Напоминание

"Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала"


Автор: Лобанова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: пос. Власиха, Московская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как организовать игры детей дома

с использованием занимательного математического материала

(сообщение на родительском собрании для родителей детей 5-6 лет; старшая группа)

«Поиграй со мной!». Как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И

сколько

радости

они

получают,

когда

мы,

преодолевая

усталость

и

отодвигая

домашние

дела,

соглашаемся

хоть

несколько

минут

побыть

больным

или

пассажиром,

учеником

или

серым

волком.

Скажем

прямо,

чаще

всего,

играя

с

ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает, что надо делать, а мы

послушно выполняем все требования.

Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по

себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, воображение,

мышление малыша – психические функции, необходимые для успешного обучения в

школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней

есть

все,

что

необходимо

для

полноценного

развития

ребенка.

И

в

этом

её

незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель - он

определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете.

Я хочу обратить ваше внимание на дидактические игры – игры с правилами.

Потому, что в этих играх с правилами происходит моделирование, проигрывание

ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей

учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача,

которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать

лишние

предметы,

найти

одинаковые

и

т.д.);

чтобы

её

решить,

необходимо

выполнить

определенные

действия

(сравнить,

проанализировать,

измерить,

сосчитать).

Остановимся на некоторых видах таких игр.

Игры, направленные на развитие восприятия

Эти игры формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким

признакам,

как

цвет,

форма

и

величина.

К

концу

дошкольного

возраста

дети

свободно

могут

ориентироваться

в

семи

цветах

спектра.

Они

должны

знать

основные

геометрические

формы

(круг,

овал,

квадрат,

прямоугольник

и

треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной

формы. Знание такого признака предмета, как величина выражается в том, что

ребенок

может

расположить

8-10

палочек,

кружков

или

других

одинаковых

предметов

разной

величины

в

порядке

её

убывания

или

возрастания,

назвать

основные

градации

величины

предметов

по

трем

измерениям

(длина,

ширина,

высота).

Рассмотрим несколько игр.

1 . «Спортсмены

строятся».

Для

этой

игры

нужны

10

картонных

полосок

одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см (от 2 до 20 см). Ребенку

нужно

расставить

«спортсменов»

по

росту

от

самого

маленького

до

самого

высокого. Учите малыша действовать последовательно: выбирать сначала самую

маленькую полоску, затем – самую маленькую из оставшихся и т.д. При затруднении

предложите спортсменам померяться, кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои

места – вы увидите, что ребенку нелегко восстановить правильный порядок.

2 . «Построим

дом».

В

этой

игре

ребенок

будет

составлять

дома

разных

размеров из частей. Вырезанные из картона стены с проемами для дверей и окон,

крыши,

окна,

двери

разных

размеров

(по

3-4

комплекта

деталей)

разложите

в

беспорядке:

Ребенку нужно построить дом, а для этого - подобрать нужные детали: крышу,

дверь, окна и вставить их в соответствующие проемы стены.

3 . «Раскрасим

чашки».

В

этой

игре

нужно

схематически

нарисовать

три

палочки и на них – по три чашки. Дать задание ребенку раскрасить чашки так, чтобы

они на каждой полке стояли в разном порядке. Использовать три цвета: например,

красный, синий, желтый.

4. Игры-головоломки. Это игры на составление фигур из нескольких деталей,

таких как «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», пазлы и т.п.

Игры, направленные на развитие внимания

Предлагаемые

игры

формируют

у

ребенка

умение

сосредотачиваться

на

определенных

сторонах

и

явлениях

действительности.

(Без

сосредоточения

невозможно выполнить любую, даже самую простую работу).

Основные

свойства

внимания,

которые

формируются

уже

в

дошкольном

возрасте

это

его

устойчивость,

переключение

и

распределение.

Устойчивость

внимания

означает

способность

длительно

сосредотачиваться

на

чем-либо.

Переключение

внимания

представляет

собой

способность

переходить

от

одной

деятельности к другой, от одного занятия к другому. И о распределении внимания

мы

говорим

тогда,

когда

человеку

приходится

действовать

сразу

с

двумя

или

несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание

между 6-7 предметами.

2

В дошкольном возрасте происходит постоянный переход от непроизвольного

внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно

вызывается

новыми,

привлекательными

и

интересными

в

данный

момент

для

ребенка

предметами,

картинками.

Произвольное

внимание

предполагает

умение

сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Рассмотрим несколько игр.

1.

Игры на сравнение предметов – найти отличие и сходство.

2.

Игра на нахождение каких-то несоответствий, например, «Что художник

нарисовал неправильно?».

3.

Игры на нахождение одинаковых предметов.

4.

Игры типа «Что изменилось?», «Угадай, чего не стало?». Например, в ряд

выставляется несколько предметов. Попросите ребенка отвернуться или закрыть

глаза, а вы в это время или уберете один предмет, или поменяете их местами. Пусть

угадает – чего не стало или что изменилось.

Игры, направленные на развитие памяти

Память, так же как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок

старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо

и с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс

запоминания. Все мы знаем, например, что цвета спектра легче запоминаются по

первым буквам фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Рассмотрим несколько игр.

1.

«Шкафчик». Эта игра развивает зрительную память. Нужно взять несколько

пустых спичечных коробков и склеить их. Получится шкафчик с выдвигающимися

ящиками.

Спрячьте

в

один

из

ящиков

на

глазах

у

ребенка

какой-нибудь

предмет,

например, пуговицу или маленькую игрушку, бусинку и т.п. Уберите шкафчик на

несколько секунд, а потом разрешите малышу вспомнить, в какой ящичек она

спрятана. Игру можно усложнить, убирая шкафчик на более длительное время,

увеличивая количество ящичков или пряча одновременно две игрушки в разные

ящички.

2.

«Магазин». Всеми любимая игра. Вы можете послать ребенка в «магазин»

и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинать можно с

небольшого количества предметов, затем увеличивать их количество. В этой игре

полезно менять роли покупателя и продавца. Да и магазины могут быть разными

«Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

3.

Игры

на

запоминание

узора,

изображения

чего-либо

или

нескольких

предметов,

а

затем

воспроизведения

или

вспоминания.

Например,

можете

нарисовать домик с окошком и трубой, дать ребенку несколько секунд рассмотреть

его, а затем ребенок по памяти должен нарисовать такой же. Или посложнее задача:

показать ребенку пять машинок разного цвета, на каждой – номер – число от 1 до 5,

дать время на запоминание, а затем он должен вспомнить – какой номер был на

машине определенного цвета.

3

Игры, помогающие развить мышление

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя

основными

формами

мышления:

наглядно-действенным,

наглядно-образным

и

логическим.

Основная

форма

мышления

дошкольника

наглядно-образное,

т.е.

такая

организация

образов,

которая

позволяет

выделять

самое

существенное

в

предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.

Ребенок должен научиться пользоваться различными планами и схемами. К концу

дошкольного

возраста

у

детей

начинают

складываться

элементы

логического

мышления, т.е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения.

Рассмотрим несколько игр.

1.

«Четвертый – лишний». Ребенку показывается карточка с изображением

четырех

предметов,

три

из

которых

относятся

к

одному

общему

понятию.

Определив «лишнюю», не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит

фишку. Например, стол, стул, кровать и чайник. Чайник – лишний, т.к. остальные

три предмета относятся к мебели, а чайник – к посуде.

2. Игры типа «Что было сначала, а что стало потом?», «Раньше – позже», «Кем

(чем) это было раньше?». Например, показывается картинка: колосок и батон хлеба.

Что было сначала, что потом? Или показывается ряд картинок, например, мальчик

катает из снега комки; снеговик теряет форму под воздействием лучей солнца;

снеговик готов – морковка вместо носа, ведро на голове; от снеговика осталась

небольшая

кучка

снега,

валяется

морковка

и

ведро.

Расставить

картинки

последовательно – с чего начиналось и чем закончилось.

3 . «Лабиринты». Здесь могут быть задания на нахождение нужного пути,

какого-то предмета и т.п.

4.

Игры

типа «Кому

что

нужно?»

Например,

изображение

человека

определенной

профессии.

Нужно

подобрать

соответствующие

орудия

труда

к

человеку

(чем

он

работает).

Изображения

животных

и

продуктов.

Ответить

на

вопрос – кто, что любит есть?

5. «Продолжи ряд изображений» или «Вставь нужное изображение в пустую

клетку». В этих играх нужно найти закономерность в расположении фигур или

предметов и продолжить ряд, не нарушая закономерности.

Почти

для

каждой

игры

есть

варианты

упрощенного

или

усложненного

варианта

её

проведения.

Поэтому,

организуя

игры

с

ребенком,

внимательно

присматривайтесь

к

нему,

оцените

его

индивидуальные

особенности.

Если

он

быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и,

наоборот, в случае затруднения, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем

случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-

либо не умеет.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в

себе,

сформировать

умение

отстаивать

свою

идею, свое решение. Особенно это

касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений

и которые не предполагают жесткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ре-

бенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

4

И

опять-таки

тут

важны

индивидуальные

черты

ребенка.

Если он смел и

уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если

застенчив,

нерешителен,

лучше

сначала подбодрить

его

и

поддержать

любую

инициативу.

Если

малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым

попавшимся ответом,

то

хорошо

бы

заинтересовать

его

заданием,

научить

на-

ходить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием.

И наоборот,

если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что

мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все

лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что

особенно важно при выполнении творческих заданий.

Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это

школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко

переносить свои неудачи. Доброжелательность,

поддержка,

радостная

обстановка

выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития

ребенка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А

еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела.

Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные

вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Так давайте поиграем!

5



В раздел образования