Напоминание

"Волшебная кисточка"


Автор: Баталыгина Елена Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 73"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Волшебная кисточка"
Дата публикации: 05.12.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Оглавление

I.Пояснительная записка………………………………………….….2

1.1. Общая характеристика курса «Волшебная кисточка»

внеурочной деятельности………………….…………………….…....3

1.2. Описание места курса «Волшебная кисточка» в учебном

плане внеурочной деятельности…………………………….….….. 4

1.3.

Описание учебно-методического и материально-техничес-

кого обеспечения курса «Волшебная кисточка»…………………..5

II. Личностные, метапредметные и предметные результаты

курса «Волшебная кисточка» внеурочной деятельности……...…5

Ш. Содержание курса «Волшебная кисточка» внеурочной

деятельности с указанием форм организации занятий, основных

видов деятельности.………………………….…………………..…....7

IV. Календарно-тематическое планирование курса «Волшебная

кисточка» (приложение)……...………………………………………....9

1 класс - 33 часа в год……………………………………………….…...9

2 класс - 34 часов в год……………………………………………….…17

3 класс - 34 часов в год……………………………………………….…22

4 класс - 34 часов в год………………………………………………….29

1

Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»

I.Пояснительная записка

В соответствии с п. 19.2 ФГОС НОО рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «Волшебная кисточка» уровня НОО

разработана на основе планируемых

результатов освоения ООП НОО МБОУ «Гимназия 73», с учетом программ, входящих в ее

структуру. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных

неделях во 2 - 4 классах (33 неделях в 1 классах ),составляет 135 часов.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и

освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о

видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического

вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.

Дети

могут

применить

полученные

знания

и

практический

опыт

при

выполнении

творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия

основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при

выполнении работ.

Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся начальной школы,

увлекающихся

изобразительным

искусством

и

художественно

творческой

деятельностью.

Занятия

проходят

во

внеурочное

время

один

раз

в

неделю.

Задания

направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства

(живопись, графика, скульптура), а также

языка декоративно-прикладного искусства

(аппликация,

декоративные

композиции

из

скульптурного

материала)

и

бумажной

пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя,

творчески

раскрыться

в

области

изобразительного

искусства,

формировать

художественную культуры у учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной.

Целью

курса

является

обще

эстетическое

развитие

учащихся

средствами

изобразительной художественно-творческой деятельности.

Цель определяет следующие задачи:

развивать

природные

задатки

и

способности,

помогающие

достижению

успеха в том или ином виде искусства;

Художественно

-

эстетическое

воспитание

учащихся,

развитие

их

творческих способностей и вкуса;

расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в

жизни общества;

влияние

декоративно

-

прикладного

искусства

на

жизненную

среду

человека;

приобщение

детей

к

наследию

русского

народного

искусства

и

его

традициям;

2

развитие

образного

мышления,

воспитание

учащихся

в

гармонии

с

окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;

развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;

научить приёмам исполнительского мастерства;

научить

слушать,

видеть,

понимать

и

анализировать

произведения

искусства;

научить

правильно,

использовать

термины,

формировать

определения

понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на

прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

формировать художественно - творческую активность школьника;

овладение образным

языком изобразительного

искусства посредством

формирования художественных знаний, умений и навыков.

расширение художественно-эстетического кругозора;

приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте

различных видов искусства;

освоение

изобразительных

операций

и

манипуляций

с

использованием

различных материалов и инструментов;

создание

простейших

художественных

образов

средствами

живописи,

рисунка, графики, пластики;

освоение простейших технологий дизайна и оформления;

воспитание зрительской культуры.

Обучение по курсу «Волшебная кисточка» направлено на достижение следующих целей:

В направлении личностного развития:

формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения

контактировать

со

сверстниками

в

творческой

деятельности;

формирование

чувства

радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

В метапредметном направлении:

освоение

детьми

основных

правил

изображения;

овладение

материалами

и

инструментами

изобразительной

деятельности;

развитие

стремления

к

общению

с

искусством;

умение

осознанно

использовать

образно

выразительные

средства

для

решения

творческой

задачи;

развитие

стремления

к

творческой

самореализации

средствами художественной деятельности.

1.1. Общая характеристика курса «Волшебная кисточка» внеурочной деятельности

Содержание программы «Волшебная кисточка» полностью соответствует

требованиям Федерального

Государственного Образовательного Стандарта начального

общего

образования

и

уровнем

образовательной

программы

по

изобразительной

деятельности.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части

общечеловеческой

культуры,

средству

познания

мира

и

самопознания,

формирование

эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности

ребёнка средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных

информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати

– двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее

3

мыслят, но в тоже время у многих из них существуют проблемы с эмоционально –

образным мышлением и восприятием красоты мира.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных

правил

изображения;

овладение

материалами

и

инструментами

изобразительной

деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи:

формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения

контактировать

со

сверстниками

в

творческой

деятельности;

формирование

чувства

радости

от

результатов

индивидуальной

и

коллективной

деятельности; творческие

задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения

творческой

задачи;

развитие

стремления

к

творческой

самореализации

средствами

художественной деятельности.

1.2. Описание места курса «Волшебная кисточка» в учебном плане внеурочной

деятельности

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом второго поколения и рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Год обучения

Количество

часов

в

неделю

Количество учебных

недель

Всего часов

1 класс

1

33

33

2 класс

1

34

34

3 класс

1

34

34

4 класс

1

34

34

Итого:135

На

изучение

данного

предмета

в

начальной

школе

отводится

1

час

в

неделю,

продолжительность занятия – 45 минут.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам гимназии и направлен на развитие,

обучение и воспитание обучающихся.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников,

театры,

обсуждают

особенности

исполнительского

мастерства

профессионалов,

знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в

области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.

Программа

предполагает

не

только

групповые

занятия,

но

и

проведение

массовых

мероприятий.

Формы проведения занятий:

тематические

занятия,

экскурсии,

конкурсы,

викторины,

выпуск

стенгазет,

просмотр

видеофильмов.

Методы и средства обучения:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные - показ иллюстраций, пособий, схем, зарисовок, презентаций, видеофильмов.

Практические

-

выполнение

практических

заданий

в

тетрадях,

игровые

ситуации,

тестирование, экскурсии.

Формы и методы контроля:

Организация тестирования и контрольных опросов по ПДД

проведение викторин, смотров

организация игр

анализ результатов деятельности

4

Контрольная деятельность в рамках реализации рабочей программы

Формы контроля

Классы

Выставка работ

1 класс

Тест

2 класс

Проект

3 класс

Проект

4 класс

1.3.

Описание

учебно-методического

и

материально-технического

обеспечения

курса «Волшебная кисточка»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение включает

минимально-допустимый

перечень

библиотечного

фонда

(книгопечатной

продукции),

печатных

пособий,

технических

компьютерных

и

других

информационных

средств

обучения,

учебно-лабораторного

оборудования

и

натуральных

объектов)

а

также

оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной

школе и специфики изучаемого курса.

Учебные пособия:

натуральные пособия (объекты живой и неживой природы)

изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы), плакаты

Оборудование

для

демонстрации

мультимедийных

презентаций:

компьютер,

проектор, мультимедийная доска

Список рекомендуемой литературы

Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику

В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам

художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4

кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. –

М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Зеленина

Е.

Л.

Играем,

познаем,

рисуем:

Кн.

для

учителей

и

родителей.

М.:

Просвещение, 1996. – 64 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику

Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,

создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с

углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

5

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-

метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.:

Просвещение, 2007г.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство.

Творческая

тетрадь.

1

4

класс.

Пособие

для

учащихся

общеобразовательных

учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1

класс. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова

Т.

Я.

Изобразительное

искусство.

1

-

4

класс.

Учебник

для

общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Компьютер,

проектор,

магнитофон,

звукозаписи

для

проведения

физминуток,

репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.

Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная

бумага.

Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и

холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).

II. Личностные, метапредметные и предметные результаты

курса «Волшебная кисточка».

Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе

является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический

вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

Сформированность

первоначальных

представлений

о

роли

изобразительного

искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;

Ознакомление

учащихся

с

выразительными

средствами

различных

видов

изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

Ознакомление

учащихся

с

терминологией

и

классификацией

изобразительного

искусства;

Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

Получение

детьми

представлений

о

некоторых

специфических

формах

художественной

деятельности,

базирующихся

на

ИКТ

(цифровая

фотография,

работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;

Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе

является формирование следующих умений:

6

формирование

у

ребёнка

ценностных

ориентиров

в

области

изобразительного

искусства;

воспитание

уважительного

отношения

к

творчеству,

как

своему,

так

и

других

людей;

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих

нравственных ценностей;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в

результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

оценивать

жизненные

ситуации

(поступки,

явления,

события)

с

точки

зрения

собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать

конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

в

предложенных

ситуациях,

опираясь

на

общие

для

всех

простые

правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м

классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться работать по предложенному плану;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

учиться

совместно

давать

эмоциональную

оценку

своей

деятельности

и

деятельности других;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать

своё

предположение

(версию)

на

основе

работы

с

иллюстрацией учебника;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения

задания материалов и инструментов;

учиться

готовить

рабочее

место

и выполнять

практическую

работу

по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания

образовательных достижений.

Познавательные УУД:

7

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя;

делать

предварительный

отбор

источников

информации: ориентироваться

в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками

(даны в конце учебника);

перерабатывать

полученную

информацию: делать

выводы

в

результате

совместной работы всего класса;

перерабатывать

полученную

информацию: сравнивать

и

группировать

предметы и их образы;

преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую

изделия,

художественные образы.

Коммуникативные УУД:

уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а).

донести

свою

позицию

до

других: оформлять

свою

мысль

в

рисунках,

доступных для изготовления изделиях;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;

уметь слушать и понимать речь других;

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на

занятиях изобразительного искусства и следовать им;

учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;

б). учиться распределять работу между участниками проекта;

в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ш. Содержание курса «Волшебная кисточка» внеурочной деятельности с

указанием форм организации занятий, основных видов деятельности

1.

Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения

получать

цветовое

пятно,

изучение

основных,

тёплых

и

холодных

цветов.

Контраст

тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера

его насыщения белой или чёрной краской.

8

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от

пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов,

бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.

2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.

Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический

материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах

создания

тонового

пятна

в

графике;

ознакомление

с

вариантами

работы

цветными

карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта,

насекомых, тканей.

3.

Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для

лепки

глиной

и

пластилином.

Получение

сведений

о

скульптуре

как

трёхмерном

изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех

сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4.

Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными

материалами,

используемыми

в

данном

виде

прикладного

искусства.

Знакомство

с

техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по

которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём

работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с

другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать

развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности

фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из

которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем

более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с

засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5.

Бумажная

пластика. Трансформация

плоского

листа

бумаги,

освоение

его

возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание

частей,

а

также

сминание

бумаги

с

последующим

нахождением

в

ней

нового

художественного

образа

и

целенаправленного

сминания

бумаги

с

целью

получения

заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм,

детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются

выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой

дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых

природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции

в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из

бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

9

7. Организация и обсуждение выставки детских работ.

Школьники вспоминают темы,

изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов

первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются

объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети

вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.

10

VII. Тематическое планирование курса «Волшебная кисточка»

1 класс - 33 часа в год (1 раз в неделю)

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации

внеурочной

деятельности

Деятельность

учителя

(осуществляемые

действия)

Деятельность

учащихся

(осуществляемые

действия)

Формируемые умения

1. Я художник. Как

работают художники.

Комплектование

групп.

Рассказ, беседа,

диагностика уровня и

характера дошкольной

подготовки.

Объяснительно –

иллюстративная.

Индивидуальная,

изображение радостного

солнца.

Знать форму изображения солнца.

Уметь рассказывать о своём настроении,

рисовать форму круга (окружности). Умение

участвовать в диалоге, аргументировано

доказывать свою позицию.

2. Учимся наблюдать,

видеть, примечать

красоту вокруг себя.

Комплектование

групп.

Экскурсия, рассказ,

беседа, наблюдения,

сбор природного

материала.

Продуктивная,

объяснительно –

иллюстративная,

игровая.

Коллективная,

индивидуальная.

Практическая (сбор

материала)

Умение слушать, наблюдать, работать

индивидуально по заданию учителя.

Учить высказывать своё отношение к природе

осени. Развитие композиционного мышления

и воображения, творческого личностного

саморазвития.

3. Цветоведение

(основные цвета и их

оттенки)

Рассказ, беседа,

наглядность (цветовой

модуль)

Объяснительно –

иллюстративная.

Индивидуальная,

изображение, работа по

заданному алгоритму.

Умение участвовать в диалоге, отстаивать

своё мнение. Развитие чувства эстетического

11

вкуса.

4. Изображать можно

и пятном.

Рассказ, беседа,

упражнения,

наглядность,

демонстрация, игра

«Сказка про

превращения пятна в

образ»

Объяснительно –

иллюстративная,

частично-поисковая,

игровая.

Индивидуальная,

изображение зверушки

из произвольно

сделанного краской

пятна.

Уметь пользоваться языком изобразительного

искусства, применять основные средства

художественной выразительности (пятно)

в рисунке на плоскости. Уметь воплощать

замысел в своей работе, решать творческие

задачи на уровне импровизаций, участвовать

в диалоге, совместно обсуждать,

анализировать произведения, работы.

5. Изображать можно

и пятном. Волшебные

краски осеннего

дерева.

Коллективная работа,

рассказ, беседа,

упражнения,

наглядность,

демонстрация, игра.

Объяснительно –

иллюстративная,

частично-поисковая,

игровая.

Коллективная работа,

изображение осеннего

леса.

Уметь пользоваться языком изобразительного

искусства, применять основные средства

художественной выразительности (пятно)

в рисунке на плоскости. Уметь воплощать

свой замысел в коллективной работе,

участвовать в диалоге, совместно

обсуждать, анализировать произведения,

работы.

6. . Изображать

Рассказ, беседа,

Продуктивная,

Индивидуальная,

Уметь применять основные средства

12

можно линией.

наглядные пособия.

объяснительно –

иллюстративная,

игровая.

изображение рисунка

линией на тему

«Расскажи нам о себе»

художественной выразительности на

основе собственного замысла, использовать

художественные материалы

(карандаш, фломастер), участвовать в диалоге.

7. Изображать можно

в объёме.

Беседа, наглядные

пособия,

демонстрация, игра.

Объяснительно-

иллюстративная,

частично-поисковая.

Индивидуальная, лепка

птицы из целого куска

пластилина.

Умение применять технологию лепки от большой

формы способами вытягивания и вдавливания.

Умение участвовать в диалоге.

8. Разноцветные

краски осени

«Волшебный ковёр

красок».

Рассказ, наглядность.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

поисковая.

Индивидуальная,

изображение.

Развитие первичных навыков рисования

по памяти и воображению.

Умение выбирать и использовать адекватные

выразительные средства.

9. Художники и

зрители. Выставка

работ.

Беседа, наглядные

пособия.

Объяснительно-

иллюстративная,

поисковая.

Фронтальная, выставка.

Умение вступать в общение с произведением

искусства, участвовать в диалоге, адекватно

воспринимать произведения художников.

Умение узнавать отдельные произведения

выдающихся художников (В.М.Васнецов).

10. Изображать

можно то, что

невидно.

Рассказ, беседа,

наглядные пособия.

Объяснительно-

иллюстративная,

поисковая.

Индивидуальная,

изображение музыки-

создание образов,

контрастных по

настроению музыки.

Умение передавать настроение в

творческой работе с помощью тона и

композиции. Умение выбирать и использовать

13

адекватные выразительные средства, умение

участвовать в диалоге.

11. Мир полон

украшений.

Рассказ, беседа,

наглядность, игра.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

игровая.

Индивидуальная,

изображение сказочного

цветка (по

воображению).

Развитие навыков рисования по воображению.

Умение участвовать в диалоге, выбирать и

использовать адекватные выразительные средства.

12-13. Красоту надо

уметь замечать: узоры

на крыльях.

Симметрия,

симметричность.

Рассказ, беседа,

наглядность.

Объяснительно-

иллюстративная,

частично-поисковая.

Индивидуальная,

украшение крыльев

бабочки.

Знание понятия о симметрии. Умение

использовать художественные материалы

для графического изображения (гелевая

ручка), создавать творческие работы на

основе собственного замысла.

14-15. Красоту надо

уметь замечать:

красивые рыбы.

Аквариум.

Рассказ, беседа,

упражнения,

наглядность.

Объяснительно-

иллюстративная,

частично-поисковая.

Индивидуальная,

украшение рыбки

узорами чешуи.

Умение строить коипозиции, использовать

художественные материалы (гуашь,

фломастеры). Начальное овладение техникой

монотипии. Умение участвовать в диалоге,

выбирать и использовать адекватные

выразительные средства.

16-17. Красоту надо

уметь замечать:

украшения птиц.

Анималисты.

Рассказ, беседа,

наглядность,

демонстрация.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная.

Индивидуальная,

изображение нарядной

птицы.

Умение решать творческие задачи на уровне

импровизации, знать понятие орнамент.

Умение участвовать в диалоге.

14

18. Как украшает себя

человек.

Рассказ, беседа,

наглядность.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная.

Индивидуальная,

изображение любимых

сказочных героев и их

украшений.

Умение строить композиции, создавать

творческие работы на основе собственного

замысла. Умение участвовать в диалоге,

выбирать и использовать адекватные

выразительные средства.

19-20. Создаём

праздник сами.

Проект.

Беседа, наглядность,

демонстрация.

Репродуктивная.

Индивидуальная,

коллективная.

Умение выбрать и применить выразительные

средства для реализации собственного

замысла в художественном произведении,

умение участвовать в диалоге, работать

в группе.

21. Народные

промыслы России.

Городецкая роспись,

орнамент.

Беседа, наглядность,

демонстрация.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная.

Презентация.

Индивидуальная,

изображение узора.

Уметь выполнять элементы городецкой

росписи. Уметь создавать из элементов

росписи композицию.

22. Идём в музей

(виртуальная

экскурсия).

Третьяковская

галерея.

Наглядность,

демонстрация.

Объяснительно-

иллюстративная.

Презентация

Индивидуальная,

коллективная, диалог,

обсуждение.

Знать в общих чертах историю

Третьяковской галереи (произведения и

авторов известных полотен).

15

23. Народные

промыслы:

Филимоновская

игрушка, Дымковская,

Богородская игрушка.

Наглядность,

демонстрация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная.

Индивидуальная,

изображение нарядной

игрушки.

Уметь выполнять элементы росписи

(филимоновская, дымковская, богородская).

Уметь создавать из элементов росписи

композицию.

24. Постройки в

нашей жизни.

Беседа, наглядность,

демонстрация, игра.

Объяснительно-

иллюстративная,

поисковая, игровая.

Индивидуальная,

изображение сказочного

дома для себя и своих

товарищей по

воображению.

Развитие композиционного мышления и

воображения, умение создавать

творческие работы на основе собственного

замысла, использовать художественные

материалы. Умение участвовать в диалоге,

выбирать и использовать адекватные

выразительные средства.

25. Домики, которые

построила сама

природа.

Рассказ, беседа,

наглядность,

демонстрация, игра.

Репродуктивная,

игровая.

Индивидуальная, лепка

сказочных домиков в

форме овощей и

фруктов, грибов.

Умение использовать художественные

материалы (пластилин), применять приёмы

лепки с приставными деталями. Умение

участвовать в диалоге.

26. Всё имеет своё

настроение.

Беседа, упражнения,

наглядность.

Репродуктивная.

Индивидуальная,

создание простых

образов из простых

геометрических фигур.

Уметь видеть конструкцию – построение

предмета; использовать художественные

материалы (бумага); применять навыки

16

изображения в технике аппликации.

Умение создавать творческие работы на

основе собственного опыта.

27. «Город, в котором

мы живём».

Экскурсия в

краеведческий музей.

Беседа, рассказ.

Продуктивная.

Коллективная,

индивидуальная.

Знать историю своего города, известных

людей города (художников, поэтов,

композиторов, героев ВОВ).

28. «Город, в котором

мы живём».

Беседа, наглядность.

Коллективная работа.

Продуктивная.

Коллективная, создание

панно «Город, в котором

мы живём».

Знать жанр изобразительного искусства

- пейзаж. Формирование представлений о

пространственной композиции, умение

воспринимать окружающий мир. Умение

участвовать в диалоге, выбирать и

использовать адекватные выразительные

средства.

29. «Сказочная

страна». Создание

панно.

Беседа, наглядность,

сказка.

Продуктивная

Коллективная работа,

создание панно.

Формирование представлений о

пространственной композиции, умение

сформулировать замысел, участие в диалоге.

Уметь использовать художественные

материалы (бумага); применять основные

17

средства художественной выразительности в

декоративных работах.

30. Герои сказок в

произведениях

художников и

народных мастеров.

Творчество

В.М.Васнецова.

Беседа, упражнения,

наглядность.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная.

Индивидуальная,

создание образов по

памяти.

Умение выбрать и применить

выразительные средства для реализации

собственного замысла в художественном

произведении, умение участвовать в

диалоге, работать в группе.

31. Пропорции и

форма различных

садовых цветов.

Рассказ, беседа,

упражнения,

наглядность.

Объяснительно-

иллюстративная,

частично-поисковая.

Индивидуальная,

изображение цветка ( с

натуры или по памяти).

Умение слушать, наблюдать, работать

индивидуально по заданию учителя. Учить

высказывать своё отношение к нежным

краскам весны. Развитие композиционного

мышления и воображения, творческого

личностного саморазвития.

32. Урок любования.

Умение видеть.

Беседа, демонстрация.

Продуктивная.

Фронтальная, экскурсия

в природу, зарисовки.

Умение использовать художественные

материалы (цветные карандаши); применять

основные средства художественной

выразительности в рисунке ( с натуры).

Умение применять навыки зарисовок с натуры.

18

33. «Здравствуй,

лето!»

Беседа, наглядность.

Продуктивная.

Индивидуальная,

создание композиции

«Здравствуй, лето!» по

впечатлениям от

природы.

Знать жанр изобразительного

искусства-пейзаж. Уметь использовать

художественные материалы, применять

основные средства художественной

выразительности. Развитие композиционного

мышления и воображения, умение создавть

творческие работы на основе собственного замысла

с использованием зарисовок, сделанных

в природе.

2 класс - 35 часов в год (1 час в неделю)

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации

внеурочной

деятельности

Деятельность

учителя

(осуществляемые

действия)

Деятельность

учащихся

(осуществляемые

действия)

Формируемые умения

1 - 2. Три основные

краски, строящие

многоцветие мира.

Комплектование

групп.

Рассказ, беседа,

демонстрация

наглядных пособий,

цветовой круг.

Объяснительно-

иллюстративная,

игровая.

Индивидуальная,

изображение цветов (без

предварительного

рисунка) по памяти и

впечатлению.

Развитие композиционного мышления и

воображения. Умение участвовать в диалоге,

высказывать своё мнение. Различать

основные и составные цвета.

3- 4. Тёплые и

холодные цвета в

Рассказ, беседа,

демонстрация

Репродуктивная,

объяснительно-

Индивидуальная,

изображение природных

Развитие композиционного мышления и

19

живописи. «Краски

осеннего листа».

Комплектование

групп.

наглядных

иллюстраций,

рисунок.

иллюстративная,

игровая.

стихий крупными

кистями.

воображения. Умение различать основные и

составные цвета и смешивать их с белой и

черной краской. Различать жанры

произведений изобразительного

искусства – пейзаж.

5- 6. Пастель и

цветные мелки, их

выразительные

возможности. «Живая

клякса».

Рассказ, беседа,

демонстрация

наглядных пособий,

игра.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

игровая.

Индивидуальная,

изображение осеннего

леса (по памяти и

впечатлению).

Овладение навыками построения

композиции, создание творческих работ

на основе собственного замысла,

использование художественных материалов.

Умение участвовать в диалоге, адекватно

воспринимать произведения художников.

7. Беседа «Родная

природа в творчестве

русских художников».

Рассказ, беседа,

презентация.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

парная.

Коллективная,

индивидуальная.

Умение вступать в общение друг с другом

по поводу произведений искусства. Умение

участвовать в диалоге, адекватно

воспринимать произведения художников

8 -9. Выразительные

возможности

графических

материалов. «Осенний

лес. Мы рисуем

Рассказ, беседа,

демонстрация

наглядных пособий,

игра.

Объяснительно-

иллюстративная,

частично- поисковая.

Индивидуально –

коллективная,

изображение осеннего

леса (по памяти и

впечатлению),

Умение вступать в общение друг с другом

по поводу произведений искусства. Умение

передавать настроение в творческой работе с

20

осень».

коллективная

композиция фриз.

помощью линии, используя художественные

материалы. Различать виды изобразительного

искусства – графика.

10 – 11. Рисование с

натуры. Овощи и

фрукты. «Натюрморт

в творчестве

художников».

Рассказ, демонстрация

наглядных пособий,

рисунок.

Объяснительно-

иллюстративная,

частично- поисковая.

Групповая, коллективная,

индивидуальная.

Выбор и применение выразительных

средств для реализации собственного

замысла в рисунке с натуры. Учить рисовать с

натуры. Иметь представление о натюрморте,

особенности композиции в натюрморте.

12. Беседа

«Художники

анималисты».

Наглядность,

демонстрация.

Объяснительно-

иллюстративная.

Презентация

Индивидуальная,

коллективная, диалог,

обсуждение.

Различать элементарные основы

изобразительного языка художников –

анималистов. Иметь представление о

художниках анималистах и их творчестве.

13 -14. Рисование с

натуры животных.

Заяц, бабочка.

Беседа, наглядность,

наглядные пособия.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная.

Индивидуальная,

изображение животных

или зверей.

Умение использовать адекватные выразительные

средства в творческой работе. Умение решать

творческие задачи на уровне импровизаций.

15. Беседа

«Художники –

сказочники».

Наглядность,

демонстрация.

Объяснительно-

иллюстративная,

наглядная.

Индивидуальная,

коллективная, диалог,

обсуждение.

Различать элементарные основы

изобразительного языка художников –

сказочников. Иметь представление о

художниках сказочниках и их творчестве.

21

16 -17. Русские

народные сказки

(добрый и злой образ).

Беседа, наглядность,

наглядные пособия.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная.

Индивидуальная,

изображение сказочных

героев (по памяти и

представлению).

Использовать различные элементарные

основы изобразительного языка художников –

сказочников. Создавать композицию

иллюстрирующую русскую сказку.

18 -19. Изображение и

реальность.

Беседа, упражнения,

наглядные пособия.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная.

Индивидуальная,

коллективная, диалог,

обсуждение.

Умение использовать адекватные

выразительные средства в творческой работе.

Умение решать творческие задачи на уровне

импровизаций.

20 -21. Изображение и

фантазия.

Беседа, демонстрация,

наглядные пособия.

Объяснительно-

иллюстративная,

репродуктивная,

Индивидуальная,

коллективная, диалог,

обсуждение.

Умение создавать творческие работы на

основе собственного замысла.

Умение использовать адекватные

выразительные средства в творческой работе.

22 -23. Украшение и

реальность.

Беседа, рассказ,

наглядные пособия,

игра.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

игровая.

Индивидуальная,

украшение закладки для

книги узором заданной

формы.

Умение применять знания об орнаменте:

ритм, цвет, семантика элементов,

использование художественных материалов.

Умение вести диалог.

24 -25. Постройка и

реальность.

«Подводное царство»

Беседа, рассказ,

демонстрация.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

игровая.

Индивидуально-

коллективная,

конструирование из

бумаги.

Развитие художественного объёмного –

пространственного мышления. Применение

основных средств художественной

выразительности в конструктивных работах;

22

использование навыка конструктивной

работы с бумагой.

26 -27. Постройка и

фантазия.

«Необычные здания».

Беседа, демонстрация,

макеты.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

игровая.

Индивидуальная,

групповая,

конструирование

фантастического города.

Умение участвовать в диалоге. Развитие

художественного объёмного –

пространственного мышления.

28 -29. Все работаем

совместно.

Беседа, демонстрация,

технологические

карты, наглядные

пособия.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

игровая.

Индивидуальная,

конструирование

(моделирование) и

украшение.

Умение выбирать и применять выразительные

средства для реализации собственного

замысла в художественном изделии. Умение

вступать в общение друг с другом.

30 – 31. Выражение

характера (мужской и

женский образ).

Рассказ, беседа,

наглядные материалы,

демонстрация, игра.

Объяснительно-

иллюстративная,

частично – поисковая.

Индивидуальная.

Изображение доброго и

злого воина,

противоположные по

характеру женские

сказочные образы.

Умение создавать творческие работы на

основе собственного замысла. Узнавать

отдельные произведения выдающихся

художников. Умение участвовать в диалоге

, выбирать и использовать адекватные

выразительные средства.

32- 33. Изображение

природы в разных

состояниях.

Рассказ, наглядные

пособия,

демонстрация.

Репродуктивная,

объяснительно –

иллюстративная.

Индивидуальная,

изображение

контрастных состояний

природы.

Умение передавать настроение в творческой

работе с помощью цвета и композиции,

узнавать отдельные произведения

23

выдающихся художников.

34. «Лето, ах лето!»

Экскурсия в

художественный

музей/

Беседа, наглядность.

Продуктивная.

Индивидуальная,

создание композиции

«Здравствуй, лето!» по

впечатлениям от

природы.

Знать жанр изобразительного искусства-

пейзаж. Уметь использовать художественные

материалы, применять основные средства

художественной выразительности.

3 класс - 34 часов (1 раз в неделю)

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации

внеурочной

деятельности

Деятельность

учителя

(осуществляемые

действия)

Деятельность

учащихся

(осуществляемые

действия)

Формируемые умения

1-2. Твоя игрушка

(создание формы,

роспись).

Комплектование

групп.

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная

.

Уметь создавать форму постройки, находить

нужную информацию и пользоваться ею.

Различать образцы игрушек Дымково,

Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан.

3-4. Посуда.

Лекция, вхождение в

Продуктивная,

Индивидуальная, парная.

Иметь представление о работе мастера по

24

Комплектование

групп.

контекст проблем,

диалог.

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

изготовлению посуды: конструкция, форма,

украшение, роспись. Учить расписывать

посуду элементами хохломской, городецкой,

дымковской росписи.

5. Мамин платок.

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Находить разнообразие художественной

росписей платков. Учить отличать платок

от ткани. Иметь представление об искусстве

росписи тканей, составлять простейший

орнамент.

6 - 7. Обои, шторы в

твоём доме, в твоей

комнате.

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Выделять роль художников в создании обоев,

штор. Учить разрабатывать эскиз для

создания образа будущей комнаты в

соответствии с её назначением ( используя

технику трафарета или штампа).

8- 9. Книжка –

малышка, любимому

братишке (сестрёнке).

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Понимать роль художника в создании книг,

многообразие видов книг. Уметь отличать

назначение книг, оформлять обложку

иллюстрации. Находить различие и роль

25

обложки, шрифта, буквицы. Уметь

самостоятельно оформлять обложку,

используя придуманный шрифт.

10. Поздравительная

открытка

(декоративная

закладка).

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Учить выполнять простую графическую

работу, различать виды графических работ.

Знать различие литографии от линогравюры.

Учить выполнять эскиз открытки или

декоративной закладки

(по растительным мотивам).

11 – 12. Наследие

предков: памятники

архитектуры

(виртуальная

экскурсия).

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная

Индивидуальная, парная.

Учить находить нужную информацию в

разных источниках, и пользоваться ею.

Уметь находить памятники, посвященные

событиям Гражданской и Отечественной

войны. Знать памятники города, места их

нахождения.

13 – 14. Витражи и

витрины.

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог, поступок.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Коллективная, парная.

Иметь представление о создании витража

и витрин, их оформление по назначению и

уровню культуры города. Уметь отличать

26

различные по назначению и оформлению

витрин. Учить составлять проект

оформления витрины.

15 -16. Парки, скверы

и бульвары в моём

городе.

Рассказ, диалог,

презентация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Коллективная, парная.

Учить работать с разными источниками

информации и пользоваться ими.

Знакомство с работой художника –

архитектора. Познакомить с понятием

ландшафтная архитектура; что работа

художника – архитектора – работа целого

коллектива. Уметь создавать коллективный

проект.

17. Ажурные ограды.

Рассказ, диалог,

презентация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Познакомить с разными инженерными

формами ажурных сцеплений металла.

Учить «конструировать» свои собственные

ограды.

18. Фонари на улицах

моего города.

Рассказ, наглядные

пособия,

демонстрация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Познакомить с разными инженерными

формами и видами фонарей. Учить

придумывать свои собственные фонари.

27

Развитие художественного объёмного –

пространственного мышления.

19 - 20. Транспорт

Рассказ, диалог,

презентация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Познакомить с историей изобретения

транспорта. Различать виды транспорта –

воздушный, наземный и его эволюцию.

Учить изображать разные виды транспорта

. Учить работать с разными источниками

информации и пользоваться ими.

21 - 22. Художник и

театр (образ

театрального героя).

Рассказ, наглядные

пособия,

демонстрация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Познакомить с историей возникновения

античного театра и деятельностью художника

, раскрывая сущность театрального слова,

показать, в чем проявляется фантазия

художника и зрителя. Учить создавать эпизод

театральной сказки.

23 -24. Театральные

маски (злые и

добрые).

Рассказ, наглядные

пособия,

демонстрация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Знакомство с историей происхождения

театральных масок. Показать роль художника

в создании маски, об условности языка масок.

Учить конструировать выразительные

28

маски из бумаги (бумагопластика) и

расписывать, подчёркивая её характер.

25. Театр кукол.

Рассказ, диалог,

презентация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Находить отличие кукольного театра от

других видов театра. Познакомить с

перчаточным театром. Учить создавать в паре

голову кукольного персонажа.

26 -27. Афиша.

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог, поступок.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Знакомство с работой художников – графиков,

с театральным плакатом; назначение афиш.

Умение создавать эскиз афиши групповой или

индивидуально без помощи учителя. Учить

работать с разными источниками информации

и пользоваться ими.

28. Музей моего

города (виртуальная

экскурсия).

Рассказ, диалог,

презентация.

Репродуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

парная.

Коллективная, диалог,

обсуждение.

Знакомство с историей создания городского

музея, усадьбы Лыжина.

29 -32. Картина –

натюрморт, картина –

портрет, картины –

пейзаж, картины

исторические и

бытовые.

Лекция, вхождение в

контекст проблем,

диалог, поступок.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Учить работать с разными источниками

информации и пользоваться ими. Знать

отличие натюрморта, пейзажа, портрета.

29

Знать выразительные средства выражения,

о роли цвета. Уметь самостоятельно создавать

картину определенного и заданного жанра.

33. День Семьи.

Рассказ, диалог.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Коллективная, диалог,

обсуждение.

Уметь использовать художественные

материалы, применять основные средства

художественной выразительности. Развитие

композиционного мышления и воображения,

умение создавать творческие работы на

основе собственного замысла.

34. Экскурсия в

художественный

музей

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Коллективная.

Уметь использовать в работе все полученные

знания. Уметь использовать художественные

материалы (бумага, краска); применять

основные средства художественной

выразительности в работах. Умение вступать

в общение друг с другом, вести диалог,

договариваться друг с другом.

30

4 класс - 34 часов в год (1 раз в неделю)

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации

внеурочной

деятельности

Деятельность

учителя

(осуществляемые

действия)

Деятельность

учащихся

(осуществляемые

действия)

Формируемые умения

1 -3. Пейзаж родной

земли. Гармония

жилья и природы.

Деревня – деревянный

мир. Комплектование

групп.

Беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, презентация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

коллективная.

Уметь находить информационно –

справочный материал по теме и пользоваться

им. Отличать русскую избу от других

строений, знать её устройство, украшение.

Уметь создавать образ избы (коллективная

работа).

4 -6. Образ красоты

человека.

Комплектование

групп.

Беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, презентация.

Продуктивная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Иметь представление о красоте русского

человека, традиционной народной одежде.

Уметь создавать женский, мужской,

народный образ. Знать особенности характер

а сельского труда, образы, связанные с ним,

роль головного убора в народном костюме.

Учить изображать сцену труда в крестьянской

31

жизни.

7 – 8. Народные

праздники.

Беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Иметь представление о своеобразии русской

природы, деревенской местности, её жителях,

специфике их труда. Уметь находить

информационно – справочный материал по

теме и пользоваться им. Уметь применять

выразительные средства для реализации

своего замысла.

9 – 10. Древнерусский

город – крепость и его

жители.

Упражнения, лекция,

диалог, презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Уметь изображать крепостные башни,

ворота. Иметь представление о том, как

выбиралось место для постройки крепостной

стены, башни, ворот. Знать понятия вертикаль,

горизонталь. Учить изображать город –

крепость на фоне пейзажа.

11 -12 Древние

соборы.

Упражнения, лекция,

диалог, презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Уметь объяснять, почему собор является

смысловым центром города; лепить из

пластилина макет храма (в группе). Различать

конструкцию, символику частей храма,

32

украшения храма. Уметь выполнять

групповую работу, знать особенности

соборной архитектуры, пропорции соборов.

13 -14. Древнерусские

воины – защитники.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Уметь находить информационно –

справочный материал по теме и пользоваться

им. Иметь представление, как жили князья

и его люди, как одевались. Уметь изображать

древнерусских воинов.

15. Города русской

земли (виртуальная

экскурсия).

Диалог, рассказ,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Знать старинные русские города: Москва,

Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов

Великий. Уметь отличать эти города.

Находить конкретный образ и облик

каждого из этих городов.

16 – 17. Страна

восходящего солнца

(Япония).

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Познакомить с особенностями легких

построек и конструкций Японии. Иметь

представление об особенностях японской

культуры: графичность, хрупкость. Уметь

сравнивать бытовую постройку и храм –

33

пагоду. Уметь изображать природу через

детали (ветка, трава).

18 -19. Образ

художественной

культуры Древней

Греции.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Уметь находить информационно –

справочный материал по теме и

пользоваться им. Уметь находить и

изображать греческий храм. Определять

значение искусства Древней Греции, образ

греческой природы, Акрополь.

20 -21. Образ

художественной

культуры

средневековой

Западной Европы.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Иметь представление об образах готических

городов средневековой Европы, готические

витражи. Уметь цветом передавать

пространственные планы; конструировать

объемные формы. Уметь различать

сословное разделение людей, средневековые

готические костюмы (вертикальные линии,

удлиненные пропорции). Учить

конструировать объемные формы,

усложняя их декоративными деталями.

34

22 -23. Все народы

воспевают

материнство.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Иметь представление о том, что в искусстве

всех народов есть тема воспевания

материнства. Учить изображать мать и дитя.

24 -25. Все народы

воспевают мудрость

старости.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Познакомить с тем, что красота –

это эстетическая и духовная категория;

лучшие черты характера бабушки и дедушки.

Уметь найти хорошее в повседневной жизни

стариков, изображать любимых бабушек и

дедушек.

26 -27.

Сопереживание –

великая тема

искусства.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Понимать, что искусство способно выражать

человеческую скорбь, отчаяние, что унижение,

угнетение человека следует понимать как

нарушение гармонии и красоты жизни

человека. Знать, что героическая тема в

искусстве имеет большое место. Уметь

изображать рисунок с драматическим

сюжетом.

35

28 -29. Герои, борцы,

защитники.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Иметь представление об основных памятных

событиях: война 1812 года, Сталинградская

битва. Уметь выполнять коллективную

работу на военную тему. Знать героев войны

1812 года, Сталинградской битвы. Уметь

находить информационно – справочный

материал по теме и пользоваться им.

30 -31. Юность и

надежды. Искусство

народов мира.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Знать о воплощении темы детства и юности

в искусстве всех народов. Иметь

представление об основных сюжетах и темах

детства, юности. Уметь выполнять

коллективный коллаж., самостоятельно

подбирать его сюжет. Учить изображать

радость детства.

32 -33. Праздник

искусства. Заочное

посещение музеев

мира.

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог,

презентация.

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Индивидуальная, парная,

групповая.

Уметь находить информационно –

справочный материал по теме и

пользоваться им. Учить анализировать

содержание, образный язык произведений

36

разных видов и жанров изобразительного

искусства.

34. Здравствуй, лето!

Экскурсия в

художественный

музей

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в

контекст проблем

ученика, диалог

Продуктивная,

наглядная,

объяснительно-

иллюстративная,

личностно-

ориентированная.

Коллективная.

Уметь использовать в работе все полученные

знания. Уметь использовать художественные

материалы (бумага, краска); применять

основные средства художественной

выразительности в работах. Умение вступать

в общение друг с другом, вести диалог,

договариваться друг с другом.

37

VIII. Описание материально – технического обеспечения курса

«Волшебная кисточка»

Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику

В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам

художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4

кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. –

М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Зеленина

Е.

Л.

Играем,

познаем,

рисуем:

Кн.

для

учителей

и

родителей.

М.:

Просвещение, 1996. – 64 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику

Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,

создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с

углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-

метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.:

Просвещение, 2007г.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство.

Творческая

тетрадь.

1

4

класс.

Пособие

для

учащихся

общеобразовательных

учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1

класс. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова

Т.

Я.

Изобразительное

искусство.

1

-

4

класс.

Учебник

для

общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Компьютер,

проектор,

магнитофон,

звукозаписи

для

проведения

физминуток,

репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.

Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная

бумага.

Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и

холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).

38



В раздел образования