Автор: Лобанова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: пос. Власиха, Московская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала"
Раздел: дошкольное образование
Как организовать игры детей дома
с использованием занимательного математического материала
(сообщение на родительском собрании для родителей детей 5-6 лет; старшая группа)
«Поиграй со мной!». Как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И
сколько
радости
они
получают,
когда
мы,
преодолевая
усталость
и
отодвигая
домашние
дела,
соглашаемся
хоть
несколько
минут
побыть
больным
или
пассажиром,
учеником
или
серым
волком.
Скажем
прямо,
чаще
всего,
играя
с
ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает, что надо делать, а мы
послушно выполняем все требования.
Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по
себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, воображение,
мышление малыша – психические функции, необходимые для успешного обучения в
школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней
есть
все,
что
необходимо
для
полноценного
развития
ребенка.
И
в
этом
её
незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель - он
определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете.
Я хочу обратить ваше внимание на дидактические игры – игры с правилами.
Потому, что в этих играх с правилами происходит моделирование, проигрывание
ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей
учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача,
которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать
лишние
предметы,
найти
одинаковые
и
т.д.);
чтобы
её
решить,
необходимо
выполнить
определенные
действия
(сравнить,
проанализировать,
измерить,
сосчитать).
Остановимся на некоторых видах таких игр.
Игры, направленные на развитие восприятия
Эти игры формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким
признакам,
как
цвет,
форма
и
величина.
К
концу
дошкольного
возраста
дети
свободно
могут
ориентироваться
в
семи
цветах
спектра.
Они
должны
знать
основные
геометрические
формы
(круг,
овал,
квадрат,
прямоугольник
и
треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной
формы. Знание такого признака предмета, как величина выражается в том, что
ребенок
может
расположить
8-10
палочек,
кружков
или
других
одинаковых
предметов
разной
величины
в
порядке
её
убывания
или
возрастания,
назвать
основные
градации
величины
предметов
по
трем
измерениям
(длина,
ширина,
высота).
Рассмотрим несколько игр.
1 . «Спортсмены
строятся».
Для
этой
игры
нужны
10
картонных
полосок
одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см (от 2 до 20 см). Ребенку
нужно
расставить
«спортсменов»
по
росту
–
от
самого
маленького
до
самого
высокого. Учите малыша действовать последовательно: выбирать сначала самую
маленькую полоску, затем – самую маленькую из оставшихся и т.д. При затруднении
предложите спортсменам померяться, кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои
места – вы увидите, что ребенку нелегко восстановить правильный порядок.
2 . «Построим
дом».
В
этой
игре
ребенок
будет
составлять
дома
разных
размеров из частей. Вырезанные из картона стены с проемами для дверей и окон,
крыши,
окна,
двери
разных
размеров
(по
3-4
комплекта
деталей)
разложите
в
беспорядке:
Ребенку нужно построить дом, а для этого - подобрать нужные детали: крышу,
дверь, окна и вставить их в соответствующие проемы стены.
3 . «Раскрасим
чашки».
В
этой
игре
нужно
схематически
нарисовать
три
палочки и на них – по три чашки. Дать задание ребенку раскрасить чашки так, чтобы
они на каждой полке стояли в разном порядке. Использовать три цвета: например,
красный, синий, желтый.
4. Игры-головоломки. Это игры на составление фигур из нескольких деталей,
таких как «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», пазлы и т.п.
Игры, направленные на развитие внимания
Предлагаемые
игры
формируют
у
ребенка
умение
сосредотачиваться
на
определенных
сторонах
и
явлениях
действительности.
(Без
сосредоточения
невозможно выполнить любую, даже самую простую работу).
Основные
свойства
внимания,
которые
формируются
уже
в
дошкольном
возрасте
–
это
его
устойчивость,
переключение
и
распределение.
Устойчивость
внимания
означает
способность
длительно
сосредотачиваться
на
чем-либо.
Переключение
внимания
представляет
собой
способность
переходить
от
одной
деятельности к другой, от одного занятия к другому. И о распределении внимания
мы
говорим
тогда,
когда
человеку
приходится
действовать
сразу
с
двумя
или
несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание
между 6-7 предметами.
2
В дошкольном возрасте происходит постоянный переход от непроизвольного
внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно
вызывается
новыми,
привлекательными
и
интересными
в
данный
момент
для
ребенка
предметами,
картинками.
Произвольное
внимание
предполагает
умение
сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
Рассмотрим несколько игр.
1.
Игры на сравнение предметов – найти отличие и сходство.
2.
Игра на нахождение каких-то несоответствий, например, «Что художник
нарисовал неправильно?».
3.
Игры на нахождение одинаковых предметов.
4.
Игры типа «Что изменилось?», «Угадай, чего не стало?». Например, в ряд
выставляется несколько предметов. Попросите ребенка отвернуться или закрыть
глаза, а вы в это время или уберете один предмет, или поменяете их местами. Пусть
угадает – чего не стало или что изменилось.
Игры, направленные на развитие памяти
Память, так же как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок
старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо
и с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс
запоминания. Все мы знаем, например, что цвета спектра легче запоминаются по
первым буквам фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Рассмотрим несколько игр.
1.
«Шкафчик». Эта игра развивает зрительную память. Нужно взять несколько
пустых спичечных коробков и склеить их. Получится шкафчик с выдвигающимися
ящиками.
Спрячьте
в
один
из
ящиков
на
глазах
у
ребенка
какой-нибудь
предмет,
например, пуговицу или маленькую игрушку, бусинку и т.п. Уберите шкафчик на
несколько секунд, а потом разрешите малышу вспомнить, в какой ящичек она
спрятана. Игру можно усложнить, убирая шкафчик на более длительное время,
увеличивая количество ящичков или пряча одновременно две игрушки в разные
ящички.
2.
«Магазин». Всеми любимая игра. Вы можете послать ребенка в «магазин»
и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинать можно с
небольшого количества предметов, затем увеличивать их количество. В этой игре
полезно менять роли покупателя и продавца. Да и магазины могут быть разными
«Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
3.
Игры
на
запоминание
узора,
изображения
чего-либо
или
нескольких
предметов,
а
затем
воспроизведения
или
вспоминания.
Например,
можете
нарисовать домик с окошком и трубой, дать ребенку несколько секунд рассмотреть
его, а затем ребенок по памяти должен нарисовать такой же. Или посложнее задача:
показать ребенку пять машинок разного цвета, на каждой – номер – число от 1 до 5,
дать время на запоминание, а затем он должен вспомнить – какой номер был на
машине определенного цвета.
3
Игры, помогающие развить мышление
Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя
основными
формами
мышления:
наглядно-действенным,
наглядно-образным
и
логическим.
Основная
форма
мышления
дошкольника
–
наглядно-образное,
т.е.
такая
организация
образов,
которая
позволяет
выделять
самое
существенное
в
предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.
Ребенок должен научиться пользоваться различными планами и схемами. К концу
дошкольного
возраста
у
детей
начинают
складываться
элементы
логического
мышления, т.е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения.
Рассмотрим несколько игр.
1.
«Четвертый – лишний». Ребенку показывается карточка с изображением
четырех
предметов,
три
из
которых
относятся
к
одному
общему
понятию.
Определив «лишнюю», не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит
фишку. Например, стол, стул, кровать и чайник. Чайник – лишний, т.к. остальные
три предмета относятся к мебели, а чайник – к посуде.
2. Игры типа «Что было сначала, а что стало потом?», «Раньше – позже», «Кем
(чем) это было раньше?». Например, показывается картинка: колосок и батон хлеба.
Что было сначала, что потом? Или показывается ряд картинок, например, мальчик
катает из снега комки; снеговик теряет форму под воздействием лучей солнца;
снеговик готов – морковка вместо носа, ведро на голове; от снеговика осталась
небольшая
кучка
снега,
валяется
морковка
и
ведро.
Расставить
картинки
последовательно – с чего начиналось и чем закончилось.
3 . «Лабиринты». Здесь могут быть задания на нахождение нужного пути,
какого-то предмета и т.п.
4.
Игры
типа «Кому
что
нужно?»
Например,
изображение
человека
определенной
профессии.
Нужно
подобрать
соответствующие
орудия
труда
к
человеку
(чем
он
работает).
Изображения
животных
и
продуктов.
Ответить
на
вопрос – кто, что любит есть?
5. «Продолжи ряд изображений» или «Вставь нужное изображение в пустую
клетку». В этих играх нужно найти закономерность в расположении фигур или
предметов и продолжить ряд, не нарушая закономерности.
Почти
для
каждой
игры
есть
варианты
упрощенного
или
усложненного
варианта
её
проведения.
Поэтому,
организуя
игры
с
ребенком,
внимательно
присматривайтесь
к
нему,
оцените
его
индивидуальные
особенности.
Если
он
быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и,
наоборот, в случае затруднения, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем
случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-
либо не умеет.
Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в
себе,
сформировать
умение
отстаивать
свою
идею, свое решение. Особенно это
касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений
и которые не предполагают жесткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ре-
бенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
4
И
опять-таки
тут
важны
индивидуальные
черты
ребенка.
Если он смел и
уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если
застенчив,
нерешителен,
лучше
сначала подбодрить
его
и
поддержать
любую
инициативу.
Если
малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым
попавшимся ответом,
то
хорошо
бы
заинтересовать
его
заданием,
научить
на-
ходить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием.
И наоборот,
если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что
мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все
лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что
особенно важно при выполнении творческих заданий.
Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это
школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко
переносить свои неудачи. Доброжелательность,
поддержка,
радостная
обстановка
выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития
ребенка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А
еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела.
Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные
вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Так давайте поиграем!
5