Автор: Попова Анжела Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 50
Населённый пункт: Г. ИРКУТСК
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
Тема: АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ
Раздел: среднее образование
Тема урока: «АТФ и другие органические соединения клетки»
Цель урока: изучить строение АТФ .
Задачи:
1. Обучающие:
познакомить учащихся со строением и функциями молекулы АТФ;
познакомить с другими органическими соединениями клетки.
научить школьников расписывать гидролиз перехода АТФ в АДФ, АДФ в АМФ;
2. Развивающие:
сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме;
расширить знания о энергии химических связей и витаминах
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление;
углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;
отработать навыки образования АМФ из АТФ и наоборот.
3. Воспитательная:
продолжить развивать познавательный интерес строения элементов молекулярного уровня любой
клетки биологического объекта.
сформировать толерантное отношение к своему здоровью, зная какую роль играют витамины в
организме человека.
Оборудование:
таблица, учебник, мультимедийный проектор.
Тип урока:
комбинированный
Структура урока
:
Опрос д/з;
Изучение новой темы;
Закрепление новой темы;
Домашнее задание;
План урока:
Строение молекулы АТФ, функция;
Витамины: классификация, роль в организме человека.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
Строение ДНК и РНК (устно)- фронтальный опрос.
Построение второй цепочки ДНК и и-РНК (3-4 чел.)
Биологический диктант (6-7) 1 вар. нечетные номера, 2 вар.-четные
1) Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?
2) Если нуклеотидный состав ДНК –АТТ-ГЦГ-ТАТ-, то каким должен быть нукеотидный
состав и-РНК?
3) Укажите состав нуклеотида ДНК?
4) Какую функцию выполняет и-РНК?
5) Что является мономерами ДНК и РНК?
6) Назовите основные отличия и-РНК от ДНК.
7) Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между: …
8) Какой из видов молекул РНК имеет самые длинные цепочки?
9) Какой вид РНК вступает в реакцию с аминокислотами?
10) Какие нуклеотиды входят в состав РНК?
Ответы:
1) Урацил
2) УАА-ЦГЦ-АУА
3) Остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин
4) Снятие и перенос информации с ДНК
5) Нуклеотиды,
6) Одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию
7) Остаток фосфорной кислоты и сахарами соседних нуклеотидов
8) И-РНК
9) Т-РНК
10) Аденин, урацил, гуанин, цитозин.
(ноль ошибок – «5», 1 ош – «4», 2 ош. – «3»)
III. Изучение нового материала
Какие виды энергии вам известны? (Кинетическая, потенциальная.)
Эти виды энергии вы изучали на уроках физики. В биологии тоже есть свой вид энергии - энергия
химических связей. Предположим, вы выпили чай с сахаром. Пища поступила в желудок, там
разжижается и направляется в тонкий кишечник, где идет её расщепление: крупные молекулы до
мелких. Т.е. сахар-это углевод дисахарид, который расщепляется до глюкозы. Она расщепляется и
служит источником энергии, т.е.50%энергии рассеивается в виде теплоты для поддержания
постоянной t тела, и 50% энергии, которая превращается в энергию АТФ, она хранится для нужд
клетки.
Итак, цель урока - изучить строение молекулы АТФ.
Строение АТФ и ее роль в клетке (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков
учебника.)
АТФ был открыт в
1929 г.
Карлом Ломанном, а в
1941 году Фриц Липман
показал, что АТФ является
основным переносчиком энергии в клетке. АТФ содержится в цитоплазме, митохондриях, ядре.
АТФ - аденозинтрифосфат - нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода
рибозы и 3-х остатков Н3РО4, соединенных поочередно.
Это неустойчивая структура. Если отделить 1 остаток НЗР04, то АТФ перейдет в АДФ:
АТФ+Н2О =АДФ+Н3РО4+Е, Е=40кДж
АДФ- аденозиндифосфат
АДФ + Н2О = АМФ+Н3РО4+Е, Е=40кДж
Остатки фосфорных кислот соединены значком , это макроэргическая связь:
При её разрыве выделяется 40кДж энергии. Ребята, записываем превращение АДФ из АТФ:
Итак, что вы можете сказать о строении АТФ и ее функциях?
Витамины и другие органические соединения клетки.
Кроме изученных органических соединений (белки, жиры, углеводы) есть органические
соединения- витамины. Вы едите овощи, фрукты, мясо? (Да, конечно!)
Все эти продукты содержат большое количество витаминов. Для нормального функционирования
нашего организма витаминов, поступающих с пищей, нужно небольшое количество. Но не всегда
тот объём продуктов, который мы употребляем, способен восполнить наш организм витаминами.
Одни витамины организм может синтезировать сам, другие же поступают только с пищей (н.,
витамин К, С).
Витамины –
группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого
строения и разнообразной химической природы.
Все витамины принято обозначать буквами латинского алфавита-А, В, D, F...
По растворимости в воде и в жирах витамины делят на:
ВИТАМИНЫ
Жирорастворимые Водорастворимые
Е, A, D К С, РР, В
Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в
составе активных центров большого количества разнообразных
ферментов
.
Витаминам отводится важнейшая роль в
обмене веществ
. Концентрация витаминов в тканях
и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм
наступают характерные и опасные патологические изменения.
Большинство витаминов не синтезируются в организме человека, поэтому они должны регулярно
и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных
комплексов и пищевых добавок.
С нарушением поступления витаминов в организм связаны два принципиальных патологических
состояния:
Гиповитаминоз –
недостаток витамина.
Гипервитаминоз –
избыток витамина.
Авитаминоз –
полное отсутствие витамина.
IV. Закрепление материала
Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы:
Как устроена молекула АТФ?
Какое значение играет АТФ в организме?
Как образуется АТФ?
Почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими?
Что нового вы узнали о витаминах?
Зачем нужны витамины в организме?
V. Задание на дом
Изучить § 1.7 «АТФ и другие органические соединения клетки», ответить на вопросы в конце
параграфа, конспект выучить