Напоминание

"Использование краеведческого материала для развития активных, современных обучающихся, через урок географии"


Автор: Авдиенко Татьяна Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: с.Березняки г Южно- Сахалинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование краеведческого материала для развития активных, современных обучающихся, через урок географии"
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование краеведческого материала для развития

активных, современных обучающихся, через урок

географии»

«У каждого ребенка в глубинах его

души спрятаны серебряные колокольчики.

Надо их отыскать, затронуть,

чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном,

чтобы мир ребенка стал радостным и светлым».

В.А.Сухомлинский.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее

время социальным заказом со стороны государства является

запрос на

образованных, нравственных, предприимчивых

людей, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их

возможные последствия;

отличаться мобильностью;

способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны,

ее социально-экономическое процветание.

Общество нуждается в людях творчески мыслящих,

любознательных,

активных,

умеющих

принимать

нестандартные

решения

и

брать

ответственность

за

их

принятия,

а

также

умеющих

осуществлять

жизненный

выбор. Этому

способствует

получение

школьниками

географического образования, так как

учебный предмет

занимает важное место в формировании общей картины

мира,

географической

грамотности,

необходимой

для

повседневной жизни, навыков безопасного для человека и

окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании

экологической культуры. Изучение предмета «География».

также

связано

с

практическим

применением

научных

знаний и основано на межпредметных связях с предметами

областей общественных, естественных, математических и

гуманитарных наук.

В настоящее время разработана концепция среднего

географического образования в России.

Хочется выделить несколько принципов, лежащих в

основе данной концепции:

1. Научность Среднее географическое образование должно

быть, прежде всего, ориентировано на узловые проблемы

современности,

отражать

новейшие

тенденции

развития

отечественной и мировой географии.

2. Гуманизация и гуманитаризация образования.

Переоценка самой географии, постановка человека в центр

всех

происходящих

явлений

и

процессов.

Принцип

гуманитаризации

предусматривает

дозированные

включения

элементов

гуманитарных

наук

так,

чтобы

не

выхолостить

географию,

а

п р и д а т ь

е й

ж и в о й ,

привлекательный для детей характер.

3. Экологизация Элементы

охраны

окружающей

среды

сейчас присутствуют во многих школьных курсах – но лишь

география

с

позиций

устойчивого

развития

общества,

способна охватить проблему комплексно.

4. Междисциплинарность.

Это

свойство

географии

приобретает особую ценность при решении задач, стоящих

перед

школьной

географией.

Сведения,

пришедшие

из

других наук перерабатывается географией, обогащая ее, и

используются для решения стоящих перед ней задач.

5.

Проблемность.

География

представляет

максимальные

возможности

для

творческого

мышления,

анализа

различных ситуаций или явлений в их взаимосвязи. Все

проблемы как в природе, так и в обществе имеют свое

прошлое, настоящее и будущее и все они дают богатый

материал

для

развития

мышления

и

разрешения

проблемных ситуаций.

6. Практицизм. Школьная

география

дает

не

только

азы

фундаментальных

знаний,

но

и

является

важнейшим

источником

практических

знаний

и

умений,

которые

пригодятся

в

будущей

жизни

каждому

человеку,

т.е.

способствует

выработке

полезных

профессиональных

навыков и навыков гражданского действия.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности

через предмет географии способствует:

во-первых

реализации

концепции

российского

географического образования:

во- вторых решить главную задачу школьной географии –

формирование

личности

гражданина

России

как

с о з н ат е л ь н о го

ч л е н а

г р а ж д а н с ко го

о б щ е с т в а ,

приверженного

его

идеалам

через

выработку

у

обучающихся

понимания

географических

ре а лий

современного общества, тенденций его развития и умения

сопрягать

с

этими

реалиями

и

тенденциями

свои

жизненные планы и устремления.

Урочные и внеурочные занятия школьников в

педагогическом

процессе

генетически

взаимосвязаны

и

взаимозависимы.

На уроках и во внеурочной деятельности

важно

осуществлять

межпредметные

связи

с

биологией,

историей,

экологией,

математикой,

физикой,

а

также

с

реальной

жизнью

школьника

для

формирования

более

полной картины мира, а также для развития универсальных

учебных действий.

Урочная деятельность позволяет получить базовые

знания,

навыки,

предметные

УУД,

которые

можно

рассматривать как ресурс для практической деятельности

обучающихся

во

внеурочное

время на краеведческой

основе.

Внеурочная работа проводится в свободное время с

целью

развития

интересов

и

способностей

ребенка,

удовлетворения

его

потребностей

в

познании,

общении,

практической

деятельности,

восстановлении

сил

и

укрепления здоровья. Она

позволяет детям использовать

свое свободное время с максимальной пользой.

В середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери в

своем

эссе

«Цитадель»

пишет:

«Не

снабжайте

детей

готовыми

формулами,

формулы

пустота,

обогатите

их

образами и картинками, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их

приемам и способам, которые помогут им постигать. Не

судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и

дальше

идет

тот,

кто

мучительно

преодолевает

себя

и

препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило»

Моя цель сегодня, как и других учителей, не только

в н о с и т ь

в к л а д

в

ф о р м и р о в а н и е

н а у ч н о г о ,

пространственного

мировоззрения

обучающихся,

но

и

создавать

условия

для

развития

социальной,

творческой

позиции

обучающихся:

гражданин,“я

житель,

“я

работник,

“я

исследователь»,

что

в о с п и т ы в а е т

сознательного

члена

общества,

способного

к

активному

труду.

В

нашей

школе

создана модель образовательного

пространства

школы

- через

интеграцию

урочной

и

внеурочной

деятельности

на

основе

школьного

краеведческого

музея, который

объединяет не только

обучающих разных возрастных групп, но и педагогический

коллектив школы.

Внеурочная

деятельность

ведется

в

школьном

краеведческом музее, который

существует уже

25 лет.

Музей

создан

по

материалам туристко- краеведческих

экспедиций.

Программа работы музея ставит своей целью во

внеурочное время продолжить работу по

формированию

лично стных,

метапредметных

( р е г ул я т и в н ы х ,

познавательных,

коммуникативных)

УУД

расширить

предметную область знаний обучающихся проводимую на

уроках географии через практическую деятельность.

Воспитание, развитие и обучение обучающихся

через

интегрирование урочной

и

внеурочной

деятельности

направленны на формирование их ключевых компетенций:

ценностно-нормативной (осознание себя членом общества,

жителем

своего

региона,

гражданином

РФ,

жителем

планеты Земля);

инфо рма цио нно - по з на вате л ь но й

( ум е ние

в е с т и

само стоятельный

поиск,

отбор

информации,

е е

преобразование и анализ);

коммуникативной

(умение

взаимодействовать

с

людьми, работать в коллективе с выполнением различных

социальных ролей);

Интеграция

различных

форм

урочной

и

внеурочной

деятельности

обучающихся

по

географии,

как

условие

создания индивидуальной траектории одарённых детей.

На краеведческом материале

музея проводится

исследовательская

работа,

организована

проектная

деятельность. В практике работы музейного актива, кроме

обычных

экскурсий,

используется

также

такая

форма

работы

как

заочная

экскурсия

по

экспозициям

музея

с

помощью

презентационных

компьютерных

программ.

Классные руководители приглашают членов актива музея на

классные

часы,

материалы

музея

используются

при

проведении

уроков

истории,

литературы,

географии,

экологии, краеведения. Школьники являются активными

пользователями музейных экспозиций и даже пробуют себя

в качестве экскурсоводов.

Члены

музея

занимаются

не

только

научно-

исследовательской

работой,

но

и

п р а кт и ч е с ко й

природоохранной

деятельно стью,

о р г а н и з а ц и е й

мероприятий

эколого-краеведческой

направленности,

поисковой и экскурсионной работой в школьном музее.

Поддерживается тесная связь краеведческим музеем,

ботаниче ским

садом,

зоопарком,

э кол о г и ч е с ко й

организацией

«Родник»,

«Бумеранг»,

МБУ

«Центр

молодежных инициатив».

Школьники,

участвуя в краеведческих походах

по

Сахалину посетили:

Памятники

природы

«Лягушка»

и

«Грязевой

вулкан»,

г

Невельск

(краеведческий

музей,

лежбище

котиков ) и другие.

Ценный

опыт приобретают школьники, участвуя

в

интерактивных играх, проводимых

специалистами клуба

«Бумеранг»,

экологической

организации

«Родник»,

зоопарка и ботанического сада. Опытом, полученным в

процессе исследовательской деятельности, обучающиеся

делятся

на

научно-

практических

конференциях

«Отечество», «Шаг будущее», конференции Москвы, ООЦ

«Океан» и др

Интеграция

урочной

и

внеурочной

деятельности

позволяет достигнуть следующих результатов:

формирование

у обучающихся

таких личностных

к а ч е с т в ,

к о т о р ы е

б уд у т

с п о с о б с т в о в а т ь

самостоятельности мышления;

формирование

навыков

практической

деятельности,

направленную на самореализацию личности, познание

окружающей

среды

и

адаптацию

к

ней

на

основе

применения имеющихся знаний, умений, социального

опыта, ценностных ориентаций:

стимулирует

самообразование

и

саморазвитие

обучающихся.

Как

показал

наш

практический

опыт,

именно

интеграция урочных и внеурочных занятий способствует

создание

полноценных

условий

для

совместной

работы

педагогов и обучающихся и осуществляет взаимосвязь и

преемственность

общего

образования

и

внеурочной

деятельности

как

механизма

обеспечения

полноты

и

цельности образования.

Благодаря

этому,

образовательный

процесс

становится

целесообразным,

результативным,

эффективным,

эконо-

мичным,

оптимальным,

целостным,

системным,

интен-

сивным, гибким, интегративным, современным. И за этим

стоит будущее географического образования.

Ребёнок не хочет брать готовые знания, будет избегать

того, кто силой вдалбливает их ему в голову, но зато он

охотно пойдет за своим наставником искать эти самые

знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили



В раздел образования