Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников"


Авторы: Хаматвалиева Ильмира Ильдусовна, Нуриева Алеся Радиевна
Должность: ассистент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
Учебное заведение: Елабужский институт КФУ
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое

воспитание

дошкольников.

Дошкольный

возраст

считается

самым

оптимальным

этом

в

развитии

экологической

культуры

личности.

Детские

психологи

отмечают

возраст

5-6

лет

как

самый

восприимчивый,

открытый

к

познанию.

В

этот

период

формируется

отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата

ценностей. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей

среды,

у

него

развивается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему,

формируются

основы

нравственно-экологических

позиций

личности.

Экологическое

воспитание

-

направление

в

дошкольной

педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с

возросшей деятельностью человека в мире природы. Начнем эту статью с

того,

что

такое

экология?

Экология-

это

наука

о

связях

между

живыми

существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Главной

целью экологического воспитания является формирование человека нового

типа

с

новым

экологическим

мышлением,

способного

осознавать

последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего

жить в относительной гармонии с природой. Давайте остановимся на задачах

экологического

воспитания,

т.е.

на

том,

на

что

будут

направлены

и

ориентированы

все

обоснованные

методы

и

приемы

педагогического

воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Задачами

экологического

воспитания

детей

являются:

-

формировать

систему

экологических

знаний

и

представлений

(интеллектуальное

развитие);

-

развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту

природы,

восхититься

ею,

желания

сохранить

её).

-

участие

детей

в

посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по

охране

и

защите

природы.

Экологическую

культуру

детей

дошкольного

возраста

можно

рассматривать

как

специфическую

"субкультуру"

определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры,

соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства

массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается

на формирование начал эко культуры ребенка и определяется отношением ее

членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада,

в

этой

связи,

определяется

не

только

условиями

воспитания,

но

и

личностными,

профессиональными

качествами

педагогов,

культурным

уровнем

всего

педагогического

коллектива.

Осью

индивидуальной

экологической

культуры

целесообразно

считать

эко

с о зн а н и е ,

формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается,

если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать

сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в

природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Именно на 4-5-м году

жизни более отчетливо проявляются элементы этого сознания: интерес к

природе,

к

определенным

видам

деятельности,

эмоциональные

реакции,

более осознанные оценки поведения людей в природе. Главным элементом

экологического сознания наиболее характерна - потребность в общении с

природой, которая является отправной точкой формирования экологической

культуры

ребенка,

как

правило,

не

отделяющего

себя

от

природы,

воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические

чувства,

которые

вызывает

общение

с

природой,

индивидуальные

для

каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные

или

отрицательные.

Так,

например,

при

положительных

-

формируется

осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит

духовное

обогащение

личности.

Еще

одним

условием

воспитания

эко

культуры

является

необходимость

ставить

детей

в

поисковые

ситуации,

чтобы

они

активно,

творчески

и

самостоятельно

приобретали

опыт

и

осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть

заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно

организованной

деятельности;

важно,

чтобы

в

процессе

экологического

воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью,

а

способствовало

формированию

основ

эко

культуры.

Результатом

экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая

культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и

их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни,

в поведении, в разнообразной форме работы с детьми: Формы работы с

детьми

включают

в

себя

1.

Экологические

занятия

и

беседы.

С

детьми

обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия

«Кладовая природы», «Лес — помощник человека», «Полезные изобретения»

и

другие.

2.

Экологические

праздники:

Которые

подготавливают

Музыкальный руководитель вместе с методистом и воспитателями. «День

экологических

знаний»,

«День

Земли»,

«Праздник

лета».

Организуются

досуги в форме КВН «Знатоки природы». 3.Целевые прогулки. экскурсий

воспитатель вместе с детьми проводит наблюдение в природе. Это может

быть, как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так

и

образовательная

работа,

например,

с

шедеврами

изобразительного

искусства: рассматривание пейзажных картин. 4.Практический опыт дети

получают,

помогая

ухаживать

за

растениями

и

животными.

По

мере

взросления ребенка круг его обязанностей расширяется. Часто привлекаются

дети более старшего возраста к совместным проектам с дошкольниками из

ясельных и младших групп. Например, младшие ребята выращивают овощи

на огороде, а их старшие товарищи проводят показательные мастер-классы по

приготовлению

салатов

и

других

блюд

из

этих

овощей.

Дети

подготовительной группы могут вести «экологический дневник», в который

заносят

все

наблюдения,

заметки,

опыты.

Взаимодействие

с

родителями

является необходимой составляющей экологического воспитания в детском

саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку Несмотря

на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с

энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном

субботнике,

озеленении

территории

детского

сада,

подготовке

кормушек,

сборе

мусора,

батареек

и

прочее.

Экологическое

образование

следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные

или каникулы дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты

для

музея

природы

в

саду,

сделать

поделку

из

природного

материала,

нарисовать

стенгазету.

Так

же

не

менее

важно,

чтобы

педагогический

коллектив повышал квалификации, приобретая соответствующие навыки по

предмету

экологии

различными

методами.

Таким

образом,

в

период

дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической

культуры

детей,

и

при

условии

качественного

формирования

этой

субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь

окружающую

природу

всю

жизнь,

передавая

свои

знания

и

умения

следующим поколениям.

2.

Исследование

на

тему

экологическое

воспитание

в

ДОУ

Мероприятие

<Огород

на

подоконнике>

Экологическое

воспитание

дошкольников основывается на чувственном восприятии детьми природы

(триада

«вижу-слышу-осязаю»),

эмоциональном

взаимодействии

с

ней

(любой

контакт

с

природой

обязательно

вызывает

какие-либо

эмоции),

элементарных

знаниях

о

жизни,

росте

и

развитии

живых

существ.

Социальная

значимость

мероприятия:

приобщение

детей

к

работе

по

выращиванию

вместе

со

взрослым

зелени

на

подоконнике,

развивать

целеустремленность,

наблюдательность,

воспитание

интереса

к

миру

растений,

на

формирование

начал

экологической

культуры,

в

условиях

детского

сада.

Целью

данного

мероприятия

является:

формирование

экологической

культуры

у

детей

и

родителей,

создание

условий

для

познавательного

развития

детей

через

исследовательскую

деятельность.

Значимость данного мероприятия. Многие родители, имеющие свои огороды

(дачи,

не

подозревают,

что

зеленое

царство

начнет

вызывать

огромный

интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в

зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от

того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник

может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей

почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого,

требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок

будет сочувствовать и ухаживать.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского,

социально-личностного,

эстетического

развития

ребенка.

Маленькие

дети

любят

действовать.

Мир

вокруг

себя

они

познают

практически,

а

свои

действия

с

наблюдениями

за

результатами.

Практической

деятельностью

является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение

к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие

таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный

результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества

для обучения ребенка. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного

возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том,

где

они

растут,

о

необходимых

условиях

их

роста,

их

интерес

к

познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы

удовлетворить

детскую

любознательность,

привить

первые

навыки

активности

и

самостоятельности

мышления,

мы

создали

условия

для

поисково-исследовательской

деятельности.

Ознакомление

с

ростом

и

развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в

помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя

для

этого

<огород

на

окне>.

Для

проведения

этого

мероприятия

нам

понадобятся ящик, грунт, лук, лейка, вода. Целью мероприятия являются:

Цель:

-Ознакомить детей с процессом посадки лука;

-Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

-Сформировать у детей навыки посадки лука, вызвать интерес к

выращиванию растений;

-Воспитать желание добиваться результата, участвовать в общем деле;

-

Развивать

любознательность,

интерес

к

исследовательской

деятельности, экспериментированию;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми

и родителями.

К программным задачам данного мероприятия относятся:

-Продолжать учить устанавливать связи, между состоянием растения и

условиями окружающей среды.

-Закрепить знания о строении лука, об условиях, необходимых для

роста

растения;

-Закрепить знания цвета, формы предмета и уметь определять по его

признакам;

-Научить детей посадки луковиц;

-Привить

любовь

к

труду

Деятельность

педагога

в

мероприятии

заключается в:

- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);

- Составление плана работы над мероприятием;

- Сбор материала необходимого для реализации данного мероприятия;

- Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок,

песен, связанных с тематикой мероприятия);

- Организация предметно – развивающей среды по теме мероприятия;

- Изготовление дидактических игр и пособий для детей.

Дети в ходе мероприятия будут задействованы в:

-

Рассматривании

иллюстративного

материала,

муляжей

овощей

по

теме мероприятия;

- Сборе необходимого материала для создания <огорода>;

-

Совместном

обсуждение

плана

по

выполнению

мероприятия.

Деятельность педагога в процессе практической работы (посадке семян):

- Беседа с детьми познавательного характера;

- Организация предметно – развивающей среды по теме;

- Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей в процессе практической работы (посадке семян):

- Посадка семян лука в землю;

- Уход за растением - полив, рыхление;

- Игровая, двигательная деятельность;

- Участие в практической деятельности;

- Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

К совместной деятельности педагога и детей относятся:

- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- Различные виды изобразительной деятельности по тематике;

- Просмотр фильмов о растениях;

- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

- Труд в <огороде>.

Для успешной реализации мероприятия проводятся:

1. Беседы:

- «Что такое огород и что на нём растет»,

- «Что такое « Огород на окне»,

- «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

- «Семена».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Строение растений»,

- «Рост и развитие растений»,

- «Вода и росток»,

- «Солнце и росток»,

- «Проращивание семян».

3. Практическая деятельность:

- Отбор и посев семян.

- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам:

- «Семена»

- «Первые всходы»

5. Игровая деятельность:

- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений,

которые можно вырастить на подоконнике.

- Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно - творческая деятельность детей.

- Раскрашивание картинок.

- Рисование «Лук от всех недуг»;

- Лепка из пластилина;

7. Речевое развитие.

- Чтение сказок;

- Игра- инсценировка;

- Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде»;

-

Разучивание

с

детьми

стихов,

загадок,

пословиц

и

поговорок

об

овощах.

Итоги мероприятия

В ходе мероприятия расширились представления детей о растениях, как

живых

организмах,

об

условиях,

необходимых

для

роста

и

развития,

развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых

растений

и

результатом

своего

труда.

Дети

научились

наблюдать,

стали

бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с

растениями по принципу «не навреди».

В

дальнейшем

необходимо

способствовать

слиянию

ребенка

с

природой

родного

края,

формировать

эстетическое

отношение

к

ней,

у глубля т ь

зна ния ,

с о ве р ше нс т во ват ь

на в ы к и,

п од д е р ж и в ат ь

индивидуальность

каждого

ребенка.

И

тогда

ребенок

проявит

интерес

к

исследовательской,

познавательной

деятельности,

будут

самостоятельно

и

творчески

осваивать

новые

способы

исследований

для

более

точного

результата.



В раздел образования