Напоминание

Самообразование как условие Профессионального роста


Автор: Спиридонова Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский торгово-экономический колледж
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Самообразование как условие Профессионального роста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Спиридонова Елена Александровна

Старший воспитатель

ГПОУ ЯТЭК

г. Ярославль

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Самообразование

определяется

как

«приобретение

знаний

путем

самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» [3, с. 908].

В

педагогическом

энциклопедическом

словаре

«самообразование

целенаправленная

познавательная

деятельность,

управляемая

самой

личностью;

приобретение

систематических

знаний

в какой-либо

области

науки, техники, культуры, политической жизни» [5, с. 252].

В современной педагогической литературе самообразование трактуется

«…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной

деятельности

личности

по

непрерывному

самоизменению,

сознательному

управлению

своим

развитием,

выбору

целей,

путей

и

средств

самосовершенствования,

способствующий

осмыслению

собственной

самостоятельной

деятельности,

являющийся

средством

самопознания

и самосовершенствования»

[1, с. 11].

Главным в самообразовании является наличие мотивации, равноценной

наличию личностного смысла в данной деятельности. Мотивация является

побудительной

причиной

для

самостоятельной

работы

над

собой,

удовлетворения своих потребностей профессиональном и личностном росте.

Самообразование

имеет

целью,

прежде

всего,

повышение

квалификации

непрерывное

обновление

педагогических

компетенций,

необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

Организация

процесса

самообразования

педагога

может

быть

представлена в виде следующих этапов:

1

1.

Установочный

этап.

П р е д у с м а т р и в а е т

н а с т р о й

н а

с а м о с тоя т е л ь н у ю

р а б оту;

в ы б о р

ц е л и

р а б от ы ,

о с м ы с л е н и е

последовательности своих действий.

2.

Обучающий

этап.

Предусматривает

знакомство

с

психолого-

педагогической

и

методической

литературой

по

выбранной

проблеме,

знакомство с передовым опытом, наработанным коллегами в городе, регионе,

стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование

картотеки по выбранной теме.

3.

Практический

этап.

П р е д у с м ат р и в а е т

н а ко п л е н и е

педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы,

постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться

изучением литературы.

4.

Теоретическое

осмысление.

Когда

происходит

анализ

и

обобщение

накопленных

педагогических

фактов.

На

данном

этапе

целесообразно

организовать

коллективное

обсуждение

прочитанной

педагогической литературы.

5.

Итогово - контрольный – обобщающий этап. Подведение своей

самостоятельной работы, обобщение наблюдения, оформление результатов

проделанной работы.

Самообразование

становится

источником

профессионального

роста

преподавателя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии

(самоанализа

и

активного

осмысления

состояния

и

действий

индивида).

Самообразование это необходимое условие для профессионального роста,

следовательно,

преподаватель

новой

формации,

это

прежде

всего

непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая

отказаться от стереотипов в работе.

Самообразовываясь,

человек

самостоятельно

выбирает

область,

в

которой хочет расти и накапливать новые знания, затем составляет какой-то

план и следует ему по собственному желанию. Главная прелесть полученных

2

таким

образом

знаний

заключается

в

том,

что

человек

очень

быстро

пропускает их через себя и включает в жизненный процесс.

В

последние

годы

все

шире

используется

и

разрабатывается

понятие педагогической культуры.

Однако

педагогическая

культура

еще

не

гарантирует

успеха

в

осуществлении

педагогической

деятельности.

В

«живом»,

реальном

педагогическом

процессе,

профессиональное

проявляется

в

единстве

с

общекультурными

и

нравственными

проявлениями

личности

педагога.

Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру

педагога.

Гуманитарная культура педагога – это совокупность личностных и

профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений [4].

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией,

описывается через понятие профессиональной компетентности.

Компетентность –

обладание

человеком

способностью

и

умением

выполнять определенные трудовые функции.

Наиболее

эффективный

путь

профессионального

самообразования

педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в

разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения,

авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

Способность к самообразованию определяется личными показателями

каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность

выражается

в

процессе

работы.

Однако

имея

огромное

способности

и

желание

к

самообразованию,

преподаватель

не

всегда

способен

это

реализовать на практике, ссылаясь на различные факторы.

Анализ

психологического

содержания

самообразования

в

системе

профессионального

роста

позволил

определить

следующие

характерные

особенности.

3

Во-первых, определяя основные цели и задачи обучения персонала на

этапе планирования своей профессиональной деятельности, мы видим, что

показатели выстраиваются в четко последовательности:

1.

готовность к обновлению…. (64%)

2.

повышение собственного профессионального рейтинга (59%)

3.

повышение профессиональной культуры (55%)

4.

работа на развитие ОУ (выполнение новых задач 48%)

что

свидетельствует

о

готовно сти

к

принятию

н о в о г о ,

профессионального и личностного роста педагога.

Во-вторых,

диагностика

результативности

обучения

преподавателей

колледжа

показала,

что

приоритетным

для

них

являются:

приобретение

новых знаний в методике преподавания; обмен и обобщение опытом.

Исходя из этого, процесс обучения и самообразования преподавателя

является творческим процессом и приобретает непрерывность.

Таким образом, учитывая внутренние и внешние мотивы, требования,

предъявляемые современным обществом к педагогу, под влиянием морально-

психологического

климата,

сложившегося

в

коллективе,

и

требований

администрации

образовательного

учреждения,

каждый определяет

свою

траекторию

самосовершенствования

и

саморазвития.

Каждый

из

преподавателей нашего образовательного учреждения прекрасно понимает,

что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он

использует, тем больший эффект от неё. Наша профессия творческая, работа

должна доставлять удовольствие.

___________

Литература:

1.

Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как

условие

его

личностного

и

профессионального

развития

//

Серия

«Symposium», 2010.

4

2.

Инновации

и

образование.

Выпуск

29

/

Сборник

материалов

конференции

Санкт-Петербург

:

Санкт-Петербургское

философское

общество, 2013. C.309-317.

3.

Степин

В.С.

Культура//Социология:

Энциклопедия

/

Сост.А.А.

Грицанов, В.Л. Абушенко и др. – Мн.: Книжный дом, 2003.С.243

4.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.,2010.

5



В раздел образования