Автор: Кратынская Александра Борисовна
Должность: студентка, магистр
Учебное заведение: МГПУ Институт Специального Образования и Комплексной Реабилитации
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу об отношении родителей детей с нормотипичным развитием к инклюзивному образованию
Раздел: дошкольное образование
К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С
НОРМОТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ К ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
А. Б. Кратынская
Студентка 3 курса Московского Городского Педагогического
Университета, Института Специального Образования и Комплексной
Реабилитации
Научный руководитель к. п. н. доцент Н. Ш. Тюрина
На
сегодняшний
день
модернизация
отечественного
образования
направлена на обеспечение необходимых условий обучения и воспитания
всех
категорий
детей,
испытывающих
трудности
в
образовательном
процессе. Использование инклюзивных подходов в общеобразовательных
учреждениях является не только инновацией, но предполагает еще один
шаг
к
обеспечению
полноценной
реализации
прав
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
на
получение
общего
образования.
Инклюзивное образование гарантирует каждому ребенку, вне зависимости
от
социального
положения,
физических,
умственных
и
психических
особенностей,
реализацию
своих
потребностей
в
развитии
и
права
на
получение образования, соответствующего его уровню образования. [2,5]
Большинство инклюзивных образовательных программ направлено
на
сопровождение
семей,
воспитывающих
детей
с
о собыми
образовательными
потребностями,
но
недостаточно
внимания
уделено
обществу,
которое
необходимо
готовить
к
инклюзивной
среде
и
формировать
определенные
знания
и
понимание
необходимости
инклюзивного обучения, также особый интерес представляет отношение
общества к инклюзии.
На
фоне
низкой
осведомленности
в
вопросах
инклюзивного
образования
у
родителей
нормально
развивающихся
обучающихся
присутствует страх негативных изменений в развитии и образовании их
детей
в
результате
введения
инклюзии.
Взгляды
родителей
отражают
распространенные в обществе стойкие стереотипы в отношении людей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Родители,
способные
смоделировать
результаты
инклюзивного
образовательного
процесса
не
только сквозь призму их значимости для развития собственного ребенка,
но и с учетом позитивных последствий для развития общества в целом,
высказывают положительное отношение к инклюзии и аргументировано
говорят
о
целесообразности
и
важности
ее
введения. Что
касаемо
отношения сверстников с типичным развитием к детям с ОВЗ, следует
сказать, что многое зависит от твердой позиции взрослых, как учителей,
так и родителей.[1]
По
данным
Фонда
поддержки
детей,
находящихся
в
трудной
жизненной ситуации, развитие инклюзивного образования в России на
данном
этапе
находится
в
фокусе
внимания
не
только
родителей
и
педагогических
сообществ,
но
и
всего
социума.
Внедрение
идеологии
образования для всех в общеобразовательные учреждения сталкивается с
рядом психолого-педагогических трудностей и проблем:
невозможность
принятия
детей
с
ОВЗ
сверстниками
с
нормальным психическим развитием;
отрицание идеологии инклюзивного образования;
сложности и проблемы при использовании особых подходов к
образованию детей с ОВЗ;
неготовность
родителей
детей
с
типичным
развитием
к
обучению
своих
детей
совместно
с
детьми,
имеющими
отклонения
в
развитии;
нежелание
детей
с
нормальным
психическим
развитием
принимать сверстников с ОВЗ;
проблемы
социально-психологической
адаптации
лиц
с
нетипичным развитием.[3,4]
В
данной
статье
представлены
результаты
анкетирования,
направленного
на
выявление
отношения
родительского
сообщества
к
инклюзивному
образованию
и
к
детям
с
особыми
образовательными
потребностями. Исследование было проведено в одной из дошкольных
образовательных
организаций
г.Москвы,
практикующей
инклюзивную
практику. В анкетировании приняли участие 45 добровольцев, состоящих
из родителей нормотипичных детей и детей с особыми образовательными
потребностями.
Для
организации
и
проведения
анкетирования
был
осуществлен
анализ имеющихся методик и подходов, представленных в педагогической,
психологической
и
социально-педагогической
литературе
и
других
релевантных
источниках.
С
этой
целью
были
проанализированы
исследования
Л.М. Шипицыной,
М.Гордеевой
(2017г),
исследования
Т.Н.Седовиной,
Е.Ю.Шинкаревой
(2016г)
и
экспериментальная
работа
А.И.Гориславца (2013г).
Родителям
предлагалось
ответить
на
18
вопросов
открытого,
закрытого и полузакрытого типа. Вопросы были направлены на выявление
отношения
родителей
к
возможности
совместного
(инклюзивного)
образования детей и о совершенствовании данного процесса в условиях
дошкольной образовательной организации.
По
результатам
анкетирования
треть
опрошенных
родителей
не
осведомлены, что в группе, куда ходит их ребенок, есть дети с ООП
(33,4%, где 16, 7% уверенны, что детей с ООП в группе нет, и 16,7%
затруднились дать ответ). Но, 77,4% родителей групп, где есть дети с ООП
настроены доброжелательно по отношению к семьям, воспитывающим
детей с ООП и сочувственно к ним относятся. Родители, принимавшие
участие в анкетировании, глядя на детей с ООП, испытывают жалость
(84,4%)
и
страх,
что
это
может
случиться
с
их
детьми
(53,3%).
Немаловажным аспектом является мнение родителей, высказавших свою
точку
зрения:
6%
родителей
считает,
что
в
ходе
образовательной
деятельности есть риск, что ребенок с ООП, имеющий другой уровень
успеваемости,
не
будет
успевать
за
другими
детьми,
а
это
может
способствовать
снижению
самооценки
ребенка,
мотивации
в
учебном
процессе и уверенности в себе, т.к. образовательная нагрузка не рассчитана
на детей с ООП.
К сожалению, почти половина опрошенных родителей не считает,
что инклюзивное образование положительно сказывается на успеваемости
и
развитии
детей. 84,3%
родителей
не
интересуются
мероприятиями,
проводимыми учебным учреждением, направленными на социализацию
детей с ООП и включение их в общество. 50% родителей боятся, что
взаимоотношения детей в группе могут измениться в худшую сторону, что
снизится
внимание
к
здоровым
детям
со
стороны
воспитателей
и
педагогов, опасаются за возникновение конфликтных ситуаций в детском
коллективе, снизится успеваемость и темп развития группы в целом.
В
целом,
опрошенные
родители
настроены
позитивно
и
готовы
с от руд н и ч ат ь ,
в за и мод е й с т во ват ь
и
о ка зы ват ь
п о с и л ь н у ю
помощь\моральную
поддержку.
Также,
они
считают,
что
и
общество
настроено дружелюбно и нацелено развивать инклюзивное образование,
хоть
и
сталкивается
с
определенными
трудностями
(недостаток
специалистов, низкий уровень подготовки кадров, отсутствие специальных
программ обучения). 68% опрошенных родителей считает инклюзивное
образованием большим преимуществом для детей с ООП, т.к они будут
чувствовать
себя
более
полноценными
членами
общества,
участвуя
во
многих
мероприятиях
наравне
с
другими
детьми,
независимо
от
полученного
результата,
т.к.
одно
лишь
участие
уже
положительно
отразится на коллективе в целом. Респонденты не оставили без внимания
низкий уровень подготовки кадров и нехватку специалистов, что тянет за
собой
необходимость
дополнительной
подготовки,
повышения
квалификации и, как следствие, финансирования.
Результаты опроса в целом носят позитивный характер. Большинство
опрошенных родителей (66.7%) осведомлены, что в группе находятся дети
с
особыми
образовательными
потребностями
и
имеют
минимальное
представление об инклюзивном образовании, однако, есть достаточный
процент
родителей,
которые
не
понимают
значения
«инклюзии»
и
выражают скорее негативную позицию по отношению к инклюзивному
образованию, а именно: 33,4% родителей не знают что такое инклюзия и не
знали, что в группе есть дети с ООП и не интересовались, в каком составе
группы пребывает их ребенок. 53,3 % родителей испытывают страх, глядя
на
детей
с
ООП
и
боятся,
что
находятся
в
«зоне
риска».
54,3%
респондентов считают что детям с ООП необходимо обучаться только в
специальных школах. 29,7% родителей считает общество безразличным к
проблемам семей, имеющих детей с ООП, но и своей проблемой это не
считают и иметь отношение к этому не хотят. 20,7% респондентов не
говорят и не хотят рассказывать своим детям про то, что существуют дети с
особыми
потребностями,
так
же
в
это
число
входят
те,
которые
не
проявляют желания дружить и общаться с такими детьми(6,9%). 16,6%
родителей не желают общаться с родителями детей с ООП. Именно эти
родители и примут участие в дальнейшей экспериментальной работе по
формированию положительного отношения к инклюзивному образованию.
Таким
образом,
результаты
анкетирования
показывают
необходимость
целенаправленной работы специалистов образовательной организации по
формированию положительного отношения родительского сообщества к
инклюзивному образованию.
Библиографический список:
1.
Гориславец
А.И.
Формирование
положительного
отношения
родительского
сообщества,
общеобразовательных
школ
к
системе
инклюзивного образования / Научные ведомости,
Серия Гуманитарные
науки. 2013. № 27 (170). Выпуск 20
2. Седовина Т.Н. Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для
учителя : [16+] / [сост.: Т.Н. Седовина, Е.Ю. Шинкарева]. – Архангельск :
Лоция, 2016. – 128 с. : ил. – (Инклюзивное образование).
3.
Социум,
дружественный
детям-сиротам
и
детям
с
ограниченными
возможностями . – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, Москва, 2011
4. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья
и детям-инвалидам. – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, 2017г
5. Шипицына, Л.М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицына //
Специальная педагогика / под ред. М.Н. Назаровой. – М.: Академия, 2000.
– С. 355.