Напоминание

Развитие речи на уроках математики в начальной школе


Автор: Трушкова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №17"
Населённый пункт: город Полысаево
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи на уроках математики в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие речи на уроках математики в начальных классах.

Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время

требуется каждому. В этом качестве нуждаются руководитель предприятия и

рабочий, учёный и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Поэтому

вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им

должны заниматься все преподаватели, внося в это общее дело каждый своё,

присущее его специальности: математик должен приучить к краткому и

логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и

эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению

и умению приводить отдельные факты в систему и т.д.

Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда

была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя

– начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на

протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на

речевую культуру детей.

В обучении математики младших школьников используется как

естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики

– математический. Под математическим языком понимается совокупность

всех средств, с помощью которых можно выразить математическое

содержание. К таким средствам относятся математические термины,

символы, схемы, графики, диаграммы и т.д.

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами –

неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной

школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики,

где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики.

Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в

выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях

математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого

математического знака.

Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие

направления по работе над математической речью на уроках математики:

1. Работа над звуковой стороной речи.

2. Словарная работа с математическими терминами.

3. Формирование культуры математической речи.

4. Развитие связной математической речи.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию

правильного произношения и употребления математических терминов.

При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички

(карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их

произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям

упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических

терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.

Например, следующие упражнения:

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить,

сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п.

2. Прочитайте выражения, используя математические термины: (83-47):4 69-

42:6 35+9х(24-14)

3. Прочитайте выражения разными способами:

36+18, 72:12, 59-7, 17х3

4. Прочитайте: прибавить к числу 86, вычесть из числа 347, к числу 473

прибавить число 441и т.п.

5. Прочитайте: прибавить к 86, вычесть из 347, к 473 прибавить 441 и т.п.

6. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать».

Прав ли он?

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им,

читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким

образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя

математические термины.

Словарная работа должна проводиться в разных направлениях:

понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение

их правильного написания и формирование умений составлять связное

высказывание.

1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:

- объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное

число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.

- математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так: «18 взять 4». Как

надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы

прочтения)

2. Следующие упражнения требуют включения зданий на применение

терминов (правильное и неправильное).

- выполнив действие 18+2, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я

сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?

- Определите верно или неверно данное высказывание:

Произведение 8 и 3 равно 21.

Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда

произведение равно 18.

Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.

Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.

- В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»?

а) 32 : с = 8, частное;

б) 9 х с = 45, множитель;

в) с : 6 = 12, делитель;

г) 19 – с = 15, вычитаемое.

3. Упражнения на правильное написание терминов:

- запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое,

ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное,

к..личество, сто..мость, ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.

- исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить» и т.п.

4. Упражнения на составление правильных связных высказываний:

- прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: «Если соединить два

числа … знаком, то получится числовое …».

- используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило,

определение: «число, это, неизвестное, которое, равенство, содержащее,

уравнение, найти, надо».

- Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?

а) сумму 18 и 16 уменьшили на 2.

б) к 18 прибавили частное 16 и 2.

в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной

формулировки правил и определений.

5.Упражнения на умение записывать математические выражения по

названиям компонентов арифметических действий:

1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:

а) сумма двадцати девяти и тридцати семи;

б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати;

в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати;

г) частное пятидесяти двух и четырёх;

2) Запиши выражение и найди его значение:

а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать

б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти шести и

пятидесяти девяти.

в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9

г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35.

3) Составить более сложные выражения:

а) из числа 75, разности 81-63 и знака +;

б) из суммы 54+8, числа 36 и знака - ;

в) из числа 36, произведения 8х7 и знака «минус»;

г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;

4) Определите, что больше:

а) сумма 30 и 10 или разность 40и 10;

б) разность 26 и 16 или сумма 4и 8,

в) сумма 5 и 9 или сумма 6 и 7;

г) разность 32 и 12 или разность 19 и 8.

Следующее направление работы – формирование культуры

математической речи сводится к устранению ошибок, речевых

недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних

слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

- устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное

число в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;

- на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4

будет 9». Какие ошибки допустил Коля? Как следовало ответить Коле?.

- Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: «Чтобы найти неизвестное

число х , надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3,

х=5». Правильно ли рассуждал Серёжа? Каким правилом ему следовало

воспользоваться?

2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном

такие же, как на уроках чтения, только используется математический

материал:

- устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как

сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3.

Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25

прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим

второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;

- пример 295+12=307 Коля прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим

12 и получим триста семь». Правильно ли он прочитал? Как ещё можно

прочитать эту запись?

Работа по развитию связной математической речи:

1.Составьте текст, используя набор карточек со словами:

- чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно,

умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное,

умножить, множитель;

- 4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24, =, 8х3, = .

2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось

связное объяснение:

«Значит, 48:12=4. Это число 4. Разделить 48 на 12 значит найти такое число,

которое при умножении на 12 даёт 48».

Развитие математической речи будет происходить эффективно при

определённой последовательной педагогической работы, в основе которой

лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью

восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование

усвоенного материала в речевых ситуациях.

Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём

школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник

открывает широкий мир науки и жизни.



В раздел образования