереса

у

педагогов

к

содержанию

проводимых

мероприятий;

потребности в самообразовании педагогов;

поиск разнообразных форм и методов общения с родителями;

отказ от авторитарного стиля общения с родителями;

грамотное

и

педагогически

обоснованное

использование

методов

изучения семейного воспитания;

ведение документации в соответствии с требованиями.



В раздел образования