Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА"


Автор: Гревцов Дмитрий Владимирович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА"
Раздел: высшее образование





Назад




Гревцов Д.В.

старший преподаватель кафедры -

Военно-инженерного института

радиоэлектроники и связи г. Алматы,

Республика Казахстан.

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВОЕННОГО ВУЗА

В

статье

раскрыты

характерные

особенности

профессионально-

педагогической

деятельности

преподавателя

военно-учебного

заведения

и

сущность его педагогического мастерства. Подробно рассмотрены составные

компоненты

педагогической

деятельности

преподавателя:

конструктивная

(проектировочная), организаторская, коммуникативная. В качестве обязательной

составляющей

профессиональной

деятельности

преподавателя,

дополняющей

педагогическую, раскрыты особенности научно-исследовательской деятельности.

Ключевые

слова:

преподаватель,

военный

вуз,

педагогическая

деятельность,

конструктивная,

организаторская,

коммуникативная,

научно-

исследовательская деятельности, педагогическое мастерство, техника

Известно, что любая деятельность осуществляется на основе определенной

системы

знаний,

навыков

и

умений.

Обычно

она

имеет

вполне

сложившуюся

структуру

и

ряд

взаимосвязанных

элементов,

одни

из

которых

считаются

первостепенными,

другие

второстепенными.

Все

это

относится

и

к

труду

военного педагога.

Среди многих элементов структуры деятельности военного педагога можно

выделить

четыре

основные

области: конструктивную

(проектировочную),

организаторскую,

коммуникативную,

научно-исследовательскую [1]. Понимание

структуры

и

специфики

и

содержания

каждой

из

них

позволяет

определить

критерии

оценки

и

правильно

оценить

уровень

педагогического

мастерства

преподавателя,

наметить

пути

его

совершенствования.

Степень

и

оттенки

педагогического

мастерства

каждого

преподавателя

как

раз

и

объясняются

сочетанием различных уровней мастерства в основных областях педагогического

труда. Так в чем же сущность и характерные особенности деятельности военного

педагога в каждой из этих областей?

Конструктивная

деятельность направлена

на

творческую

переработку

учебного материала применительно к составу аудитории, с учетом индивидуально-

психологических особенностей обучающихся, уровня их развития, целей и задач

обучения. Эта работа важна, поскольку на ее основе строится вся организаторская и

коммуникативная

деятельность

педагогов

[2].

В

своей

работе

преподаватель

руководствуется

требованиями

федеральных

законов,

по становлений

Правительства РФ, приказов МО РФ и других руководящих инстанций. Помимо

этого, педагог проектирует свою деятельность в соответствии с учебным планом и

программой

изучаемой

дисциплины,

указаниями

руководящих

лиц

кафедры

и

учебного

заведения,

использует

научную

литературу,

учебники,

методические

пособия, и наконец, опыт педагогического коллектива кафедры.

Характер конструктивной деятельности преподавателя меняется по мере

роста

педагогического

мастерства.

Неравномерна

и

активность

данной

деятельности

в

различные

периоды

учебного

процесса.

Умение

выработать

рациональное соотношение перспективных и частных задач, найти целесообразный

подход к их решению, прогнозировать конечный результат – важный критерий

оценки педагогического мастерства преподавателя. Опытные педагоги выработали

принципы подхода к учебному материалу, его отбора и конструирования с учетом

перспективы. При разработке конкретной темы, проблемы курса они постоянно

имеют в виду всю систему знаний и результат, которого стремятся добиться в конце

обучения.

Рассматриваемая область деятельности преподавателя – наиболее сложный

вид педагогического труда. Конструктивная деятельность больше всего влияет на

успех

работы

педагога

в

целом,

формирование

и

совершенствование

его

мастерства,

особенно

когда

она

гармонично

сочетается

с

организаторской

деятельностью. Несмотря на хорошо отобранный и спроектированный учебный

материал,

преподаватель

не

сможет

добиться

успеха,

если

не

сумеет

активизировать

внимание

обучающихся

на

занятиях,

эффективно

организовать

свою

работу

в

ходе

всего

учебного

процесса.

Каждое

целесообразное

педагогическое действие преподавателя, в конечном счете, представляет какой-либо

организаторский

акт.

Поэтому организаторская

деятельность одновременно

является практической реализацией проектов, методических планов преподавателя

и условием более эффективного проектирования.

Между

тем

уровень

мастерства

преподавателя

в

конструктивной

и

организаторской

деятельности

бывает

весьма

разным.

Усилия

педагога

в

организаторской области в основном направлены:

на четкое, доступное изложение учебного материала;

определенную

регуляцию

своего

поведения

в

каждой

конкретной

учебной ситуации;

организацию деятельности обучающихся в учебное и внеучебное время.

Успех в данном случае будет зависеть от умения преподавателя сочетать эти

аспекты.

В

психологической

структуре

труда

военного

педагога

особое

место

принадлежит коммуникативной

деятельности

установлению

таких

взаимоотношений с обучающимися, которые содействуют наиболее эффективному

решению педагогической задачи, создают благоприятные условия для достижения

поставленных

целей

в

обучении

и

воспитании.

Подобные

взаимоотношения

строятся с учетом психологических особенностей обучающихся, информации об

эффективности педагогических воздействий. Эти отношения во многом зависят и

от личных качеств преподавателя: подготовленности, чувств, воли, такта, умения

показать, раскрыть себя как человека. При правильных взаимоотношениях между

педагогом и обучающимися, достигается взаимопонимание, слаженность в учебно-

воспитательной работе, возрастает возможность преподавателя предугадать и как

можно

точнее

оценивать

поведение

обучающихся,

а

также

способность

обучающихся правильно истолковывать требования преподавателя.

Случается, что преподаватели, имеющие солидный педагогический стаж,

достаточно хорошо знающие учебную дисциплину, обладающие эрудицией, не

пользуются должным авторитетом у обучающихся. Как правило, причинами таких

отношений являются:

несдержанность в общении или высокомерное отношение к запросам

обучающихся;

несобранность и суетливость в методике проведения занятий;

чрезмерная замкнутость и сухость на занятиях и во внеучебное время;

несоблюдение уставных требований во взаимоотношениях педагога с

обучающимися.

Конечно же, такие причины только снижают познавательную активность у

обучающихся, что отрицательно сказывается на эффективности обучения.

В

структуре

деятельности

военного

преподавателя

определенное

место

занимает научно-исследовательская

работа.

В

условиях

постоянно

растущей

«индустриализации» образования, повышения требований к подготовке военных

специалистов педагог все больше становится не столько носителем и передатчиком

научной

информации,

сколько

организатором

познавательной

деятельности

обучаемых, их самостоятельной творческой работы. Это требует от преподавателя

активного личного участия в научных исследованиях. В настоящее время размах и

уровень

научной

работы

в

вузах

в

значительной

степени

определяет

уровень

подготовки специалистов, всю атмосферу деятельности учебного заведения [3].

Строгое

планирование

научно-

исследовательских

работ

кафедр,

разумная

практическая

направленность

и

комплексность

вузовских

исследований,

межкафедральное

кооперирование

научных

трудов,

включение

их

в

сферу

образовательного процесса – важный резерв повышения его эффективности, роста

профессионального мастерства преподавателей. Мастерство преподавателя в этой

области

характеризуется

умением

эффективно

и

рационально

использовать

результаты

исследований,

внедрять

последние

достижения

психологической

и

педагогической науки в учебно-воспитательный процесс.

Все виды деятельности военного преподавателя взаимосвязаны и протекают

в ходе решения разнообразных учебных и воспитательных задач. Их эффективная

реализация

невозможна

без

высокого

уровня

педагогического

мастерства

преподавателя. Как уже было сказано, педагогическое мастерство – это сложное,

многогранное

понятие,

составными

частями

которого

являются

психолого-

педагогическая эрудиция, педагогические способности и педагогическая техника.

Психолого-педагогическая

эрудиция является

теоретической

базой

педагогического мастерства преподавателя, представляющей собой систему знаний

научных основ психологии и педагогики. Она включает в себя понимание целей и

задач воспитания, знание закономерностей развития и формирования личности,

сущности и особенностей педагогического процесса, факторов, влияющих на его

эффективность, принципов, методов и форм обучения и воспитания, способов

управления учебно-воспитательным процессом, оценки и учета его результатов.

Психолого-педагогическая

эрудиция

преподавателя

позволяет

ему

сознательно, с научных позиций подходить к своей педагогической деятельности,

осуществлять творческий подход при решении стоящих перед ним разнообразных и

сложных учебно-воспитательных задач.

В

о с н о в е педагогических

способностей преподавателя

лежит

педагогическое

мышление,

которое

отражает

интеллектуальную

сущность

педагогического процесса и является центральным компонентом педагогического

мастерства.

Педагогическое

мышление

должно

носить

самостоятельный,

творческий

характер.

Это

позволяет

преподавателю

проявлять

инициативу,

настойчивость

и

изобретательность

в

выборе

наиболее

эффективных

путей

и

приемов

учебно-воспитательных

воздействий,

избегать

в

этом

шаблона,

однообразия,

механического

копирования.

Творческий

характер

мышления

преподавателя должен вызывать у него потребность заниматься научно-педагоги-

ческой работой, проводить педагогические исследования, ставить педагогические

эксперименты в целях оптимизации образовательного процесса.

Педагогическое мышление опирается на педагогическую наблюдательность

и педагогическое воображение преподавателя. Педагогическая наблюдательность

обеспечивает преподавателю непрерывную обратную связь с аудиторией: позволяет

ему по различным признакам определять настроение обучаемых, их отношение к

излагаемому материалу, степень его понимания и усвоения, эффективность своих

воспитательных воздействий. Используя эту информацию, преподаватель вводит

необходимые коррективы в своей работе (повторное разъяснение материала под

другим

углом

зрения,

изменение

форм

воспитательных

воздействий

и

т.

д.).

Педагогическая

наблюдательность

помогает

преподавателю

замечать,

анализировать

и

использовать

опыт

других

преподавателей

при

взаимном

посещении занятий, присутствии на открытых и показных занятиях.

Педагогическое

воображение позволяет

преподавателю

прогнозировать

результаты своей работы, мысленно моделировать задуманные или планируемые

педагогические мероприятия и предусматривать их эффективность, предвидеть и

своевременно предупреждать недостатки и трудности в обучении и воспитании

слушателей,

на

основе

педагогической

наблюдательности

проектировать

их

развитие.

Педагогический

такт можно

определить,

как

умение

преподавателя

применять

наиболее

педагогически

целесообразные

формы

общения

с

обучающимися,

проявлять

осмотрительность

и

чувство

меры

в

выборе

путей,

средств и приемов воспитательных воздействий. Наличие педагогического такта

позволяет установить преподавателю такие отношения с обучающимися, которые в

наибольшей мере способствуют достижению целей образовательного процесса:

создать на занятиях благоприятный психологический климат, обстановку взаимного

уважения, плодотворный деловой контакт с аудиторией. В результате повышается

интерес к занятиям, активизируется познавательная деятельность обучающихся,

раскрывается их творческая активность, возникает положительное отношение к

воспитательным воздействиям преподавателя. Н. И. Пирогов писал, что «учитель,

владеющий педагогическим тактом и опытный в искусстве изложения предмета, и

при несовершенной программе может сделать то, чего другой и при самой лучшей

не сделает» [4, с. 343]. Педагогический такт является выражением педагогической

культуры преподавателя, в его основе лежит заинтересованность преподавателя в

результатах своей педагогической деятельности, уважение к личному достоинству

обучаемых, знание их типологических и индивидуальных особенностей, умение

прогнозировать

их

поведение,

проявлять

чуткость

и

внимательность,

найти

правильный

подход

к

каждому

из

них

[5].

Поэтому

педагогический

такт

предполагает

наличие

у

преподавателя

педагогической

наблюдательности

и

воображения, вежливости, выдержки и самообладания в любых педагогических

ситуациях, способности воздерживаться от необдуманных действий.

Педагогическая

техника представляет

собой

комплекс

педагогических

навыков

и

умений,

с

помощью

которых

преподаватель

оказывает

наиболее

эффективные

непосредственные

воздействия

на

обучающихся.

Педагогическая

техника предполагает овладение преподавателем всем разнообразием средств и

приемов педагогического воздействия. На первом месте стоит речь преподавателя –

Verba

Magistri

(слово

учителя).

Живая

речь

преподавателя

является

не

только

основным средством передачи учебной информации (И. Д. Павлов называл речь

высшим

регулятором

человеческого

познания),

но

и

оказывает

на

слушателя

большое

психологическое

воздействие,

действует

на

его

чувства

и

потому

формирует его убежденность, направленность личности, отношение к предмету. Но

для этого преподаватель должен уметь грамотно, логично, точно, ясно и образно

излагать свои мысли, владеть дикцией, интонацией, мимикой и жестом, его речь

должна

быть

рациональна

являть

собой

гармонию

мысли

и

слова

и

эмоциональна

выражать

его

личные

чувства

и

отношение

к

излагаемому

материалу, убежденность в его истинности, увлекать обучающихся.

Литература

1. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2004.

2.

Копытова

Н.

Е.,

Макарова

Л.

Н.

Конструктивно-проектировочная

функция

в

профессиональной

деятельности

преподавателя

высшей

школы

//

Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 5(133). С.

30-35.

3.

Шаршов

И.

А.,

Макарова

Л.

Н.

Научная

деятельность

в

контексте

модернизации

исследовательской

инфраструктуры

университета:

проблемы

оценивания // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8 (41-42).

С. 225-230.

4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

М., 2002.



В раздел образования