Напоминание

"Игры по типу темперамента ребенка"


Автор: Мельникова Ирина Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт: г. Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: "Игры по типу темперамента ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Внимательно наблюдая за ребёнком, вы наверняка определите особенности

его темперамента. В зависимости от этого и надо организовывать его досуг.

Пусть в чистом, то есть абсолютном виде тот или иной темперамент у

ребёнка встречается редко, но тем не менее преобладающие черты

определённого типа личности отчётливо видны с самых первых лет жизни у

каждого карапуза.

А так как преобладающим видом детской деятельности первые несколько лет

является игровая деятельность, то и подбирать игры для ребёнка необходимо

с учётом того типа темперамента ребёнка, который вы у него определите.

Конечно, любимые занятия малыши выбирают себе сами, но вы как родители

должны организовать игровой процесс так, чтобы помочь развиться

позитивным сторонам личности вашего ребёнка.

Темперамент ребёнка: дело для непоседы-холерика

Если вашему ребенку трудно справиться со своими эмоциями, если он не

может усидеть на месте ни секунды, в игре начинайте потихоньку приучать

его к выдержанности. Это вовсе не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Просто правильно организуйте весь игровой процесс.

Сначала предоставьте возможность выпустить льющуюся через край энергию

ребёнка. Лучше всего для этого подходит прогулка. Пусть набегается вволю,

залезет на все лесенки, покатается на всех качелях и каруселях. А после этого

предложите ему более спокойное занятие – например, рисовать мелками на

асфальте. Это кропотливый процесс, требующий тщательности и

аккуратности. Но когда потребность в моторной активности хотя бы частично

будет удовлетворена, ребёнку будет проще переключиться на кропотливый,

требующий интеллектуального напряжения труд. Предположим, вы рисуете

дом, а малыш пусть изобразит окошки и раскрасит занавески на них.

Темперамент ребёнка: вызываем интерес у флегматика

Ваш ребёнок – флегматик, которому ничего не нужно? Но зачастую вам это

только кажется! Просто такие дети не любят перемен, не демонстрируют

свои эмоции. Родители недоумевают: разве так должно выглядеть счастливое

детство? Тем не менее ни в коем случае нельзя «ломать» малыша, который

упорно не хочет покидать пределы песочницы. Зато в ваших силах

подтолкнуть его к активности. Ваша цель – помочь малышу успешно

адаптироваться в обществе, входить в которое он пока не настроен.

Начните с двигательной активности, свободные движения сами по себе

раскрепощают и провоцируют на проявление эмоций. Играйте в догонялки и

обязательно давайте себя догнать – пусть малыш насладится победой.

Откройте для него истину, что победить, стараясь преодолеть себя – это

весело и здорово! Порадуйтесь открыто, показывая это малышу, когда он

лихо скатится с крутой горки.

Обязательно предложите ребёнку-флегматику ролевые игры. При этом

максимально вдохновляйте кроху на самостоятельное принятие всех

сюжетных решений. Спрашивайте, с кем вы будете играть – с мишкой или с

зайкой? А как его будут звать – может, придумаем новое имя? Куда наш герой

отправится и что он будет делать?

Поначалу, пока ребёнок не очень сориентировался в социальных ролях, вы

можете сами предлагать ситуацию: предположим, мишка с зайкой

поссорились, что же им теперь делать? Но вот выход предложите найти

малышу – так он почувствует себя хозяином ситуации, а заодно получит

пусть теоретический, но опыт общения, который ему пригодится, когда он

ближе к трём годам начнёт играть с другими детьми.

Темперамент ребёнка: сангвиник видит цель!

Есть детишки, которых радует уже сам факт их существования на свете.

Кажется, что такому малышу не нужно предлагать какие-то особенные игры

– его увлечёт любая.

Но всё же не стоит пускать дело на самотёк. Ребёнок-сангвиник легко

увлекается игрой и столь же легко её бросает, ведь в мире ещё

столько интересного! К сожалению, это может привести к появлению у

карапуза в будущем поверхностного подхода к жизни. И чтобы не дать

развиться такой не самой лучшей черте характера, стимулируйте усидчивость

малыша.

Например, почаще предлагайте ему игры, в которых не так-то просто

добиться цели, и объясняйте важность её достижения. Не позволяйте ему

слишком быстро переключаться на другие процессы – скажите, что вы

понимаете его интерес, но предложите сначала закончить то, что он начал.

Для самого маленького крохи подберите самые простые сортеры, всего на

пару отверстий, и затем увеличивайте сложность игры. Пусть малыш

обязательно освоит все фигурки, чтобы потом вы могли похвастаться папе его

достижениями. За этот долгий путь к цели и за этот вполне ощутимый

результат наградите похвалой ребёнка за усидчивость и настойчивость.

Ребёнку постарше предложите конструкторы. Сейчас можно найти в продаже

много разных наборов: с разными уровнями сложности, тематические, с

подсветкой...

Правда, не стоит очень увлекаться дополнительными спецэффектами – это

будет отвлекать ребёнка от основного процесса. Начните с самых простых

моделей для сборки, чтобы малыш ясно понял, какое задание ему предстоит

выполнить.

Не позволяйте ребёнку бросать дело на полпути – помогите ему. Но в любом

случае пусть итогом у вас всегда будет готовая конструкция.

Когда кроха освоит конструирование, предложите ему детали без готовых

схем, пусть он фантазирует и строит свой город, свои машинки, своих

роботов, которых придумает сам. Дети-сангвиники обычно с удовольствием

проявляют фантазию, увлекаясь творческим процессом.

Темперамент ребёнка: ранимая душа меланхолика

Ребёнок-меланхолик – как нежный цветок. Любое событие в его жизни может

стать поводом для глубоких переживаний, вспоминать которые кроха будет

ещё долго.

Родители вообще могут сомневаться – а стоит ли выводить такого ребёнка

для игр в общественные места? Спешить с этим и в самом деле не стоит.

Пусть в первые годы жизни рядом с ребёнком-меланхоликом будут только те,

кого он любит и знает. Время для игр со сверстниками ещё обязательно

придёт, а пока развивайте в играх пытливый ум и жажду познания,

свойственную всем маленьким детям.

И кстати, дети-меланхолики имеют больше шансов быть успешными в

интеллектуальной области, так дайте им эту возможность.

Постепенно приобщайте ребёнка к спорту – успехи позволят ему повысить

самооценку. Но командные игры пока не для него, лучше осваивайте ролики

и коньки, беговел, самокат, велосипед. А успехи сравнивайте только с его же

достижениями в прошлом.

Во всем нужна мера

Откройте для непоседы мир спортивных игр. Не только у футбола и

волейбола, но и у «вышибалы» и даже «резиночек» есть правила, которые

нарушать нельзя, иначе выигрыш не будет засчитан. Карапуз хочет стать

победителем? Так пусть сдерживает себя, чтобы не нарушать правила. Это

потребует от него напряжения воли, и если вы будете развивать это качество,

то со временем он уже сможет контролировать свой бурный темперамент

сам.

Также ближе к трём годам начинайте осваивать с малышом

«интеллектуальные» занятия. Пусть он направит свою активность и на

получение знаний тоже. Это могут быть разные разговорные игры, например

«Назови 5 цветов» (или 5 имён девочек, или 5 предметов одежды и т. д.).

Помимо всего прочего такое занятие способствует развитию речи. Если

учиться непоседе пока не хочется, используйте весь арсенал настольных игр

– настольный хоккей или футбол, различные «бродилки». Они наверняка

увлекут азартного ребёнка.



В раздел образования