Напоминание

Патриотическое воспитание в начальной школе


Автор: Ягудина Рушания Рашитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Национальная татарская гимназия"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Ягудина Рушания Рашитовна

Учитель начальных классов

МОУ «Национальная (татарская) гимназия»

Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения

общественной стабильности.

Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы,

народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к

Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это

происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он

начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу;

и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою

принадлежность к Отчизне.

В последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-

патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо

как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем

школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ,

гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за

то, каким будет будущее. Задача учителя – правильно организовать занятия

по данной тематике. Здесь требуется проявить творческий подход, а также

умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно –

исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и

своего региона. Одной из оптимальных форм проведения такого занятия

является внеклассное мероприятие. Целью занятий является введение

детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих

качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к

своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к

усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной

мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только не только

патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.

Начальная школа играет большую роль в патриотическом воспитании

детей, начиная с первого дня их прихода в школу. Именно в эти годы

раскрывается понятие «большая» и «малая Родина» , прививается любовь к

Родине, к месту, где он родился и вырос, к родному дому и школе.

Как и во всей стране, в нашей гимназии 1 сентября проводится урок

России. Дети знакомятся с государственными символами России,

Татарстана (герб, флаг, гимн) , ее природой, историей, музыкой,

литературой, народным фольклором русского и татарского народов,

искусством. Ребята узнают о знаменитых людях и героях России,

известных ученых и их открытиях; воспитывается чувство гордости за

свою страну и людей живущих в ней.

Ни для кого не секрет, что воспитание патриотических чувств детей

невозможно без формирования нравственной сферы личности ребенка, что

человек – патриот должен обладать определенными этическими

качествами. Еще древние философы говорили: «Чтобы стать патриотом,

важно стать хорошим человеком!»

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной

дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители

должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся

цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность

и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим:

отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут

в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек _ личность, и сердечная

теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.

Работа в начальной школе ведется по направлениям:

Историко - краеведческое направление.

Важным источником накопления нравственных принципов и понятий

является знакомство школьников с окружающим миром. В сентябре

проводятся беседы «День рождения города». Для детей организуются

экскурсии по городу, в краеведческий музей, конкурс рисунков на тему:

«Саратов- моя маленькая Родина», проходит конкурс стихов «Мой город».

Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что

индивидуальность ребёнка формируется в семье Школа и семья- два

важнейших воспитательно- образовательных института, которые

изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между

собой. С этой целью в школе ведется большая работа с родителями. В

течение года проводятся индивидуальные беседы с родителями,

направленные на выяснение вопросов семейного воспитания,

психологических взаимоотношений родителей с ребёнком, успеваемости и

посещаемости учащимися начальной школы. Систематически проводятся

родительские собрания, разнообразные по формам (организационные,

тематические).

Были проведены совместные мероприятия с родителями, такие как,

праздники: «Мама- солнышко моё», «Вместе дружная семья», «День

рождения класса», праздник «Бабушки и внуки», которые сближают детей

с родителями.

Военно- патриотическое направление

В феврале традиционно проходит месячник героико- патриотической

работы. В ходе месячника ребята участвуют в конкурсе чтецов «Этих дней

не смолкнет слава», проводятся встречи с ветеранами Великой

Отечественной войны. Днём пожилого человека (1 октября), дарят

открытки и сувениры, сделанные своими руками. В мае, посвященной

Великой Победе проводятся традиционные мероприятия (праздник

«Поклонимся Великим тем годам…», проходят уроки мужества на тему

«Подвиг не уходит в запас» , в которых активно принимают участие

учащиеся начальной школы. Дети с интересом посещают музей на

Соколовой горе, где проходят уроки рефлексии на такие темы, как:

«Предметы старины», «Блокадный Ленинград», «Саратов в годы войны» и

др.

Спортивно- патриотическое направление

В рамках данного направления проводятся такие мероприятия, как:

«Мама, папа, я- спортивная семья!», спортивные соревнования «Весёлые

старты», участие классов в Дне Здоровья.

Я хочу ознакомить Вас с одним из вариантов работы по патриотическому

воспитанию школьников на период обучения с 1-ого по 4-ый класс.

1 класс.

Изучение детей, семей. Социальное положение, традиции семьи, её

исторические корни. Творческий потенциал семьи. (Анкетирование,

беседы, посещение детей на дому - выборочно).

Мероприятия: тематические классные часы, праздники, экскурсии,

конкурсы, викторины, организация, организация выставок поделок и

рисунков.

С 1 класса начинается изучение традиций татарского народа. В апреле

проводится традиция татарского народа «Карга боткасы» («Каша для

грачей»).

Тематика классных часов и праздников, бесед может быть разнообразной.

Например: «Моя родословная», «Добро и зло»,»Мы теперь ученики»,

«Правила этикета». «Прощание с игрушкой», «Моя первая книга»,

«Прощание с Азбукой».

2 класс.

Организация коллективных дел при участии классного руководителя,

родителей, старшеклассников. Встречи с ветеранами трудового фронта.

Участие в смотре строя и песни, Дне здоровья.

Темы классных часов: «В дружбе - сила», «Волшебники добра», «Правда

и ложь», «Мир дому моему», «Приятного аппетита» (этикет за столом).

3-4 классы.

Организация и проведение дел творческого характера. Поиск книг об

истории родного края, о замечательных людях, о подвигах детей в военное

и мирное время, подготовка сообщений на заданную тему на классных

часах. Творческие письменные работы (изложения, сочинения). Изучение

военной лексики, крылатых слов и выражений. Создание диафильмов,

инсценировка произведений на патриотическую тему. Экскурсии в музей

Боевой славы, в Краеведческий музей, в культурный центр Радуга»,»Мир

дому моему», «Моя семья- моя Россия», «Цена ломтика», «На чём

основано взаимопонимание», «Добрые дела», «Ты и твои друзья»,

«Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна», «Труд в почёте

любой! Мир профессий большой».

Хочу вам зачитать выдержки из сочинений детей:

«Я живу в Солнечном посёлке. Четвёртый год учусь в начальной школе.

Наша гимназия- лучшая в городе. Многие дети всего города стремятся

попасть учиться именно в нашу гимназию. Весь секрет в учителях, в их

умении учить и понимать нас».

«Мне повезло с одноклассниками. У нас очень дружные и приветливые

ребята. Мы всегда готовы помочь друг другу в гимназии. После уроков мы

снова вместе играем, трудимся и занимаемся интересными делами».

И если ребёнок с детства будет бережно относиться к своим

национальным символам, с любовью относиться к родителям, к

окружающему миру, с добротой к животным, то с большей уверенностью

можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Закончить разговор хочу словами К. Д. Ушинского, который видел в

патриотизме не только важную задачу воспитания, но и могучее

педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет

человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный

ключ к сердцу человека».



В раздел образования