Напоминание

"Особенности сюжетно- ролевой игры в средней группе детского сада"


Автор: Кожевникова Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР – дс № 182" г. Магнитогорска"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сюжетно- ролевой игры в средней группе детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности сюжетно- ролевой игры

в средней группе детского сада.

Средний

дошкольный

возраст

является

периодом

интенсивного

роста и развития организма ребёнка. Возникает и совершенствуется

умение

планировать

свои

действия,

создавать

и

воплощать

определённый замысел, который, в отличие от простого намерения,

включает

представление

не

только

о

цели

действия,

но

также

и

способах её достижения. Особое значение приобретает совместная

сюжетно - ролевая

игра .

В

играх

детей

находят

отражение

разнообразные

бытовые

сюжеты

и

новые

впечатления

о

жизни

и

труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети

начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.

Игровые

объединения

(2-5

детей)

носят

вполне

самостоятельный

характер. В среднем дошкольном возрасте дети начинают планировать

сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Дети

могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с

помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся

согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать

не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь

социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на

позицию другого человека, причем не одного, а разных людей. В

пределах

одного

сюжета

малыш

«смотрит»

на

ситуацию

глазами

нескольких

людей.

Сегодня

девочка

играет

роль

мамы,

а

завтра

-

дочки.

Она

понимает,

как

важно,

чтобы

мама

заботилась

о

своих

детях,

и

как

необходимо,

чтобы

дочка

была

послушной.

Таким

образом, перед ребенком открываются не только правила поведения,

но и их значение для установления и поддержания положительных

взаимоотношений

с

другими

людьми.

Осознается

необходимость

соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.В

соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать

разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама - папа -

дочка;

врач

-

больной

-

медсестра.

Активно

развивается

ролевой

диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители,

осуществлять

игровые

воображаемые

действия

и

принимать

воображаемые

действия

других

играющих,

заменять

некоторые

из

действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь

будем

мыть

руки

и

обедать»).Содержание

игры

строится

на

отражении

сюжета

из

4-6

смысловых

эпизодов

социальной

действительности

или

содержания

любимых

сказок.

Взрослый

постоянно

заботится

об

обогащении

социального

опыта

дошкольников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед,

слушания

художественных

произведений

и

организации

других

совместных

форм

совместной

деятельности

(

например

,

продуктивной).

Этот

опыт

является

в

дальнейшем

возможной

сюжетной основой детских игр. В обстановке совместных игр своим

примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться,

распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить

запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые

возможности

участника

игры,

он

побуждает

детей

к

творчеству,

к

самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или

комната,

магазин,

парикмахерская,

кабинет

врача,

гараж

и

т.п.)

и

поиску

тех

предметов,

которые

могут

выполнять

необхоТаким

образом, рассмотрев теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры,

мы

можем

сделать

вывод,

о

том,

что

игра

обеспечивает

ребенку

эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные

стремления

и

желания,

и

прежде

всего

желание

действовать,

как

взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока

еще

не

очень

подчиняются

ему).

Психологами

и

педагогами

установлено,

что

прежде

всего,

в

игре

развивается

способность

к

воображению,

образному

мышлению.

Это

происходит

благодаря

тому,

что

в

игре

ребенок

стремится

воссоздать

широкие

сферы

окружающей

действительности ,

выходящие

за

пределы

его

собственной

практической

деятельности,

а

средний

дошкольный

возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот

период

жизни

начинают

формироваться

новые

психологические

механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются

основы

будущей

личности:

формируется

устойчивая

структура

мотивов

;

зарождаются

новые

социальные

потребности ,

у

дошкольников

среднего

возраста,

начинает

проявляться

интерес

к

коллективным формам деятельности, а именно к сюжетно-ролевой

игре.

Сюжетно-ролевая игра -- основной вид деятельности дошкольника.

Большую

часть

своего

времени

дети

этого

возраста

проводят

в

коллективных

сюжетно-ролевых

играх.

Сюжетно-ролевая

игра

формируется

в

процессе

жизни

ребенка,

в

ходе

его

общения

с

окружающими

людьми.

Как

деятельность

сюжетно-ролевая

игра

представляет собой сложное образование, состоящее из следующих

компонентов:

цели,

мотивации,

содержания,

результата.

Ведущим

мотивом

игры

в

среднем

дошкольном

возрасте

становится

познавательный

интерес,

проявляющийся

в

стремлении

познать

окружающую

действительность.

Содержанием

игры

дошкольников

становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли.

Исполняя

ту

или

иную

роль,

они

внимательно

следят,

насколько

соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым

правилам

поведения

-

бывает

так

или

не

бывает:

«Мамы

так

не

делают»,

«Суп

после

второго

не

подают».

Это

высший

уровень

развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно,

осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.

И как писал Д.Б. Эльконин - «Игра является школой морали, но не

морали в представлении, а морали в действии»



В раздел образования