Автор: Спиридонова Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский торгово-экономический колледж
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Самообразование как условие Профессионального роста
Раздел: среднее профессиональное
Спиридонова Елена Александровна
Старший воспитатель
ГПОУ ЯТЭК
г. Ярославль
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Самообразование
определяется
как
«приобретение
знаний
путем
самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» [3, с. 908].
В
педагогическом
энциклопедическом
словаре
«самообразование
—
целенаправленная
познавательная
деятельность,
управляемая
самой
личностью;
приобретение
систематических
знаний
в какой-либо
области
науки, техники, культуры, политической жизни» [5, с. 252].
В современной педагогической литературе самообразование трактуется
«…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной
деятельности
личности
по
непрерывному
самоизменению,
сознательному
управлению
своим
развитием,
выбору
целей,
путей
и
средств
самосовершенствования,
способствующий
осмыслению
собственной
самостоятельной
деятельности,
являющийся
средством
самопознания
и самосовершенствования»
[1, с. 11].
Главным в самообразовании является наличие мотивации, равноценной
наличию личностного смысла в данной деятельности. Мотивация является
побудительной
причиной
для
самостоятельной
работы
над
собой,
удовлетворения своих потребностей профессиональном и личностном росте.
Самообразование
имеет
целью,
прежде
всего,
повышение
квалификации
непрерывное
обновление
педагогических
компетенций,
необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.
Организация
процесса
самообразования
педагога
может
быть
представлена в виде следующих этапов:
1
1.
Установочный
этап.
П р е д у с м а т р и в а е т
н а с т р о й
н а
с а м о с тоя т е л ь н у ю
р а б оту;
в ы б о р
ц е л и
р а б от ы ,
о с м ы с л е н и е
последовательности своих действий.
2.
Обучающий
этап.
Предусматривает
знакомство
с
психолого-
педагогической
и
методической
литературой
по
выбранной
проблеме,
знакомство с передовым опытом, наработанным коллегами в городе, регионе,
стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование
картотеки по выбранной теме.
3.
Практический
этап.
П р е д у с м ат р и в а е т
н а ко п л е н и е
педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы,
постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться
изучением литературы.
4.
Теоретическое
осмысление.
Когда
происходит
анализ
и
обобщение
накопленных
педагогических
фактов.
На
данном
этапе
целесообразно
организовать
коллективное
обсуждение
прочитанной
педагогической литературы.
5.
Итогово - контрольный – обобщающий этап. Подведение своей
самостоятельной работы, обобщение наблюдения, оформление результатов
проделанной работы.
Самообразование
становится
источником
профессионального
роста
преподавателя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии
(самоанализа
и
активного
осмысления
состояния
и
действий
индивида).
Самообразование это необходимое условие для профессионального роста,
следовательно,
преподаватель
новой
формации,
это
прежде
всего
непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая
отказаться от стереотипов в работе.
Самообразовываясь,
человек
самостоятельно
выбирает
область,
в
которой хочет расти и накапливать новые знания, затем составляет какой-то
план и следует ему по собственному желанию. Главная прелесть полученных
2
таким
образом
знаний
заключается
в
том,
что
человек
очень
быстро
пропускает их через себя и включает в жизненный процесс.
В
последние
годы
все
шире
используется
и
разрабатывается
понятие педагогической культуры.
Однако
педагогическая
культура
еще
не
гарантирует
успеха
в
осуществлении
педагогической
деятельности.
В
«живом»,
реальном
педагогическом
процессе,
профессиональное
проявляется
в
единстве
с
общекультурными
и
нравственными
проявлениями
личности
педагога.
Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру
педагога.
Гуманитарная культура педагога – это совокупность личностных и
профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений [4].
Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией,
описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность –
обладание
человеком
способностью
и
умением
выполнять определенные трудовые функции.
Наиболее
эффективный
путь
профессионального
самообразования
педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в
разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения,
авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Способность к самообразованию определяется личными показателями
каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность
выражается
в
процессе
работы.
Однако
имея
огромное
способности
и
желание
к
самообразованию,
преподаватель
не
всегда
способен
это
реализовать на практике, ссылаясь на различные факторы.
Анализ
психологического
содержания
самообразования
в
системе
профессионального
роста
позволил
определить
следующие
характерные
особенности.
3
Во-первых, определяя основные цели и задачи обучения персонала на
этапе планирования своей профессиональной деятельности, мы видим, что
показатели выстраиваются в четко последовательности:
1.
готовность к обновлению…. (64%)
2.
повышение собственного профессионального рейтинга (59%)
3.
повышение профессиональной культуры (55%)
4.
работа на развитие ОУ (выполнение новых задач 48%)
что
свидетельствует
о
готовно сти
к
принятию
н о в о г о ,
профессионального и личностного роста педагога.
Во-вторых,
диагностика
результативности
обучения
преподавателей
колледжа
показала,
что
приоритетным
для
них
являются:
приобретение
новых знаний в методике преподавания; обмен и обобщение опытом.
Исходя из этого, процесс обучения и самообразования преподавателя
является творческим процессом и приобретает непрерывность.
Таким образом, учитывая внутренние и внешние мотивы, требования,
предъявляемые современным обществом к педагогу, под влиянием морально-
психологического
климата,
сложившегося
в
коллективе,
и
требований
администрации
образовательного
учреждения,
каждый определяет
свою
траекторию
самосовершенствования
и
саморазвития.
Каждый
из
преподавателей нашего образовательного учреждения прекрасно понимает,
что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он
использует, тем больший эффект от неё. Наша профессия творческая, работа
должна доставлять удовольствие.
___________
Литература:
1.
Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как
условие
его
личностного
и
профессионального
развития
//
Серия
«Symposium», 2010.
4
2.
Инновации
и
образование.
Выпуск
29
/
Сборник
материалов
конференции
Санкт-Петербург
:
Санкт-Петербургское
философское
общество, 2013. C.309-317.
3.
Степин
В.С.
Культура//Социология:
Энциклопедия
/
Сост.А.А.
Грицанов, В.Л. Абушенко и др. – Мн.: Книжный дом, 2003.С.243
4.
Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.,2010.
5