Автор: Трушкова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №17"
Населённый пункт: город Полысаево
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи на уроках математики в начальной школе
Раздел: начальное образование
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время
требуется каждому. В этом качестве нуждаются руководитель предприятия и
рабочий, учёный и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Поэтому
вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им
должны заниматься все преподаватели, внося в это общее дело каждый своё,
присущее его специальности: математик должен приучить к краткому и
логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и
эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению
и умению приводить отдельные факты в систему и т.д.
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда
была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя
– начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на
протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на
речевую культуру детей.
В обучении математики младших школьников используется как
естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики
– математический. Под математическим языком понимается совокупность
всех средств, с помощью которых можно выразить математическое
содержание. К таким средствам относятся математические термины,
символы, схемы, графики, диаграммы и т.д.
Изучение математического языка, знакомство с его компонентами –
неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной
школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики,
где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики.
Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в
выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях
математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого
математического знака.
Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие
направления по работе над математической речью на уроках математики:
1. Работа над звуковой стороной речи.
2. Словарная работа с математическими терминами.
3. Формирование культуры математической речи.
4. Развитие связной математической речи.
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию
правильного произношения и употребления математических терминов.
При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички
(карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их
произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям
упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических
терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.
Например, следующие упражнения:
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить,
сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п.
2. Прочитайте выражения, используя математические термины: (83-47):4 69-
42:6 35+9х(24-14)
3. Прочитайте выражения разными способами:
36+18, 72:12, 59-7, 17х3
4. Прочитайте: прибавить к числу 86, вычесть из числа 347, к числу 473
прибавить число 441и т.п.
5. Прочитайте: прибавить к 86, вычесть из 347, к 473 прибавить 441 и т.п.
6. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать».
Прав ли он?
Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им,
читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким
образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя
математические термины.
Словарная работа должна проводиться в разных направлениях:
понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение
их правильного написания и формирование умений составлять связное
высказывание.
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:
- объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное
число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.
- математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так: «18 взять 4». Как
надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы
прочтения)
2. Следующие упражнения требуют включения зданий на применение
терминов (правильное и неправильное).
- выполнив действие 18+2, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я
сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?
- Определите верно или неверно данное высказывание:
Произведение 8 и 3 равно 21.
Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда
произведение равно 18.
Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.
Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.
- В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»?
а) 32 : с = 8, частное;
б) 9 х с = 45, множитель;
в) с : 6 = 12, делитель;
г) 19 – с = 15, вычитаемое.
3. Упражнения на правильное написание терминов:
- запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое,
ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное,
к..личество, сто..мость, ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.
- исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить» и т.п.
4. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
- прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: «Если соединить два
числа … знаком, то получится числовое …».
- используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило,
определение: «число, это, неизвестное, которое, равенство, содержащее,
уравнение, найти, надо».
- Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?
а) сумму 18 и 16 уменьшили на 2.
б) к 18 прибавили частное 16 и 2.
в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.
Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной
формулировки правил и определений.
5.Упражнения на умение записывать математические выражения по
названиям компонентов арифметических действий:
1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:
а) сумма двадцати девяти и тридцати семи;
б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати;
в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати;
г) частное пятидесяти двух и четырёх;
2) Запиши выражение и найди его значение:
а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать
б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти шести и
пятидесяти девяти.
в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9
г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35.
3) Составить более сложные выражения:
а) из числа 75, разности 81-63 и знака +;
б) из суммы 54+8, числа 36 и знака - ;
в) из числа 36, произведения 8х7 и знака «минус»;
г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;
4) Определите, что больше:
а) сумма 30 и 10 или разность 40и 10;
б) разность 26 и 16 или сумма 4и 8,
в) сумма 5 и 9 или сумма 6 и 7;
г) разность 32 и 12 или разность 19 и 8.
Следующее направление работы – формирование культуры
математической речи сводится к устранению ошибок, речевых
недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних
слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.
1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
- устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное
число в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;
- на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4
будет 9». Какие ошибки допустил Коля? Как следовало ответить Коле?.
- Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: «Чтобы найти неизвестное
число х , надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3,
х=5». Правильно ли рассуждал Серёжа? Каким правилом ему следовало
воспользоваться?
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном
такие же, как на уроках чтения, только используется математический
материал:
- устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как
сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3.
Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25
прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим
второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;
- пример 295+12=307 Коля прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим
12 и получим триста семь». Правильно ли он прочитал? Как ещё можно
прочитать эту запись?
Работа по развитию связной математической речи:
1.Составьте текст, используя набор карточек со словами:
- чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно,
умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное,
умножить, множитель;
- 4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24, =, 8х3, = .
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось
связное объяснение:
«Значит, 48:12=4. Это число 4. Разделить 48 на 12 значит найти такое число,
которое при умножении на 12 даёт 48».
Развитие математической речи будет происходить эффективно при
определённой последовательной педагогической работы, в основе которой
лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью
восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование
усвоенного материала в речевых ситуациях.
Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём
школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник
открывает широкий мир науки и жизни.