Напоминание

АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ


Автор: Попова Анжела Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 50
Населённый пункт: Г. ИРКУТСК
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
Тема: АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ
Дата публикации: 05.12.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «АТФ и другие органические соединения клетки»

Цель урока: изучить строение АТФ .

Задачи:

1. Обучающие:

познакомить учащихся со строением и функциями молекулы АТФ;

познакомить с другими органическими соединениями клетки.

научить школьников расписывать гидролиз перехода АТФ в АДФ, АДФ в АМФ;

2. Развивающие:

сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме;

расширить знания о энергии химических связей и витаминах

развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление;

углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;

отработать навыки образования АМФ из АТФ и наоборот.

3. Воспитательная:

продолжить развивать познавательный интерес строения элементов молекулярного уровня любой

клетки биологического объекта.

сформировать толерантное отношение к своему здоровью, зная какую роль играют витамины в

организме человека.

Оборудование:

таблица, учебник, мультимедийный проектор.

Тип урока:

комбинированный

Структура урока

:

Опрос д/з;

Изучение новой темы;

Закрепление новой темы;

Домашнее задание;

План урока:

Строение молекулы АТФ, функция;

Витамины: классификация, роль в организме человека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Строение ДНК и РНК (устно)- фронтальный опрос.

Построение второй цепочки ДНК и и-РНК (3-4 чел.)

Биологический диктант (6-7) 1 вар. нечетные номера, 2 вар.-четные

1) Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

2) Если нуклеотидный состав ДНК –АТТ-ГЦГ-ТАТ-, то каким должен быть нукеотидный

состав и-РНК?

3) Укажите состав нуклеотида ДНК?

4) Какую функцию выполняет и-РНК?

5) Что является мономерами ДНК и РНК?

6) Назовите основные отличия и-РНК от ДНК.

7) Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между: …

8) Какой из видов молекул РНК имеет самые длинные цепочки?

9) Какой вид РНК вступает в реакцию с аминокислотами?

10) Какие нуклеотиды входят в состав РНК?

Ответы:

1) Урацил

2) УАА-ЦГЦ-АУА

3) Остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

4) Снятие и перенос информации с ДНК

5) Нуклеотиды,

6) Одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию

7) Остаток фосфорной кислоты и сахарами соседних нуклеотидов

8) И-РНК

9) Т-РНК

10) Аденин, урацил, гуанин, цитозин.

(ноль ошибок – «5», 1 ош – «4», 2 ош. – «3»)

III. Изучение нового материала

Какие виды энергии вам известны? (Кинетическая, потенциальная.)

Эти виды энергии вы изучали на уроках физики. В биологии тоже есть свой вид энергии - энергия

химических связей. Предположим, вы выпили чай с сахаром. Пища поступила в желудок, там

разжижается и направляется в тонкий кишечник, где идет её расщепление: крупные молекулы до

мелких. Т.е. сахар-это углевод дисахарид, который расщепляется до глюкозы. Она расщепляется и

служит источником энергии, т.е.50%энергии рассеивается в виде теплоты для поддержания

постоянной t тела, и 50% энергии, которая превращается в энергию АТФ, она хранится для нужд

клетки.

Итак, цель урока - изучить строение молекулы АТФ.

Строение АТФ и ее роль в клетке (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков

учебника.)

АТФ был открыт в

1929 г.

Карлом Ломанном, а в

1941 году Фриц Липман

показал, что АТФ является

основным переносчиком энергии в клетке. АТФ содержится в цитоплазме, митохондриях, ядре.

АТФ - аденозинтрифосфат - нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода

рибозы и 3-х остатков Н3РО4, соединенных поочередно.

Это неустойчивая структура. Если отделить 1 остаток НЗР04, то АТФ перейдет в АДФ:

АТФ+Н2О =АДФ+Н3РО4+Е, Е=40кДж

АДФ- аденозиндифосфат

АДФ + Н2О = АМФ+Н3РО4+Е, Е=40кДж

Остатки фосфорных кислот соединены значком , это макроэргическая связь:

При её разрыве выделяется 40кДж энергии. Ребята, записываем превращение АДФ из АТФ:

Итак, что вы можете сказать о строении АТФ и ее функциях?

Витамины и другие органические соединения клетки.

Кроме изученных органических соединений (белки, жиры, углеводы) есть органические

соединения- витамины. Вы едите овощи, фрукты, мясо? (Да, конечно!)

Все эти продукты содержат большое количество витаминов. Для нормального функционирования

нашего организма витаминов, поступающих с пищей, нужно небольшое количество. Но не всегда

тот объём продуктов, который мы употребляем, способен восполнить наш организм витаминами.

Одни витамины организм может синтезировать сам, другие же поступают только с пищей (н.,

витамин К, С).

Витамины –

группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого

строения и разнообразной химической природы.

Все витамины принято обозначать буквами латинского алфавита-А, В, D, F...

По растворимости в воде и в жирах витамины делят на:

ВИТАМИНЫ

Жирорастворимые Водорастворимые

Е, A, D К С, РР, В

Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в

составе активных центров большого количества разнообразных

ферментов

.

Витаминам отводится важнейшая роль в

обмене веществ

. Концентрация витаминов в тканях

и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм

наступают характерные и опасные патологические изменения.

Большинство витаминов не синтезируются в организме человека, поэтому они должны регулярно

и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных

комплексов и пищевых добавок.

С нарушением поступления витаминов в организм связаны два принципиальных патологических

состояния:

Гиповитаминоз –

недостаток витамина.

Гипервитаминоз –

избыток витамина.

Авитаминоз –

полное отсутствие витамина.

IV. Закрепление материала

Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы:

Как устроена молекула АТФ?

Какое значение играет АТФ в организме?

Как образуется АТФ?

Почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими?

Что нового вы узнали о витаминах?

Зачем нужны витамины в организме?

V. Задание на дом

Изучить § 1.7 «АТФ и другие органические соединения клетки», ответить на вопросы в конце

параграфа, конспект выучить



В раздел образования