Напоминание

"Духовно- нравственное воспитание"


Автор: Губарь Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 65
Населённый пункт: Санкт-петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно- нравственное воспитание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно- Нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание и развитие –один из аспектов воспитания , направленный

на усвоение подростающими поколениями высших духоных ценностей. Именно духовно-

нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий

взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно

предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего

устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно

не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей

закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические

представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с

вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая

объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей

нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко

всем религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со

своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении –

вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству,

некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес

этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить

любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с

культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к народному творчеству.

Я считаю что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное

отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на

протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы

сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная

педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить,

что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как

очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру,

историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать

смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто

невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные

праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости,

души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д.

Ушинского « Задача воспитания- пробудить внимание к духовной жизни…Если наш воспитанник

знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично но в нем не

пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному- вы не достигли цели воспитания.»

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства,

уклонение от зла и выбор добра;

гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и

людям, сочувствие и сострадание;

естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных

процессов, законов развития и становления;

культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и

традициями;

государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с

законодательством РФ.

Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств

личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной

культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

познание и прививание православной культуры и традиций;

раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;

гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;

формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру

и людям;

одухотворение жизненного пространства ребенка;

защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники,

проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»;

весной— «Праздник 8 марта». Они выражают национальный характер и самобытность времени ,а

также являются яркой формой работы педагогов, родителей и детей, которые объединены

совместными действиями, общим переживанием.

На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность

прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с

фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например,

знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», дети знакомились с

различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой

росписи. С приходом весны ребята учились изображать из солёного теста пасхальные яйца,

украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой

нашей страны.

Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой

невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания

складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен

объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития

эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно

родители ответственны за развитие своего крохи.



В раздел образования