Автор: Вафина Альбина Альтафовна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3" Населённый пункт: город Реутов, Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Графические информационные модели Раздел: среднее образование
Актуальность разработки
Актуальность работы следует из веяний современного мира, появления
новых приложений и, соответственно, возможности в кратчайшие сроки по-
лучать необходимую информацию.
Содержание и цель урока
Этот урок является первым уроком для изучения раздела Информаци-
онное моделирование, целями которого являются:
-
формирование
представления
о
компьютере
как
универсальном
устройстве обработки информации;
- формирование представления о информационных моделях и их свой-
ствах, развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессио-
нальной деятельности в современном обществе;
- формирование умений формализации и структурирования информа-
ции;
- умения выбирать способ представления данных в соответствии с по-
ставленной задачей — схемы, графики, графы, с использованием соответ-
ствующих программных средств обработки данных;
Презентация к уроку состоит из 21 слайдов. На слайдах демонстриру-
ется как новый материал, так и вопросы для контроля усвоения пройденного
материала. Также содержится задание для практической работы, выполняю-
щейся на компьютере.
Необходимое оборудование
1)
Мультимедийный проектор.
2)
Мультимедийный экран.
3)
Компьютер учителя.
4)
Компьютер для выполнения практической работы учениками
класса.
Материалы для урока
1)
Электронная презентация «Графические информационные модели»,
содержащая 20 слайдов.
2)
Учебник Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса
/ И.Г. Семакин.
Ход урока
Этапы урока
Этап урока
Название слайда и его скриншот
Комментарий
учителя
Организаци-
онный момент
-
Здравствуйте, ребята!
Изучение но-
вого материа-
ла
Слайд 1. Графические
информационные моделие
Запишем
в
тетрадях
сего-
дняшнюю дату и тему урока
«Графические
информаци-
онные модели».
Слайд 2. Ход урока
Посмотрите на
ход
урока,
представленный
на
втором
слайде. Кроме изучения но-
вого материала, Вам будет
представлен вопросник, от-
вечая на вопросы которого,
Вы сможете получить 2 и 3
баллы. В конце урока сумму
баллов переведем в оценку и
поставим в журнал. Двойки
и
тройки
не
ставятся.
В
конце урока, на компьюте-
рах Вами
будет
выполнена
практическая работа, зада-
ния к которой я Вам раздам
на
листах
(показывает
ли-
сты). За практическую ра-
боту
максимально
можно
получить
оценку 5.
Крите-
рии оценивания будут даны
позже. Приступим
Слайд 3. Основные понятия
Презентация
с
анимацией
(ответы).
Рассмотрим
основные
по-
нятия. Запишем определение
в
тетради:
Модель
–
это
искусственно
созданный
объект, дающий упрощенное
представление
о
реальном
объекте.
Всем
известна
модель
из
географии: глобус – это мо-
дель Земли.
Если
глобус
–
это
модель
земного шара, то чем явля-
ется Земной шар для глобус?
После ответа учеников, учи-
тель
щелкает
правой
кноп-
кой мыши и на слайде появ-
ляется правильный ответ.
Действительно, Земной шар
для глобуса – это оригинал.
Также
есть
второе
назва-
ние
–
прототип.
Запишем
определение:
Объект,
для
которого
создана
модель,
называется оригиналом или
прототипом.
Правильно ответивший уче-
ник получает 2 балла.
Слайд 4. Основные понятия
Следующим
немаловажным
понятием является понятие
информационная модель. За-
пишем определение:
Информационная модель –
это совокупность информа-
ции об объекте, описываю-
щая свойства и состояние
объекта.
Перед Вами представлены
примеры некоторых инфор-
мационных моделей: рису-
нок, таблица, формулы.
Какие Вы знаете информа-
ционные модели? (Возмож-
ные ответы: словесное опи-
сание, схемы, чертежи, схе-
мы и т.д.)
Правильно ответивший уче-
ник получает 2 балла.
Слайд 5. Этапы моделирования
Слайд с анимацией.
Прежде
чем
моделировать
какой-либо
процесс,
по-
смотрите на основные эта-
пы моделирования. Запишем
их:
1. Постановка задачи.
2. Системный анализ.
3. Математическая поста-
новка задачи.
4. Разработка или выбор
программного продукта.
5. Решение задачи.
Слайд 6. Графические информацион-
ные модели
Наиболее
популярными
яв-
ляются графические инфор-
мационные
модели.
К
ним
относится: карта местно-
сти, чертеж, схема, график,
граф.
Слайд 7. Карта местности
Карта
местности
–
это
уменьшенное
изображение
участка
земной
поверхно-
сти. Запишем это определе-
ние.
Очень удобное и легкое в ис-
пользование
приложение
Яндекс
Карты
дает
не
только
возможность
по-
смотреть карту местности
нужного
Вам
участка
местности, но и ее панора-
му.
Слайд 8. Чертежи
Чертеж – это изображение
объекта на плоскости с ука-
занием размеров.
Существует
множество
программ,
которые
авто-
матизируют процесс черче-
ния. Например: Компас, Au-
toCad.
Слайд 9. Программа Компас 3D
Например,
программа
Ком-
пас
3D
компании
АСКОН,
позволяет с помощью спро-
ектированного
2D
чертежа
получить 3D модель любой
необходимой детали.
Слайд 10. Схема
Схема – это описание объ-
екта в общих, главных чер-
тах.
Примерами являются: схема
подключения
двухклавишно-
го выключателя. Схема вы-
шивки,
представленные
на
слайде.
Слайд 11. Схема Московского мет-
рополитена
Удобное приложение Яндекс
Метро,
может
ни
только
посмотреть на какой стан-
ции необходимо сделать пе-
ресадку для того чтобы до-
браться
до
нужной
стан-
ции, но и подсчитает при-
мерное время в пути.
Кроме ПК данное приложе-
ние доступно и для мобиль-
ных
устройств
и
планше-
тов.
Кто пользовался этим при-
ложением
или
слышал
о
нём? Дети поднимают руки.
Слайд 12. График
График
–
это
модель
про-
цесса.
Определение
необхо-
димо написать в тетрадь.
Например,
на
слайде
пред-
ставлен
график
изменения
температуры в мае.
Слайд 13.
Существует
множество
графопостроителей,
как
отдельные
программные
продукты, так и те кото-
рые не требуют установки
на компьютере, а доступны
через Интернет.
На
слайде представлен
ад-
рес
и
фрагмент
графопо-
строителя организации Им-
перия чисел.
Слайд 14. Графы
Граф – это множество то-
чек
(вершин) и
множество
линий (ребер), соединяющих
между собой все или часть
этих точек (вершин).
Определение
запишем
в
тетрадь.
Слайд 15. Виды графов
Слайд с анимацией.
Графы бывают ориентиро-
ванные,
неориентированные
и взвешенные.
Запишем виды графов и со-
ответствующие примеры.
Слайд 16. Вопрос 1
Слайд с анимацией.
Перейдем к вопроснику.
Что поставить вместо зна-
ка «вопрос»?
Правильные ответы: Модель
(сверху), Оригинал или про-
тотип (снизу).
Правильные ответы появля-
ются
при
щелчке
правой
кнопки мыши.
Правильно ответивший уче-
ник получает 2 балла.
Слайд 17. Вопрос 2
Слайд с анимацией.
Расставьте
в
правильном
порядке этапы моделирова-
ния.
Правильная расстановке по-
явиться при нажатии на пра-
вую кнопку мыши.
Правильно ответивший уче-
ник получает 3 балла.
Слайд 18. Вопрос 3
Выберите правильный адрес
Интернет-ресурса
для
про-
смотра
схемы
московского
метрополитена.
Правильный ответ появиться
при нажатии правой кнопки
мыши.
Правильно ответивший уче-
ник получает 2 балла.
Рефлексия
Слайд 19. Домашнее задание
Выполнение: в тетради
•
Изучить основные по-
нятия, пройденные на уро-
ке.
•
Выполнить в тетради
графическую модель своей
комнаты. Указать что
это: схема, чертеж или
карта.
•
Выбрать два предме-
та, которые преподаются
у вас в школе. Нарисовать
график успеваемости по
этим предметам за теку-
щий месяц.
Оценивание:
Оценка «5» - все выполнено в
соответствие с требовани-
ями, правильно выполнены
все этапы моделирования;
Оценка «4» - все незначи-
тельные ошибки про оформ-
ление работы, есть незна-
чительные ошибки в этапах
моделирования. Оценка вы-
ставляется при полном ис-
правлении всех указанных
ошибок.
Оценка «3» - есть значи-
тельные ошибки при оформ-
ление работы, есть значи-
тельные ошибки в этапах
моделирования. Оценка вы-
ставляется при полном ис-
правлении всех указанных
ошибок.
Задание будет вывешено в
электронном журнале, в
случае, если Вы не успеваете
его выполнить на этом уро-
ке.
Окончание
урока
Слайд 20. Спасибо Всем за урок!
Спасибо всем за урок!