Автор: Пилипенко Ольга Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №184
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно- логопедическая работа по формированию просодической стороны речи.
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно- логопедическая работа по формированию
просодической стороны речи.
Ритм
имеет
особую
роль
для
организации
стихотворной
речи.
Он
характеризуется повторяющимися элементами, что определят присущую этим
произведениям
стройность
в
движении.
Размеренность,
ритмичность
стиха
создается определенным повторением ударных и безударных слов в строке.
Стихотворения,
которые
предстают
как
высказывания
определенного
персонажа,
называют ролевыми
стихотворениями.
Ролевая
лирика
-
разновидность лирики по типу лирического субъекта, внутренний мир которого
далек от внутреннего мира автора. Ролевые стихотворения всегда двусубъектны,
т.е. когда поэт пишет не от своего лица.
В
стихотворении
рассматривают
две
стороны:
с од е р ж а ние
художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).
Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их
единстве.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством
обогащения
образной
речи,
развития
поэтического
слуха,
этических
и
нравственных
понятий.
Поэзия
расширяет
представления
об
окружающем,
развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм
родного языка.
Стихотворная речь - эмоционально окрашенная речь. В стихах поэты
часто выражают свои чувства, свои переживания. Одна и та же картина жизни у
разных
поэтов
может
вызвать
разные
чувства
и
стихи
получают
разную
эмоциональную
окраску:
радость,
грусть,
тревогу
и
т.д.
Поэтические
произведения вызывают у детей эмоциональный отклик.
Чтение
и
заучивание
стихов
позволяет
детям
улавливать
созвучность,
мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры
речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр
голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Особенностями
детской
психики
определяется
выбор
поэтических
произведений. К подбору стихотворений для заучивания предъявляются особые
требования:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4)
отсутствие
описательного
и
созерцательного
моментов
при
ярко
выраженной действенности.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как
мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети
мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо запоминаются стихи, в
которых налицо образность, предметность, лаконизм.