Напоминание

К вопросу об отношении родителей детей с нормотипичным развитием к инклюзивному образованию


Автор: Кратынская Александра Борисовна
Должность: студентка, магистр
Учебное заведение: МГПУ Институт Специального Образования и Комплексной Реабилитации
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу об отношении родителей детей с нормотипичным развитием к инклюзивному образованию
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С

НОРМОТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ К ИНКЛЮЗИВНОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ

А. Б. Кратынская

Студентка 3 курса Московского Городского Педагогического

Университета, Института Специального Образования и Комплексной

Реабилитации

Научный руководитель к. п. н. доцент Н. Ш. Тюрина

На

сегодняшний

день

модернизация

отечественного

образования

направлена на обеспечение необходимых условий обучения и воспитания

всех

категорий

детей,

испытывающих

трудности

в

образовательном

процессе. Использование инклюзивных подходов в общеобразовательных

учреждениях является не только инновацией, но предполагает еще один

шаг

к

обеспечению

полноценной

реализации

прав

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

на

получение

общего

образования.

Инклюзивное образование гарантирует каждому ребенку, вне зависимости

от

социального

положения,

физических,

умственных

и

психических

особенностей,

реализацию

своих

потребностей

в

развитии

и

права

на

получение образования, соответствующего его уровню образования. [2,5]

Большинство инклюзивных образовательных программ направлено

на

сопровождение

семей,

воспитывающих

детей

с

о собыми

образовательными

потребностями,

но

недостаточно

внимания

уделено

обществу,

которое

необходимо

готовить

к

инклюзивной

среде

и

формировать

определенные

знания

и

понимание

необходимости

инклюзивного обучения, также особый интерес представляет отношение

общества к инклюзии.

На

фоне

низкой

осведомленности

в

вопросах

инклюзивного

образования

у

родителей

нормально

развивающихся

обучающихся

присутствует страх негативных изменений в развитии и образовании их

детей

в

результате

введения

инклюзии.

Взгляды

родителей

отражают

распространенные в обществе стойкие стереотипы в отношении людей с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Родители,

способные

смоделировать

результаты

инклюзивного

образовательного

процесса

не

только сквозь призму их значимости для развития собственного ребенка,

но и с учетом позитивных последствий для развития общества в целом,

высказывают положительное отношение к инклюзии и аргументировано

говорят

о

целесообразности

и

важности

ее

введения. Что

касаемо

отношения сверстников с типичным развитием к детям с ОВЗ, следует

сказать, что многое зависит от твердой позиции взрослых, как учителей,

так и родителей.[1]

По

данным

Фонда

поддержки

детей,

находящихся

в

трудной

жизненной ситуации, развитие инклюзивного образования в России на

данном

этапе

находится

в

фокусе

внимания

не

только

родителей

и

педагогических

сообществ,

но

и

всего

социума.

Внедрение

идеологии

образования для всех в общеобразовательные учреждения сталкивается с

рядом психолого-педагогических трудностей и проблем:

невозможность

принятия

детей

с

ОВЗ

сверстниками

с

нормальным психическим развитием;

отрицание идеологии инклюзивного образования;

сложности и проблемы при использовании особых подходов к

образованию детей с ОВЗ;

неготовность

родителей

детей

с

типичным

развитием

к

обучению

своих

детей

совместно

с

детьми,

имеющими

отклонения

в

развитии;

нежелание

детей

с

нормальным

психическим

развитием

принимать сверстников с ОВЗ;

проблемы

социально-психологической

адаптации

лиц

с

нетипичным развитием.[3,4]

В

данной

статье

представлены

результаты

анкетирования,

направленного

на

выявление

отношения

родительского

сообщества

к

инклюзивному

образованию

и

к

детям

с

особыми

образовательными

потребностями. Исследование было проведено в одной из дошкольных

образовательных

организаций

г.Москвы,

практикующей

инклюзивную

практику. В анкетировании приняли участие 45 добровольцев, состоящих

из родителей нормотипичных детей и детей с особыми образовательными

потребностями.

Для

организации

и

проведения

анкетирования

был

осуществлен

анализ имеющихся методик и подходов, представленных в педагогической,

психологической

и

социально-педагогической

литературе

и

других

релевантных

источниках.

С

этой

целью

были

проанализированы

исследования

Л.М. Шипицыной,

М.Гордеевой

(2017г),

исследования

Т.Н.Седовиной,

Е.Ю.Шинкаревой

(2016г)

и

экспериментальная

работа

А.И.Гориславца (2013г).

Родителям

предлагалось

ответить

на

18

вопросов

открытого,

закрытого и полузакрытого типа. Вопросы были направлены на выявление

отношения

родителей

к

возможности

совместного

(инклюзивного)

образования детей и о совершенствовании данного процесса в условиях

дошкольной образовательной организации.

По

результатам

анкетирования

треть

опрошенных

родителей

не

осведомлены, что в группе, куда ходит их ребенок, есть дети с ООП

(33,4%, где 16, 7% уверенны, что детей с ООП в группе нет, и 16,7%

затруднились дать ответ). Но, 77,4% родителей групп, где есть дети с ООП

настроены доброжелательно по отношению к семьям, воспитывающим

детей с ООП и сочувственно к ним относятся. Родители, принимавшие

участие в анкетировании, глядя на детей с ООП, испытывают жалость

(84,4%)

и

страх,

что

это

может

случиться

с

их

детьми

(53,3%).

Немаловажным аспектом является мнение родителей, высказавших свою

точку

зрения:

6%

родителей

считает,

что

в

ходе

образовательной

деятельности есть риск, что ребенок с ООП, имеющий другой уровень

успеваемости,

не

будет

успевать

за

другими

детьми,

а

это

может

способствовать

снижению

самооценки

ребенка,

мотивации

в

учебном

процессе и уверенности в себе, т.к. образовательная нагрузка не рассчитана

на детей с ООП.

К сожалению, почти половина опрошенных родителей не считает,

что инклюзивное образование положительно сказывается на успеваемости

и

развитии

детей. 84,3%

родителей

не

интересуются

мероприятиями,

проводимыми учебным учреждением, направленными на социализацию

детей с ООП и включение их в общество. 50% родителей боятся, что

взаимоотношения детей в группе могут измениться в худшую сторону, что

снизится

внимание

к

здоровым

детям

со

стороны

воспитателей

и

педагогов, опасаются за возникновение конфликтных ситуаций в детском

коллективе, снизится успеваемость и темп развития группы в целом.

В

целом,

опрошенные

родители

настроены

позитивно

и

готовы

с от руд н и ч ат ь ,

в за и мод е й с т во ват ь

и

о ка зы ват ь

п о с и л ь н у ю

помощь\моральную

поддержку.

Также,

они

считают,

что

и

общество

настроено дружелюбно и нацелено развивать инклюзивное образование,

хоть

и

сталкивается

с

определенными

трудностями

(недостаток

специалистов, низкий уровень подготовки кадров, отсутствие специальных

программ обучения). 68% опрошенных родителей считает инклюзивное

образованием большим преимуществом для детей с ООП, т.к они будут

чувствовать

себя

более

полноценными

членами

общества,

участвуя

во

многих

мероприятиях

наравне

с

другими

детьми,

независимо

от

полученного

результата,

т.к.

одно

лишь

участие

уже

положительно

отразится на коллективе в целом. Респонденты не оставили без внимания

низкий уровень подготовки кадров и нехватку специалистов, что тянет за

собой

необходимость

дополнительной

подготовки,

повышения

квалификации и, как следствие, финансирования.

Результаты опроса в целом носят позитивный характер. Большинство

опрошенных родителей (66.7%) осведомлены, что в группе находятся дети

с

особыми

образовательными

потребностями

и

имеют

минимальное

представление об инклюзивном образовании, однако, есть достаточный

процент

родителей,

которые

не

понимают

значения

«инклюзии»

и

выражают скорее негативную позицию по отношению к инклюзивному

образованию, а именно: 33,4% родителей не знают что такое инклюзия и не

знали, что в группе есть дети с ООП и не интересовались, в каком составе

группы пребывает их ребенок. 53,3 % родителей испытывают страх, глядя

на

детей

с

ООП

и

боятся,

что

находятся

в

«зоне

риска».

54,3%

респондентов считают что детям с ООП необходимо обучаться только в

специальных школах. 29,7% родителей считает общество безразличным к

проблемам семей, имеющих детей с ООП, но и своей проблемой это не

считают и иметь отношение к этому не хотят. 20,7% респондентов не

говорят и не хотят рассказывать своим детям про то, что существуют дети с

особыми

потребностями,

так

же

в

это

число

входят

те,

которые

не

проявляют желания дружить и общаться с такими детьми(6,9%). 16,6%

родителей не желают общаться с родителями детей с ООП. Именно эти

родители и примут участие в дальнейшей экспериментальной работе по

формированию положительного отношения к инклюзивному образованию.

Таким

образом,

результаты

анкетирования

показывают

необходимость

целенаправленной работы специалистов образовательной организации по

формированию положительного отношения родительского сообщества к

инклюзивному образованию.

Библиографический список:

1.

Гориславец

А.И.

Формирование

положительного

отношения

родительского

сообщества,

общеобразовательных

школ

к

системе

инклюзивного образования / Научные ведомости,

Серия Гуманитарные

науки. 2013. № 27 (170). Выпуск 20

2. Седовина Т.Н. Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для

учителя : [16+] / [сост.: Т.Н. Седовина, Е.Ю. Шинкарева]. – Архангельск :

Лоция, 2016. – 128 с. : ил. – (Инклюзивное образование).

3.

Социум,

дружественный

детям-сиротам

и

детям

с

ограниченными

возможностями . – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации, Москва, 2011

4. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья

и детям-инвалидам. – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации, 2017г

5. Шипицына, Л.М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицына //

Специальная педагогика / под ред. М.Н. Назаровой. – М.: Академия, 2000.

– С. 355.



В раздел образования