Автор: Глушкова Любовь Петровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Усть - Удинская СОШ №2"
Населённый пункт: п. Усть - Уда, Иркутская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Реальный мир в искусстве"
Раздел: среднее образование
Изобразительное искусство, статья «Реальный мир в искусстве»
Основная часть работы по самообразованию раскрывается на
уроках изобразительного искусства, на кружке.
Сюда входят виды изобразительного искусства и основы
образного языка, а именно:
Рисунок - основа изобразительного творчества;
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Основы языка изображения.
Реальность и фантазия в творчестве художников.
Изображение предметного мира- натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности
натюрморта.
При этом мне помогают произведения выдающихся художников-
графиков, художников пейзажной живописи, где раскрываются
средства художественной выразительности, такие как: Валентин
Александрович Серов – художник портретной живописи и
пейзажного жанра, художник – пейзажист Иван Иванович
Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Алексей Кондратьевич
Саврасов, Аркадий Александрович Пластов, Алексей Гаврилович
Венецианов и др.
При выполнении работ, с целью раскрытия средств реальности,
применяю собственные работы.
Занятия искусством развивают такие качества, как видение и
понимание окружающего мира, а также самого себя.
1.
Реальность и фантазия-два крыла художественного
творчества.
Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать. В
искусстве даже тогда, оно убедительно показывает нам то, что
реально существует, художник ведет отбор существенных для
него сторон реальности. В созданном произведении
раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию
автора, его отношение.
Правда искусства – это реальность, пережитая художником.
Каждому юному художнику требуется мастерство владения
художественным языком, средствами выразительности, чтобы
передать свои сопереживания зрителю.
Все подлинные художественные образы создаются именно как
воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том,
чтобы понимать образ реальности, созданный художником.
Это относится не только к картинам, но и к портрету, пейзажу,
натюрморту.
Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные
предметы, свои поводы и причины для их изображения.
Натюрморт-
(неподвижная мертвая натура).
Натюрморт состоит из предметов, которые являются частью
живой, окружающей нас действительностью.
Собранные вместе вещи могут отражать духовный мир человека.
Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою
среду, как бы переносятся в иное измерение. Их значение в
композиции, их смысловая нагрузка возрастают. Сочетания
простых предметов могут выражать самые разные и сложные
чувства.
Как многообразен мир вокруг нас, какое множество явлений и
предметов! Как научиться рисовать все это?
Все, что нас окружает, можно увидеть как соотношение основных
геометрических фигур – прямоугольников и треугольников, кругов
и овалов. Только не надо идти за линейкой и циркулем, нужно
стараться самому построить данное изображение, применяя
повторы разных карандашных линий, добиваясь – нужной.
2.
При изображении любых форм важно знать и понимать
конструкцию (строение, структуру, то есть взаиморасположение
частей предмета, и их соотношения).
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива –
(всеми этими правилами мы пользуемся при рисовании).
Перспектива – система отображения на плоскости глубины
пространства, изображая более удаленные предметы меньше.
Когда мы говорим о точке зрения, то имеем в виду прежде всего
позицию художника, о его взгляде на мир (перспективное
изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной
точки, она называется точкой зрения. При ее перемене и рисунок
предметов может существенно измениться.
Линейная перспектива – это способ представления трехмерных
вещей в двухмерном изображении.
При изображении перспективы, изображение параллельных линий
сходятся в одной точке - это точка схода, она лежит на линии
горизонта – уровне наших глаз.
Освещение . Свет и тень
Свет создает для нас условия видимости, для художника свет –
преобразующая сила (мы удивляемся необыкновенному виду
природы во время заката. Вся прелесть света - это и зажженная
свеча, когда комната наполняется сказочной таинственностью.)
Мир поражает нас красотой и богатством светотеневых
переходов, и мы называем это игрой света и тени.
Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи
объема предмета с помощью теней и света и важнейшее средство
выразительности.
Свет делит поверхность предмета на теневую и освещенную
стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и
прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по
поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с
затененной частью. Собственная тень – это теневая сторона
предмета. Рефлекс – отраженный свет окружения. От предмета
падает тень, которая так и называется – падающая тень.
3.
Натюрморт
В России развитие натюрморта связано с именами художников
Хруцкого И.Ф, и Толстого Ф.П.и многих других.
При рисовании натюрморта, полотна этих художников, имеют
огромную помощь для нас. Красочные, нарядные полотна Хруцкого
наполнены пышными, яркими цветами и спелыми, светящимися
плодами. Они не просто тщательно написаны, но и ярко поэтически
передают живые факторы – нежность персика, прозрачность
винограда, сверкание бликов стекла. А это не мало важно для
натюрморта – уметь передавать материальность всех предметов
натурной постановки, применяя различные средства
выразительности.
Цвет не только передает реальную окраску, но и позволяет нам
осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или
легкость, холод или тепло.
Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или
мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту.
Но главное в том, что цвет способен создавать настроение –
печальное или радостное, вносить бурный драматизм или
спокойствие, ясность или таинственность.
Существует рассказ о двух древнегреческих художниках, которые
гордились тем, что их изображения можно принять за реальность.
Но тогда же мудрый филосов им сказал: «Зачем мне нужен
виноград, если он ненастоящий, зачем нужна занавеска, если ее
нельзя задернуть?» Не каждый зритель может чувствовать и
понимать художественные произведения, а ведь добиться
реальности не каждому дано.
Выразительные возможности натюрморта
Всякий натюрморт на самом деле строго организован художником,
а не просто списан с натуры, и все выразительные средства
изобразительного языка раскрывают задуманный образ (фактура,
материальность, весомость). На этих примерах мы часто создаем
свой натюрморт, давая ему название, материалы выполнения. Здесь
важны не столько перечисления каких – то вещей, сколько вся
композиция, тональные и цветовые контрасты, ритм линий и пятен.
Очень часто, глядя на рисунок учащегося, можно понять его
отношение к тому, или иному заданию. Ребята любят рисовать на
свободную тему, в которой раскрываются интересы каждого из них.
4.
Пейзаж 5.
Пейзаж – это изображение пространства.
Материалом при выполнении пейзажа может быть гелевая ручка,
акварель, тушь, карандаш, кисть и т.д.
Виды пейзажа: городской, сельский, парковый, морской – марина.
Романтизм – искусство порыва и страсти, выражения
могущества неподвластных человеку сил природы и силы чувства и
воли человека. Романтическим художником был знаменитый
русский маринист (художник, изображающий море) Иван
Константинович Айвазовский. В изображении морской стихии, в
бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников.
И сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают
воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от
бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.
Всем известен художник пейзажной живописи И.И.Левитан,
который успел написать более тысячи пейзажей только на осеннюю
тематику. Тема пейзажа очень интересна (с натуры, по памяти , по
воображению),ее надо только увидеть, найти для себя главное,
особенное. Тому пример - русский богатырь И.И.Шишкин,
который большую часть своей жизни проводил в лесу, делая кресло
из веток, листьев, мха кресло, удобно усаживался и рисовал
излюбленные места.
При выполнении пейзажей, не каждый из рисующих видит натуру,
рисуя ее по - своему, не глядя на натуру, (допуская при этом
необдуманные ошибки – деревья с непонятной вершиной) - по
рисункам невозможно установить вид дерева, ее красоту, кроме
елки. Поэтому моя задача, как учителя изобразительного искусства,
научить видеть в окружающем нас мире прекрасное, научить
грамотно выполнять рисунок, используя различные приемы
выполнения, а так же материалы.
Варианты выполнения работ: –
(первый вариант)
«Страна моя родная», «Дали моей Родины». Опираясь на
впечатления из своей жизни, выбери настроение, состояние в
природе, которое хочешь передать. Какое это время года? У нас
ярко проявляют себя все четыре времени года, природа каждый раз
одевается в совершенно разные по цвету наряды, и в этой
изменчивости ее особая красота. Как различаются по цвету весна и
осень? Какой колорит может выразить весеннее настроение
природы? Начни работу с изображения земли и неба, создавая
общее колористическое настроение пейзажа, и лишь затем впиши в
него деревья, реку, уходящую в даль дорогу.
Вариант второй:
выбрать описание настроения природы в стихах и написать пейзаж
красками, стремясь через цвет и ритм построения своей работы
передать поэтический образ.
Вариант третий:
Напиши пейзаж – настроение «Весенний мотив», «Весеннее утро»,
«Весенний ветерок» или «В преддверии лета». Помни, что надо
выразить состояние природы, отвечающее заданному поэтическому
настроению, а не перечислять предметы и деревья.
При выполнении таких работ немаловажную роль отводят
вдохновению. Без желания, выполненная работа, не интересна, она
не удивляет нас ничем.
Художественное произведение – это всегда диалог между
художником и зрителем.
Искусство дает нам способность
ярко ощущать жизнь.
Познание искусства – это познание жизни,
Это труд души, и этот труд – радостный!
6.