Напоминание

"Обучение музыке в школе как важнейшее средство формирования гармоничной личности"/ из опыта педагогической работы: концепция музыкально - эстетического отделения общеобразовательной школы


Автор: Разгуляева Ольга Гимновна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28
Населённый пункт: Г. Кострома
Наименование материала: Презентация
Тема: "Обучение музыке в школе как важнейшее средство формирования гармоничной личности"/ из опыта педагогической работы: концепция музыкально - эстетического отделения общеобразовательной школы
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы «Гимназия №28»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Обучение музыке в школе как важнейшее средство

формирования гармоничной личности»

/из опыта работы:

концепция музыкально-эстетического отделения

общеобразовательной школы/

Автор: Разгуляева Ольга Гимновна,

преподаватель хоровых дисциплин

высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования РФ.

Кострома, 2018 год

Музыка облагораживает нравы…

Аристотель.

Понятие «образованный человек»

по-гречески

звучит

как «мусический», то есть

получивший

музыкальное образование.

Пифагорийцы, как известно, пользовались музыкой для «воспитания юношества,

изменения характеров и лечения болезней».

«Мыслить звуками – это выше, чем мыслить в понятиях», - считали западно-

европейские романтики: Гофман, Новалис, Тик.

Русский педагог Василий Александрович Сухомлинский был убеждён, что «музыка –

могучий источник мысли», а потому «без музыкального воспитания невозможно полноценное

умственное развитие» личности.

Приведём и варианты русских соответствий слова

«музыка»:

лад, согласие, созвучие,

пропорция, гармония, красота.

Исходя из этого, мы полагаем, что обучение музыке необходимо, а концепция

развития

музыкального

отделения

гимназии

может

быть

замечательно

выражена

сентенцией

русского

писателя

В.

Одоевского: «Музыка

в

бОльшей

связи

с

нравственными поступками, нежели обыкновенно думают».

I.

Современные

исследователи

доказали,

что

у

истоков

любой

человеческой

коммуникации, являясь универсальным «кодом» к сознанию,

лежит

интонация. Умение

интонировать собственную речевую и музыкальную фразу так, чтобы тебя поняли, а также

улавливать чужие оттенки тона – очень важная компетенция личности. И её можно и нужно

у ребёнка сформировать.

Именно в целях совершенствования системы духовного воспитания подрастающего

поколения, а также дальнейшего развития начального профессионального

образования в

области

искусства, решением

исполнительного

комитета

Костромского

городского

Совета народных депутатов с 1 сентября 1978 года на базе восьмилетней школы № 28 с

продлённым

учебным

днём

открыта

детская

хоровая

школа

с

контингентом

в

160

человек.

Для повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития у учащихся

музыкально-эстетической культуры, получения учащимися, наряду с общим, музыкального

образования, с 1 сентября 1990 года на базе неполной средней школы № 28 и музыкально-

хоровой школы создана общеобразовательная музыкально-хоровая школа-комплекс № 28 с

единым руководством.

В учреждении были организованы два отделения:

1) отделение общеобразовательной подготовки;

2) музыкально-хоровое отделение.

Как инициатором создания, так и руководителем школы-комплекса в течение 10 лет был

Заслуженный учитель школы Российской Федерации, Почётный житель города Костромы

Морев

Константин

Андреевич.

В

1987

году

руководство

школой

принял

Пильщиков

Александр Алексеевич.

Основной

идеей

воспитательной

системы,

объединившей

деятельность

общеобразовательной и музыкально-хоровой школ, была оптимальная – и достаточная, и

разумная – учебная занятость детей, то есть создание школьного «Дома радости».

Педагогическим коллективом созданного учреждения был найден соответствующий

вариант

режима

полного

дня,

чем

обеспечена

разновидность

общественно-полезной

деятельности

ребят:

отныне

все

учащиеся

были

заняты

в

музыкально-исполнительских

коллективах.

Вскоре школа-комплекс получила признание у общественности города и области.

Передовой опыт педагогического коллектива распространялся по Российской Федерации.

Именно в этих условиях стало возможным заявить о готовности

реорганизации школы-

комплекса в гимназию. Так в 1992 году школе был присвоен новый статус – «Классическая

гимназия»…

II. Нам давно ясно, что язык искусства – универсальный язык познания самого себя и

окружающегося мира. Вот почему музыкально-эстетическое просвещение стало одним из

важнейших звеньев в системе обеспечения гимназического образования.

Регулярные

занятия

музыкой

общая

и

возрастная

психология

считает

универсальным

способом улучшения успеваемости по всем предметам:

- дети, занимающиеся музыкой (даже если происходит это только по настоянию

родителей),

согласно

наблюдениям

учёных,

значительно

усидчивее,

трудолюбивее

и

эмоционально устойчивее своих сверстников;

-

музыка развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное,

чувственное;

- музыка воздействует на все виды памяти: зрительную, моторную, образную.

Так, например, одной из причин неграмотного письма является вовсе не нежелание

учить правила, а то, что в раннем возрасте у ребёнка не были сформированы связи

между слуховым анализатором и двигательной системой. Игра же на музыкальном

инструменте формирует чувство ритма, развивает координацию между слухом и

моторикой

рук

и

пальцев.

У

ребёнка

постепенно

вырабатывается

навык

синхронизировать различные действия и воспринимать абстрактные понятия.

В

настоящее

время

научно

обосновано,

что

классические

музыкальные

произведения, особенно таких мастеров, как Бах, Бетховен, Моцарт, Чайковский,

Мендельсон,

вызывают

у

нас

положительные

эмоции,

нормализуют

ряд

физиологических процессов у многих людей, даже во время сна.

Французский

музыкант

Фабьен

Маман,

специалист

в

области

биоэнергетики,

основатель французской Академии звука, цвета и движения, в процессе совместной

работы с биологом Э.Гримом установил, что звучание определенной ноты влияет на

изменение не только цвета, но и формы клетки крови. Оказалось, что нота «до»

заставляет клетку крови вытягиваться в длину, а «ля» оказывает сильное воздействие

на клетки раковой опухоли. Существуют слайды, на которых видно как разрушаются

раковые клетки во время воздействия на них звучанием ноты «ля».

Звук

представляет

собою

энергетическую

вибрацию,

которая

воздействует

на

человека. Недаром звуки неприятные являются разрушительными, и, напротив, давно

доказано

созидательное

воздействие

на

психическое

и

физическое

состояние

гармоничных построений.

О

музыке

далекого

будущего

английский

композитор

и

пианист

Кирилл

Скотт

говорит: «До сих пор мы в нашей земной музыке едва могли передать отдаленное эхо

музыки

сфер,

в

будущем

же

нам

будет

дано

изобразить

великую

космическую

симфонию.

В

этой

неподражаемой

песне

единения

включается

синтез

любви,

мудрости, знания и радости, и, если человек когда-нибудь услышит это на Земле и

будет пронизан этим божественным влиянием, он приобретет вечное сознание этих

качеств».

III. Итак, основная цель деятельности музыкально-эстетического отделения – создание

единого образовательного пространства, одновременно с общенаучным способствующего

всестороннему

развитию

духовной

и

эмоциональной

сферы

ребёнка,

становлению

и

развитию

личности,

воспитание

устойчивого

стремления

к

самореализации

через

приобщение к искусству.

Учебные занятия на музыкально-эстетическом отделении гимназии проходят в следующих

формах:

- классные занятия;

- групповые занятия;

- индивидуальные занятия;

- факультативные занятия;

- коллективные занятия (сводные репетиции хоров, оркестра, ансамблей).

1.

Классные

занятия

проходят

по предметам

культурологического

цикла,

которые

формируют

эстетическую

культуру

учащихся,

-

это «Слушание музыки»

и «МХК»

/мировая художественная культура/.

Основные задачи предметов культурологического цикла:

- развитие художественно-образного мышления, являющегося одним из ведущих способов

постижения мира (наряду с научным способом);

-

формирование творческой личности с развитым художественным вкусом, развитие

универсальных

способностей

личности

(фантазии,

воображения,

артистизма

и

т.д.),

необходимых в любых сферах деятельности человека;

-

формирование

духовно

развитой

личности

учащегося,

его

идейно-нравственных

убеждений, эстетических идеалов, составляющих основу мировоззрения.

Особое значение при подготовке урока искусства имеет принцип пробуждения интереса,

увлечённости

объектом

изучения,

без

которых

невозможно

достичь

положительных

результатов в обучении и воспитании.

2. Фундаментом для изучения всех музыкальных дисциплин в гимназии является курс

«Сольфеджио».

Любую мелодию можно «рассчитать», разложить на составные части, поэтому, осваивая

музыкальную грамоту, малыш постигает основы логического мышления.

Основной формой организации учебных занятий являются групповые занятия.

Основные задачи преподавания предмета:

-

воспитание

просвещённых

любителей

музыкального

искусства,

свободно

ориентирующихся в теории музыки, способных применить эти знания на практике;

- формирование практической культуры учащихся;

- развитие творческих способностей и художественного вкуса школьника.

На

уроках

сольфеджио

основное

внимание

уделяется

музыкальной

практической

и

творческой деятельности учащихся. Педагоги пользуются универсальной формулой: «Знать –

слышать – действовать». На уроках сольфеджио используются урок-игра, урок-конкурс, урок-

соревнование, сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

3. Ведущим видом деятельности на отделении является хоровое пение.

О

влиянии

пения

на

здоровье

человека

также

говорят

научные

факты.

Хотя

чисто

физиологически пение – это работа голосообразующего органа гортани, которая находится

под контролем энергетического центра в основании шеи, в процессе воспроизведения песни,

мелодии человек может освободиться от гнёта своих забот, тягостных переживаний. Поющий

слышит оттенки своего голоса, отражающие его состояния. Таким образом, при помощи

пения человек как усиливает свою энергетику, так и исцеляет душу.

Недаром наука усматривает тесную связь между голосом и здоровьем человека. Голос

является

неким

индикатором

физического,

психического

и

духовного

состояния

человека.

Страх

звучит

отрывисто,

глухо.

Радость

звучит

громко,

переливчато,

нежность

тихо,

на

одной

ноте. Согласно

наблюдениям

учёных,

заболевания

организма человека отражаются на функции его гортани: соответственно, чем

лучше голос человека и чем чаще он поет, тем лучше его здоровье.

Н а групповых

занятиях по

хоровому

пению

в

начальной

школе

и

в

среднем

звене

закладываются основы вокально-хоровых навыков. В гимназии, наряду с традиционной

методикой русской певческой школы, педагоги используют инновационные технологии. В

том числе – методику учёного, вокального педагога, врача фониатора Виктора Емельянова.

/Подробное освещение системы работы данного направления МЭО содержат материалы

обобщения педагогического опыта «Из опыта воспитательной работы в хоровых классах

начальной школы общеобразовательного учебного учреждения»./

4.

Курс обучения игре на музыкальном инструменте выбирают сами учащиеся и

занимаются по классу:

- фортепиано,

- скрипки,

- флейты,

- баяна/аккордеона,

- балалайки/домры,

- гитары.

5.

Одним из видов деятельности учащихся гимназии, направленной на формирование

всесторонне

развитой,

творчески

потенциальной

личности,

являются

занятия

хореографией.

Курс «Хореография» ставит перед собой следующие задачи:

- организация двигательного режима учащихся, который обеспечивает активный отдых и

удовлетворяет

естественную

потребность

в

физической

разрядке

(увеличение

объема

двигательной

активности

оказывает

значительное

влияние

на

повышение

умственной

активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой

и нервной системы;

-

выработка у детей необходимых двигательных навыков, умений, знаний, а также

способности чувствовать ритм и согласовывать движения своего тела с музыкой;

- достижение эмоциональной выразительности (точная передача особенности танца, его

пластики;

- создание в процессе работы мышечного корсета, исправление недостатков осанки;

- привитие детям культуры общения с партнёром, другими окружающими.

IV. Сегодня, согласно локальным актам гимназии, каждое из МО музыкально-

эстетического отделения

регулярно

представляет уровень собственных достижений в

разных формах:

1 ) оценочной:

результаты

итоговой

и

промежуточной

аттестации

(академические

концерты по инструменту; рефераты и исследовательские работы по МХК; экзамен по

сольфеджио);

2 ) сценической:

участие

в

смотрах,

конкурсах

школьного,

городского,

регионального,

Российского и международного уровней, отчётные концерты.

Учитывая все сложности деятельности такого многоаспектного отделения, его

методические объединения наметили очередные перспективы в своей работе, что в свою

очередь включено в общую программу развития МБОУ Гимназии № 28 города Костромы.

Таким образом, проведённые преобразования сказались на работе обоих

отделений

самым

благотворным

образом: единство целей, творческое воодушевление

учителей

и

преподавателей

дали

положительные

результаты.

Дети

добились

исполнительских высот. Практически на данный момент

создан коллектив детей и

подростков

с

чётко

сформированной

мотивацией

к

учению,

заинтересованный

в

развитии творческих способностей и имеющий заметный потенциал

к активному

интеллектуальному труду.

____________________________________________________________________________

Использованы

материалы

из

личного

архива

и

архива

музыкально-эстетического

отделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города

Костромы «Гимназия № 28».



В раздел образования