Напоминание

"ТЕСТИРОВАНИЕ - КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ"


Автор: Вяткина Любовь Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МГГЭУ ВФ
Населённый пункт: г. Волгоград Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "ТЕСТИРОВАНИЕ - КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ТЕСТИРОВАНИЕ - КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В

настоящее

время

для

диагностики

успешности

обучения

разрабатываются

специальные

методы,

которые

разными

авторами

называются

тестами

учебных

достижений, тестами успешности, дидактическими тестами. В литературе встречается

следующее определение тестов достижений.

Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные

пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить

преподавателями

результативность

познавательной

деятельности

обучающихся,

т.е.

оценить степень и качество достижения целей обучения (целей изучения).

Тесты

достижений предназначены

для

того,

чтобы

оценить

успешность

овладения

конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются

более объективным показателем обученности, чем оценка. Тесты достижений отличаются

от собственно психологических тестов. Их отличие от тестов способностей состоит, во-

первых,

в

том,

что

с

их

помощью

изучают

успешность

овладения

конкретным

ограниченным

определенными

рамками,

учебным

материалом.

На

формирование

способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно

не является единственным фактором, определяющим уровень их развития. Во-вторых,

различие

между

тестами

определяются

целями

их

применения.

Тесты

достижений

применяются

для

оценки

успешности

овладения

конкретными

знаниями

с

целью

определения

эффективности

программ,

учебников

и

методов

обучения,

особенностей

работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих

тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их

разделов.

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной

степени предсказывать темпы продвижения обучающегося в той или иной дисциплине,

поскольку

имеющийся

на

момент

тестирования

высокий

или

невысокий

уровень

овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений,

необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный студент, обладающий

хорошей

памятью,

без

труда

может

найти

правильные

ответы

в

заданиях

теста

достижений.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по

конкретным

дисциплинам

или

их

циклам,

разрабатываются

и

более

широко

ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более

широко

ориентированными

являются

тесты

для

изучения

умений,

которые

могут

пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником,

таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют

также

тесты,

направленные

на

оценку

влияния

обучения

на

формирование

логического

мышления,

способности

рассуждать,

строить

выводы

на

основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени

приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с

последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности

обучения

по

конкретным

предметам,

то

обязательным

участником

формулирования

отдельных заданий должен стать преподаватель.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными

и

письменными,

бланковыми,

предметными,

аппаратурными

и

компьютерными,

вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей:

руководство

по

работе

с

тестом,

тестовую

тетрадь

с

заданиями,

лист

ответов

(для

бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название

индивидуальных,

если

с

несколькими

-

групповых.

Каждый

тип

тестов

имеет

свои

достоинства

и

недостатки.

Преимуществом

групповых

тестов

является

возможность

охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение

функций

экспериментатора

(чтение

инструкций,

точное

соблюдение

времени),

более

единообразные условия проведения, возможность компьютерной обработки данных и др.

Основным

недостатком

групповых

тестов

является

снижения

возможностей

у

экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать их. Кроме

того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием

испытуемых таким, как тревожность, утомление и др. Индивидуальные тесты лишены

этих недостатков.

Тестирование широко используется преподавателями в нашем учебном заведении

для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения

и самоподготовки обучающихся. Как уже указывалось, результаты тестирования могут

выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных

материалов.

После проведения статистических исследований по изучению тестирования как

метода педагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть 15-20 заданий.

Они

помогают

определить,

владеет

ли

обучающейся

основными

понятиями,

закономерностями, умеет ли правильно записать термины, а также как полученные знания

помогают ему при решении практических задач. Задания предлагаются, как правило, с

ответами в «закрытой форме», когда нужно вставить пропущенное слово. В этом случае,

когда ответ однозначен, он оценивается по двухбальной системе - 1 или 0. Введение в тест

заданий с многовариантными ответами развивает у обучающихся потребность в поиске

разных путей решения задачи, что необходимо для достижения основной цели обучения -

умения самостоятельно выбирать способ выполнения поставленной задачи.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

· диагностическую;

· обучающую;

· организующую;

· развивающую и воспитывающую.

Введение

тестового

контроля

существенно

повышает

мотивацию

обучения

и

заинтересованность

обучаемого.

Внедрение

тестовой

формы

контроля

по

учебной

дисциплине должно осуществляться поэтапно.

На

первом

этапе

в

тестовой

форме

проводится

только

входной

контроль

и

заключительной

целью

проведения

входного

теста

является

получение

сведений

об

исходном уровне знаний обучающихся. Успех изучения любого курса зависит от степени

усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих

этапах

обучения.

Поэтому

входной

тест,

включать

задания,

проверяющие

уровень

усвоения

основных

учебных

элементов

данного

курса.

При

проверке

определяются,

прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования.

Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал,

проверяет сформированные знания и умения.

Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому обучающемуся дается

возможность

четко

представить

себе

объем

обязательных

требований

и

овладению

знаниями курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для

дополнительной, индивидуальной работы. Тестовые задания удобно использовать при

организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении

учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами

контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений

обучающегося.

Если сравнивать тестовую форму контроля с наиболее распространенной формой

экзамена-диалога

«преподаватель-студент»,

то

она

обладает

рядом

преимуществ:

объективность, валидность, простота, демократичность, массовость и кратковременность,

управляемость, технологичность, однако на ряду с достоинствами следует отметить и

недостатки: трудность создания хорошего теста, отсутствие при проведении тестирования

возможности

для

использования

диалога

студента

с

преподавателе,

отсутствие

при

проведении компьютерного тестирования открытых вопросов.

Проанализировав эффективность использования метода тестирование в учебном процессе,

пришли к выводу что работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно

сложная и долгая.

Во-первых,

необходимо

оценивать

качество

каждого

теста

-

соответствие

программе

и

реальным

возможностям

обучающихся,

учитывая

при

этом

сильно

действующие

временные

ограничения

на

выполнение

ими

тестовых

заданий.

Если

соответствие программе можно проверить, анализируя только литературу, то проверка

«посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте

возможна только после проверки в реальном эксперименте.

Во-вторых,

желательна

оценка

«представительности»

всей

батареи

тестов

-

насколько

она

захватывает

весь

программный

материал

или

хотя

бы

наиболее

существенную его часть (из конъюнктурных соображений).

И, наконец, главное - составленные тесты необходимо «прокрутить» несколько раз,

чтобы отобрать из них наиболее представительные, наиболее информативные с точки

зрения диагностики «готовности». Системное внедрение тестов затрудняется в связи с

относительной сложностью создания качественного теста.

Диаграмма определения эффективности применения тестовой формы контроля

ЛС 2115-о

СД2115-о

0

1

2

3

4

5

тестовый контроль

фронтальный опрос

тестовый контроль

фронтальный опрос

Поэтому тестовый контроль не может и недолжен стать повсеместным заменим собой

все иные формы. Комплексное использование тестовых и традиционных форм контроля

учебной деятельности студентов в конечном счете направлено на повышение качества

повышения.

Список литературы

1.

Артамонова М.В., Киринюк А.А., Назарова И.Б., Тягунова Т.Н. Методические

рекомендации по реализации требований к программно-дидактическим тестовым

материалам в процессе внедрения системы тестирования учебных достижений

студентов в вузе/ М.В.Артамонова, А.А.Киринюк, И.Б.Назарова, Т.Н.Тягунова.- М.,

2006.- 83 с.;

2.

Васильев

В.И.,

Киринюк

А.А.,

Тягунова

Т.Н.

Требования

к

программно-

дидактическим тестовым материалам и технологиям компьютерного тестирования/

В.И.Васильев, А.А.Киринюк, Т.Н. Тягунова. - М.: МГУП, 2005. - 29 с.;

3.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как

выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования)/ А.Н. Майоров. -

М., 2000. - 352 с.;



В раздел образования