Автор: Губарь Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 65
Населённый пункт: Санкт-петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно- нравственное воспитание"
Раздел: дошкольное образование
Духовно- Нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание и развитие –один из аспектов воспитания , направленный
на усвоение подростающими поколениями высших духоных ценностей. Именно духовно-
нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий
взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно
предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего
устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно
не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей
закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические
представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с
вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая
объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей
нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко
всем религиям.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со
своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении –
вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству,
некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес
этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить
любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с
культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к народному творчеству.
Я считаю что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное
отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на
протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы
сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная
педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить,
что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как
очерствление личности, бездуховность общества.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру,
историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать
смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто
невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные
праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости,
души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д.
Ушинского « Задача воспитания- пробудить внимание к духовной жизни…Если наш воспитанник
знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично но в нем не
пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному- вы не достигли цели воспитания.»
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства,
уклонение от зла и выбор добра;
гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и
людям, сочувствие и сострадание;
естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных
процессов, законов развития и становления;
культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и
традициями;
государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с
законодательством РФ.
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств
личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной
культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
познание и прививание православной культуры и традиций;
раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру
и людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка;
защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники,
проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»;
весной— «Праздник 8 марта». Они выражают национальный характер и самобытность времени ,а
также являются яркой формой работы педагогов, родителей и детей, которые объединены
совместными действиями, общим переживанием.
На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность
прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с
фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например,
знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», дети знакомились с
различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой
росписи. С приходом весны ребята учились изображать из солёного теста пасхальные яйца,
украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой
нашей страны.
Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой
невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания
складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен
объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития
эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно
родители ответственны за развитие своего крохи.