ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.
Автор: Аксёнова Оксана Викторовна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский техникум приборостроения Населённый пункт: Ульяновск, Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Раздел: среднее профессиональное
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.
В данной статье рассматривается опыт применения ИКТ- технологий на учебных
занятиях.
Ключевые слова: ИКТ- технологии, информационная компетентность.
Учение перерождается в учебную деятельность тогда, когда обучающийся
овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Очень жаль,
что на занятиях истории, да и во всех дисциплинах гуманитарного цикла, до сих
пор преобладают два источника информации — преподаватель
и учебное
пособие,
что
является
недостаточным
в
условиях
современного
быстро
меняющегося мира.
На
современном
этапе
развития
российского
образования
очевидным
становится внедрение информационных технологий в учебный процесс. Для
того,
чтобы
внедрять
эти
технологии
в
учебный
процесс,
активно
их
использовать, преподаватель должен владеть информационной компетенцией, а
значит,
постоянно
совершенствовать
свой
набор
"знаний,
умений
и
опыта,
необходимый
учителю-предметнику
для
решения
образовательных
задач,
прежде
всего,
средствами
информационно-коммуникационных
технологий,
умение работать с различными информационными ресурсами и программно-
методическими
комплексами,
умение
использовать
компьютерные
и
мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы"[1].
Для
того
что
понимать,
каким
образом
ИТ
должны
быть
вписаны
в
изучение предмета, необходимо понимать само значение данного термина, а так
же что относится к средствам информационных технологий.
Говоря
об
информационной
технологии,
в
одних
случаях
понимают
определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с
информацией:
это
и
способ
и
средства
сбора,
обработки
и
передачи
информации
для
получения
новых
сведений
об
изучаемом
объекте,
и
совокупность
знаний
о
способах
и
средствах
работы
с
информационными
ресурсами.[6]
В
контексте
образования
мы
будем
руководствоваться
последним
определением. Информационная
технология
обучения
(ИТО)
- это
педагогическая технология, использующая специальные способы, программные
и
технические
средства
(кино,
аудио
-
и
видеосредства,
компьютеры,
телекоммуникационные сети) для работы с информацией.[4, с. 14]
"Развитие
профессиональной
компетентности
–
это
развитие
творческой
индивидуальности,
формирование
восприимчивости
к
педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся
педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую
з а в и с и т
с о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к о е
и
д у х о в н о е
р а з в и т и е
общества"[2].Именно информационные технологии позволяют раскрыться
творческой индивидуальности преподавателя.
Объединяя в себе много традиционных информационных технологий,
компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать
процесс
обучения
истории
и
обществознания.
Он
может
стать
более
интересным,
эмоционально
насыщенным,
динамическим
и
наглядным;
компьютерная
технология
также
способна
индивидуализировать
и
дифференцировать
учебный
процесс;
реализовать
его
творческий
характер,
организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и
активизировать обучение.[3, с.51]
Одним
из
наиболее
эффективных
методов
усовершенствования
образовательного
процесса
в
контексте
преподавания
истории
и
обществознания в школе есть использования учебных мультимедиа продуктов,
а
также
доступ
к
информации
благодаря
использованию
глобальных
компьютерных
сетей,
и
в
первую
очередь
сети
Іnternet.
В
сочетании
с
традиционными
и
разнообразными
инновационными
методами
обучения
глобальные компьютерные сети и телекоммуникации оказывают содействие
реализации
принципа
развивающего
обучения,
поскольку
применение
их
в
общеобразовательном процессе направлено на: широкое общение и сближение
участников телекоммуникационных проектов, контакты с другими культурами,
использование
исследовательских
методов,
индивидуальных,
парных,
групповых,
самостоятельных
видов
деятельности,
развитие
гуманитарного
образования.[5, с.8]
На своих занятиях истории и обществознания я использую следующие
виды ИКТ:
1.
Мультимедийные
презентации. На
данный
момент
это
самый
распространенный и часто используемый вид ИКТ. Презентации могут быть
подготовлены по определенной тематике(исторический период, историческая
личность, конкретное историческое событие и т. д.), созданы вами самими,
вашими
обучающимися,
либо
могут
быть
использованы
уже
готовые
презентации,
которых
огромное
количество
в
интернете.
Единственная
оговорка при использовании двух последних видов презентаций, ученической
или скачанной из сети, это необходимость предварительной проверки и, по мере
необходимости, корректировки предоставленного материала.
2.
Тесты.
Данный
ресурс
позволяет
организовать
фронтальную,
групповую
или
индивидуальную
проверку
знаний.
Особенно
интересно
использование тестов при наличии интерактивной доски.
3 . Flash-фильмы.
Ничто
иное
не
может
больше
всего
заинтересовать
обучающегося,
чем
оживающее
изображение.
Особой
популярностью
и
интересом у подростков пользуются научно-популярные фильмы, посвященные
Второй мировой войне, историческим личностям. С помощью тематических
фильмов легче усваивается материал, касающийся таких обществоведческих
понятий,
как
спрос,
социальная
мобильность
и
т. д.
Прежде
всего,
преподавателю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая
собственную видеотеку и каталог. Затем надо продумать, какие видеоматериалы
целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во
время кружковой работы.
4.
Программы
общего
назначения.
Среди
этих
программ
следует
выделить
Microsoft
Word,
Microsoft
Excel,
Microsoft
PowerPoint.
Все
эти
программы, безусловно, знакомы нашим обучающемся. Однако, немногие из
них умеют грамотно и эффективно их использовать. И, хотя изучение данных
программ является задачей информатики, не стоит забывать делать упор на эти
ресурсы и на своих предметах.
Повышение
инфорционной
компетенции
преподавателя
истории
достигается с помощью курсов повышения квалификации, участия в открытых
семинарах,
электронных
самоучителей,
вебинаров
и
онлайн-уроков.
Самым
интересными
для
преподавателя
являются
два
последних
варианта.
Нельзя
забывать, что использование программ общего назначения позволяет облегчить
жизнь преподавателя(использование Exel для формирование личного журнала
посещаемости
и
успеваемости,
подсчет
процента
качества
знаний,
успеваемости, степени обученности студентов и т.д.).
На
современном
этапе
развития
общества
обновление
образования
возможно
лишь
на
путях
разработки
новых
педагогических
технологий
и
соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на
сегодняшний
день
так
важно
внедрение
инновационных
технологий
и
систематическое
пользование
персональным
компьютером
в
процессе
преподавания
гуманитарных
дисциплин,
в
частности,
истории
и
обществознания.[7, с. 31]
Таким образом, применение новых технологий на занятиях истории и
обществознания приводит к следующему:
повышение уровня использования наглядности на учебном занятии;
повышение производительности учебного занятия;
установление межпредметных связей с основами информатики;
улучшаются
взаимоотношения
преподавателя
со
студентом,
далекими от истории, но увлеченными ПК;
у
подростков
меняется
отношение
к
ПК,
они
начинают
воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой
области человеческой деятельности;
и
самое
главное,
повышение
уровня
ИКТ
-
компетентности
педагога.
Литература
1.
Аверьянова
И.Ю.
Формирование
ИКТ-компетенции
учителй
истории
и
о б щ е с т в о з н а н и я
[ Э л е к т р о н н ы й
р е с у р с ]
/ / URL:
ito.edu2011/Ivanovo/IX/IX-0-1.html
2.
Андреев А.А. Информационная компетентность – способ развития
профессиональной компетентности педагогических работников. [Электронный
ресурс] // URL://tmo.ito.edu2013/section/218/96736/index.html
3.
Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания
истории в школе: Пособие для учителей и студ. / И.В. Берельковский, Л.С.
Павлов. – М.: «Поматур», 2001.
4.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.
пособие
для
студ.
высш.
пед.
учеб,
заведений.
–
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2003.
5.
Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.:
Владос, 2001.
6.
Информационные
технологии
в
образовании
[Электронный
р е с у р с ]
/ / URL:
physics.herzen.spbteaching/materials/gosexam/b25.htm
7.
Чернов
А.В.
Использование
информационных
технологий
в
преподавании
истории
и
обществознания
/
Чернов
А.В.
//
Преподавание
истории в школе. - 2001. - № 8.
8.
Шульга
Е.М.
Применение
ИКТ
в
воспитательной
работе
[Электронный ресурс] // URL: uchportalpubl/30-1-0-6087