Автор: Кожевникова Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР – дс № 182" г. Магнитогорска"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сюжетно- ролевой игры в средней группе детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Особенности сюжетно- ролевой игры
в средней группе детского сада.
Средний
дошкольный
возраст
является
периодом
интенсивного
роста и развития организма ребёнка. Возникает и совершенствуется
умение
планировать
свои
действия,
создавать
и
воплощать
определённый замысел, который, в отличие от простого намерения,
включает
представление
не
только
о
цели
действия,
но
также
и
способах её достижения. Особое значение приобретает совместная
сюжетно - ролевая
игра .
В
играх
детей
находят
отражение
разнообразные
бытовые
сюжеты
и
новые
впечатления
о
жизни
и
труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети
начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.
Игровые
объединения
(2-5
детей)
носят
вполне
самостоятельный
характер. В среднем дошкольном возрасте дети начинают планировать
сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Дети
могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с
помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся
согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать
не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь
социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на
позицию другого человека, причем не одного, а разных людей. В
пределах
одного
сюжета
малыш
«смотрит»
на
ситуацию
глазами
нескольких
людей.
Сегодня
девочка
играет
роль
мамы,
а
завтра
-
дочки.
Она
понимает,
как
важно,
чтобы
мама
заботилась
о
своих
детях,
и
как
необходимо,
чтобы
дочка
была
послушной.
Таким
образом, перед ребенком открываются не только правила поведения,
но и их значение для установления и поддержания положительных
взаимоотношений
с
другими
людьми.
Осознается
необходимость
соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.В
соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать
разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама - папа -
дочка;
врач
-
больной
-
медсестра.
Активно
развивается
ролевой
диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители,
осуществлять
игровые
воображаемые
действия
и
принимать
воображаемые
действия
других
играющих,
заменять
некоторые
из
действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь
будем
мыть
руки
и
обедать»).Содержание
игры
строится
на
отражении
сюжета
из
4-6
смысловых
эпизодов
социальной
действительности
или
содержания
любимых
сказок.
Взрослый
постоянно
заботится
об
обогащении
социального
опыта
дошкольников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед,
слушания
художественных
произведений
и
организации
других
совместных
форм
совместной
деятельности
(
например
,
продуктивной).
Этот
опыт
является
в
дальнейшем
возможной
сюжетной основой детских игр. В обстановке совместных игр своим
примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться,
распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить
запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые
возможности
участника
игры,
он
побуждает
детей
к
творчеству,
к
самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или
комната,
магазин,
парикмахерская,
кабинет
врача,
гараж
и
т.п.)
и
поиску
тех
предметов,
которые
могут
выполнять
необхоТаким
образом, рассмотрев теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры,
мы
можем
сделать
вывод,
о
том,
что
игра
обеспечивает
ребенку
эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные
стремления
и
желания,
и
прежде
всего
желание
действовать,
как
взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока
еще
не
очень
подчиняются
ему).
Психологами
и
педагогами
установлено,
что
прежде
всего,
в
игре
развивается
способность
к
воображению,
образному
мышлению.
Это
происходит
благодаря
тому,
что
в
игре
ребенок
стремится
воссоздать
широкие
сферы
окружающей
действительности ,
выходящие
за
пределы
его
собственной
практической
деятельности,
а
средний
дошкольный
возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот
период
жизни
начинают
формироваться
новые
психологические
механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются
основы
будущей
личности:
формируется
устойчивая
структура
мотивов
;
зарождаются
новые
социальные
потребности ,
у
дошкольников
среднего
возраста,
начинает
проявляться
интерес
к
коллективным формам деятельности, а именно к сюжетно-ролевой
игре.
Сюжетно-ролевая игра -- основной вид деятельности дошкольника.
Большую
часть
своего
времени
дети
этого
возраста
проводят
в
коллективных
сюжетно-ролевых
играх.
Сюжетно-ролевая
игра
формируется
в
процессе
жизни
ребенка,
в
ходе
его
общения
с
окружающими
людьми.
Как
деятельность
сюжетно-ролевая
игра
представляет собой сложное образование, состоящее из следующих
компонентов:
цели,
мотивации,
содержания,
результата.
Ведущим
мотивом
игры
в
среднем
дошкольном
возрасте
становится
познавательный
интерес,
проявляющийся
в
стремлении
познать
окружающую
действительность.
Содержанием
игры
дошкольников
становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли.
Исполняя
ту
или
иную
роль,
они
внимательно
следят,
насколько
соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым
правилам
поведения
-
бывает
так
или
не
бывает:
«Мамы
так
не
делают»,
«Суп
после
второго
не
подают».
Это
высший
уровень
развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно,
осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.
И как писал Д.Б. Эльконин - «Игра является школой морали, но не
морали в представлении, а морали в действии»