Напоминание

"Использование ИКТ на уроке"


Автор: Лебедева Виктория Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа 115"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроке"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование ИКТ на уроке

Лебедева Виктория Петровна учитель начальных классов

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования,

можно выделить три основных компонента:

содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных

программ, участие в проектах различных уровней;

деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий,

в т.ч. ИКТ;

процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение

условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как

процесс создания условий для системного внедрения и активного использования

информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что

должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов,

адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим

оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут

входить:

компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в

локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;

учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором,

интерактивной доской;

рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым

программным обеспечением;

медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных

школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать

программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную

деятельность учащихся;

образовательные ресурсы сети Интернет;

электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной

среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью

компьютера.

Классификация ЭОР:

Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом

предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на

бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).

Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные

отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для

полиграфического издания невозможны.

Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного

использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.

Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные

модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты,

размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа [2].

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и

информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных

возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за

пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование.

Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ; использование – применение готовых

электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач; интеграция – изменение

технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание

образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов [3].

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в

образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего

ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

развитию информационной компетентности учащихся;

реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других

предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;

развитию учебной мотивации;

активизации познавательной деятельности учащихся;

развитию способности к самостоятельной работе;

развитию навыков работы в коллективе;

развитию коммуникативных навыков;

корректировке самооценки учащихся;

укреплению веры ученика в свои силы;

развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов,

организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение

эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации,

видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);

изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные

модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);

организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать

условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной

творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;

использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов,

обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;

решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;

формирование навыков информационно-поисковой деятельности;

осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)

Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми

программами

Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)

Допуск к работе: тестовый контроль

Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных

программных средств или моделирование в среде MS Excel

Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение

интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.

Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта

в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники

организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического

обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:

фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и

проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций

изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;

индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для

организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.

Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется

количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки

учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.

Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса

или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.

Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде

(возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой

учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.

Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при

количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и

сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.

Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3

раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной

работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.

Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя

практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный

вариант организации такой работы представлен в таблице:

«сильная» группа

«средняя» группа

«слабая» группа

1. Постановка цели урока - 2 минуты

2. Работа за компьютером - 10-12 минут

2. Работа с учебником - 10-12 минут

2. Работа с учителем - 10-12 минут

3. Работа с учебником - 10-12 минут

3. Работа с компьютером - 10-12 минут

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут

4. Решение задач - 10 - 20 минут

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут

При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются

фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют

возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет

«средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть

сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем

технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше

компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в

паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют

возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных»,

«слабые» подтягиваются до уровня «средних».

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда

требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование

продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов

использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за

компьютером.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует

алгоритму [4]:

Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи

урока.

Изучить материал учебника и дополнительных пособий.

Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики

и т.п.).

Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.

При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого

специалистов, учащихся.

До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить

сценарий урока.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами

ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся

и эффективности обучения в целом.

Литература

НФПК ИСО (электронный ресурс)

Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по

образованию (электронный ресурс СБППО).

Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград.: Учитель, 2007.

Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения:

практическое руководство. – Москва.: Бином, 2005.



В раздел образования