Напоминание

"Тематическое планирование по фольклору в группе дошкольного возраста 6-7 лет."


Автор: Зимятова Наталья Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ ДС №58 "ЩЕЛКУНЧИК"
Населённый пункт: г.о. КЛИН, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Тематическое планирование по фольклору в группе дошкольного возраста 6-7 лет."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тематическое планирование по фольклору в

группе дошкольного возраста 6-7 лет.

МДОУ ДС №58 «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель

Зимятова Н.И.

Сентябрь 2018

г. о. Клин Московской области.

Сентябрь

НОД

Цель,

программное

содержание

Интеграция

областей

Репертуар

Тематически

е беседы,

развлечения,

праздники

Период: 1-я

неделя

сентября.

«

Что летом

родится —

зимой

пригодится

»

Беседа о лете.

Народные

приметы, по-

словицы,

поговорки,

песенки о лете.

Загадывание

загадок о летних

явлениях

природы.

Обогащать

детей знаниями

о природе.

Воспитание у

детей любви

к

природе.

Чтение:

Н.Сладков

«Осень на

пороге»

Беседа по

картине

С.Колесников

«Уборка соломы»

Слушание

Р.Шуман

«Народная

песенка»;

Фольклор

«Со вьюном я

хожу»;

Игра со словом

«Трактора»

Игра «Чей

кружок быстрее

соберётся»

р.н.м.

Период: 2-я

неделя

сентября.

Тема:

«Восенушка-

осень»

Рассказ о

первом осеннем

месяце, его

приметах.

Дидактическая

игра «С какого

дерева детки?»

(плоды, листья).

Народные

приметы,

пословицы,

поговорки об

осени.

Разучивание

песенки -

попевки

«Восенушка—

осень».

Чтение:

А.Твардовский

«Лес осенью»

Беседа по

картине

И.Шишкин

«Уборка ржи

»

Слушание

Р.Шуман

«Весёлый

крестьянин»

Разучивание

песенки -

попевки

«Восенушка—

осень»,

Хоровод

«На дворе-то

калина»

«Трактора»

Беседа-

концерт

«Сентябрь-

рябинник»

Период: 3-я

неделя

сентября.

Тема:

«

Во

саду ли, в

огороде»

Беседа об

овощах и

фруктах.

Загадки об

овощах и

фруктах.

Знакомство со

сказкой «Мужик

и медведь».

Дидактическая

игра «Вершки

да корешки».

Чтение:

Сказка «Репка» и

другие сказки об

овощах и

фруктах.

Беседа по

картине

С.Колесников

«Уборка соломы»

Слушание

Р.Шуман

«Весёлый

крестьянин»,

«Песенка

жнецов»

Разучивание

потешки

«Репонька-

репка»

Хоровод «На

горе-то калина»

4 неделя

Тема:

«

«Хлеб

всему голова»»

Беседа «Откуда

хлеб пришел?»,

Знакомство со

старинными

орудиями труда

— плугом,

цепом, серпом.

хлебе.

Воспитание

бережного

отношения к

хлебу.

Чтение:

«Семь симеонов-

семь работников»

Беседа по

картине

С.Виноградов

«На гумне»

послов

Знакомить с

пословицами и

поговорками о

хлебе.

Слушание

«Дожиночная»

р.н.п., «Серпы

золотые»

жнивная

Разучивание

потешки

«Бай качи-качи-

качи»,

Хоровод «На

горе-то калина»

«Трактора» игра

со словом

«Вейся, вейся,

капустка моя»

Развлечение

«Осенние

посиделки»

Октябрь

1-я неделя

Тема:

«Одежда.

Сарафан

сошью Маше»

Знакомство с

женской

русской народ-

ной одеждой:

сарафаном,

рубахой, фар-

туком

(передником).

Рассматривание

украшений

(орнамент,

цветочный узор

и др.).

Рисование

«Русский

сарафан».

Пословицы и

поговорки об

одежде, чтение

русских

народных сказок.

Беседа по

картине

Н.Дмитриевский-

Оренбурский

«Уборка ржи»

Слушание

«Во кузнице»

русская

народная песня,

Потешки:

«Бай-качи, качи,

качи»,

Хороводы

«Вейся, вейся,

капустка моя»,

«На горе-то

калина»

Игра «Уж я

колышки тешу»

Беседа

«Октябрь-

свадебник»

2-я неделя

Тема:

«Октябрь

пахнет

капустой»

Познакомить

детей с

характерными

для октября

природными

явлениями,

народными

обычаями и

праздниками;

дать

представление о

предметах

обихода для

заготовки в

зиму капусты –

деревянным

корытцем,

тяпкой;

Разучивание

потешек,

пословиц,

поговорок о

капусте, о

приметах

октября.

Беседа по

картине

И.Хруцкого

«Цветы и плоды»

Слушание

А. Лядов

«Дождик,

дождик»,

«Комара женить

мы будем»

Хоровод «Вейся,

вейся капустка

моя», «Утка и

селезень»

знакомить с

игрой.

«На горе-то

калина»

Беседа-

развлечение

«Капустные

вечорки»

3-я неделя

Тема:

Знакомство с

русскими

Рисование

«Роспись

Слушание

«Коробейники»

Беседа на тему

«Октябрь-

«Головные

уборы»

головными убо-

рами.

Рассматривание

иллюстраций,

куклы в русском

народном

костюме.

кокошника». Ри-

сование

«Дымковская

барышня в ко-

кошнике»

Беседа по

картине

В.Рыбинский

«Невесту

отпускают к

венцу»

р. н.песня.

Разучивание

песни «Осени-

ца-царица»,

Игра

«Бояре, а мы к

вам пришли»

«Утка и

селезень»

знакомить с

игрой.

«На горе-то

калина» песня,

«Бай качи-качи-

качи»

свадебник»

4-я неделя

Тема: «Обувь»

Знакомство с

русской

народной

обувью (из чего

делали, когда

надевали). Рас-

сматривание

иллюстраций

обуви, лаптей,

валенок.

Чтение русских

народных сказок

Слушание

«Валенки»

р.н.песня

Песни «Осени-

ца-царица»,

«Осень, осень,в

гости просим»

Хоровод «Вейся,

вейся капустка

моя»,

«Утка и

селезень»

знакомить с

игрой.

«На горе-то

калина» песня,

«Бай качи

качикачи»

Праздник

«Осенины-

осени

именины»

Ноябрь

1-я неделя

Тема:

«Посуда»

Знакомство с

предметами

обихода по-

судой (из чего

делали, как

использовали).

Рассматривание

иллюстраций.

Рассматривание

деревянной

посуды'

глиняной

посуды,

чугунов,

подносов,

предметов

русских

промыслов

Чтение сказок

«Лиса и

журавль», «Три

медведя»,

«Жихарка».

Рисование

«Роспись гжель-

ской посуды»,

«Роспись

хохломской

посуды»,

«Роспись

чайника» и др

.,

пословицы и

поговорки о

ложках

Чтение

Слушание

«Блины»

русская

народная песня,

Пение

«Патока с

имбирём»,

Игра

«Горшки»,

Игра на ложках

«Ах вы, сени»

русская

народная

мелодия

Развлечение

«Весела была

беседа»

Хохломы,

Гжели, Жостова.

рассказа «Как

Иван Васильевич

баклуши бил».

Рассматривание

иллюстраций,

ложек.

2-я неделя

Тема:

«Ноябрь-

кузьминки»

Знакомить детей

с обрядовыми

праздниками,

закреплять

знания о

приметах

разных осенних

периодов.

Знакомить с

ремёслами

русского народа.

Кузьминки-

праздник

кузнецов.

Разучивание

пословиц и

поговорок о

третьем периоде

осени,

Знакомство с

предметами

обихода —

прялкой,

веретеном.

Знакомство со

сказкой «Золотое

веретено».

Слушание.

«На тройке»

П.И.Чайковский.

Песня «Уж ты

прялица-

кокорица моя»,

«Во кузнице»,

«Комара женить

мы будем»

Игра

«Кострома»,

Хоровод «Выйду

ль я на

реченьку»

Слушание

русских

народных

сказок

е3 -я неделя

Тема: «Мама

главное слово»

Дать детям

представление о

том, что в наши

дни мамы не

только

воспитывают

детей и

занимаются

домашними

делами, они

работают в

разных сферах

производства, в

медицине,

образовании;

побеседовать о

профессии мам;

развивать

связную речь,

учить детей

высказывать

свое мнение,

прививать

любовь и

уважение к

близкому

человеку

.

Разучивание

пословиц и

поговорок о маме.

Чтение

стихотворений о

самом близком

человеке.

Слушание.

П.И.Чайковский

«Мама»

(«Детский

альбом»),

Слушание и

исполнение

колыбельных

песен.

Хоровод

«Выйду ль я на

реченьку»,

Игра «Воробей»

Развлечение

«Мама-

главное слово»

4 -я неделя

Тема

«Деревья».

«Русская

Знакомство

детей с

символом Руси

— березой.

Народные

Стихотворение

«Белая береза» С.

Есенина.

Рисование

«Березка бело-

Слушание.

«Во поле берёза

стояла»,

Хоровод «Выйду

ль я на

березонька»

истории,

приметы,

пословицы о

русской березе;

ствольная»,

«Золотая осень»

И.Левитан.

реченьку»

Хоровод

«Земелюшка-

чернозём»

Игра «Пошла

коза по лесу»

Декабрь

1-я неделя

Тема

«Домашние

животные»

Знакомство

детей с

домашними

животными

(детеныши, где

живут и др.).

Отгадывание

загадок о

домашних "жи-

вотных

Рассматривание

иллюстраций.

Чтение сказок

«Петушок и

бобовое зер-

нышко», «Лиса и

петух», «Зимовье

зверей», «Бычок

— смоляной

бочок» и др.

Д.Мамин-

Сибиряк

«Сказка про

храброго зайца»

Рисование

домашних

животных и птиц

Слушание

«Жил я у пана»

Пение.

Потешка

«Котя, котенька

коток»

«Шла коза по

лесу»

Игра со словом

«Барашеньки-

крутороженьки»

Игра

«Чёрный баран»

«Коза-дереза»

2-я неделя

«Дикие

животные»

Беседа о диких

животных, о том,

как трудно

приходится им

зимой Рассматри-

вание

иллюстраций.

Отгадывание за-

гадок.

Составление

описательных рас-

сказов.

Чтение

Д.Мамин-

Сибиряк

«Сказка про

храброго зайца»,

Пословицы и

поговорки о

диких животных.

Слушание

Н.Книппер

«Почему

медведь зимой

спит»

Распевание

«Скачет зайка»

Игра со словом

«Лиса по лесу

ходила»

Кукольный

театр

«Зайкина

избушка»

3-я неделя

«В тереме

расписном я

живу. К себе в

избу всех-

гостей

приглашу»

Знакомство с

избой и

предметами рус-

ского народного

быта.

Рассматривание

предметов.

Рассматривание

иллюстраций.

Знакомство с

пословицами,

поговорками,

прибаутками,

русским народ-

ным бытом и

гостеприимством.

Загадывание

загадок о

предметах

крестьянского

Слушание

«Прялица» муз.

Т.Ломовой, Игра

на ложках

«Как у наших у

ворот»

Пение

«Патока с

имбирём»

«Колядки»

труда и быта.

4-я неделя

«С Новым

годом

поздравляем!»

Беседа о

традициях

празднования

Нового года на

Руси и в других

странах; почему

елочку на

Новый год

украшают?

Чтение сказок

«Мороз

Иванович»,

«Снегурочка».

Рисование

новогодней

елки;

Снегурочка-

внучка Деда

Мороза!

Подарки

Дедушки

Мороза.

Чтение

С.Маршак

«Двенадцать

месяцев»

Рассматривание

иллюстрации

А. Кищенко

«Колядки»

Слушание

П.И.Чайковский

«Зимнее утро»,

«Камаринская»

Распевание

«Веники»,

Разучивание

колядок

Пение

«Вдоль по улице

метелица метёт»

Хоровод

«Как на

тоненький

ледок»

«Здравствуй,

здравствуй

Новый год»

Январь

2-я неделя

Тема

«Пришла

коляда –

отворяй

ворота»

Расширять

знания детей о

праздновании

фольклорных

Святок; дать

представление о

колядках,

гаданиях;

воспитывать

интерес к

народному

фольклору. (ст.

гр.)

Приобщать

детей к истокам

русского

народа,

используя

подвижные

игры.

Беседа о

рождественских

праздниках,

святочных

гаданиях.

Прощание с

елочкой.

Рассматривание

иллюстраций на

тему

«Рождество»

Художественное

творчество

лепка из

соленого теста

С Животовский

«Святочные

гадания в

старину»

Слушание

П.И.Чайковский

«Январь. У

камелька»

Распевание

«Веники»

Пение

«Приходила

коляда»

Игра

«Как на

тоненький

ледок»

Хоровод

«Вдоль по

улице метелица

метёт»

Прощание с

Ёлкой

3-я неделя

Тема

«Гуляй, да

присмат-

ривайся»

Беседа о

характерных

особенностях

января.

Загадывание

загадок о зиме,

морозе. По-

словицы и

поговорки о

январе. При-

Беседа по

картине

П.Соколов

«Тройка в

степи»,

А.Саврасов

«Зимний

пейзаж»

Чтение

А. Пушкин

Слушание.

П.И.Чайковский

«Зимнее утро»

Пение

«Зимушка,

зимушка, ты

пришла»,

«Уж ты,

прялица моя»

Хоровод

Кукольный

театр

«Зимние

сказки»

меты января.

Рисование «Все

деревья в

серебру».

Аппликации

«Снегири на

ветке».

«Зимнее утро»

Чтение сказки

«Морозко».

«Вдоль по

улице метелица

метёт»

Игра

«Кострома»

Февраль

НОД

Цель,

программное

содержание

Интеграция

областей

Репертуар

Тематические

беседы,

развлечения,

праздники

1-я неделя

«Февраль -

кривые дороги»

Беседа о

характерных

особенностях -

февраля.

Пословицы,

поговорки о

феврале.

Приметы.

Загадки о зиме.

Чтение сказки

«Два Мороза».

Рисование «Два

мороза».

Беседа по

картине

К.Ф.Юон

«Февраль -конец

зимы»

Г.Скребицкий

Чтение

«Четыре времени

года»

Слушание

А.Вивальди

Концерт «Зима»

часть

Пение

«Вот уж зимушка

проходит» обр.

П.Чайковского.

«»Уж ты,

зимушка-зима».

Хоровод

«Как на

тоненький

ледок»

2,3-я неделя

Тема:

«На героя и

слава бежит

»

Познакомить

детей с

былинными

русскими

богатырями –

Ильей

Муромцем,

Добрыней

Никитичем,

Алешей

Поповичем;

рассмотреть

картину В. М.

Васнецова

«Богатыри»;

воспитывать

интерес к

познанию

устного

народного

творчества.

Рассматривани

е иллюстрации

«Три богатыря»

Чтение былин

«Исцеление

Ильи Муромца,

Илья Муромец и

Идолище, Про

Добрыню

Никитича и

Змея Горыныча,

Алеша

Попович»

Слушание

А.Бородин

«Богатырская

симфония» 1-я

часть

«Ой да ты,

калинушка»

Пение

«Солдатушки,

бравы

ребятушки»

Игра

«Петушиный

бой»

Развлечение,

посвящённое

Дню защитника

Отечества.

«Богатырский

турнир»

4-я неделя

Беседа о

Беседа по

Слушание

Праздник

Тема

«Масленица

Просковейка,

встречаем

тебя

хорошенько!»

Масленице —

знакомство с

календарно-

обрядовым

праздником.

Пение закличек,

песен о

Масленице, о

весне, о зиме

.

картине

Б.Кустодиев

«Масленица»

П.И.Чайковский

«Масленица»

Пение

«А мы

масленицу

дожидаем»,

«Блины»,

«Вдоль по

улице метелица

метёт»

«Широкая

масленица»

Март

НОД

Цель,

программное

содержание

Интеграция

областей

Репертуар

Тематические

беседы,

развлечения,

праздники

1-я неделя

Тема

«Нет милее

дружка, чем

родимая

матушка»

Беседа о маме с

использованием

народных

пословиц и

поговорок.

Пение песен о

маме. Чтение

рассказов и

стихов о маме.

Беседа по

картине

художника.

В.Башкеев

«Голубая вода»,

Чтение

Русская народная

сказка «Гуси

лебеди»

Слушание

«Пряха»

Пение

«Ой, вставала я

ранёшенько»

Хоровод

«Прялица»

Игра

«Кострома»

Развлечение

«Нет милее

дружка, чем

родимая

матушка»

1,3-я неделя

Тема

«Грач на горе

— весна на

дворе»

Рассказ о

старинных

обычаях

встречи весны.

Загадывание

загадок о весне.

Заклички,

пословицы о

весне, ее при-

меты. Чтение

рассказов о

весне.

Беседа по

картине

Саврасов

«Грачи

прилетели»

Чтение

В.Бианки

«Молодая

ворона»

Слушание.

П.И.Чайковский

«Песнь

Жаворонка»,

Пение

«Весна, весна

на чём пришла»

«Чувиль-виль-

виль»

Заклички:

«Жаворонушки»

Хоровод

«Как под наши

ворота»

Игра

«Займи домик»,

«Ворон»

Праздник

Прилёт птиц

«Сорок

сороков»

Апрель

1-я неделя

Тема:

«Шутку

шутить,

людей

насмешить

Продолжать

знакомить

детей с

потешным

фольклором;

дать

представление

о народном

юморе;

вспомнить

знакомые

скороговорки,

небылицы,

потешки.

Знакомство с

русской частушкой.

Послушать русские

частушки. Пробовать

самим сочинять

частушки. Повторить

пословицы, загадки,

прибаутки,

небылицы,

дразнилк

и.

Учить потешки

"Как у наших у

ворот", "Из-за леса,

из-за гор", "Рёва-

корова", "Дядя

Федя", "Упал Ваня с

потолка". Поиграть в

игру по желанию

детей.

Развлечение

«Шутку

шутить, людей

смешить»

2-я неделя

Тема

«Прогулка в

весенний лес»

Рассказать о

песнях-

веснянках,

которые пели

женщины,

зазываю

поскорее

весну. Пение –

повторение

"Нам весну

агукать";

разучивание –

"Жаворонки,

прилетите".

Игра

"Матушка-

Весна' -

поучить

.

Беседа по

картине

А.Венецианов

«На пашне.

Весна»

А.Пушкин «За

весной, красой

природы»

Лепка из

глины и

соленого теста

птичек.

Пение – повторение

"Нам весну аукать";

Разучивание –

"Жаворонки,

прилетите". Игра

"Матушка-Весна' –

поучить

Заклички

Весна, весна на чём

пришла»

«Чувиль-виль-виль»

Заклички

«Жаворонушки»

«Благовещение

– третья

встреча

весны».

2-я неделя

Тема

« Народный

календарь.

Весна.

Весна уже

где-то

близко».

Весна уже где-

то близко.

Повторить

песенки-

заклички,

повторить игру

по желанию

детей.

Беседа по

картине.

И.Левитан

«Весна»

Чтение

М.Пришвин

«Весна

звуков»

Повторение

весенних закличек.

Игра со словом

«Дождик»

Хоровод «Как под

наши ворота»,

«Весна-красна»

Танец

«Уж как по мосту-

мосточку»

3-я неделя

Тема

«Домашние

животные»

Познакомить

детей с

весенним

аграрным

периодом

жизни

Первый раз

выгоняют

скотину в поле

23 апреля, в

Егорьев день..

Главную роль

в обряде

исполняли

мужчины.

Беседа по

картине

Чтение

Толстой

«Солнце-

тепло»

Игра со словом

«Коза»

Песня "Дай тебе,

хозяин" - поучить.

Игра "Гуси и волк" -

поучить.

Игра «Чёрный

баран»

Развлечение

«На бабушкином

дворе»

4-я неделя

Тема

«Весна в

поле»

Наступило

время

весеннего сева.

Рассказать об

обычаях и

обрядах,

посвящённых

этому

событию.

Беседа по

картине

П.Соколов

«Пахарь»

Чтение

Толстой

«Яблони»

Слушание

Р.Шуман «Весёлый

крестьянин»

Игра со словом

«Трактора»

Поучить песню

"Сейся, родися",

«А я по лугу»

Хоровод

«Земелюшка-

чернозём»

Май

1-я неделя

Тема

Весна.

Работа в

огороде

.

Рассказать, что

сажал

крестьянин в

огороде.

Загадки об

овощах.

Начались

огородные

работы,

заводили по

вечерам игры.

Повторить

пословицы и

поговорки об

овощах и

фруктах.

Игра-потешка

«Репонька»

Пальчиковыая игра

«Яблоко»

Хоровод

«Вью, вью я

капустыньку»

Знакомство с игрой

"А мы просо сеяли",

пение знакомых

песен.

Танец с ложками.

Инсценировка

сказки «Репка»

2-я неделя

Тема «

Зелёная

неделя».

В конце весны

народ

чествовал

деревья и

цветы. Неделя,

во время

которой

отмечался этот

праздник

назывался

"зелёной".

Беседа по

картине

И.Левитан

«Цветущие

яблони»

Чтение

Л.Толстой

«Черёмуха»,

«Деревья

дышат»

Голосянки, заклички.

Пение.

«Во поле берёза

стояла»

Хоровод

«Как во поле калина»

Музыкальная игра

«Вербочки»

Игра

«Золотые ворота»

3-я неделя

Тема.

«Праздничны

е посиделки».

Итоговое

занятие по

народному

фольклору.

Вспомнить

знакомые

песни,

пословицы,

дразнилки,

прибаутки,

загадки,

сказки.

провести

соревнование:

кто больше

расскажет.

Поиграть в

игры по

желанию

детей.

Вспомнить

знакомые

песни,

пословицы,

дразнилки,

прибаутки,

загадки,

сказки.

провести

соревнование:

кто больше

расскажет.

Поиграть в

игры по

желанию

детей.

Игра прибаутка

«Репка репонька»

Пение

«Всё растёт и

распускается»

Народные хороводы

весенней тематики

«Заплетись плетень»,

«Травушка-

муравушка»



В раздел образования