Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: картотека
Тема: "Игры для развития речи детей 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование
Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных,
вида и наклонения глаголов
Угадай-ка
Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласо-
вании существительного и прилагательного в роде.
***
Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
- Летом гуляет, а зимой спит.(Медведь)
- Большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь? (воспитатель
чётко произносит окончания)
- Коричневая, весёлая, смешная – это мишка или обезьяна? (какая?)
- Косолапая, большелапая, меховая? (медведица)
- Синий, блестящий, большой – это кувшин или ваза?
- Белая с голубыми цветами – это блюдо или ваза?
Загадки могут быть различными, в зависимости от лексической темы.
Узнай по описанию
Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании су-
ществительного и прилагательного в роде.
Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрёшка,
блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и
чашка, зелёные ведро и совок, большая тарелка.
***
Воспитатель: она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требу-
ется для игры в песок, оно большое, зелёное…(ведро); им играют с песком,
он большой, зелёный…(совок);
Аналогичные игры с теми же или другими предметами могут быть органи-
зованы на основе сюжетов «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Мага-
зин игрушек».
Чего не стало?
Цель: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественно-
го числа существительных.
Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображениями фруктов и ово-
щей.
***
В гости к детям приходит Петрушка. Воспитатель говорит от его имени. Здоровается.
Предлагает рассмотреть открытки. Показывает по одной и дети называют то, что на-
рисовано. Названные открытки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону ока-
зались существительные с нулевым окончанием.
Петрушка предлагает поиграть в игру «Чего не стало?» На стенде оставляют пять кар-
тинок, например: яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины, лимоны (справа).
Петрушка. Ребята, запомните хорошо картинки, закройте глаза. (прячет бананы, на их
место ставит огурцы). Теперь откройте глаза, чего не стало? Что появилось? Снова за-
кройте. (Убирает яблоки, ставит груши). Чего не стало?
Если дети ошибаются, воспитатель даёт образец: «Не стало яблок, не стало бананов».
Можно использовать картинки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок,
ландышей, тюльпанов, роз. Можно провести игру с предметами: кисточками, краска-
ми, карандашами, ножницами, тетрадями, свечами, ключами.
Чего не хватает Мише,
чтобы пойти на прогулку?
Цель: формировать умение образовывать формы родительного падежа мно-
жественного числа существительных.
Материалы:картинки с изображениями зимней одежды: валенок, варежек,
носков, шарфа, пальто, шубы, шапки и др.
***
Воспитатель: я вам расскажу историю про двух мальчиков, Толю и Мишу. Толя акку-
ратный. У него вся одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда ле-
жит у него в шкафчике? (Дети называют, а воспитатель выставляет на стенде соответ-
ствующие картинки).
Толя быстро собрался на прогулку (перечислить предметы одежды, убрать со стенда)
А Миша никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал оде-
жду. Миша нашёл только шарф и шапку. Чего ещё не хватает Мише, чтобы пойти на
прогулку? (Дети называют, а воспитатель выставляет на стенде соответствующие кар-
тинки).
Кафетерий
Цель: познакомить с неизменяемыми словами.
Материалы: поднос с кубиками.
***
Воспитатель. У нас открылся кафетерий. Вы можете отдохнуть там и выпить чаю,
сока, кофе или какао. Я хотела бы чашечку какао. А вам кофе? Кофе должен быть с
молоком или чёрный? А вам налить чаю? Какой чай вы предпочитаете – с молоком
или с лимоном?
(Воспитатель обходит детей, протягивая им поднос с кубиками. Дети говорят, чего
они хотели бы выпить, «пробуют» напитки.)
Ребята, а вы обратили внимание, что слова кофе и какао не изменяются? Мы говорим:
выпить сока, чаю; выпить кофе, какао.
Ателье
Цель: познакомить с неизменяемыми словами.
Материалы: куклы из картона, лист картона с вырезанным силуэтом пальто (по разме-
ру куклы), разноцветная бумага и накладные бумажные детали: карманы, манжеты, пу-
говицы, воротники, ножницы.
***
Воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать для пальто ткань (цветная бу-
мага) и фасон. Отбирая вместе с детьми материалы и детали, задаёт вопросы.
1.Какого цвета будет пальто?
2.У пальто будут карманы?
3.Где у пальто будут пуговицы?
4.Рукава у пальто будут с манжетами?
В соответствии с выбором ребёнка вычерчивается и вырезается пальто, которое
примеряют кукле.
Воспитатель. Очень красивое пальто получилось. А вы заметили, какое это интересное
слово – пальто? Оно никогда не изменяется. Мы так и говорим: одет в пальто, у пальто
рукава и карманы, пойду гулять в пальто или без пальто. Правда, интересно?
Петрушкины команды
Цель: формировать умение образовывать формы единственного и множественного чис-
ла глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать.
Материал: кукла Петрушка.
***
Появляется Петрушка, воспитатель от его имени здоровается с детьми. Петрушка
предлагает поиграть и говорит, что будет отдавать команды.
Петрушка. Скачите, пляшите, нарисуйте в воздухе круг, потанцуйте, попрыгайте на од-
ной ноге. (Дети выполняют).
Воспитатель. Ребята, вы тоже можете попросить Петрушку выполнить команды. Когда
будете просить , не забывайте волшебное слово «пожалуйста». (Дети по очереди и вме-
сте просят).
Петрушка. Какие интересные слова я услышал. Когда говорит один человек, то произ-
носит я хочу, он хочет, а когда говорят несколько человек, то произносят мы хотим,
они хотят.
Вы хотите? – Мы хотим
Цель: формировать умение образовывать разные формы глагола хотеть (хочу – хочет,
хотим – хотят).
***
Воспитатель. Вы умеете делать много разных дел: бегать, прыгать, петь, танцевать, иг-
рать. Сейчас я хочу поиграть в одну игру. А вы хотите? Как сказать правильно? Мы …
хотим. Подумайте, что каждый из вас хочет сделать: погулять, похлопать в ладоши,
попрыгать и …. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они сделать то же, или
меня – хочу ли я. Тот кто спросит и ответит правильно, может исполнить своё желание.
Я хочу похлопать в ладоши, а ты …, хочешь? Похлопай. Кто тоже хочет похлопать?
Как много детей хотят того же! Скажите о своём желании все вместе: мы хотим похло-
пать в ладоши. (Так игра продолжается с различными желаниями.)
Можно предложить сказать своё желание вдвоём, общим ответом.
Зайка, сделай!
Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов
(спой, танцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).
Материал: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краски, вода, тряпочка
для вытирания кистей.
***
К детям приезжает заяц на машине.
Воспитатель. Посмотрите, зайка что-то привёз. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем
всё это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, пля-
сать, высоко скакать, любит ездить на машине.
Давайте поиграем с зайкой. Вы будете отдавать команды, а заяц выполнять, если вы-
сказывание будет сформулировано правильно.
Если ребёнок ошибается, заяц не двигается, ждёт, когда ошибка будет исправлена.
После игры заяц прощается и уезжает.
Почтальон принёс открытки
Цель: формировать умение образовывать форму настоящего времени глаголов.
Материал: открытки, на которых изображены люди и животные, выполняющие раз-
личные действия.
***
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит из комнаты и возвращается с пачкой
открыток.
Воспитатель. Ребята, почтальон принёс нам открытки. Давайте их вместе рассмотрим.
Кто на этой открытке? Что он делает? (Дети отвечают).
Воспитатель раздаёт открытки детям и просит каждого запомнить свою, сказать,
кто на ней и что делает.
Таким образом, рассматривается 4-5 открыток. Затем воспитатель спрашивает,
запомнили ли дети свои открытки: «Снеговики танцуют – чья открытка? Мишка ба-
рабанит – чья?»
В детском саду игра проводится с небольшой подгруппой детей. После того как дети
рассмотрят открытки, воспитатель собирает их и предлагает убрать в альбом.
Прятки
Цель: формировать умение выполнять действия, основанные на понимании словесных
инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением (в, на,
за, под, около, между, рядом, слева от, справа).
Материал: очень мелкие игрушки – комар, муха, шмель, пчела, оса (делаются из цел-
лофана или фольги; могут быть разные или какое-то одно насекомое).
***
Воспитатель заранее прячет незаметно игрушки в разных местах комнаты.
Воспитатель. Дети, нам пришло письмо. В нём сообщается, что в комнату прилетели и
поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет,
что кто-то спрятался в верхнем первом ящике письменного стола.
Воспитатель спрашивает, кто пойдёт на поиски. Вызвавшийся ребёнок ищет спря-
танное. Кто-то спрятался в уголке игрушек за шкафом, кто-то под кукольной крова-
тью, кто-то на столе справа от среднего окна. При каждом очередном сообщении
ребёнок находит непрошенного гостя. Всех насекомых дети сажают в коробку и до-
говариваются, что будут с ними дружить и играть в прятки.
Игры на словообразование
Что изменилось?
Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на,
между, около).
Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.
***
На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.
Воспитатель. Сейчас мы проведём игру на внимание. Запомните, какая игрушка где
стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней
ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой.)
Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра по-
вторяется 5-6 раз.
Страшный зверь
Цель: формировать умение соотносить названия взрослых животных с названиями их
детёнышей.
Материал: игрушки или картинки: кошка с котятами; собака с шенятами; курица с
цыплятами; утка с утятами; сорока.
***
Воспитатель читает рассказ и делает паузы, дети должны вставить подходящие по
смыслу слова.
Воспитатель (сопровождает рассказ показом игрушек).У Девочки Вари были кошка с
…(котятами), собака со …(щенятами), утка с …(утятами), курица с …(цыплята-
ми).
Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята и цыплята смотрели
на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам.
Котята к …(кошке), щенята к …(собаке), утята к …(утке), цыплята к ...(курице). Успо-
коили мамы своих детёнышей, и снова утята прибежали к воде. От кошки вернулись к
реке …(котята),от собаки …(щенята),от курицы …(цыплята).И вдруг снова: «Тра-
та-та!» Опять побежали малыши к своим мамам: утята к …(утке), щенята к …(соба-
ке), цыплята к …(курице).И спрашивают: «Кто так страшно трещит?» Смотрят, метну-
лась в воздухе к лесу какая-то птица: сама чёрная, бока белые, хвост длинный. Затре-
щала: «Тра-та-та!»- да и скрылась. Кто же напугал малышей- утят, щенят, котят, цып-
лят?(Демонстрирует картинку-подсказку после первых ответов детей).Как вы думае-
те, нужно ли сороку бояться?
День рождения Пуха
Цель: формировать умение соотносить названия взрослых животных с названиями их
детёнышей, использовать эти слова в речи.
Материал: игрушки или картинки: котёнок, свинья с поросятами, белка с бельчатами,
слониха со слонятами, зайчиха с зайчатами.
***
Воспитатель рассказывает историю про котёнка Пуха и сопровождает свой рассказ
действиями с игрушками. Дети вставляют подходящие по смыслу слова и отвечают
на вопросы.
Воспитатель. Жил был котёнок Пух. Почему его так звали? (Он был пушистый).На
день рождения к Пуху пришли друзья-малыши со своими мамами. Пришла свинья с
малышами …. Поросята маленькие, розовые. Хвост крючком, нос пятачком. Пятачок
дырявый, а крючок вертлявый. Вслед за поросятами прибежали белочка и её малыши
…. Мама зайчиха привела своих …, а слониха …. Мамы сели в стороне(воспитатель
располагает игрушки полукругом слева), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух
стал водить, а остальные прятаться. (воспитатель прячет игрушки за ширму). Попря-
тались малыши. Искал, искал Пух. На столе- нет, под столом- нет. Наконец отыскал и
бельчат, и поросят, и слонят. (Воспитатель ставит детёнышей к мамам).А кого- то
Пух не нашёл. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна?(Пропали зайча-
та).Нашлись зайчата, вот они. (И т.д. игра продолжается)
Что за животное?
Цель: формировать умение точно использовать названия детёнышей животных в
единственном и множественном числе.
***
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигрёнка (рычит,
растопыривает пальцы).
Воспитатель. Кого я изобразила, кто это? (Тигр.) А кто детёныш у тигра? Один - ти-
грёнок, а если их много, как мы скажем? (Тигрята.)Изобразите тигрят.
Воспитатель даёт шёпотом одному из детей задание изобразить котёнка. Котёнок
лапкой моет мордочку, мурлычет. Отгадайте, кто это?
Дети. Котёнок.
Аналогичное задание даётся ещё нескольким детям.
А теперь кто у нас? (Котята.)Котята испугались и убежали и не стало кого? (Котят.)
Аналогично дети изображают и называют козлёнка, козлят, утёнка, утят. Затем
козлята и утята убегают («Не стало козлят, не стало утят»). Дети могут, если за-
хотят, придумать и загадать загадки и о детёнышах других животных.
Чаепитие
Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.
Материал: чайник, чай (завара), чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с
молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.
***
Воспитатель ставит на стол самовар. Приглашает детей сесть вокруг.
Воспитатель. Сегодня день рождения у Пети. Сейчас состоится чаепитие. Чай будем
пить из самовара. Нужно заварить чай. В чём заваривают чай? А какая должна быть
вода? Сейчас возьмём заварку, положим её в чайник и зальём очень горячей водой, ки-
пятком. Пусть чай настоится. А мы пока накроем на стол. Из чего будем пить чай? Куда
положим сахар, салфетки, конфеты? (Ответы детей.) Чай можно пить с молоком. Для
чая нужен чайник, для кофе – кофейник, а для молока…(молочник).
По ходу разговора воспитатель ставит на стол всё, что называют дети.
Что для чего
Цель: формировать умение использовать в речи глаголы в неопределённой форме,
конструкции сложноподчинённого предложения.
Материал6 картинки с изображениями предметов(реальные предметы), которыми
пользуются при умывании, одевании и т.д. (мыло, зубная щётка, полотенце, зубная па-
ста, заколка, лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки,
ботинки и т.д.), кукла.
***
Воспитатель знакомит детей с куклой. Затем дети вместе с воспитателем
рассматривают картинки называют их.Далее кукла показывает картинки по одной, а
дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет. В дальнейшем
кто – то из детей (с завязанными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по
его функции и называет его.
Чьё, чьё? Моё!
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовы-
вать существительное и прилагательное в роде.
Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).
***
Воспитатель складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату
вместе с сорокой.
Воспитатель. Это сорока – воровка. Она насобирала много вещей у нас в комнате, всё
схватила, что плохо лежит. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё!» Давайте кА
рассмотрим, что чьё? Это что? (Туфли.) Чьи туфли? (Ответы.)
Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина. (Чей? Чья? Чьё?)
Хозяин получает свою вещь и убирает её на место.
Игры на развитие понимания смысловой стороны слова
Ты кто?
Цель: формировать умения употреблять в речи глаголы, называть признаки предметов.
***
К детям приходит кукла Таня, воспитатель от её имени читает стихотворение «Иг-
рушки» А.Барто.
Воспитатель: О ком говорит Таня? (О козлёнке.) Что она о нём рассказала? Что Таня
делала? (Говорила стихи, рассказывала.) Что она сейчас делает? (Сидит, стоит, ма-
шет рукой.) Сначала вы слышали Танин голос, она говорила, а теперь она…(молчит,
замолчала).
Как вы думаете, что Таня умеет делать?
А теперь расскажите ей, что вы умеете делать. (Рисовать, мыть посуду, играть, гу-
лять и т.п.)
У Тани был козлёнок, а у вас будут другие животные. Сейчас я вам раздам картинки, и
вы превратитесь в животных, которые на них нарисованы.
Ты кто? (Собачка, слонёнок, волчонок, тигрёнок и т.п.) Какой ты тигрёнок? (Полоса-
тый, пушистый, красивый.) Что ты умеешь делать? (Рычать, играть, резвиться.)
Таким образом опрашиваются все играющие. В случае затруднения воспитатель при-
влекает к ответам других детей.
Кто играет с Таней?
Цель: формировать умения называть признаки предмета, соотносить предмет с дей-
ствием, пользоваться вежливой формой обращения; осмыслить значение слова гла-
дить.
***
В гости к кукле Тане приходит котёнок. Дети рассматривают его и отвечают на во-
просы воспитателя.
Воспитатель. Какой котёнок? Что умеет делать котёнок? Что он будет делать, если его
погладить? Котёнок убежал. Ласково попросите его вернуться.
Дети. Котёнок, дорогой, вернись к нам пожалуйста.
Воспитатель. Вернулся котёнок. Обрадовалась Таня, решила его погладить. Что дела-
ет Таня? (Гладит.) Кого? (Котёнка.) как ведёт себя котёнок, когда его гладят? (Выгиба-
ет спинку, весело мурлычет.) Решил котёнок пойти на улицу погулять. А Таня говорит:
«Надо платье и маечку погладить». Что ей для этого нужно? (Утюг.) Для чего нужен
утюг? (Гладить.) Что можно гладить утюгом? Как всё это назвать одним словом? (Оде-
жда.) Погладила Таня свою одежду, надела, повязала котёнку на шею выглаженный
бантик. Погладила Таня котёнка, он радостно замяукал, и они пошли гулять. Кого
погладила Таня? Что можно погладить? Кого ещё можно погладить? (Собачку, девочку,
зайчика и т.д.)
Подбери другие слова
Цель: формировать умение подбирать подходящие слова.
***
Кукла Таня (загадывает загадки)
Скатерть бела
Весь мир одела.
Всё белым-бело сегодня,
И светло, хоть солнца нет.
С неба сыплется холодный,
Белый-белый мягкий …(снег).
Какие ещё слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег, снеж?
Дети. Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный.
Кто сумеет похвалить?
Цель: формировать умение подбирать определения к существительным, согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Материал: кукла Буратино.
***
Воспитатель. Буратино принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать,
а вы- хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на каторой нарисовано
яблоко. Можно так похвалить яблоко: яблоко вкусное или яблоко румяное. А хлеб как
можно похвалить? (Хлеб мягкий.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Бурати-
но подарит картинку.
Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, лиса, заяц,
мальчик и др.
Какая, какой, какое?
Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.
***
Воспитатель называет какой- нибудь предмет, а дети по очереди называют как
можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Белка – пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.
Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная.
Мяч – резиновый, круглый, большой, синий.
Дом – деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пу-
стой, новый, двухэтажный, многоэтажный.
Задумай слово
Цели: систематизировать представления о значении слов, учить выражать свои мысли в
краткой форме, подбирать слова- названия качеств, предметов, действий.
***
Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только объясня-
ет, что это за предмет, каковы его признаки, что с ним можно делать или что он де-
лает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например:
- он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок);
- он кукарекает, разноцветный, голосистый (петух);
- она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);
- она оранжевая, длинная, вкусная (морковка);
- оно белое, плывёт по небу (облако).