Автор: Баталыгина Елена Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 73"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Волшебная кисточка"
Раздел: начальное образование
Оглавление
I.Пояснительная записка………………………………………….….2
1.1. Общая характеристика курса «Волшебная кисточка»
внеурочной деятельности………………….…………………….…....3
1.2. Описание места курса «Волшебная кисточка» в учебном
плане внеурочной деятельности…………………………….….….. 4
1.3.
Описание учебно-методического и материально-техничес-
кого обеспечения курса «Волшебная кисточка»…………………..5
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты
курса «Волшебная кисточка» внеурочной деятельности……...…5
Ш. Содержание курса «Волшебная кисточка» внеурочной
деятельности с указанием форм организации занятий, основных
видов деятельности.………………………….…………………..…....7
IV. Календарно-тематическое планирование курса «Волшебная
кисточка» (приложение)……...………………………………………....9
1 класс - 33 часа в год……………………………………………….…...9
2 класс - 34 часов в год……………………………………………….…17
3 класс - 34 часов в год……………………………………………….…22
4 класс - 34 часов в год………………………………………………….29
1
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
I.Пояснительная записка
В соответствии с п. 19.2 ФГОС НОО рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Волшебная кисточка» уровня НОО
разработана на основе планируемых
результатов освоения ООП НОО МБОУ «Гимназия 73», с учетом программ, входящих в ее
структуру. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных
неделях во 2 - 4 классах (33 неделях в 1 классах ),составляет 135 часов.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и
освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о
видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического
вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.
Дети
могут
применить
полученные
знания
и
практический
опыт
при
выполнении
творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия
основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при
выполнении работ.
Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся начальной школы,
увлекающихся
изобразительным
искусством
и
художественно
–
творческой
деятельностью.
Занятия
проходят
во
внеурочное
время
один
раз
в
неделю.
Задания
направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства
(живопись, графика, скульптура), а также
языка декоративно-прикладного искусства
(аппликация,
декоративные
композиции
из
скульптурного
материала)
и
бумажной
пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя,
творчески
раскрыться
в
области
изобразительного
искусства,
формировать
художественную культуры у учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной.
Целью
курса
является
обще
эстетическое
развитие
учащихся
средствами
изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
развивать
природные
задатки
и
способности,
помогающие
достижению
успеха в том или ином виде искусства;
Художественно
-
эстетическое
воспитание
учащихся,
развитие
их
творческих способностей и вкуса;
расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в
жизни общества;
влияние
декоративно
-
прикладного
искусства
на
жизненную
среду
человека;
приобщение
детей
к
наследию
русского
народного
искусства
и
его
традициям;
2
развитие
образного
мышления,
воспитание
учащихся
в
гармонии
с
окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить
слушать,
видеть,
понимать
и
анализировать
произведения
искусства;
научить
правильно,
использовать
термины,
формировать
определения
понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на
прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формировать художественно - творческую активность школьника;
овладение образным
языком изобразительного
искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков.
расширение художественно-эстетического кругозора;
приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте
различных видов искусства;
освоение
изобразительных
операций
и
манипуляций
с
использованием
различных материалов и инструментов;
создание
простейших
художественных
образов
средствами
живописи,
рисунка, графики, пластики;
освоение простейших технологий дизайна и оформления;
воспитание зрительской культуры.
Обучение по курсу «Волшебная кисточка» направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения
контактировать
со
сверстниками
в
творческой
деятельности;
формирование
чувства
радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
В метапредметном направлении:
освоение
детьми
основных
правил
изображения;
овладение
материалами
и
инструментами
изобразительной
деятельности;
развитие
стремления
к
общению
с
искусством;
умение
осознанно
использовать
образно
–
выразительные
средства
для
решения
творческой
задачи;
развитие
стремления
к
творческой
самореализации
средствами художественной деятельности.
1.1. Общая характеристика курса «Волшебная кисточка» внеурочной деятельности
Содержание программы «Волшебная кисточка» полностью соответствует
требованиям Федерального
Государственного Образовательного Стандарта начального
общего
образования
и
уровнем
образовательной
программы
по
изобразительной
деятельности.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части
общечеловеческой
культуры,
средству
познания
мира
и
самопознания,
формирование
эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности
ребёнка средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных
информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати
– двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее
3
мыслят, но в тоже время у многих из них существуют проблемы с эмоционально –
образным мышлением и восприятием красоты мира.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных
правил
изображения;
овладение
материалами
и
инструментами
изобразительной
деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения
контактировать
со
сверстниками
в
творческой
деятельности;
формирование
чувства
радости
от
результатов
индивидуальной
и
коллективной
деятельности; творческие
задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения
творческой
задачи;
развитие
стремления
к
творческой
самореализации
средствами
художественной деятельности.
1.2. Описание места курса «Волшебная кисточка» в учебном плане внеурочной
деятельности
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом второго поколения и рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Год обучения
Количество
часов
в
неделю
Количество учебных
недель
Всего часов
1 класс
1
33
33
2 класс
1
34
34
3 класс
1
34
34
4 класс
1
34
34
Итого:135
На
изучение
данного
предмета
в
начальной
школе
отводится
1
час
в
неделю,
продолжительность занятия – 45 минут.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам гимназии и направлен на развитие,
обучение и воспитание обучающихся.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников,
театры,
обсуждают
особенности
исполнительского
мастерства
профессионалов,
знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в
области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Программа
предполагает
не
только
групповые
занятия,
но
и
проведение
массовых
мероприятий.
Формы проведения занятий:
тематические
занятия,
экскурсии,
конкурсы,
викторины,
выпуск
стенгазет,
просмотр
видеофильмов.
Методы и средства обучения:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные - показ иллюстраций, пособий, схем, зарисовок, презентаций, видеофильмов.
Практические
-
выполнение
практических
заданий
в
тетрадях,
игровые
ситуации,
тестирование, экскурсии.
Формы и методы контроля:
Организация тестирования и контрольных опросов по ПДД
проведение викторин, смотров
организация игр
анализ результатов деятельности
4
Контрольная деятельность в рамках реализации рабочей программы
Формы контроля
Классы
Выставка работ
1 класс
Тест
2 класс
Проект
3 класс
Проект
4 класс
1.3.
Описание
учебно-методического
и
материально-технического
обеспечения
курса «Волшебная кисточка»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение включает
минимально-допустимый
перечень
библиотечного
фонда
(книгопечатной
продукции),
печатных
пособий,
технических
компьютерных
и
других
информационных
средств
обучения,
учебно-лабораторного
оборудования
и
натуральных
объектов)
а
также
оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной
школе и специфики изучаемого курса.
Учебные пособия:
натуральные пособия (объекты живой и неживой природы)
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы), плакаты
Оборудование
для
демонстрации
мультимедийных
презентаций:
компьютер,
проектор, мультимедийная доска
Список рекомендуемой литературы
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику
В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам
художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4
кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. –
М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Зеленина
Е.
Л.
Играем,
познаем,
рисуем:
Кн.
для
учителей
и
родителей.
–
М.:
Просвещение, 1996. – 64 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику
Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
5
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-
метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.:
Просвещение, 2007г.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство.
Творческая
тетрадь.
1
–
4
класс.
Пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1
класс. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова
Т.
Я.
Изобразительное
искусство.
1
-
4
класс.
Учебник
для
общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Компьютер,
проектор,
магнитофон,
звукозаписи
для
проведения
физминуток,
репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная
бумага.
Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и
холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты
курса «Волшебная кисточка».
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе
является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
Сформированность
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного
искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
Ознакомление
учащихся
с
выразительными
средствами
различных
видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Ознакомление
учащихся
с
терминологией
и
классификацией
изобразительного
искусства;
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Получение
детьми
представлений
о
некоторых
специфических
формах
художественной
деятельности,
базирующихся
на
ИКТ
(цифровая
фотография,
работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
6
формирование
у
ребёнка
ценностных
ориентиров
в
области
изобразительного
искусства;
воспитание
уважительного
отношения
к
творчеству,
как
своему,
так
и
других
людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать
жизненные
ситуации
(поступки,
явления,
события)
с
точки
зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в
предложенных
ситуациях,
опираясь
на
общие
для
всех
простые
правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м
классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться
совместно
давать
эмоциональную
оценку
своей
деятельности
и
деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать
своё
предположение
(версию)
на
основе
работы
с
иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
учиться
готовить
рабочее
место
и выполнять
практическую
работу
по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
7
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
делать
предварительный
отбор
источников
информации: ориентироваться
в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками
(даны в конце учебника);
перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы
в
результате
совместной работы всего класса;
перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать
и
группировать
предметы и их образы;
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую
–
изделия,
художественные образы.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а).
донести
свою
позицию
до
других: оформлять
свою
мысль
в
рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
занятиях изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ш. Содержание курса «Волшебная кисточка» внеурочной деятельности с
указанием форм организации занятий, основных видов деятельности
1.
Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения
получать
цветовое
пятно,
изучение
основных,
тёплых
и
холодных
цветов.
Контраст
тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера
его насыщения белой или чёрной краской.
8
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от
пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов,
бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.
2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.
Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический
материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах
создания
тонового
пятна
в
графике;
ознакомление
с
вариантами
работы
цветными
карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта,
насекомых, тканей.
3.
Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для
лепки
–
глиной
и
пластилином.
Получение
сведений
о
скульптуре
как
трёхмерном
изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех
сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4.
Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными
материалами,
используемыми
в
данном
виде
прикладного
искусства.
Знакомство
с
техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по
которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём
работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с
другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать
развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности
фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из
которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем
более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с
засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5.
Бумажная
пластика. Трансформация
плоского
листа
бумаги,
освоение
его
возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание
частей,
а
также
сминание
бумаги
с
последующим
нахождением
в
ней
нового
художественного
образа
и
целенаправленного
сминания
бумаги
с
целью
получения
заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм,
детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются
выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой
дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых
природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции
в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из
бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
9
7. Организация и обсуждение выставки детских работ.
Школьники вспоминают темы,
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов
первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются
объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети
вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.
10
VII. Тематическое планирование курса «Волшебная кисточка»
1 класс - 33 часа в год (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название)
Формы организации
внеурочной
деятельности
Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Формируемые умения
1. Я художник. Как
работают художники.
Комплектование
групп.
Рассказ, беседа,
диагностика уровня и
характера дошкольной
подготовки.
Объяснительно –
иллюстративная.
Индивидуальная,
изображение радостного
солнца.
Знать форму изображения солнца.
Уметь рассказывать о своём настроении,
рисовать форму круга (окружности). Умение
участвовать в диалоге, аргументировано
доказывать свою позицию.
2. Учимся наблюдать,
видеть, примечать
красоту вокруг себя.
Комплектование
групп.
Экскурсия, рассказ,
беседа, наблюдения,
сбор природного
материала.
Продуктивная,
объяснительно –
иллюстративная,
игровая.
Коллективная,
индивидуальная.
Практическая (сбор
материала)
Умение слушать, наблюдать, работать
индивидуально по заданию учителя.
Учить высказывать своё отношение к природе
осени. Развитие композиционного мышления
и воображения, творческого личностного
саморазвития.
3. Цветоведение
(основные цвета и их
оттенки)
Рассказ, беседа,
наглядность (цветовой
модуль)
Объяснительно –
иллюстративная.
Индивидуальная,
изображение, работа по
заданному алгоритму.
Умение участвовать в диалоге, отстаивать
своё мнение. Развитие чувства эстетического
11
вкуса.
4. Изображать можно
и пятном.
Рассказ, беседа,
упражнения,
наглядность,
демонстрация, игра
«Сказка про
превращения пятна в
образ»
Объяснительно –
иллюстративная,
частично-поисковая,
игровая.
Индивидуальная,
изображение зверушки
из произвольно
сделанного краской
пятна.
Уметь пользоваться языком изобразительного
искусства, применять основные средства
художественной выразительности (пятно)
в рисунке на плоскости. Уметь воплощать
замысел в своей работе, решать творческие
задачи на уровне импровизаций, участвовать
в диалоге, совместно обсуждать,
анализировать произведения, работы.
5. Изображать можно
и пятном. Волшебные
краски осеннего
дерева.
Коллективная работа,
рассказ, беседа,
упражнения,
наглядность,
демонстрация, игра.
Объяснительно –
иллюстративная,
частично-поисковая,
игровая.
Коллективная работа,
изображение осеннего
леса.
Уметь пользоваться языком изобразительного
искусства, применять основные средства
художественной выразительности (пятно)
в рисунке на плоскости. Уметь воплощать
свой замысел в коллективной работе,
участвовать в диалоге, совместно
обсуждать, анализировать произведения,
работы.
6. . Изображать
Рассказ, беседа,
Продуктивная,
Индивидуальная,
Уметь применять основные средства
12
можно линией.
наглядные пособия.
объяснительно –
иллюстративная,
игровая.
изображение рисунка
линией на тему
«Расскажи нам о себе»
художественной выразительности на
основе собственного замысла, использовать
художественные материалы
(карандаш, фломастер), участвовать в диалоге.
7. Изображать можно
в объёме.
Беседа, наглядные
пособия,
демонстрация, игра.
Объяснительно-
иллюстративная,
частично-поисковая.
Индивидуальная, лепка
птицы из целого куска
пластилина.
Умение применять технологию лепки от большой
формы способами вытягивания и вдавливания.
Умение участвовать в диалоге.
8. Разноцветные
краски осени
«Волшебный ковёр
красок».
Рассказ, наглядность.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
поисковая.
Индивидуальная,
изображение.
Развитие первичных навыков рисования
по памяти и воображению.
Умение выбирать и использовать адекватные
выразительные средства.
9. Художники и
зрители. Выставка
работ.
Беседа, наглядные
пособия.
Объяснительно-
иллюстративная,
поисковая.
Фронтальная, выставка.
Умение вступать в общение с произведением
искусства, участвовать в диалоге, адекватно
воспринимать произведения художников.
Умение узнавать отдельные произведения
выдающихся художников (В.М.Васнецов).
10. Изображать
можно то, что
невидно.
Рассказ, беседа,
наглядные пособия.
Объяснительно-
иллюстративная,
поисковая.
Индивидуальная,
изображение музыки-
создание образов,
контрастных по
настроению музыки.
Умение передавать настроение в
творческой работе с помощью тона и
композиции. Умение выбирать и использовать
13
адекватные выразительные средства, умение
участвовать в диалоге.
11. Мир полон
украшений.
Рассказ, беседа,
наглядность, игра.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
игровая.
Индивидуальная,
изображение сказочного
цветка (по
воображению).
Развитие навыков рисования по воображению.
Умение участвовать в диалоге, выбирать и
использовать адекватные выразительные средства.
12-13. Красоту надо
уметь замечать: узоры
на крыльях.
Симметрия,
симметричность.
Рассказ, беседа,
наглядность.
Объяснительно-
иллюстративная,
частично-поисковая.
Индивидуальная,
украшение крыльев
бабочки.
Знание понятия о симметрии. Умение
использовать художественные материалы
для графического изображения (гелевая
ручка), создавать творческие работы на
основе собственного замысла.
14-15. Красоту надо
уметь замечать:
красивые рыбы.
Аквариум.
Рассказ, беседа,
упражнения,
наглядность.
Объяснительно-
иллюстративная,
частично-поисковая.
Индивидуальная,
украшение рыбки
узорами чешуи.
Умение строить коипозиции, использовать
художественные материалы (гуашь,
фломастеры). Начальное овладение техникой
монотипии. Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные
выразительные средства.
16-17. Красоту надо
уметь замечать:
украшения птиц.
Анималисты.
Рассказ, беседа,
наглядность,
демонстрация.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная.
Индивидуальная,
изображение нарядной
птицы.
Умение решать творческие задачи на уровне
импровизации, знать понятие орнамент.
Умение участвовать в диалоге.
14
18. Как украшает себя
человек.
Рассказ, беседа,
наглядность.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная.
Индивидуальная,
изображение любимых
сказочных героев и их
украшений.
Умение строить композиции, создавать
творческие работы на основе собственного
замысла. Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные
выразительные средства.
19-20. Создаём
праздник сами.
Проект.
Беседа, наглядность,
демонстрация.
Репродуктивная.
Индивидуальная,
коллективная.
Умение выбрать и применить выразительные
средства для реализации собственного
замысла в художественном произведении,
умение участвовать в диалоге, работать
в группе.
21. Народные
промыслы России.
Городецкая роспись,
орнамент.
Беседа, наглядность,
демонстрация.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная.
Презентация.
Индивидуальная,
изображение узора.
Уметь выполнять элементы городецкой
росписи. Уметь создавать из элементов
росписи композицию.
22. Идём в музей
(виртуальная
экскурсия).
Третьяковская
галерея.
Наглядность,
демонстрация.
Объяснительно-
иллюстративная.
Презентация
Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.
Знать в общих чертах историю
Третьяковской галереи (произведения и
авторов известных полотен).
15
23. Народные
промыслы:
Филимоновская
игрушка, Дымковская,
Богородская игрушка.
Наглядность,
демонстрация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная.
Индивидуальная,
изображение нарядной
игрушки.
Уметь выполнять элементы росписи
(филимоновская, дымковская, богородская).
Уметь создавать из элементов росписи
композицию.
24. Постройки в
нашей жизни.
Беседа, наглядность,
демонстрация, игра.
Объяснительно-
иллюстративная,
поисковая, игровая.
Индивидуальная,
изображение сказочного
дома для себя и своих
товарищей по
воображению.
Развитие композиционного мышления и
воображения, умение создавать
творческие работы на основе собственного
замысла, использовать художественные
материалы. Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные
выразительные средства.
25. Домики, которые
построила сама
природа.
Рассказ, беседа,
наглядность,
демонстрация, игра.
Репродуктивная,
игровая.
Индивидуальная, лепка
сказочных домиков в
форме овощей и
фруктов, грибов.
Умение использовать художественные
материалы (пластилин), применять приёмы
лепки с приставными деталями. Умение
участвовать в диалоге.
26. Всё имеет своё
настроение.
Беседа, упражнения,
наглядность.
Репродуктивная.
Индивидуальная,
создание простых
образов из простых
геометрических фигур.
Уметь видеть конструкцию – построение
предмета; использовать художественные
материалы (бумага); применять навыки
16
изображения в технике аппликации.
Умение создавать творческие работы на
основе собственного опыта.
27. «Город, в котором
мы живём».
Экскурсия в
краеведческий музей.
Беседа, рассказ.
Продуктивная.
Коллективная,
индивидуальная.
Знать историю своего города, известных
людей города (художников, поэтов,
композиторов, героев ВОВ).
28. «Город, в котором
мы живём».
Беседа, наглядность.
Коллективная работа.
Продуктивная.
Коллективная, создание
панно «Город, в котором
мы живём».
Знать жанр изобразительного искусства
- пейзаж. Формирование представлений о
пространственной композиции, умение
воспринимать окружающий мир. Умение
участвовать в диалоге, выбирать и
использовать адекватные выразительные
средства.
29. «Сказочная
страна». Создание
панно.
Беседа, наглядность,
сказка.
Продуктивная
Коллективная работа,
создание панно.
Формирование представлений о
пространственной композиции, умение
сформулировать замысел, участие в диалоге.
Уметь использовать художественные
материалы (бумага); применять основные
17
средства художественной выразительности в
декоративных работах.
30. Герои сказок в
произведениях
художников и
народных мастеров.
Творчество
В.М.Васнецова.
Беседа, упражнения,
наглядность.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная.
Индивидуальная,
создание образов по
памяти.
Умение выбрать и применить
выразительные средства для реализации
собственного замысла в художественном
произведении, умение участвовать в
диалоге, работать в группе.
31. Пропорции и
форма различных
садовых цветов.
Рассказ, беседа,
упражнения,
наглядность.
Объяснительно-
иллюстративная,
частично-поисковая.
Индивидуальная,
изображение цветка ( с
натуры или по памяти).
Умение слушать, наблюдать, работать
индивидуально по заданию учителя. Учить
высказывать своё отношение к нежным
краскам весны. Развитие композиционного
мышления и воображения, творческого
личностного саморазвития.
32. Урок любования.
Умение видеть.
Беседа, демонстрация.
Продуктивная.
Фронтальная, экскурсия
в природу, зарисовки.
Умение использовать художественные
материалы (цветные карандаши); применять
основные средства художественной
выразительности в рисунке ( с натуры).
Умение применять навыки зарисовок с натуры.
18
33. «Здравствуй,
лето!»
Беседа, наглядность.
Продуктивная.
Индивидуальная,
создание композиции
«Здравствуй, лето!» по
впечатлениям от
природы.
Знать жанр изобразительного
искусства-пейзаж. Уметь использовать
художественные материалы, применять
основные средства художественной
выразительности. Развитие композиционного
мышления и воображения, умение создавть
творческие работы на основе собственного замысла
с использованием зарисовок, сделанных
в природе.
2 класс - 35 часов в год (1 час в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название)
Формы организации
внеурочной
деятельности
Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Формируемые умения
1 - 2. Три основные
краски, строящие
многоцветие мира.
Комплектование
групп.
Рассказ, беседа,
демонстрация
наглядных пособий,
цветовой круг.
Объяснительно-
иллюстративная,
игровая.
Индивидуальная,
изображение цветов (без
предварительного
рисунка) по памяти и
впечатлению.
Развитие композиционного мышления и
воображения. Умение участвовать в диалоге,
высказывать своё мнение. Различать
основные и составные цвета.
3- 4. Тёплые и
холодные цвета в
Рассказ, беседа,
демонстрация
Репродуктивная,
объяснительно-
Индивидуальная,
изображение природных
Развитие композиционного мышления и
19
живописи. «Краски
осеннего листа».
Комплектование
групп.
наглядных
иллюстраций,
рисунок.
иллюстративная,
игровая.
стихий крупными
кистями.
воображения. Умение различать основные и
составные цвета и смешивать их с белой и
черной краской. Различать жанры
произведений изобразительного
искусства – пейзаж.
5- 6. Пастель и
цветные мелки, их
выразительные
возможности. «Живая
клякса».
Рассказ, беседа,
демонстрация
наглядных пособий,
игра.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
игровая.
Индивидуальная,
изображение осеннего
леса (по памяти и
впечатлению).
Овладение навыками построения
композиции, создание творческих работ
на основе собственного замысла,
использование художественных материалов.
Умение участвовать в диалоге, адекватно
воспринимать произведения художников.
7. Беседа «Родная
природа в творчестве
русских художников».
Рассказ, беседа,
презентация.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
парная.
Коллективная,
индивидуальная.
Умение вступать в общение друг с другом
по поводу произведений искусства. Умение
участвовать в диалоге, адекватно
воспринимать произведения художников
8 -9. Выразительные
возможности
графических
материалов. «Осенний
лес. Мы рисуем
Рассказ, беседа,
демонстрация
наглядных пособий,
игра.
Объяснительно-
иллюстративная,
частично- поисковая.
Индивидуально –
коллективная,
изображение осеннего
леса (по памяти и
впечатлению),
Умение вступать в общение друг с другом
по поводу произведений искусства. Умение
передавать настроение в творческой работе с
20
осень».
коллективная
композиция фриз.
помощью линии, используя художественные
материалы. Различать виды изобразительного
искусства – графика.
10 – 11. Рисование с
натуры. Овощи и
фрукты. «Натюрморт
в творчестве
художников».
Рассказ, демонстрация
наглядных пособий,
рисунок.
Объяснительно-
иллюстративная,
частично- поисковая.
Групповая, коллективная,
индивидуальная.
Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного
замысла в рисунке с натуры. Учить рисовать с
натуры. Иметь представление о натюрморте,
особенности композиции в натюрморте.
12. Беседа
«Художники
анималисты».
Наглядность,
демонстрация.
Объяснительно-
иллюстративная.
Презентация
Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.
Различать элементарные основы
изобразительного языка художников –
анималистов. Иметь представление о
художниках анималистах и их творчестве.
13 -14. Рисование с
натуры животных.
Заяц, бабочка.
Беседа, наглядность,
наглядные пособия.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная.
Индивидуальная,
изображение животных
или зверей.
Умение использовать адекватные выразительные
средства в творческой работе. Умение решать
творческие задачи на уровне импровизаций.
15. Беседа
«Художники –
сказочники».
Наглядность,
демонстрация.
Объяснительно-
иллюстративная,
наглядная.
Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.
Различать элементарные основы
изобразительного языка художников –
сказочников. Иметь представление о
художниках сказочниках и их творчестве.
21
16 -17. Русские
народные сказки
(добрый и злой образ).
Беседа, наглядность,
наглядные пособия.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная.
Индивидуальная,
изображение сказочных
героев (по памяти и
представлению).
Использовать различные элементарные
основы изобразительного языка художников –
сказочников. Создавать композицию
иллюстрирующую русскую сказку.
18 -19. Изображение и
реальность.
Беседа, упражнения,
наглядные пособия.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная.
Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.
Умение использовать адекватные
выразительные средства в творческой работе.
Умение решать творческие задачи на уровне
импровизаций.
20 -21. Изображение и
фантазия.
Беседа, демонстрация,
наглядные пособия.
Объяснительно-
иллюстративная,
репродуктивная,
Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.
Умение создавать творческие работы на
основе собственного замысла.
Умение использовать адекватные
выразительные средства в творческой работе.
22 -23. Украшение и
реальность.
Беседа, рассказ,
наглядные пособия,
игра.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
игровая.
Индивидуальная,
украшение закладки для
книги узором заданной
формы.
Умение применять знания об орнаменте:
ритм, цвет, семантика элементов,
использование художественных материалов.
Умение вести диалог.
24 -25. Постройка и
реальность.
«Подводное царство»
Беседа, рассказ,
демонстрация.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
игровая.
Индивидуально-
коллективная,
конструирование из
бумаги.
Развитие художественного объёмного –
пространственного мышления. Применение
основных средств художественной
выразительности в конструктивных работах;
22
использование навыка конструктивной
работы с бумагой.
26 -27. Постройка и
фантазия.
«Необычные здания».
Беседа, демонстрация,
макеты.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
игровая.
Индивидуальная,
групповая,
конструирование
фантастического города.
Умение участвовать в диалоге. Развитие
художественного объёмного –
пространственного мышления.
28 -29. Все работаем
совместно.
Беседа, демонстрация,
технологические
карты, наглядные
пособия.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
игровая.
Индивидуальная,
конструирование
(моделирование) и
украшение.
Умение выбирать и применять выразительные
средства для реализации собственного
замысла в художественном изделии. Умение
вступать в общение друг с другом.
30 – 31. Выражение
характера (мужской и
женский образ).
Рассказ, беседа,
наглядные материалы,
демонстрация, игра.
Объяснительно-
иллюстративная,
частично – поисковая.
Индивидуальная.
Изображение доброго и
злого воина,
противоположные по
характеру женские
сказочные образы.
Умение создавать творческие работы на
основе собственного замысла. Узнавать
отдельные произведения выдающихся
художников. Умение участвовать в диалоге
, выбирать и использовать адекватные
выразительные средства.
32- 33. Изображение
природы в разных
состояниях.
Рассказ, наглядные
пособия,
демонстрация.
Репродуктивная,
объяснительно –
иллюстративная.
Индивидуальная,
изображение
контрастных состояний
природы.
Умение передавать настроение в творческой
работе с помощью цвета и композиции,
узнавать отдельные произведения
23
выдающихся художников.
34. «Лето, ах лето!»
Экскурсия в
художественный
музей/
Беседа, наглядность.
Продуктивная.
Индивидуальная,
создание композиции
«Здравствуй, лето!» по
впечатлениям от
природы.
Знать жанр изобразительного искусства-
пейзаж. Уметь использовать художественные
материалы, применять основные средства
художественной выразительности.
3 класс - 34 часов (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название)
Формы организации
внеурочной
деятельности
Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Формируемые умения
1-2. Твоя игрушка
(создание формы,
роспись).
Комплектование
групп.
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная
.
Уметь создавать форму постройки, находить
нужную информацию и пользоваться ею.
Различать образцы игрушек Дымково,
Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан.
3-4. Посуда.
Лекция, вхождение в
Продуктивная,
Индивидуальная, парная.
Иметь представление о работе мастера по
24
Комплектование
групп.
контекст проблем,
диалог.
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
изготовлению посуды: конструкция, форма,
украшение, роспись. Учить расписывать
посуду элементами хохломской, городецкой,
дымковской росписи.
5. Мамин платок.
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Находить разнообразие художественной
росписей платков. Учить отличать платок
от ткани. Иметь представление об искусстве
росписи тканей, составлять простейший
орнамент.
6 - 7. Обои, шторы в
твоём доме, в твоей
комнате.
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Выделять роль художников в создании обоев,
штор. Учить разрабатывать эскиз для
создания образа будущей комнаты в
соответствии с её назначением ( используя
технику трафарета или штампа).
8- 9. Книжка –
малышка, любимому
братишке (сестрёнке).
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Понимать роль художника в создании книг,
многообразие видов книг. Уметь отличать
назначение книг, оформлять обложку
иллюстрации. Находить различие и роль
25
обложки, шрифта, буквицы. Уметь
самостоятельно оформлять обложку,
используя придуманный шрифт.
10. Поздравительная
открытка
(декоративная
закладка).
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Учить выполнять простую графическую
работу, различать виды графических работ.
Знать различие литографии от линогравюры.
Учить выполнять эскиз открытки или
декоративной закладки
(по растительным мотивам).
11 – 12. Наследие
предков: памятники
архитектуры
(виртуальная
экскурсия).
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная
Индивидуальная, парная.
Учить находить нужную информацию в
разных источниках, и пользоваться ею.
Уметь находить памятники, посвященные
событиям Гражданской и Отечественной
войны. Знать памятники города, места их
нахождения.
13 – 14. Витражи и
витрины.
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог, поступок.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Коллективная, парная.
Иметь представление о создании витража
и витрин, их оформление по назначению и
уровню культуры города. Уметь отличать
26
различные по назначению и оформлению
витрин. Учить составлять проект
оформления витрины.
15 -16. Парки, скверы
и бульвары в моём
городе.
Рассказ, диалог,
презентация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Коллективная, парная.
Учить работать с разными источниками
информации и пользоваться ими.
Знакомство с работой художника –
архитектора. Познакомить с понятием
ландшафтная архитектура; что работа
художника – архитектора – работа целого
коллектива. Уметь создавать коллективный
проект.
17. Ажурные ограды.
Рассказ, диалог,
презентация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Познакомить с разными инженерными
формами ажурных сцеплений металла.
Учить «конструировать» свои собственные
ограды.
18. Фонари на улицах
моего города.
Рассказ, наглядные
пособия,
демонстрация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Познакомить с разными инженерными
формами и видами фонарей. Учить
придумывать свои собственные фонари.
27
Развитие художественного объёмного –
пространственного мышления.
19 - 20. Транспорт
Рассказ, диалог,
презентация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Познакомить с историей изобретения
транспорта. Различать виды транспорта –
воздушный, наземный и его эволюцию.
Учить изображать разные виды транспорта
. Учить работать с разными источниками
информации и пользоваться ими.
21 - 22. Художник и
театр (образ
театрального героя).
Рассказ, наглядные
пособия,
демонстрация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Познакомить с историей возникновения
античного театра и деятельностью художника
, раскрывая сущность театрального слова,
показать, в чем проявляется фантазия
художника и зрителя. Учить создавать эпизод
театральной сказки.
23 -24. Театральные
маски (злые и
добрые).
Рассказ, наглядные
пособия,
демонстрация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Знакомство с историей происхождения
театральных масок. Показать роль художника
в создании маски, об условности языка масок.
Учить конструировать выразительные
28
маски из бумаги (бумагопластика) и
расписывать, подчёркивая её характер.
25. Театр кукол.
Рассказ, диалог,
презентация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Находить отличие кукольного театра от
других видов театра. Познакомить с
перчаточным театром. Учить создавать в паре
голову кукольного персонажа.
26 -27. Афиша.
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог, поступок.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Знакомство с работой художников – графиков,
с театральным плакатом; назначение афиш.
Умение создавать эскиз афиши групповой или
индивидуально без помощи учителя. Учить
работать с разными источниками информации
и пользоваться ими.
28. Музей моего
города (виртуальная
экскурсия).
Рассказ, диалог,
презентация.
Репродуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
парная.
Коллективная, диалог,
обсуждение.
Знакомство с историей создания городского
музея, усадьбы Лыжина.
29 -32. Картина –
натюрморт, картина –
портрет, картины –
пейзаж, картины
исторические и
бытовые.
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог, поступок.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Учить работать с разными источниками
информации и пользоваться ими. Знать
отличие натюрморта, пейзажа, портрета.
29
Знать выразительные средства выражения,
о роли цвета. Уметь самостоятельно создавать
картину определенного и заданного жанра.
33. День Семьи.
Рассказ, диалог.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Коллективная, диалог,
обсуждение.
Уметь использовать художественные
материалы, применять основные средства
художественной выразительности. Развитие
композиционного мышления и воображения,
умение создавать творческие работы на
основе собственного замысла.
34. Экскурсия в
художественный
музей
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Коллективная.
Уметь использовать в работе все полученные
знания. Уметь использовать художественные
материалы (бумага, краска); применять
основные средства художественной
выразительности в работах. Умение вступать
в общение друг с другом, вести диалог,
договариваться друг с другом.
30
4 класс - 34 часов в год (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название)
Формы организации
внеурочной
деятельности
Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Формируемые умения
1 -3. Пейзаж родной
земли. Гармония
жилья и природы.
Деревня – деревянный
мир. Комплектование
групп.
Беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, презентация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
коллективная.
Уметь находить информационно –
справочный материал по теме и пользоваться
им. Отличать русскую избу от других
строений, знать её устройство, украшение.
Уметь создавать образ избы (коллективная
работа).
4 -6. Образ красоты
человека.
Комплектование
групп.
Беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, презентация.
Продуктивная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Иметь представление о красоте русского
человека, традиционной народной одежде.
Уметь создавать женский, мужской,
народный образ. Знать особенности характер
а сельского труда, образы, связанные с ним,
роль головного убора в народном костюме.
Учить изображать сцену труда в крестьянской
31
жизни.
7 – 8. Народные
праздники.
Беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Иметь представление о своеобразии русской
природы, деревенской местности, её жителях,
специфике их труда. Уметь находить
информационно – справочный материал по
теме и пользоваться им. Уметь применять
выразительные средства для реализации
своего замысла.
9 – 10. Древнерусский
город – крепость и его
жители.
Упражнения, лекция,
диалог, презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Уметь изображать крепостные башни,
ворота. Иметь представление о том, как
выбиралось место для постройки крепостной
стены, башни, ворот. Знать понятия вертикаль,
горизонталь. Учить изображать город –
крепость на фоне пейзажа.
11 -12 Древние
соборы.
Упражнения, лекция,
диалог, презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Уметь объяснять, почему собор является
смысловым центром города; лепить из
пластилина макет храма (в группе). Различать
конструкцию, символику частей храма,
32
украшения храма. Уметь выполнять
групповую работу, знать особенности
соборной архитектуры, пропорции соборов.
13 -14. Древнерусские
воины – защитники.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Уметь находить информационно –
справочный материал по теме и пользоваться
им. Иметь представление, как жили князья
и его люди, как одевались. Уметь изображать
древнерусских воинов.
15. Города русской
земли (виртуальная
экскурсия).
Диалог, рассказ,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная.
Знать старинные русские города: Москва,
Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов
Великий. Уметь отличать эти города.
Находить конкретный образ и облик
каждого из этих городов.
16 – 17. Страна
восходящего солнца
(Япония).
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Познакомить с особенностями легких
построек и конструкций Японии. Иметь
представление об особенностях японской
культуры: графичность, хрупкость. Уметь
сравнивать бытовую постройку и храм –
33
пагоду. Уметь изображать природу через
детали (ветка, трава).
18 -19. Образ
художественной
культуры Древней
Греции.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Уметь находить информационно –
справочный материал по теме и
пользоваться им. Уметь находить и
изображать греческий храм. Определять
значение искусства Древней Греции, образ
греческой природы, Акрополь.
20 -21. Образ
художественной
культуры
средневековой
Западной Европы.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Иметь представление об образах готических
городов средневековой Европы, готические
витражи. Уметь цветом передавать
пространственные планы; конструировать
объемные формы. Уметь различать
сословное разделение людей, средневековые
готические костюмы (вертикальные линии,
удлиненные пропорции). Учить
конструировать объемные формы,
усложняя их декоративными деталями.
34
22 -23. Все народы
воспевают
материнство.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Иметь представление о том, что в искусстве
всех народов есть тема воспевания
материнства. Учить изображать мать и дитя.
24 -25. Все народы
воспевают мудрость
старости.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Познакомить с тем, что красота –
это эстетическая и духовная категория;
лучшие черты характера бабушки и дедушки.
Уметь найти хорошее в повседневной жизни
стариков, изображать любимых бабушек и
дедушек.
26 -27.
Сопереживание –
великая тема
искусства.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Понимать, что искусство способно выражать
человеческую скорбь, отчаяние, что унижение,
угнетение человека следует понимать как
нарушение гармонии и красоты жизни
человека. Знать, что героическая тема в
искусстве имеет большое место. Уметь
изображать рисунок с драматическим
сюжетом.
35
28 -29. Герои, борцы,
защитники.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Иметь представление об основных памятных
событиях: война 1812 года, Сталинградская
битва. Уметь выполнять коллективную
работу на военную тему. Знать героев войны
1812 года, Сталинградской битвы. Уметь
находить информационно – справочный
материал по теме и пользоваться им.
30 -31. Юность и
надежды. Искусство
народов мира.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Знать о воплощении темы детства и юности
в искусстве всех народов. Иметь
представление об основных сюжетах и темах
детства, юности. Уметь выполнять
коллективный коллаж., самостоятельно
подбирать его сюжет. Учить изображать
радость детства.
32 -33. Праздник
искусства. Заочное
посещение музеев
мира.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Индивидуальная, парная,
групповая.
Уметь находить информационно –
справочный материал по теме и
пользоваться им. Учить анализировать
содержание, образный язык произведений
36
разных видов и жанров изобразительного
искусства.
34. Здравствуй, лето!
Экскурсия в
художественный
музей
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог
Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-
иллюстративная,
личностно-
ориентированная.
Коллективная.
Уметь использовать в работе все полученные
знания. Уметь использовать художественные
материалы (бумага, краска); применять
основные средства художественной
выразительности в работах. Умение вступать
в общение друг с другом, вести диалог,
договариваться друг с другом.
37
VIII. Описание материально – технического обеспечения курса
«Волшебная кисточка»
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику
В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам
художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4
кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. –
М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Зеленина
Е.
Л.
Играем,
познаем,
рисуем:
Кн.
для
учителей
и
родителей.
–
М.:
Просвещение, 1996. – 64 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику
Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-
метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.:
Просвещение, 2007г.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство.
Творческая
тетрадь.
1
–
4
класс.
Пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1
класс. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова
Т.
Я.
Изобразительное
искусство.
1
-
4
класс.
Учебник
для
общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Компьютер,
проектор,
магнитофон,
звукозаписи
для
проведения
физминуток,
репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная
бумага.
Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и
холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).
38