Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ"


Автор: Конопкина Татьяна Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: Вечерняя сменная школа №7
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование у учащихся

компетентностного подхода к изучению химии

Конопкина Т.Н., учитель химии и биологии

Вечерней (сменной) школы №7 города Ульяновска

В современном школьном образовании определяющим становится компетентностный подход,

то есть главным становится личностный результат. Новый стандарт ориентирует образовательный

процесс на достижение качественно новых целей и результатов.

Если компетентностный подход – это комплексный подход, элементами которого являются

определение целей, отбор содержания, организация образовательного процесса, выбор

образовательных технологий, оценка результатов, то формирование у учащихся компетентностного

подхода к изучению химии будет заключаться в обучении учащегося умению самостоятельно ставить

цели, подбирать к ним задачи, производить отбор соответствующего содержания, организовывать

работу над содержанием, выбирать для этого технологии, оценивать полученные результаты.

Роль учителя в ходе реализации компетентностного подхода – организатор самостоятельной

активной познавательной деятельности учащихся, консультант, менеджер образовательного процесса,

позволяющий ученикам самостоятельно овладевать способами решения нестандартных задач,

вовлекающий учащихся в активное решение созданной проблемы по изучаемому предмету. Учитель

отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется

умение организовать активную деятельность по поиску усвоению, переработке информации.

Необходимым условием эффективности обучения с использованием компетентностного подхода

является личное включение ученика в активную деятельность.

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний»

(а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им

действовать в новых, неопределѐнных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя

наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных

ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего

школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых

вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне

школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалѐнного

эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления,

использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть

мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических

ситуаций и проблем.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких

умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в

типичных и нестандартных ситуациях.

И на уровне нормативных документов, и в общественном сознании урок закреплён как

неотъемлемая характеристика образовательного процесса. Реализуя содержательные требования

нового ФГОС, учителю необходимо максимально раскрывать развивающий потенциал урока как

основной формы организации образовательного процесса, проектировать компетентностно-

ориентированный урок.

Урок, выстроенный в соответствии с требованиями современного развивающего

компетентностного-ориентированного образования, характеризуется несколькими важными

особенностями:

1.

По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности, элементы

которой: целеполагание, планирование действий, их выполнение, контроль и коррекция, оценивание

результата, рефлексия.

2.

Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся. На таком уроке

обязательно последовательное предъявление учащимся всех его этапов:

А) цели деятельности на уроке и предполагаемого результата;

Б) критериев оценивания результата;

В) плана (почему именно это мы будем делать и в какой последовательности);

Г) приемов работы на каждом этапе плана;

Д) принципов и способов контроля и оценивания;

Е) содержания рефлексии и т.д..

3.

Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности на уроке

постепенно нарастает. Если в начале обучения цель, план, контроль, оценивание, рефлексия – все это

зона ответственности учителя, то к окончанию основной школы (9 класса) учитель предлагает для

рассмотрения проблемную ситуацию или проблему обнаруживают сами учащиеся. Далее учащиеся

сами самостоятельно определяют цель, порядок действий и осуществляют все последующие этапы

учебной деятельности по решению проблемной ситуации.

4.

Содержание урока должно носить проблемный характер и направлено на разрешение

поставленных проблем.

Таким образом, деятельностный компетентностно-ориентированный урок представляет собой

систему учебных действий, направленных на достижение результата. Этот результат всегда является

сложносочиненным»: и учебным, и метапредметным и личностным.

Реализуя названные принципы, проектирую, например, компетентностно-ориентированный

урок химии по теме «Альдегиды и кетоны» в 10 классе следующим образом.

I э т а п. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Компетенции, УУД:

1)

Смысловая саморегуляция.

2)

Взаимодействие с партнёром.

3)

Смыслообразование.

4)

Учитель: Чтобы понять, что будет важно для каждого из вас на сегодняшнем уроке,

рассмотрите картинку внимательно, после чего попробуйте ответить на пять вопросов:

1) Сколько туристов живет в этом лагере?

2) Когда они сюда приехали: сегодня или

несколько дней назад?

3) На чем они сюда приехали?

4) Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

5) Куда ушел Шура?

Учащиеся:

1)

Четверо

2)

Несколько дней назад

3)

На лодке

4)

Близко

5)

Ловить бабочек

Учитель: А теперь проанализируйте как

двигалась ваша мысль при ответе на вопросы:

А) от частного (единичного) к общему

Б) от общего к частному.

Учащиеся: От частного к общему.

Учитель: Как называется движение мысли

от частного к общему?

Учащиеся: Индукция.

Учитель: Как вы оцените движение мысли в следующем рассуждении:

Человек лжет – у него происходит выброс адреналина – у него расширяются сосуды – он чешет

нос:

А) от частного к общему

Б) от общего к частному (единичному)?

Учащиеся: От общего к частному.

Учитель: Как называется движение мысли от общего к частному?

Учащиеся: Дедукция

Учитель: Определите в каких случаях тебе поможет дедукция и индукция:

А) в учебе – значительно быстрее и намного качественнее понять изучаемый материал;

Б) в работе – принимать самые рациональные и правильные решения, при этом рассчитывая

действия и ходы свои, сотрудников, конкурентов на несколько шагов вперед;

В) в повседневной жизни помогают лучше разобраться в ситуациях и людях, выстраиванию

необходимых эффективных отношений с ними.

Учащиеся: Во всех этих ситуациях.

Учитель: Предлагаю использовать сегодняшний урок не только для получения знаний по

химии, но и для тренировки в построении дедуктивных и индуктивных умозаключений, так

необходимых в жизни.

Я желаю вам успеха на уроке. Вы работаете в группах по 4 человека. Пожелайте успеха друг

другу.

II э т а п. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ

Цель: Включение учащихся в разрешение проблемы, которую можно решить, применив

теоретические знания.

Компетенции, УУД:

1)

Волевая саморегуляция.

Учитель: Нам поступило письмо от издателя учебника химии для 10 класса следующего

содержания (демонстрирует слайд):

Слайд 2

III э т а п. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цель: создание условий для формулирования целей и задач урока учащимися.

Компетенции, УУД:

1)

Умение ставить цель и выдвигать задачи к ней.

2)

Умение осуществлять самоконтроль и самооценку

в форме сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном.

Учитель: Демонстрирует слайды презентации, учащиеся сверяют свои ответы с ответами на

слайдах презентации. Слайд 2. Какую проблему нам нужно решить на уроке?

Учащиеся: Восстановить основное содержание и название утраченного параграфа из учебника

химии для 10 класса, записав основное в сводную таблицу.

Учитель: Слайд 3. Какова цель нашего урока?

Слайд 3 (до называния учащимися цели и задач урока)

Слайд 3 (после называния учащимися цели и задач урока)

Учащиеся: Восстановить основное содержание и название утраченного параграфа из учебника

химии для 10 класса, записав основное в сводную таблицу.

Учитель: Как это можно сделать, если у вас есть опыт изучения химии по содержанию

параграфов?

Учащиеся: У параграфов есть сходство. Выявить это сходство и по аналогии восстановить

содержание параграфа.

Учитель: В чём сходство параграфов?

Учащиеся: У параграфов сходный план содержания.

Учитель: Какие сходные для большинства параграфов пункты плана вы можете назвать?

Учащиеся: Химические формулы изучаемых веществ, определение класса органических

веществ, к которому они относятся, физические и химические свойства веществ, их получение и

применение.

Учитель: Какие задачи следует поставить для достижения цели нашего урока? Проверьте

удастся ли вам правильно сформулировать все из них? Открывает на Слайде 3 те из задач, которые

называют учащиеся, как в игре «Сто к одному».

Учащиеся:

1)

Выявить химические и структурные формулы веществ.

2)

Определить названия изучаемых веществ.

3)

Назвать класс изучаемых веществ и дать ему определение.

4)

Выявить и описать физические свойства веществ изучаемого класса.

5)

Выявить химические свойства веществ изучаемого класса и составить соответствующие

химические реакции.

6)

Описать способ(ы) получения этих веществ.

7)

Описать применение изучаемых веществ.

Учитель: Справиться с заданием нам, очевидно, помогут методы Шерлока Холмса и его

качество задавать себе «въедливые вопросы» и искать ответы на них. Сегодня на уроке это качество,

проявляемое каждым из вас, понадобится для составления дедуктивного, индуктивного

умозаключения или умозаключения по аналогии, когда вы будете давать ответы на вопросы заданий.

В этом вам поможет следующий шаблон «Выстраиваем умозаключение по заданному вопросу»:

По таблице «Уровень развития умения выстраивать дедуктивные, индуктивные, умозаключения

по аналогии» в ходе самоконтроля и самооценки у вас будет возможность проверить правильность

выполнения задания и уровень развития своих логических способностей:

К заполнению таблицы отнеситесь ответственно. Работать вы будете в группах, но в таблице

будете оценивать личный вклад в общее дело. Оценки в журнал в конце урока будут выставляться с

вашего согласия, по желанию. Таблицы попрошу сдать с целью: предложить вам задания на

следующий урок для развития тех умений, в которых вы не доработали сегодня.

Учитель: Чему будет соответствовать тема урока?

Учащиеся: Будет совпадать с названием параграфа.

Учитель: Попробуем выяснить, что, как правило, выносится в учебнике химии 10 класса в

название параграфа?

Учащиеся: Название вещества, название класса веществ или то и другое вместе.

Учитель: По ходу урока вы должны будете определить момент, когда будете готовы назвать

тему, и мы вернёмся к этому слайду.

Учитель: Как мы поймём, что достигли цели урока?

Учащиеся: Заполним сводную таблицу, дадим название параграфу.

Учитель: Как можно проверить, что название параграфа и основные сведения в его содержании

определены нами верно?

Учащиеся: Сравнить с аналогичным параграфом в нашем учебнике?

Учитель: Как мы поймём, что с работой на уроке справились успешно?

Учащиеся: По общему количеству баллов и баллам за отдельные умения в таблице «Уровень

развития умения выстраивать дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии».

III э т а п. ЭТАП ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Цель: овладение учащимися знаниями характеристики новых для них классов органических

веществ Альдегидов и Кетонов в ходе организованной на уроке деятельности по решению

проблемных задач через развитие умения выстраивать дедуктивные и индуктивные умозаключения

на основе логических мыслительных операций анализа, сравнения, аналогии, обобщения, выявления

причинно-следственных связей.

Компетенции, УУД:

Познавательные УУД

Умение выстраивать умозаключения из суждений на основе изученных химических

закономерностей.

Умение прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных,

интерпретировать информацию, полученную из разных источников.

Умение анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи,

проводить аналогии и делать выводы.

Умения переводить информацию из одной знаковой системы в другую, пользоваться

инструкцией.

Регулятивные УУД

Умение сохранять заданную цель в ходе урока, планировать свои действия в соответствии с

конкретной задачей.

Умение осуществлять самоконтроль, самооценку в форме сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД

Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

как результат работы в группе.

Умение организовывать совместную деятельность в группе; умение вести монолог, отвечать

на вопросы.

Личностные УУД

Развитие способности к логическому мышлению.

Формирование смысла и мотивации учебной деятельности.

Учитель: Предложите названия граф в сводной таблице, которую мы должны заполнить, решая

проблему урока.

Учащиеся: Названия граф по вертикали – это названия задач урока, а по горизонтали – будут

описываться изучаемые вещества. Оформляют заголовки сводной таблицы в тетради.

Учитель: Демонстрирует Слайд 5. Ознакомимся с тем, что мы имеем для достижения цели

урока и решения поставленных к ней задач, уликами, которые нам предоставил автор письма.

Учащиеся: Знакомятся с перечнем «улик» по Слайду 5, печатные из них получают на каждую

парту:

1) Объёмные модели молекул веществ.

2) Пробирка 1 с продуктами какой-то реакции.

3) Пробирка 2 с продуктами какой-то реакции.

4) Обрывок рукописи параграфа.

5) Запах спирта.

6) Таблица «Качественные реакции на органические вещества».

7) Таблица «Основные классы органических соединений» на внутренней стороне обложки

учебника химии для 10 класса.

8) Показания Свидетеля 1.

9) Показания Свидетеля 2.

10) Показания Свидетеля 3.

11) Показания Свидетеля 4.

Слайд 5

Учитель: Сегодня на уроке мы «идём по следу», как Шерлок Холмс.

Далее урок выстраивается на основе принятых задач:

1)

Выявить химические и структурные формулы веществ.

2)

Определить названия изучаемых веществ.

3)

Назвать класс изучаемых веществ и дать ему определение.

4)

Выявить и описать физические свойства веществ изучаемого класса.

5)

Выявить химические свойства веществ изучаемого класса и составить соответствующие

химические реакции.

6)

Описать способ(ы) получения этих веществ.

7)

Описать применение изучаемых веществ.

Учащиеся, работая в группах, определяют подходящие улики для решения каждой из задач,

договариваются и заполняют шаблон «Выстраиваем умозаключение по заданному вопросу», спикер

от группы представляет результат. Учащиеся сличают свой результат с эталоном на слайде,

заполняют сводную таблицу.

Слайды для сличения способа действия и его результата с заданным эталоном выглядят

следующим образом и позволяют проверить правильность выполнения заданий, провести

самоконтроль и самооценку уровня развития универсальных умений каждому учащемуся по таблице

«Уровень развития умения выстраивать дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии».

Такой подход не случайный: в вечерней школе обучаются учащиеся, имеющие перерывы в

образовании от 2 до 8 лет, обучавшиеся по традиционной форме, не знакомые с требованиями новых

ФГОС.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

IV э т а п. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода

построения нового знания.

Компетенции, УУД:

1)

Анализ и осмысление своих результатов.

2)

Самооценка результатов.

Учитель: Мы можем сказать, что достигли цели урока?

Учащиеся: Да. Мы составили сводную таблицу с характеристикой альдегидов и кетонов, дали

название параграфу.

Учитель: Как можно убедиться, что мы выполнили работу верно?

Учащиеся: Сверить записи в таблице с содержанием параграфа в нашем учебнике.

Учитель: Каков результат проверки? Можем ли мы сводную таблицу отправлять Издателю?

Учащиеся: Параграф содержит отмеченную в сводной таблице характеристику альдегидов и

кетонов, соответствующие уравнения реакций, изложен по плану, по которому мы работали. Более

подробно, чем в параграфе нашего учебника, мы описали применение альдегидов и кетонов.

Сводную таблицу «Альдегиды и кетоны» можем отсылать Издателю.

Учитель: Как понять каждому из вас, что с работой на уроке справился успешно и заслужил

хорошую оценку?

Учащиеся: По общему количеству баллов, набранных за выполнение заданий урока и отметкам

на диаграмме в таблице «Уровень развития умения выстраивать дедуктивные, индуктивные,

умозаключения по аналогии». Отмечают названное. Определяют свою оценку за работу по

критериям, имеющимся в таблице.

Учитель: Выставляет оценки, выведенные из критериев, в журнал по желанию учащихся.

Каждый из вас получил представление о степени развития целого ряда своих логических умений.

Возьмите на заметку в каких из них, согласно диаграмме «Уровень развития умения выстраивать

дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии», следует продолжить тренироваться. Для

этого вы сдаёте данные своей диаграммы. Согласно им на следующий урок я подберу вам для

тренировки новые соответствующие задания.

Какие выводы из сегодняшнего урока вы сделаете о том, как правильно принимать решения в

любой жизненной ситуации, зная способ и методы мышления Шерлока Холмса?

Учащиеся:

• не торопиться принимать решения;

• использовать медленное мышление;

• осознанно формировать свои мысли, решения, выводы и оценки;

• использовать методы дедукции и индукции Шерлока Холмса, для которых тщательно

подбирать информацию, анализировать её, сравнивать, обобщать, искать аналогии удачных решений,

выявлять причинно-следственные связи и только тогда делать вывод – умозаключение – принимать

решения.

Учитель: Какие из этих правил вы, очевидно, использовали при работе в группе на уроке, когда

решали, кто из вас будет выступать с ответом?

Учащиеся: Подобрали информацию (как выступал напарник прежде), проанализировали,

сравнили, обобщили, сделали вывод – умозаключение: будет выступать он.

Учитель: А как поможет знание индукции изменить мнение одноклассников о тебе? Можете

воспользоваться словарём терминов к уроку.

Учащиеся: Индукция – это движение мысли от единичного, частного к общему выводу. Если

изменить себя в единичных поступках и увеличить число таких, то можно изменить мнение о себе.

Учитель: Возможность потренироваться в принятии решений неоднократно ещё до следующего

урока вам предоставит сама жизнь. Желаю вам подойти к этому со знанием дела, использованием

сегодняшних выводов. Так избавляются от существующих проблем, налаживают отношения с

окружающими людьми те, кто стремится к лучшей жизни, к комфорту в ней. Удачи вам!



В раздел образования