Автор: Гревцов Дмитрий Владимирович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА"
Раздел: высшее образование
Гревцов Д.В.
старший преподаватель кафедры -
Военно-инженерного института
радиоэлектроники и связи г. Алматы,
Республика Казахстан.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВОЕННОГО ВУЗА
В
статье
раскрыты
характерные
особенности
профессионально-
педагогической
деятельности
преподавателя
военно-учебного
заведения
и
сущность его педагогического мастерства. Подробно рассмотрены составные
компоненты
педагогической
деятельности
преподавателя:
конструктивная
(проектировочная), организаторская, коммуникативная. В качестве обязательной
составляющей
профессиональной
деятельности
преподавателя,
дополняющей
педагогическую, раскрыты особенности научно-исследовательской деятельности.
Ключевые
слова:
преподаватель,
военный
вуз,
педагогическая
деятельность,
конструктивная,
организаторская,
коммуникативная,
научно-
исследовательская деятельности, педагогическое мастерство, техника
Известно, что любая деятельность осуществляется на основе определенной
системы
знаний,
навыков
и
умений.
Обычно
она
имеет
вполне
сложившуюся
структуру
и
ряд
взаимосвязанных
элементов,
одни
из
которых
считаются
первостепенными,
другие
–
второстепенными.
Все
это
относится
и
к
труду
военного педагога.
Среди многих элементов структуры деятельности военного педагога можно
выделить
четыре
основные
области: конструктивную
(проектировочную),
организаторскую,
коммуникативную,
научно-исследовательскую [1]. Понимание
структуры
и
специфики
и
содержания
каждой
из
них
позволяет
определить
критерии
оценки
и
правильно
оценить
уровень
педагогического
мастерства
преподавателя,
наметить
пути
его
совершенствования.
Степень
и
оттенки
педагогического
мастерства
каждого
преподавателя
как
раз
и
объясняются
сочетанием различных уровней мастерства в основных областях педагогического
труда. Так в чем же сущность и характерные особенности деятельности военного
педагога в каждой из этих областей?
Конструктивная
деятельность направлена
на
творческую
переработку
учебного материала применительно к составу аудитории, с учетом индивидуально-
психологических особенностей обучающихся, уровня их развития, целей и задач
обучения. Эта работа важна, поскольку на ее основе строится вся организаторская и
коммуникативная
деятельность
педагогов
[2].
В
своей
работе
преподаватель
руководствуется
требованиями
федеральных
законов,
по становлений
Правительства РФ, приказов МО РФ и других руководящих инстанций. Помимо
этого, педагог проектирует свою деятельность в соответствии с учебным планом и
программой
изучаемой
дисциплины,
указаниями
руководящих
лиц
кафедры
и
учебного
заведения,
использует
научную
литературу,
учебники,
методические
пособия, и наконец, опыт педагогического коллектива кафедры.
Характер конструктивной деятельности преподавателя меняется по мере
роста
педагогического
мастерства.
Неравномерна
и
активность
данной
деятельности
в
различные
периоды
учебного
процесса.
Умение
выработать
рациональное соотношение перспективных и частных задач, найти целесообразный
подход к их решению, прогнозировать конечный результат – важный критерий
оценки педагогического мастерства преподавателя. Опытные педагоги выработали
принципы подхода к учебному материалу, его отбора и конструирования с учетом
перспективы. При разработке конкретной темы, проблемы курса они постоянно
имеют в виду всю систему знаний и результат, которого стремятся добиться в конце
обучения.
Рассматриваемая область деятельности преподавателя – наиболее сложный
вид педагогического труда. Конструктивная деятельность больше всего влияет на
успех
работы
педагога
в
целом,
формирование
и
совершенствование
его
мастерства,
особенно
когда
она
гармонично
сочетается
с
организаторской
деятельностью. Несмотря на хорошо отобранный и спроектированный учебный
материал,
преподаватель
не
сможет
добиться
успеха,
если
не
сумеет
активизировать
внимание
обучающихся
на
занятиях,
эффективно
организовать
свою
работу
в
ходе
всего
учебного
процесса.
Каждое
целесообразное
педагогическое действие преподавателя, в конечном счете, представляет какой-либо
организаторский
акт.
Поэтому организаторская
деятельность одновременно
является практической реализацией проектов, методических планов преподавателя
и условием более эффективного проектирования.
Между
тем
уровень
мастерства
преподавателя
в
конструктивной
и
организаторской
деятельности
бывает
весьма
разным.
Усилия
педагога
в
организаторской области в основном направлены:
на четкое, доступное изложение учебного материала;
определенную
регуляцию
своего
поведения
в
каждой
конкретной
учебной ситуации;
организацию деятельности обучающихся в учебное и внеучебное время.
Успех в данном случае будет зависеть от умения преподавателя сочетать эти
аспекты.
В
психологической
структуре
труда
военного
педагога
особое
место
принадлежит коммуникативной
деятельности –
установлению
таких
взаимоотношений с обучающимися, которые содействуют наиболее эффективному
решению педагогической задачи, создают благоприятные условия для достижения
поставленных
целей
в
обучении
и
воспитании.
Подобные
взаимоотношения
строятся с учетом психологических особенностей обучающихся, информации об
эффективности педагогических воздействий. Эти отношения во многом зависят и
от личных качеств преподавателя: подготовленности, чувств, воли, такта, умения
показать, раскрыть себя как человека. При правильных взаимоотношениях между
педагогом и обучающимися, достигается взаимопонимание, слаженность в учебно-
воспитательной работе, возрастает возможность преподавателя предугадать и как
можно
точнее
оценивать
поведение
обучающихся,
а
также
способность
обучающихся правильно истолковывать требования преподавателя.
Случается, что преподаватели, имеющие солидный педагогический стаж,
достаточно хорошо знающие учебную дисциплину, обладающие эрудицией, не
пользуются должным авторитетом у обучающихся. Как правило, причинами таких
отношений являются:
несдержанность в общении или высокомерное отношение к запросам
обучающихся;
несобранность и суетливость в методике проведения занятий;
чрезмерная замкнутость и сухость на занятиях и во внеучебное время;
несоблюдение уставных требований во взаимоотношениях педагога с
обучающимися.
Конечно же, такие причины только снижают познавательную активность у
обучающихся, что отрицательно сказывается на эффективности обучения.
В
структуре
деятельности
военного
преподавателя
определенное
место
занимает научно-исследовательская
работа.
В
условиях
постоянно
растущей
«индустриализации» образования, повышения требований к подготовке военных
специалистов педагог все больше становится не столько носителем и передатчиком
научной
информации,
сколько
организатором
познавательной
деятельности
обучаемых, их самостоятельной творческой работы. Это требует от преподавателя
активного личного участия в научных исследованиях. В настоящее время размах и
уровень
научной
работы
в
вузах
в
значительной
степени
определяет
уровень
подготовки специалистов, всю атмосферу деятельности учебного заведения [3].
Строгое
планирование
научно-
исследовательских
работ
кафедр,
разумная
практическая
направленность
и
комплексность
вузовских
исследований,
межкафедральное
кооперирование
научных
трудов,
включение
их
в
сферу
образовательного процесса – важный резерв повышения его эффективности, роста
профессионального мастерства преподавателей. Мастерство преподавателя в этой
области
характеризуется
умением
эффективно
и
рационально
использовать
результаты
исследований,
внедрять
последние
достижения
психологической
и
педагогической науки в учебно-воспитательный процесс.
Все виды деятельности военного преподавателя взаимосвязаны и протекают
в ходе решения разнообразных учебных и воспитательных задач. Их эффективная
реализация
невозможна
без
высокого
уровня
педагогического
мастерства
преподавателя. Как уже было сказано, педагогическое мастерство – это сложное,
многогранное
понятие,
составными
частями
которого
являются
психолого-
педагогическая эрудиция, педагогические способности и педагогическая техника.
Психолого-педагогическая
эрудиция является
теоретической
базой
педагогического мастерства преподавателя, представляющей собой систему знаний
научных основ психологии и педагогики. Она включает в себя понимание целей и
задач воспитания, знание закономерностей развития и формирования личности,
сущности и особенностей педагогического процесса, факторов, влияющих на его
эффективность, принципов, методов и форм обучения и воспитания, способов
управления учебно-воспитательным процессом, оценки и учета его результатов.
Психолого-педагогическая
эрудиция
преподавателя
позволяет
ему
сознательно, с научных позиций подходить к своей педагогической деятельности,
осуществлять творческий подход при решении стоящих перед ним разнообразных и
сложных учебно-воспитательных задач.
В
о с н о в е педагогических
способностей преподавателя
лежит
педагогическое
мышление,
которое
отражает
интеллектуальную
сущность
педагогического процесса и является центральным компонентом педагогического
мастерства.
Педагогическое
мышление
должно
носить
самостоятельный,
творческий
характер.
Это
позволяет
преподавателю
проявлять
инициативу,
настойчивость
и
изобретательность
в
выборе
наиболее
эффективных
путей
и
приемов
учебно-воспитательных
воздействий,
избегать
в
этом
шаблона,
однообразия,
механического
копирования.
Творческий
характер
мышления
преподавателя должен вызывать у него потребность заниматься научно-педагоги-
ческой работой, проводить педагогические исследования, ставить педагогические
эксперименты в целях оптимизации образовательного процесса.
Педагогическое мышление опирается на педагогическую наблюдательность
и педагогическое воображение преподавателя. Педагогическая наблюдательность
обеспечивает преподавателю непрерывную обратную связь с аудиторией: позволяет
ему по различным признакам определять настроение обучаемых, их отношение к
излагаемому материалу, степень его понимания и усвоения, эффективность своих
воспитательных воздействий. Используя эту информацию, преподаватель вводит
необходимые коррективы в своей работе (повторное разъяснение материала под
другим
углом
зрения,
изменение
форм
воспитательных
воздействий
и
т.
д.).
Педагогическая
наблюдательность
помогает
преподавателю
замечать,
анализировать
и
использовать
опыт
других
преподавателей
при
взаимном
посещении занятий, присутствии на открытых и показных занятиях.
Педагогическое
воображение позволяет
преподавателю
прогнозировать
результаты своей работы, мысленно моделировать задуманные или планируемые
педагогические мероприятия и предусматривать их эффективность, предвидеть и
своевременно предупреждать недостатки и трудности в обучении и воспитании
слушателей,
на
основе
педагогической
наблюдательности
проектировать
их
развитие.
Педагогический
такт можно
определить,
как
умение
преподавателя
применять
наиболее
педагогически
целесообразные
формы
общения
с
обучающимися,
проявлять
осмотрительность
и
чувство
меры
в
выборе
путей,
средств и приемов воспитательных воздействий. Наличие педагогического такта
позволяет установить преподавателю такие отношения с обучающимися, которые в
наибольшей мере способствуют достижению целей образовательного процесса:
создать на занятиях благоприятный психологический климат, обстановку взаимного
уважения, плодотворный деловой контакт с аудиторией. В результате повышается
интерес к занятиям, активизируется познавательная деятельность обучающихся,
раскрывается их творческая активность, возникает положительное отношение к
воспитательным воздействиям преподавателя. Н. И. Пирогов писал, что «учитель,
владеющий педагогическим тактом и опытный в искусстве изложения предмета, и
при несовершенной программе может сделать то, чего другой и при самой лучшей
не сделает» [4, с. 343]. Педагогический такт является выражением педагогической
культуры преподавателя, в его основе лежит заинтересованность преподавателя в
результатах своей педагогической деятельности, уважение к личному достоинству
обучаемых, знание их типологических и индивидуальных особенностей, умение
прогнозировать
их
поведение,
проявлять
чуткость
и
внимательность,
найти
правильный
подход
к
каждому
из
них
[5].
Поэтому
педагогический
такт
предполагает
наличие
у
преподавателя
педагогической
наблюдательности
и
воображения, вежливости, выдержки и самообладания в любых педагогических
ситуациях, способности воздерживаться от необдуманных действий.
Педагогическая
техника представляет
собой
комплекс
педагогических
навыков
и
умений,
с
помощью
которых
преподаватель
оказывает
наиболее
эффективные
непосредственные
воздействия
на
обучающихся.
Педагогическая
техника предполагает овладение преподавателем всем разнообразием средств и
приемов педагогического воздействия. На первом месте стоит речь преподавателя –
Verba
Magistri
(слово
учителя).
Живая
речь
преподавателя
является
не
только
основным средством передачи учебной информации (И. Д. Павлов называл речь
высшим
регулятором
человеческого
познания),
но
и
оказывает
на
слушателя
большое
психологическое
воздействие,
действует
на
его
чувства
и
потому
формирует его убежденность, направленность личности, отношение к предмету. Но
для этого преподаватель должен уметь грамотно, логично, точно, ясно и образно
излагать свои мысли, владеть дикцией, интонацией, мимикой и жестом, его речь
должна
быть
рациональна
–
являть
собой
гармонию
мысли
и
слова
–
и
эмоциональна
–
выражать
его
личные
чувства
и
отношение
к
излагаемому
материалу, убежденность в его истинности, увлекать обучающихся.
Литература
1. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2004.
2.
Копытова
Н.
Е.,
Макарова
Л.
Н.
Конструктивно-проектировочная
функция
в
профессиональной
деятельности
преподавателя
высшей
школы
//
Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 5(133). С.
30-35.
3.
Шаршов
И.
А.,
Макарова
Л.
Н.
Научная
деятельность
в
контексте
модернизации
исследовательской
инфраструктуры
университета:
проблемы
оценивания // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8 (41-42).
С. 225-230.
4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.
М., 2002.