Автор: Мазур Валентина Евгеньевна
Должность: заместитель директора по дошкольному образованию
Учебное заведение: дошкольного отделения МБОУ "СКОШ № 119 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация методической работы по взаимодействию с семьёй"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(нарушение интеллекта) № 119 г. Челябинска»
Организация
методической
работы
по
взаимодействию
с
семьей
Подготовила:
Заместитель директора по
дошкольному образованию
Мазур В. Е.
Челябинск, 2018
Семья
–
социальный
институт
воспитания,
в
ней
осуществляется
преемственность
поколений,
социализация
детей,
что
включает
в
себя
передачу
семейных
ценностей
и
стереотипов
поведения.
Известный
отечественный
психолог
Л.С.
Выготский
писал,
что
семья
является
важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация
происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм –
воспитание.
Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских
садах
имеет
свою
историю.
Еще
до
революции
ряд
таких
известных
педагогов,
как
К.Д.
Ушинский,
П.Ф.
Лесгафт
и
другие,
считали,
что
воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые
авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н.
Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример,
в рамках ее – они не могут включаться в труд, становятся избалованными.
П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного
воспитания,
стоял
на
позициях
сочетания
семейного
и
общественного
компонентов.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также
взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла
свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции
дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и других.
Так
в
Законе
«Об
образовании»,
записано,
что
родители
являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте.
В
соответствии
с
этим
меняется
и
позиция
образовательной
организации
с
семьей.
Каждая
образовательная
организация
не
только
воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания
детей. В этой связи образовательная организация должна определить условия
работы
с
родителями,
совершенствовать
содержание,
формы
и
методы
сотрудничества образовательной организации и семьи в воспитании детей с
учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и
запросов
семей.
Педагог
образовательной
организации
–
не
только
воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед образовательной
организацией в работе с родителями:
1)
изучение
семей
детей
(изучение
интересов,
мнений
и
запросов
родителей, не реализуемых в других социальных институтах);
2)
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
3)
просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
4)
привлечение
родителей
к
активному
участию
в
деятельности
образовательной
организации,
планировании
и
контроле
деятельности
образовательной
организации
(обе спечение
оптимальных
условий
для
саморазвития
и
самореализации
родителей
в
освоении
ими
различных
социальных
ролей,
расширение средств и методов работы с родителями, изменение
позиции родителей по отношении к деятельности образовательной
организации).
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений
в сотрудничестве с родителями.
Работа
с
родителями
–
это
сложная
и
важная
часть
деятельности
педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и
навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для
создания
необходимых
условий
правильного
воспитания
детей;
взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Как показывают опыт и научные исследования, воспитатели нередко не
любят
работу
с
родителями
по
ряду
причин.
Они
считают,
что
с
современными родителями работать сложно, так как те или «все знают», или
им
безразличны
вообще
вопросы
воспитания.
Родители
обращаются
к
педагогу
с
вопросами,
как
ребенок
занимался,
как
вел
себя,
пытаются
выяснить какое-либо недоразумение, их интересуют вопросы «здоровья и
поведения» использования физических наказаний. Иногда родители просят
педагога подготовить ребенка к школе в короткие сроки.
По
данным
Т.В.
Кротовой,
причинами
возникающих
трудностей
в
работе
с
родителями
педагоги
считают,
прежде
всего,
социально-
экономические
изменения
в
стране.
Автор
представляет
следующую
классификацию трудностей педагогов.
1.Социально-экономические. Данная группа причин детерминирована
социальной политикой в области образования и не зависит от личностных и
профессиональных качеств педагога.
2.Организационные. Причины, относимые нами к этой группе, связаны
с
недостатком
у
родителей
времени
для
общения,
их
профессиональной
занятостью. Они являются относительно объективными, однако при умении
педагогов заинтересовать родителей темой и содержанием общения, показать
значимость
контактов
для
развития
ребенка,
гибко
спланировать
время
общения возрастает роль профессионального мастерства воспитателя.
3.Профессионально-личностные.
Эта
группа
причин
является
наиболее
обширной
и
связана
с
недостаточным
профессионализмом
педагогов, неумением выстроить грамотное общение с родителями. Такие
причины,
как
«закрытость»
образовательной
организации,
отсутствие
информированности
воспитателей
и
родителей
о
воспитании
в
семье
и
образовательной
организации,
неумение
отобрать
целесообразные
содержание и формы работы, низкий коммуникативный уровень и другие,
являются,
по
нашему
мнению,
следствием
невысокой
профессиональной
компетентности педагогов в сфере общения с родителями. Низкий уровень
педагогической
культуры
родителей
также
связан
с
профессиональными
качествами воспитателей, в задачу которых входит расширение и углубление
знаний и умений родителей в области воспитания ребенка.
Некоторые воспитатели и хотели бы установить контакт с родителями
их воспитанников, но не всегда знают, как его осуществить.
Анализ работы воспитателей с родителями показывает, что наряду с
положительными сторонами сотрудничества образовательной организации и
семьи
имеются
и
существенные
недостатки
в
этой
работе.
Самые
характерные из них:
- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать
соответствующие им содержание и методы;
- содержание родительских собраний недостаточно дифференцировано;
-
воспитатели
при
выборе
форм
сотрудничества
не
учитывают
возможности и условия жизни конкретных семей, их интересы.
Причины этого:
1)недостаточное знание специфики семейного воспитания;
2)неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей
и особенностей воспитания детей;
3) неумение планировать свою работу с детьми и родителями;
4)недостаточный
уровень
развития
коммуникативных
умений
воспитателей.
Анализ
причин
трудностей
педагогов
говорит
о
необходимости
осуществления целенаправленной методической работы по оказанию помощи
воспитателям во взаимодействии с семьей.
Методическая помощь в установлении контакта с родителями состоит
из нескольких этапов:
это диагностика,
планирование,
консультирование,
контроль.
Диагностика строится в двух направлениях: выявление особенностей
воспитания ребенка в семье и работы воспитателя с семьей.
К диагностике работы воспитателя с семьей относится такой метод, как
анализ
документов,
в
частности
планов
образовательной
деятельности
воспитателей.
Анализируя
план
воспитателя
по
работе
с
семьей,
мы
ориентируется на следующие критерии (материал разработан Т.В. Кротовой):
планирование
содержания
мероприятий
на
основе
учета
интересов, нужд, потребностей родителей;
разнообразие планируемых форм работы с семьей;
наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
Изучая
и
анализируя
протоколы
родительских
собраний,
обращаем
внимание на следующее:
разнообразие тематики собраний;
отражение
активности
родителей
(вопросы
к
педагогу,
пожелания, предположения со стороны родителей);
учет
мнения
и
пожеланий
родителей
при
организации
дальнейших мероприятий.
После изучения характерных особенностей состояния проблемы нами
намечаются пути педагогического консультирования.
Для установления педагогами контактов с родителями важно дать им
знания
о
роли
семьи
в
воспитании,
работе
с
родителями,
оказать
ее
специфику, обучить педагогов реализовывать эти знания на практике.
Кротова
Т.В.
рекомендует
осуществлять
методическую
работу
по
блокам.
1.
В мотивационный блок включена работа, направленная на осознание
воспитателями
собственных
ошибок
и
трудностей
в
организации
общения с родителями воспитанников, формирование установки на
доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
2.
Когнитивный
блок
включает
в
себя
формирование
у
педагогов
образовательной
организации
системы
знаний
о
семье,
ее
воспитательном
потенциале,
особенностях
семейного
воспитания,
специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания,
методах изучения семьи.
3.
Практический
блок
включает
в
себя
работу,
направленную
на
овладение
воспитателями
практическими
умениями
и
навыками
по
диагностике
особенностей
семейного
воспитания,
организацию
педагогически
целесообразного
общения
с
родителями,
овладение
коммуникативными
умениями,
развитие
культуры
р е ч и ,
наблюдательности, эмпатии, овладении нормами этики и этикета.
Каждый блок содержит разнообразные формы и методы активизации
воспитателей; они взаимосвязаны.
Обучение
взрослых
считается
эффективным
при
соблюдении
ряда
условий:
если оно отвечает их текущим нуждам и более глубокой мотивации;
если оно зависит от их прошлого и настоящего опыта;
если участники активно вовлечены в процесс обучения и управляют им
сами;
если создана атмосфера взаимного уважения;
если имеется возможность сразу применить полученные знания на
практике и испытать при этом чувство успеха.
Следовательно, целесообразным при организации методической работы
с кадрами является использование интерактивных форм и методов обучения,
учитывающих различия участников и их стиль познания. Интерактивные
методы обеспечивают обучение, погруженное в процесс общения людей.
Активизация участников с самой первой минуты помогает им принять на
себя
ответственность
за
обучение
и
изменить
позицию
«пассивных
слушателей» на «вовлеченных участников».
Программа
по
повышению
квалификации
воспитателей
в
общении
семьей реализуется как через традиционные, так и инновационные формы.
Завершающим
этапом
проведения
методической
работы
является
контроль. Он может быть проведен как повторное анкетирование педагогов и
родителей с выявлением положительной динамики.
Выделяются следующие показатели проведенной работы:
появление
интереса
у
педагогов
к
содержанию
проводимых
мероприятий;
потребности в самообразовании педагогов;
поиск разнообразных форм и методов общения с родителями;
отказ от авторитарного стиля общения с родителями;
грамотное
и
педагогически
обоснованное
использование
методов
изучения семейного воспитания;
ведение документации в соответствии с требованиями.